Московский экономический журнал 3/2019

image_pdfimage_print

УДК 334.012.6, УДК 338.24

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13007

ФОРМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

FORMS OF INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR SMALL WOMEN’S ENTREPRENEURSHIP

Руденко Людмила Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и финансов, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

Быкова Ольга Николаевна, доктор экономических наук профессор кафедры предпринимательства и логистики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Lyudmila Rudenko, candidate of economic sciences, associate professor,
Dean of the faculty of economics and finance, Moscow Witte University, Moscow, mila.k07@mail.ru

Olga Bykova, doctor of economics, professor of the Department of entrepreneurship and logistics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, lgaa3@rambler.ru

Аннотация: Тема формирования адаптивных форм поддержки женского предпринимательства становится наиболее актуальной в современных условиях уменьшения доли активного населения и повышения пенсионного возраста. В статье исследуются вопросы женского предпринимательства, выявляются мотивы и факторы, сдерживающие развитие женского бизнеса. Уточняются формы поддержки малого женского предпринимательства исходя из гендерных различий. Разрабатываются мероприятия по совершенствованию государственной поддержки женского предпринимательства, которые могут быть заложены в дорожную карту по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы.

Summary: The theme of the formation of adaptive forms of support for women’s entrepreneurship is becoming the most relevant in modern conditions of reducing the share of the active population and raising the retirement age. The article investigates the issues of women’s entrepreneurship, identifies the motives and factors hindering the development of women’s business. The forms of support for small women’s entrepreneurship are specified on the basis of gender differences. Measures are being developed to improve state support for women’s entrepreneurship, which can be included in the road map for the implementation of the National strategy for action for women for 2017-2022

Ключевые слова: малое предпринимательство, малое и среднее предпринимательство, женское предпринимательство, инфраструктура поддержки, формы поддержки, социально ориентированный бизнес.

Keywords: small business, small and medium enterprises, women’s entrepreneurship, support infrastructure, forms of support, socially oriented business.

Введение

Малое женское предпринимательство постепенно набирает силу, становится современным трендом, способствует росту экономики, в связи с чем, многие государства разрабатывают политику по поддержке и стимулированию данного бизнеса [20]. Женское предпринимательство в основном ориентировано на социальную сферу, дошкольное воспитание, дополнительное образование, сферу культуры и здравоохранения, на информационные и консультационные услуги в области юриспруденции, бухгалтерского учета, психологии, на сферу моды и общественно полезных услуг. Доля женщин, желающих открыть свой бизнес неуклонно растет, но в то же время, недостаточный уровень поддержки ограничивает женскую инициативу. Важной такая поддержка становится в период финансовых кризисов, когда женщины для поддержания бюджета в семье выходят на работу. Благоприятные условия для ведения бизнеса способствуют быстрой адаптации женщин к предпринимательской деятельности, но не во всех странах существуют достаточные условия для ведения бизнеса. Женщины сталкиваются с проблемами нехватки знаний, финансов, информации, с высокими налоговыми ставками, административными барьерами и значительно тяжелее преодолевают их, чем мужчины. Существующие скрытые гендерные подходы к отбору кандидатов на рабочие места и открытию бизнеса сдерживают развитие потенциала женского предпринимательства. Тема формирования адаптивных форм поддержки женского предпринимательства становится наиболее актуальной в современных условиях уменьшения доли активного населения и повышения пенсионного возраста.

В отдельных государствах на долю предприятий, которые возглавляют женщины, приходится 50-60%. В Германии и США около 50-52% вклад в ВВП осуществляется компаниями, возглавляемыми женщинами, в Италии – 60%, в Японии – 55%.  В России женское предпринимательство развито в основном в социальной сфере и в сфере образования детей, как отмечают эксперты «ОПОРЫ РОССИИ», этот показатель в данном секторе доходит до 90%. В то же время доля женщин, задействованных в малом и среднем бизнесе (МСБ) 30%, а количество компаний, возглавляемых женщинами руководителями – 45%. Соответственно можно сделать вывод, что в России не задействован в полной мере потенциал женского предпринимательства [7].

Цель представленного исследования ориентирована на сформирование приемлемых форм поддержки малого женского предпринимательства на основе обобщения существующих проектов и программ. Новизна научного исследования на фоне недостаточно изученного вопроса женского бизнеса заключается в уточнении форм и мер поддержки женского предпринимательства на современном этапе, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию поддержки малого женского бизнеса.

Методология исследования

Методологической базой исследования послужили труды ученых, исследующих вопросы развития женского предпринимательства, инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном, и региональном уровнях. В качестве методологического подхода к настоящему исследованию применен комплексный подход, в рамках которого использованы методы анализа, синтеза, исторический и логический. Эмпирической базой исследования послужили данные Росстата, АО «Корпорация МСП», МСП Банка, «ОПОРЫ РОССИИ», Деловой России, Торгово-промышленной палаты России, а также исследования, проведенные НАФИ.

Результаты исследования

НАФИ при поддержке «ОПОРЫ РОССИИ» проводило исследование индекса предпринимательской активности женщин (WBI), который содержит результаты опроса по трем частным индексам: культура предпринимательства, предпринимательская экосистема и личные качества. Культура предпринимательства включает в себя два показателя: общественное мнение о женщинах в целом и женщинах-предпринимателях, мнение ближайшего окружения о женщине и ее бизнесе. Индекс личных качеств включает показатели профессионализма, изменения отношения к женщине в коллективе, изменения семейной жизни и досуга. Самый значительный индекс по весу – предпринимательская экосистема ­– включает показатели: экономические условия для ведения бизнеса, доступность бизнес образования, доступность инфраструктуры для детей дошкольного возраста, динамика изменения оборота фирмы, численности персонала компании, их оплаты труда, возможность увеличения заработной платы в будущих периодах, доступность финансирования, инвестиции прибыли в расширение производства.

По результатам четырехгодичного исследования 2015-2018гг. индекс WBI возрос на 13 п.п. с 56 до 69,4. В 2018г. в обследовании участвовали две группы: женщины (600 чел.) и женщины-предприниматели (400 чел.). В 3 квартале 2018г. ответы женщин распределились следующим образом по стимулам к предпринимательской деятельности в порядке уменьшения значимости: больший доход от предпринимательской деятельности, чем доход по найму (92%), желание воплотить собственную идею и самореализоваться (27%), возможность свободно распоряжаться временем (89%), желание не иметь начальника (88%), наличие профессионального опыта в бизнесе (79%), наличие хорошей команды (78%), отсутствие достойной работы по найму (75%), наличие стартового капитала (73%), возможность руководить другими людьми (53%). В тоже время женщины назвали основные факторы, сдерживающие развитие собственного предпринимательства: нехватка финансовых средств (88%), нехватка знаний в сфере бизнеса (82%), неуверенность в собственных силах (73%), нестабильность экономической среды (73%), высокие административные барьеры (67%), значительная занятость семьёй, домом (62%), нехватка времени (47%), наличие маленьких детей и недостаточность инфраструктуры для детей (35%). Каждая третья женщина-предприниматель отмечает ухудшение условий для ведения бизнеса. Более трети женщин-предпринимателей (38%) в 2018г. привлекали кредиты на развитие бизнеса, при этом более половины отметили, что получить дополнительные финансы было легко (58%), а 40% – столкнулись с трудностями. Наиболее активно привлекали кредиты женщины-представители малого (56% опрошенных в данной группе) и среднего бизнеса (63%). Женщины-предприниматели позитивно оценивают изменения в доступности бизнес-образования: 63% женщин-предпринимателей отметили доступность обучения, а 56% рассчитывают на увеличение доступности в будущем. Необходимо отметить что 79% опрошенных женщин-предпринимателей хотели бы иметь наставника, 64% женщин, не являющихся предпринимателями, также хотели бы учиться у действующих предпринимателей. Быть наставниками изъявили желание только 17% женщин-предпринимателей. В качестве мотивов данной деятельности назывались самореализация, расширение социальных связей и дополнительный заработок. Среди интересующих тем в сфере образования были выделены вопросы, связанные с законодательством и налоговым сектором, опытом ведения бизнеса в конкретной области, конкурентной борьбой, продвижением продукта и услуги на рынке, привлечением инвестиций, финансированием и кредитованием, господдержкой. Индекс готовности бизнеса к цифровой экономике среди женщин-предпринимателей составил 45 п.п. (из 100 п.п.). Цифровизация бизнеса находится в активной стадии, при этом отмечается недостаточность внимания со стороны женщин-предпринимателей к защите и безопасности данных и квалификации сотрудников в области цифровых технологий. Наиболее высокие показатели отмечаются в сфере развития каналов передачи и хранения информации в процессе деятельности компании (59 п.п.), использования интернета (56 п.п.), и интеграции цифровых технологий (54 п.п.). Вместе с тем, такие частные индексы как информационная безопасность (37 п.п.) и обучение сотрудников основам цифровой безопасности (18 п.п.) находятся на достаточно низком уровне [9]. Таким образом, на основании исследований, проводимых НАФИ, можно сделать вывод, что основными направлениями поддержки женского малого предпринимательства должны стать консультационная и психологическая поддержка, популяризация предпринимательства, бизнес образование, создание инфраструктуры для детей, финансовая поддержка, получение компетенций в области цифровизации.

Необходимость совмещения профессиональной деятельности, воспитание детей, уход за престарелыми родителями возможна при создании благоприятных условий для деятельности женщин, которые позволят участвовать им в экономике страны, обеспечивать свою жизнь и пополнять семейный бюджет, реализовывать свои материнские потребности [13]. Для чего необходимо создавать гибкие формы занятости, развивать инфраструктуру детства, систему дополнительного образования для женщин, выходящих из декретного отпуска. Существует скрытая дискриминации при приеме на работу многодетных женщин и женщин имеющих малолетних детей, в тоже время Росстат отмечает, что доля женщин среди безработных в возрасте 15 лет и старше в июне 2018г. составила 50,8%, против 47,8% в июне 2017г. Таким образом, наблюдается рост доли безработных женщин [8].

Целесообразно отметить, что женское предпринимательство имеет иные мотивы, чем мужское предпринимательство, поэтому гендерное отличие должно закладываться в существующие проекты и программы поддержки малого женского предпринимательства. У женщин-предпринимателей присутствует иная иерархия рангов предпринимательских ориентиров, прежде всего самореализация и материальная независимость, раскрытие своего потенциала в социально-ориентированной сфере и преимущественно в сервисной экономике, гармоничное сочетание предпринимательских способностей и социальных функций матери, жены [12]. Существует ряд препятствий по развитию женского предпринимательства: политико-правовые, идеологические, социально-культурные и экономические [5]. В то же время, как отмечают В. А. Похвощев, О. А. Колесникова, женское предпринимательство сосредоточено в той сфере, где уровень заработной платы ниже, по этой причине женщины вынуждены уходить в неформальный сектор экономики [14].

Исходя из особенностей женской психологии, мотивации, формирование и развитие женского предпринимательства требует корректировки и уточнения существующих форм поддержки малого предпринимательства (МП).

Поддержка по программам обучения, дополнительного образования и аутсорсинг. В рамках поддержки создаются специальные образовательные программы, способные адаптировать женщин, находящихся в декретном отпуске или по уходу за детьми инвалидами к предпринимательской деятельности. Большую долю таких программ рекомендуется основывать на дистанционных технологиях. Кроме того важным становится получение женщинами цифровых компетенций, навыков работы с big data. Результаты исследования НАФИ также подтвердили потребность женщин в менторстве. С 2015г. при «ОПОРЕ РОСИИ» создан Комитет по развитию женского предпринимательства, основными функциями которого являются организация и осуществление образовательных программ, законотворческая деятельность, финансовая поддержка, проведение экспертиз, внешнеэкономическая деятельность, тиражирование и популяризация предпринимательских инициатив женщин. Совместно с Корпорацией МСП «ОПОРА РОССИИ» реализует Федеральный образовательный проект «Мама-предприниматель», грантодателем которого является Благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее». Программа включает пятидневное обучение с погружение в деловую среду с наставником. Победителям бизнес-проектов выделяется грант в размере 200 000 руб. В 2017г. в данной программе уже участвовало 20 регионов РФ. Проект по развитию женского предпринимательства, разработанный «ОПОРОЙ РОССИИ», по решению Председателя Совета Федерации Матвиенко В.И. включен в Национальную стратегию в интересах женщин на 2017 – 2022 гг. В рамках Стратегии по реализации направления “Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния” предполагается ряд мероприятий по расширению возможностей занятости женщин в секторе малого и среднего бизнеса [1]. Для реализации данного направления запланировано организация и проведение специальных образовательных программ для женщин, грантовых форм поддержки, обеспечение участия женщин в развитие инфраструктуры социальных проектов. Корпорация МСП совместно с общественными организациями и учебными заведениями реализует две образовательные программы во всех регионах России: «Азбука предпринимателя» (для начинающих предпринимателей) и «Школа предпринимательства» (для уже существующего бизнеса) [4]. Общественной организацией «Женщины в бизнесе» по проекту «Женщины в новой профессии. Всегда возможно стать успешной» создано шесть дистанционных курсов с открытым доступом: специалист по созданию и развитию бизнеса, консультант по получению государственной поддержки для МСП, эксперт по управлению инвестиционными проектами и бизнес-планами; комплаенс-менеджер, эксперт в области деловой этики, ответственный за профилактику коррупционных нарушений; эксперт в секторе закупок, в т.ч. для государственных и муниципальных нужд; специалист кадровой службы; директор-менеджер по контекстной рекламе; SMM-менеджер. Важным элементов в старте женского предпринимательства является подбор проектной команды, где неплохим решением может стать применение инструментария аутсорсинга [18].

Психологическая поддержка. Как уже отмечалось серьезным препятствием начала бизнеса является неуверенность в своих силах. Поскольку женщины более эмоциональны, чем мужчины, соответственно в большей степени нуждаются в тренингах по укреплению веры в себя как в предпринимателя, поднятию самооценки. Подобные тренинги целесообразно сделать дополнением к программам обучения, особенно на первых этапах становления бизнеса и в период кризисов.

Финансовая поддержка. МСП Банк реализует кредитный продукт для женщин-предпринимателей в размере до 1 млрд руб. по ставке от 8,9% годовых, сроком более чем на 6 месяцев. Для кредитования проектов женщины предприниматели должны подходить под категорию субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), пройти подготовку по программе «Мама – предприниматель», разработать бизнес проект с помощью сервиса на портале Бизнес-навигатор МСП [6]. Помимо специальной кредитной программы женщины-предприниматели имеют возможность воспользоваться финансово-гарантийное поддержкой для субъектов МСП. В 2019г. можно рассчитывать начинающим предпринимателям на разные программы поддержки: осуществляется единовременная субсидия от центра занятости на открытие собственного дела в размере 12-ти кратного пособия по безработице; финансовая помощь на подготовку документов, оплату госпошлины, покрытие нотариальных расходов, изготовление печатей, консультации и услуги правого характера; гранатовая поддержка, по которой на основе конкурсного отбора выдаются суммы на безвозвратной и безвозмездной основе до 600 000 руб.; поддержка начинающим фермерам до 3 млн. руб. [10].

 Минэкономразвития России совместно с Банком России и АО «Корпорация МСП» с 2015 г. реализует Программу стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5»), которая позволила в значительной степени улучшить доступность финансовых средств для МСП. В рамках данной программы процентные ставки по кредитам для субъектов среднего предпринимательства были снижены до 9,6% годовых и для субъектов малого бизнеса до 10,6%. С 2015г. реализуется инструмент гарантийной поддержки Корпорацией МСП, которая берет обязательства перед банком или партнером отвечать за исполнение обязательств МСП. Важным моментом для субъектов предпринимательства является отсутствие требований к обеспечению кредитных сделок и гарантий, появляется возможность получения кредита, не имея своего залогового имущества и уплачивать вознаграждение Корпорации МСП в течение срока действия гарантии [11]. Кроме того, при гарантии Корпорации МСП субъекты предпринимательства получают кредит под меньший процент. В 2017 году Банк МСП заключил 25 договоров с женщинами-предпринимателями на общую сумму более 2,5 млрд. рублей.

Информационно-консультационная поддержка. Информационная поддержка регламентируется рядом нормативных актов. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет содержание и цели информационной поддержки субъектов МСП. В каждом регионе созданы веб сайты по поддержке МСП на которых в открытом доступе приводится информация о существующих программах, проектах и кредитных продуктах для МСП, в том числе для женщин-предпринимателей. На сайте Корпорации МСП (https://corpmsp.ru/) приводится информация о существующей инфраструктуре поддержки МСП, с сайта возможен переход на сайты региональных фондов поддержки МСП. Запущен новый сервис Бизнес-навигатор МСП, который позволяет разработать бизнес-план, найти рынки сбыта, проверить контрагентов, предоставляет маркетинговую информацию, сведения о госзакупках и др. Есть возможность получить консультацию по правовым вопросам и налогообложению бизнеса [2].

Имущественная поддержка женского предпринимательства осуществляется на льготных условиях в бизнес-акселераторах и бизнес-инкубаторах, в технопарках и промышленных парках. Согласно Постановления Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 (ред. от 01.12.2016) «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» и Приказа Минэкономразвития России от 20.04.2016 N 264 «Об утверждении Порядка представления сведений об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на местах публикуются списки имущества свободных от 3-х лиц и предназначенные для передачи в аренду субъектам МСП. Разработан механизм вовлечения земельных участков в систему оказания имущественной поддержки субъектам МСП, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Инновационная поддержка малого женского предпринимательства, реализуется в рамках Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 04.06.2018) “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) “О науке и государственной научно-технической политике” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Распоряжения Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 N 301 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие науки и технологий” на 2013 – 2020 годы”, Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Государственных программ Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Информационное общество (2011–2020 годы)» и др. Среди фондов и организаций с государственным участием поддержку малому инновационному женскому бизнесу оказывают Российская венчурная компания, РОСНАНО, ВЭБ Инновации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд содействия инновациям, Центр разработки и коммерциализации новых технологий, Фонд развития, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ), Фонд перспективных исследований (ФПИ), Российский фонд технологического развития, МСП Банк, Росинфокоминвест, Ассоциация инновационных регионов России.

Фонд содействия инновациям реализует ряд программ, которые продолжают действовать в 2019г.: «Вовлечение школьников в инновационную деятельность», «Умник», «Старт», «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация», «Кооперация». Грантовая поддержка по программам составляет от 500 тыс. руб. до 25 млн руб. со сроком от года до двух лет [19].

Институт государственных и муниципальных закупок как инструмент поддержки женского предпринимательства. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирует весь процесс государственных и муниципальных закупок от их планирования и размещения информации, до заключения контракта и контроля за его выполнением. Согласно которому (часть 1, статья 30) заказчики должны осуществить закупки у субъектов малого бизнеса и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в общем годовом объеме закупок не менее 15%.

 Институт закупок,осуществляемых отдельными заказчиками у субъектов МСП также может быть использован в качестве инструмента поддержки малого женского предпринимательства. Заказчики обязаны осуществлять годовой объём закупок у субъектов МСП не менее 18%, при этом в 2018г. прямые закупки у субъектов МСП должны составлять 15% (ранее этот показатель составлял 10%). В качестве заказчиков выступают крупные корпорации с государственным участием: «Газпром», «Роснефть», «Росэнергоатом», РЖД, «Уралсевергаз – независимая газовая компания», «Газпром переработка Благовещенск» и др. Порядок закупок регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Экспортно-импортная поддержка женского предпринимательства осуществляется в рамках созданных Евро инфо корреспондентских центров  и региональных центров координации поддержки. Данные центры оказывают информационные и консультационные услуги участникам внешнеэкономической деятельности, а также в их обязанности входит организация встреч и переговоров с иностранными участниками, дополнительно они имеют право осуществлять субсидирование доли расходов по выплате процентов по экспортным кредитам, сертификацию продукции, выставочную деятельность, правовую защиту интеллектуальной собственности [15].

Социальная инфраструктура поддержки женского предпринимательства является важной для женщин имеющих детей дошкольного и школьного возраста, детей инвалидов, престарелых родителей, требующих особого ухода.  На создание центров дневного пребывания детей по программе Минэкономразвития РФ регионам выделяются субсидии для субъектов социально ориентированного бизнеса до 1 млн. руб., на субсидирование центров дневного «времяпрепровождения» детей дошкольного возраста – до 1,5 млн. руб., на образовательные центры для дошкольников – до 10 млн. руб. [3]. Субсидирование осуществляется на основе софинансирования субъектов МП, которые обязаны вложить до 15% от полученной суммы собственных средств.

Существующие формы поддержки женского предпринимательства требуют дальнейшего совершенствования, которое целесообразно проводить по следующим направлениям:

  • необходимо на законодательном уровне закрепить понятие женское предпринимательство;
  • выработать подходы по поддержке женского предпринимательства;
  • подготовить методические рекомендации по определению критериев к проектам женского предпринимательства;
  • разработать критерии для оценки поддержки начинающим женщинам-предпринимателям;
  • создать специализированные финансово-кредитные продукты для женского предпринимательства [17];
  • сформировать систему персонифицированного сопровождения женщин-предпринимателей, оказания им консультаций по спорным вопросам, возможности бесплатного открытия счета и трехмесячного бесплатного обслуживания счета;
  • разработать инструменты для обслуживания экспортного кредитования;
  • создать специальный фонд по поддержке женского предпринимательства, ориентированные на покрытие расходов в т.ч. по кредитованию женщин;
  • создать инфраструктуры по поддержке многодетных и одиноких матерей предпринимателей. Формирование развитой социальной инфраструктуры в регионах — это необходимое условие для развития женского предпринимательства;
  • ввести преференцию для женщин-предпринимателей по процентным каникулам в первый год инвестиционного кредита;
  • проводить популяризацию и тиражирование успешных бизнес-проектов женщин-предпринимателей из различных отраслей;
  • разработать и реализовать специальные образовательные программы для действующих и начинающих женщин-предпринимателей с психологическими тренингами;
  • осуществлять мониторинг существующих условий развития малого женского предпринимательства;
  • сокращать диспропорции в отраслевом представительстве женщин-предпринимателей;
  • предоставлять налоговые каникулы для отдельных категорий женщин, занимающихся бизнесом, например, как предлагает Матвеенко В. для одиноких молодых и многодетных матерей.

Выводы

Развитие женского предпринимательства способствует преодолению феномена бедности, увеличению благосостояния семьи, напрямую связано с улучшением качества жизни [16]. Внедрение механизмов поддержки женщин-предпринимательниц, развитие действующих проектов и создание новых, способствуют росту предпринимательской инициативы среди женщин, позволяют им открывать свой бизнес, выходить на новые уровни и реализовать новые возможности. Объединение усилий, по созданию благоприятной среды для женского бизнеса на всех уровнях власти при взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными организациями позволят создавать позитивные и конструктивные идеи, которые в дальнейшем будут положены в основу новых законодательных инициатив и государственных программ. Результаты проведенного исследования по уточнению форм поддержки малого женского предпринимательства и предложенные рекомендации по их совершенствованию могут быть полезны при разработке дорожной карты по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы.

Литература

  1. Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 – 2022 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.03.2019).
  2. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 24-31.
  3. «Тумбочки с деньгами» для детских центров и садов. ИВАНТЕР ПЛЮС, 2017. Режим доступа: https://bestbabyclub.ru/subsidii-dlya-detskih-tsentrov-sadov/ (дата обращения: 07.03.2019).
  4. Баранов Д.Н. Общая оценка эффективности институтов развития малых форм предпринимательства города Москвы и Московской области // Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.С. Руденко, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. 2017. С. 14-24.
  5. Галлямов Р. Р. Особенности женского предпринимательства в современной России // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2016. № 3 (131). С. 56-67.
  6. Женское предпринимательство. МСП Банк. Москва, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mspbank.ru/credit/women-entrepreneurship/ (дата обращения: 03.03.2018).
  7. Женское предпринимательство. ОПОРА России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opora.ru/projects/zhenskoe-predprinimatelstvo/ (дата обращения: 01.03.2019)
  8. Занятость и безработица в Российской Федерации в июне 2018 года (по итогам обследования рабочей силы). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/142.htm (дата обращения: 04.03.2018).
  9. Индекс женского предпринимательства (WBI) по результатам 5 волны исследования. НАФИ. Москва, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nafi.ru/upload/iblock/b96/b96905c793dab7eb95060d2eea01cd31.pdf (дата обращения: 04.03.2018).
  10. Крицкая М. Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2019 // Журнал Контур. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 01.02.2019).
  11. Морковкин Д.Е., Насонова И.Г. Проблемы и предложения по совершенствованию условий развития малого и среднего предпринимательства в г. Москве // Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика: материалы IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.С. Руденко, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко. 2017. С. 254-259.
  12. Норсун Т.А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестник ЗабГУ. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhenskogo-predprinimatelstva-v-rossii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 03.03.2019).
  13. Пиньковецкая Ю.С. Развитие женского предпринимательства: экономические и социальные аспекты // Вопросы управления. 2018. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhenskogo-predprinimatelstva-ekonomicheskie-i-sotsialnye-aspekty (дата обращения: 03.03.2019).
  14. Похвощев В. А., Колесникова О. А. Развитие женского предпринимательства как фактора обеспечения эффективной занятости // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 1(21). С. 103–107.
  15. Руденко Л. Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. 2015.– № 5 – С.75-80.
  16. Соболь Т.С. Современный уровень и качество жизни населения России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер 1: Экономика и управление. – 2018. – №2 (25). – С. 7-14.
  17. Суптело Н.П. Организация бюджетной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер 1: Экономика и управление. 2016. № 4. C. 30-35.
  18. Федюкова Г.Х., Бар Т.В. Комплексный подход к организационному проектированию на предприятиях малого бизнеса. Вестник Московского университета им С.Ю. Витте Серия 1: Экономика и управление. 2017 № 1(20) С. 74-79
  19. Фонд содействия инновациям. Программы. URL: http://fasie.ru/programs/ (дата обращения: 03.02.2019)
  20. Socio – economic role of service – sector small business in sustainable development of the Russian economy / Rudenko L.G., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Chudnovsky A.D., Vinogradova  M.V. // European Research Studies Journal. Volume XVIII, Issue 3, 2015. pp. 223-238. URL: http://EconPapers.repec.org/RePEc:ers:journl:v:xviii:y:2015:i:3:p:223-238