http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2019

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13028

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ: ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ УСИЛЕНИИ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Иванов Николай Александрович, аспирант, Тамбовский государственный технический университет 

Аннотация: Актуальность данной темы заключается в том, что в экономике любого государства в случае незаконно получения и легализации отмывания денежных средств приводит к развитию преступного бизнеса, а также негативно влияет: экономические, политические, социальные и моральные аспекты, подрывающие финансовые основы страна. В современных условиях уязвимость мировой и национальной экономик к их использованию в легализации преступных доходов и финансировании терроризма возрастает. В соответствии с рекомендациями ФАТФ и методологии Россия должна постоянно оценивать риски отмывание денег (ОД) и финансирование терроризма (ОФ) с цель создания адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз для финансовой системы и экономики, а также негативные последствия этих актов, также правительство должно разработать адекватные смягчающие меры. Методы рассмотренные в статье способствуют созданию в России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с финансированием терроризма. Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы данной статьи. Цель исследования – теоретически оценивать риски отмывание денег (ОД) и выявить проблемы системы финансового контроля в области противодействия отмыванию денег.

Ключевые слова: обналичивание денежных средств, противодействие отмыванию денег, ПОД/ФТ, комплаенс-риски, финансовый мониторинг, коммерческие банки

В Российской Федерации Федеральный закон от 07.08.2001 №
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №
115-ФЗ), который основанные на положениях Международной конвенции о борьбе с
финансированием терроризма. Согласно опубликованным данным, объем сомнительных
операций, выявленных в 2017 году, составил 422 млрд. рублей, из которых 326
млрд. рублей – операции с наличными деньгами, 96 млрд. рублей – на вывод
средств за границу. Снятие наличных было осуществлено в прошлом году в основном
за счет выдачи со счетов и карточек физических лиц – 152 млрд. руб. Или 47%, а
также за счет выдачи на другие цели и по платежным карточкам юридических лиц
(135 млрд. руб., или 41%, другое 5% обналичивания приходится на ИП). Ранее
представители ЦБ указывали, что корпоративные карты стали более активно
использоваться при снятии наличных. Среди операций по выводу средств за границу
в 2017 году преобладали операции по продвижению импорта товаров – 23 млрд руб.,
или 24%, переводы по операциям с услугами – 21 млрд руб. или 22%, а переводы по
исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов – 19 млрд
рублей или 20%.

В целях сокращения объемов
сомнительных операций ЦБ на постоянной основе взаимодействует с кредитными
организациями, оказывает им методическую помощь по определению критериев таких
сделок. Результатом стало сокращение объема сомнительных операций. Так, объем
незаконного вывода денежных средств за рубеж сократился по сравнению с 2016
годом почти в два раза, обналичивания денежных средств — более чем в полтора
раза. При этом повышение оперативности выявления операций, направленных на
вывод денежных средств за рубеж и обналичивание, является одной из приоритетных
задач ЦБ. Именно эту цель преследует регулятор, предавая гласности данные об
объемах и структуре сомнительных операций.

Полностью победить вывод средств и обналичивание невозможно,
так как способы вывода денег вытекают из самой природы трансграничных
безналичных переводов, и борьба с ними никогда не будет закончена. С
обналичиванием то же самое: у физлиц есть неотъемлемое право пользоваться
наличными деньгами и снимать их с карт, это заключено в саму природу розничной
торговли». Обналичивание, на которое приходится львиная доля сомнительных
операций по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам найдет свой спрос, так как тот, кто
привык работать с наличными деньгами в теневой сфере, будут это делать, пока
цена обналичивания не превысит налоговые и другие издержки легального бизнеса.

ЦБ постоянно ужесточает правила для
банков и юр лиц, а в свою очередь коммерческие банки пристальнее следят за
клиентами, но нужно понимать, что усиление контроля приводит к росту спроса на
анонимность трансакций, и создатели криптовалют хорошо уловили этот спрос.

Незаконное
обналичивание средств через банковскую систему России в 2018 году сократилось в
1,8 раза — с 326 млрд руб. до 177 млрд руб., обналичивание ушло из банковского
сектора на «неорганизованный рынок». Там объем нелегального оборота превышает
100 млрд руб. также сократился и вывод денежных средств клиентами банков за
рубеж. «По предварительным оценкам, объем вывода денежных средств за рубежом
клиентами кредитных организаций в 2018 году сократился на 20% и составил около 63
млрд руб. против 77 млрд руб. в предыдущем году. Объем сомнительных операций в
банковской сфере сократился почти в 2 раза — до 1,3 трлн руб. Вывод денежных
средств клиентами банков за рубеж в 2018 году сократился на 20% и составил 63
млрд руб. В 2017 году данный показатель составил 77 млрд руб. Банк России выделил
лидера на теневом рынке обналички которым являются организации по строительству
и торговле.

 Росфинмониторинга опубликовал на своем
официальном сайте информационное письмо от 01.03.2019 N 59 “О
методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями,
осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и
индивидуальными предпринимателями”. Данные Методические рекомендации должны
использовать: – организации, осуществляющие операции с денежными средствами или
иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5
Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 “О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма”

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации- организации федеральной почтовой связи- ломбарды- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, и т.д.)

Автор
отмечает, что все вышеперечисленные организации обязаны через личный кабинет
информировать Росфинмониторинг о своих подозрениях.

Задача Методических рекомендаций, по мнению Росфинмониторинга, является формирование внутренних политик и процедур, которые позволяют субъектам первичного финансового мониторинга эффективно контролировать и снижать выявляемые риски ОД/ФТ.

В
программу оценки риска необходимо включить следующие разделы:

Оценка
рисков до приема на обслуживание проводится в отношении клиентов:

  • которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания) вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг (выполняемых работ, реализуемых товаров) либо заключаемых сделок (совершаемых операций);
  • которых планируется принять на обслуживание, предполагающее осуществление более чем одной операции (сделки). Т.е. в отношении всех клиентов.

Организации, поэтически называемые, субъекты первичного финансового контроля, обязаны собирать о своих клиентах следующую информацию:

  • идентификационные данные клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
  • результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет нахождения в Перечнях организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
  • результаты проверки на предмет наличия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца принятого Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
  • результаты выявления среди лиц, принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
  • сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с субъектом первичного финансового мониторинга;
  • сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента;
  • сведения о финансовом положении клиента;
  • сведения о деловой репутации клиента;
  • иные сведения, самостоятельно определяемые субъектами первичного финансового мониторинга. Автор выделил самые популярные риски, которые касаются большинства клиентов обслуживающихся на территории России (Таблица 1).

Данный список требуется для оценки рисков,
присутствие в нем не значит, что в открытии счета будет отказано. Однако мало
какой банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка». C 2017 г.
банки массово блокируют расчетные счета владельцев малого и среднего бизнеса. С
этой проблемой в прошлом году столкнулось не меньше 500тыс. предпринимателей.

Блокирование банковского
счета имеет единственное основание – закон 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Как правило, банк просто
ссылается на закон и не указывает, что именно показалось ему подозрительным.
Доступ к деньгам закрывают очень быстро, а вот снять санкции с расчетного счета
оказывается не так просто, нужно пройти через долгие судебные тяжбы и доказать,
что никакого умысла по финансированию террористов или отмыванию денег у
предпринимателя не было.

С прошлого года катится
волна блокировок счетов предпринимателей, банки ссылаются на 115 ФЗ и не дают
конкретных разъяснений. Почему так происходит?

Во-первых, заблокировать
счет могут многие. Налоговая, если компания не платит налоги. Если вы не платите
алименты, тоже заблокируют счет. Суд также может заблокировать счет в рамках
каких-то обеспечительных мер.

Автор говорит не о
блокировке счетов, речь идет о закрытии счетов и приостановлении операций в
рамках 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма».

Предприниматели чаще
всего жалуются именно на закрытие счетов без объяснения причин со стороны
банка. Потому что если налоговая заблокировала счет, то там понятно, в чем
причина. А вот что касается 115 ФЗ, то с точки зрения предпринимателя он вроде
как действует в рамках закона. Часто предприниматели говорят «все так делают, а
мне друг заблокировали». Но в этом законе главное — не закрытие счета, а то,
что банк сообщает в ЦБ и Росфинмониторинг информацию по незаконным
операциям. Дальше Росфинмониторинг передает данные в правоохранительные
органы, а там понятно, чем дело заканчивается.

Проблема в том,
что в прошлом году был принят закон, по которому можно
закрывать счета юридических лиц, более того, банки наделили полномочиями
не открывать счета. Например, в СССР банк не обязан
был открывать счет клиенту. Вся банковская революция
в 90-е годы свелась к тому, что банк никогда не имеет
права отказать клиенту в открытии счета, то есть клиент всегда прав.

А в 2017 г.
сделали так же, как в СССР: если банк не хочет открывать
счет клиенту, то он может это не делать, и никакого
объяснения причины не нужно.

А дальше появился
список Росфинмониторинга и ЦБ, в котором фиксировались
все закрытия счета. Банк России и Росфинмониторинг говорили,
что попадание предпринимателей или организаций в этот список
не является причиной для обязательного отказа в открытии счета.
Однако банки восприняли перечень как руководящее указание и просто
перестали открывать банковские счета тем лицам, которые попали в этот
список. ЦБ отменил, что список нужен только для оценки рисков,
и присутствие в списке не говорит о том,
что в открытии счета будет отказано. Однако фактически мало какой
банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка. Но в марте
2018 года вступили поправки, которые позволяют клиентам реабилитироваться.
Теперь клиент вправе представить в банк документы, которые подтверждают,
что основания закрывать счет отсутствуют. Банк обязан рассмотреть
обращение в течение 10 рабочих дней. Получив сообщение о невозможности
реабилитации, клиент вправе обратиться с заявлением и оправдательными
документами в специальную межведомственную комиссию при Банке России.
Общий срок их рассмотрения комиссией — не более 20 рабочих
дней со дня обращения заявителя.

Возникает очередной
вопрос– За что можно попасть в список
ЦБ по 115 ФЗ? — 115 ФЗ говорит нам о двух
случаях: финансирование терроризма и отмывание доходов. Очень часто
предприниматели не видят, что они совершают противоправное
действие, у них может даже не быть умысла. Под финансированием
терроризма может оказаться совершенно неочевидная вещь. Вы, например,
перечислили деньги мигранту-дворнику, которого устроили на работу,
но почему-то не оформили официально. А этот человек
оказался в списке Росфинмониторинга. Никто не будет разбираться,
почему вы перечислили деньги человеку, который включен в список
террористов. На сайте Росфинмониторинга публичный список лиц, финансовые
операции с которыми будут расценены, как финансирование терроризма.
Если вы заинтересовали обслуживающий банк или Банк России, то,
как правило, вам придет письмо, в котором соответствующее
учреждение запросит у вас подтверждающие документы.

Во-вторых,
ЦБ ориентирует банки на то, чтобы они проверяли реальность
бизнеса. Реальность бизнеса — это, в первую очередь, реальность
сделок. И вот есть предприниматель с небольшим,
но стабильным бизнесом. Бизнес этот сверхдоходы не приносит, немного
буксует, но давно работает. С точки зрения банка это хороший
клиент. Вдруг появляется змей-искуситель, который говорит, что у него
есть знакомый, который задумал отличный проект. Авторы этого проекта готовы
скинуть ему на счет деньги, он их снимет и вернет,
а сам получит с этого процент.

В итоге нормальный
предприниматель, у которого есть реальный бизнес, но который
испытывает в данный момент трудности, становится обнальщиком.

Ему на счет
перечисляют 10 млн. руб., он приходит в банк снять
эту сумму. Банк деньги блокирует, а информацию передается
в Росфинмониторинг и ЦБ. Предприниматель, конечно, не согласен
с решением банка. Мы видим, если раньше обналичиванием занимались
фирмы-пустышки, то сегодня под статью подводят честных
предпринимателей с давней историей и действующей фирмой. Если
все-таки компанию ошибочно включили в список Росфинмониторинга
и закрыли счет, то в таких ситуациях с приостановлением обслуживания
счета очень хорошо видно, кто из предпринимателей честным путем
деньги заработал, а кто действительно подходит под 115 ФЗ. Честный
предприниматель точно пойдет в суд, потому что дарить свои деньги
он никому не намерен. Если ваши деньги заморозили, потому
что кому-то в банке просто захотелось, то суд обяжет
вернуть все деньги с комиссией. Если же предприниматель
подозревает, что у него могут быть проблемы по 115 ФЗ,
то он ни в какой суд не пойдет.

Подводя итоги, можно сказать, что
сегодня банкам приходится выполнять чуждые для них функции, которые возложил на
них Федеральный Закон №115-ФЗ. Теперь им приходится следить за чистотой сделок
и пресекать сомнительные операции, отодвигая свои интересы на задний план.
Автор считает данные меры весьма жесткие, ведь они буквально «обрезают» многие
финансовые схемы не только так называемых «отмывальщиков», но и порядочных
клиентов. Данные методы можно оценить как положительный шаг на пути создания в
России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с
финансированием терроризма.

Список используемой
литературы

  1. Федеральный
    закон Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации
    (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»;
  2. Федеральный
    закон Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в
    Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»;
  3. Федеральный
    закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)” от
    26.10. 2002г. № 127 – ФЗ;
  4. Федеральный
    закон Российской Федерации от 06.07.2016г. № 374-ФЗ о внесении изменений в
    закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты
    Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия
    терроризму и обеспечения общественной безопасности»
  5. О
    противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
    финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Собрание
    законодательства Российской Федерации. − 13.08.2001. − № 33 (часть I). − ст. 3418.
  6. О
    Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от
    10.07.2002 № 86-ФЗ в ред. от 28.12.2013 г. // Собрание законодательства
    Российской Федерации. − 15.07.2002. − № 28. − ст. 2790.
  7. Волков, Ю.Л. Противодействие легализации (отмыванию)
    доходов,
    полученных
    преступным
    путем, и финансированию терроризма (региональная
    ситуация) / Ю.Л. Волков, Н.Ю. Танюшева // Деньги и кредит.
    – 2015. – №7. – C. 48-51.
  8. Налоговый
    кодекс Российской Федерации. Часть первая: офиц. текст от 31.07.1998 № 146-ФЗ в
    ред. от 28.12.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. −
    3.08.1998. − № 31. − Cт. 3824.
  9. Уголовно-процессуальный
    кодекс Российской Федерации:  офиц. текст
    от 18.12.2001 № 174-ФЗ в ред. от 3.02.2014 г. // Собрание законодательства
    Российской Федерации. – 24.12.2001. − № 52 (часть первая). − ст. 4921.
  10. Кодекс
    Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст от
    30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. от 12.03.2014 г. // Собрание законодательства
    Российской Федерации. – 7.01.2002. − № 1 (часть 1).