Московский экономический журнал 3/2019
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13028
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ: ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ОБ УСИЛЕНИИ ТОТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Иванов Николай Александрович, аспирант, Тамбовский государственный технический университет
Аннотация: Актуальность данной темы заключается в том, что в экономике любого государства в случае незаконно получения и легализации отмывания денежных средств приводит к развитию преступного бизнеса, а также негативно влияет: экономические, политические, социальные и моральные аспекты, подрывающие финансовые основы страна. В современных условиях уязвимость мировой и национальной экономик к их использованию в легализации преступных доходов и финансировании терроризма возрастает. В соответствии с рекомендациями ФАТФ и методологии Россия должна постоянно оценивать риски отмывание денег (ОД) и финансирование терроризма (ОФ) с цель создания адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз для финансовой системы и экономики, а также негативные последствия этих актов, также правительство должно разработать адекватные смягчающие меры. Методы рассмотренные в статье способствуют созданию в России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с финансированием терроризма. Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы данной статьи. Цель исследования – теоретически оценивать риски отмывание денег (ОД) и выявить проблемы системы финансового контроля в области противодействия отмыванию денег.
Ключевые слова: обналичивание денежных средств, противодействие отмыванию денег, ПОД/ФТ, комплаенс-риски, финансовый мониторинг, коммерческие банки
В Российской Федерации Федеральный закон от 07.08.2001 №
115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №
115-ФЗ), который основанные на положениях Международной конвенции о борьбе с
финансированием терроризма. Согласно опубликованным данным, объем сомнительных
операций, выявленных в 2017 году, составил 422 млрд. рублей, из которых 326
млрд. рублей – операции с наличными деньгами, 96 млрд. рублей – на вывод
средств за границу. Снятие наличных было осуществлено в прошлом году в основном
за счет выдачи со счетов и карточек физических лиц – 152 млрд. руб. Или 47%, а
также за счет выдачи на другие цели и по платежным карточкам юридических лиц
(135 млрд. руб., или 41%, другое 5% обналичивания приходится на ИП). Ранее
представители ЦБ указывали, что корпоративные карты стали более активно
использоваться при снятии наличных. Среди операций по выводу средств за границу
в 2017 году преобладали операции по продвижению импорта товаров – 23 млрд руб.,
или 24%, переводы по операциям с услугами – 21 млрд руб. или 22%, а переводы по
исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов – 19 млрд
рублей или 20%.
В целях сокращения объемов
сомнительных операций ЦБ на постоянной основе взаимодействует с кредитными
организациями, оказывает им методическую помощь по определению критериев таких
сделок. Результатом стало сокращение объема сомнительных операций. Так, объем
незаконного вывода денежных средств за рубеж сократился по сравнению с 2016
годом почти в два раза, обналичивания денежных средств — более чем в полтора
раза. При этом повышение оперативности выявления операций, направленных на
вывод денежных средств за рубеж и обналичивание, является одной из приоритетных
задач ЦБ. Именно эту цель преследует регулятор, предавая гласности данные об
объемах и структуре сомнительных операций.
Полностью победить вывод средств и обналичивание невозможно,
так как способы вывода денег вытекают из самой природы трансграничных
безналичных переводов, и борьба с ними никогда не будет закончена. С
обналичиванием то же самое: у физлиц есть неотъемлемое право пользоваться
наличными деньгами и снимать их с карт, это заключено в саму природу розничной
торговли». Обналичивание, на которое приходится львиная доля сомнительных
операций по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам найдет свой спрос, так как тот, кто
привык работать с наличными деньгами в теневой сфере, будут это делать, пока
цена обналичивания не превысит налоговые и другие издержки легального бизнеса.
ЦБ постоянно ужесточает правила для
банков и юр лиц, а в свою очередь коммерческие банки пристальнее следят за
клиентами, но нужно понимать, что усиление контроля приводит к росту спроса на
анонимность трансакций, и создатели криптовалют хорошо уловили этот спрос.
Незаконное
обналичивание средств через банковскую систему России в 2018 году сократилось в
1,8 раза — с 326 млрд руб. до 177 млрд руб., обналичивание ушло из банковского
сектора на «неорганизованный рынок». Там объем нелегального оборота превышает
100 млрд руб. также сократился и вывод денежных средств клиентами банков за
рубеж. «По предварительным оценкам, объем вывода денежных средств за рубежом
клиентами кредитных организаций в 2018 году сократился на 20% и составил около 63
млрд руб. против 77 млрд руб. в предыдущем году. Объем сомнительных операций в
банковской сфере сократился почти в 2 раза — до 1,3 трлн руб. Вывод денежных
средств клиентами банков за рубеж в 2018 году сократился на 20% и составил 63
млрд руб. В 2017 году данный показатель составил 77 млрд руб. Банк России выделил
лидера на теневом рынке обналички которым являются организации по строительству
и торговле.
Росфинмониторинга опубликовал на своем
официальном сайте информационное письмо от 01.03.2019 N 59 “О
методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями,
осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и
индивидуальными предпринимателями”. Данные Методические рекомендации должны
использовать: – организации, осуществляющие операции с денежными средствами или
иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5
Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 “О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма”
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации- организации федеральной почтовой связи- ломбарды- организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, и т.д.)
Автор
отмечает, что все вышеперечисленные организации обязаны через личный кабинет
информировать Росфинмониторинг о своих подозрениях.
Задача Методических рекомендаций, по мнению Росфинмониторинга, является формирование внутренних политик и процедур, которые позволяют субъектам первичного финансового мониторинга эффективно контролировать и снижать выявляемые риски ОД/ФТ.
В
программу оценки риска необходимо включить следующие разделы:
Оценка
рисков до приема на обслуживание проводится в отношении клиентов:
- которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания) вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг (выполняемых работ, реализуемых товаров) либо заключаемых сделок (совершаемых операций);
- которых планируется принять на обслуживание, предполагающее осуществление более чем одной операции (сделки). Т.е. в отношении всех клиентов.
Организации, поэтически называемые, субъекты первичного финансового контроля, обязаны собирать о своих клиентах следующую информацию:
- идентификационные данные клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
- результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет нахождения в Перечнях организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
- результаты проверки на предмет наличия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца принятого Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;
- результаты выявления среди лиц, принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с субъектом первичного финансового мониторинга;
- сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента;
- сведения о финансовом положении клиента;
- сведения о деловой репутации клиента;
- иные сведения, самостоятельно определяемые субъектами первичного финансового мониторинга. Автор выделил самые популярные риски, которые касаются большинства клиентов обслуживающихся на территории России (Таблица 1).
Данный список требуется для оценки рисков,
присутствие в нем не значит, что в открытии счета будет отказано. Однако мало
какой банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка». C 2017 г.
банки массово блокируют расчетные счета владельцев малого и среднего бизнеса. С
этой проблемой в прошлом году столкнулось не меньше 500тыс. предпринимателей.
Блокирование банковского
счета имеет единственное основание – закон 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Как правило, банк просто
ссылается на закон и не указывает, что именно показалось ему подозрительным.
Доступ к деньгам закрывают очень быстро, а вот снять санкции с расчетного счета
оказывается не так просто, нужно пройти через долгие судебные тяжбы и доказать,
что никакого умысла по финансированию террористов или отмыванию денег у
предпринимателя не было.
С прошлого года катится
волна блокировок счетов предпринимателей, банки ссылаются на 115 ФЗ и не дают
конкретных разъяснений. Почему так происходит?
Во-первых, заблокировать
счет могут многие. Налоговая, если компания не платит налоги. Если вы не платите
алименты, тоже заблокируют счет. Суд также может заблокировать счет в рамках
каких-то обеспечительных мер.
Автор говорит не о
блокировке счетов, речь идет о закрытии счетов и приостановлении операций в
рамках 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма».
Предприниматели чаще
всего жалуются именно на закрытие счетов без объяснения причин со стороны
банка. Потому что если налоговая заблокировала счет, то там понятно, в чем
причина. А вот что касается 115 ФЗ, то с точки зрения предпринимателя он вроде
как действует в рамках закона. Часто предприниматели говорят «все так делают, а
мне друг заблокировали». Но в этом законе главное — не закрытие счета, а то,
что банк сообщает в ЦБ и Росфинмониторинг информацию по незаконным
операциям. Дальше Росфинмониторинг передает данные в правоохранительные
органы, а там понятно, чем дело заканчивается.
Проблема в том,
что в прошлом году был принят закон, по которому можно
закрывать счета юридических лиц, более того, банки наделили полномочиями
не открывать счета. Например, в СССР банк не обязан
был открывать счет клиенту. Вся банковская революция
в 90-е годы свелась к тому, что банк никогда не имеет
права отказать клиенту в открытии счета, то есть клиент всегда прав.
А в 2017 г.
сделали так же, как в СССР: если банк не хочет открывать
счет клиенту, то он может это не делать, и никакого
объяснения причины не нужно.
А дальше появился
список Росфинмониторинга и ЦБ, в котором фиксировались
все закрытия счета. Банк России и Росфинмониторинг говорили,
что попадание предпринимателей или организаций в этот список
не является причиной для обязательного отказа в открытии счета.
Однако банки восприняли перечень как руководящее указание и просто
перестали открывать банковские счета тем лицам, которые попали в этот
список. ЦБ отменил, что список нужен только для оценки рисков,
и присутствие в списке не говорит о том,
что в открытии счета будет отказано. Однако фактически мало какой
банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка. Но в марте
2018 года вступили поправки, которые позволяют клиентам реабилитироваться.
Теперь клиент вправе представить в банк документы, которые подтверждают,
что основания закрывать счет отсутствуют. Банк обязан рассмотреть
обращение в течение 10 рабочих дней. Получив сообщение о невозможности
реабилитации, клиент вправе обратиться с заявлением и оправдательными
документами в специальную межведомственную комиссию при Банке России.
Общий срок их рассмотрения комиссией — не более 20 рабочих
дней со дня обращения заявителя.
Возникает очередной
вопрос– За что можно попасть в список
ЦБ по 115 ФЗ? — 115 ФЗ говорит нам о двух
случаях: финансирование терроризма и отмывание доходов. Очень часто
предприниматели не видят, что они совершают противоправное
действие, у них может даже не быть умысла. Под финансированием
терроризма может оказаться совершенно неочевидная вещь. Вы, например,
перечислили деньги мигранту-дворнику, которого устроили на работу,
но почему-то не оформили официально. А этот человек
оказался в списке Росфинмониторинга. Никто не будет разбираться,
почему вы перечислили деньги человеку, который включен в список
террористов. На сайте Росфинмониторинга публичный список лиц, финансовые
операции с которыми будут расценены, как финансирование терроризма.
Если вы заинтересовали обслуживающий банк или Банк России, то,
как правило, вам придет письмо, в котором соответствующее
учреждение запросит у вас подтверждающие документы.
Во-вторых,
ЦБ ориентирует банки на то, чтобы они проверяли реальность
бизнеса. Реальность бизнеса — это, в первую очередь, реальность
сделок. И вот есть предприниматель с небольшим,
но стабильным бизнесом. Бизнес этот сверхдоходы не приносит, немного
буксует, но давно работает. С точки зрения банка это хороший
клиент. Вдруг появляется змей-искуситель, который говорит, что у него
есть знакомый, который задумал отличный проект. Авторы этого проекта готовы
скинуть ему на счет деньги, он их снимет и вернет,
а сам получит с этого процент.
В итоге нормальный
предприниматель, у которого есть реальный бизнес, но который
испытывает в данный момент трудности, становится обнальщиком.
Ему на счет
перечисляют 10 млн. руб., он приходит в банк снять
эту сумму. Банк деньги блокирует, а информацию передается
в Росфинмониторинг и ЦБ. Предприниматель, конечно, не согласен
с решением банка. Мы видим, если раньше обналичиванием занимались
фирмы-пустышки, то сегодня под статью подводят честных
предпринимателей с давней историей и действующей фирмой. Если
все-таки компанию ошибочно включили в список Росфинмониторинга
и закрыли счет, то в таких ситуациях с приостановлением обслуживания
счета очень хорошо видно, кто из предпринимателей честным путем
деньги заработал, а кто действительно подходит под 115 ФЗ. Честный
предприниматель точно пойдет в суд, потому что дарить свои деньги
он никому не намерен. Если ваши деньги заморозили, потому
что кому-то в банке просто захотелось, то суд обяжет
вернуть все деньги с комиссией. Если же предприниматель
подозревает, что у него могут быть проблемы по 115 ФЗ,
то он ни в какой суд не пойдет.
Подводя итоги, можно сказать, что
сегодня банкам приходится выполнять чуждые для них функции, которые возложил на
них Федеральный Закон №115-ФЗ. Теперь им приходится следить за чистотой сделок
и пресекать сомнительные операции, отодвигая свои интересы на задний план.
Автор считает данные меры весьма жесткие, ведь они буквально «обрезают» многие
финансовые схемы не только так называемых «отмывальщиков», но и порядочных
клиентов. Данные методы можно оценить как положительный шаг на пути создания в
России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с
финансированием терроризма.
Список используемой
литературы
- Федеральный
закон Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»; - Федеральный
закон Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»; - Федеральный
закон Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)” от
26.10. 2002г. № 127 – ФЗ; - Федеральный
закон Российской Федерации от 06.07.2016г. № 374-ФЗ о внесении изменений в
закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия
терроризму и обеспечения общественной безопасности» - О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. − 13.08.2001. − № 33 (часть I). − ст. 3418. - О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от
10.07.2002 № 86-ФЗ в ред. от 28.12.2013 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации. − 15.07.2002. − № 28. − ст. 2790. - Волков, Ю.Л. Противодействие легализации (отмыванию)
доходов,
полученных
преступным
путем, и финансированию терроризма (региональная
ситуация) / Ю.Л. Волков, Н.Ю. Танюшева // Деньги и кредит.
– 2015. – №7. – C. 48-51. - Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть первая: офиц. текст от 31.07.1998 № 146-ФЗ в
ред. от 28.12.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. −
3.08.1998. − № 31. − Cт. 3824. - Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации: офиц. текст
от 18.12.2001 № 174-ФЗ в ред. от 3.02.2014 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 24.12.2001. − № 52 (часть первая). − ст. 4921. - Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст от
30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. от 12.03.2014 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 7.01.2002. − № 1 (часть 1).