Московский экономический журнал 3/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-13011

Устойчивое развитие муниципального образования – через повышение его инвестиционной привлекательности

Sustainable development of the municipality – through
increasing its investment attractiveness

Бабаян Аршак Вачеевич, магистрант 2 курса факультета Землеустройства ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Маргалитадзе Омари Николаевич, доцент кафедры экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО Государственного университета по землеустройству, академик Международной инженерной академии, г. Москва

Babayan, Arshak V., 2nd year student of the faculty of land management State University of Land Management, Moscow. E-mail: 1995-loko@rambler.ru

Margalitadze, Omari N., associate professor of the Department of economic theory and management State University of Land Management, academician of the International Academy of Engineering, Moscow. E-mail: m-on-42@mail.ru

Аннотация: В статье анализируется значение устойчивого развития, как важного фактора для поступательного, приемлемого роста народнохозяйственного комплекса территории, что помогает сохранить высокую занятость и жизненный уровень населения. Рассматривается стратегическое управление, как основной механизм повышения инвестиционной привлекательности территории, его роль в формировании благоприятного инвестиционного климата, создания необходимых условий ведения бизнеса в отдельном муниципальном образовании Российской Федерации. Предлагается комплекс конкретных стратегических действий и управленческих решений на основе отечественного и зарубежного опыта. Приводятся рекомендации.

Summary: the article analyzes the importance of sustainable development as an important factor for the progressive, acceptable growth of the national economic complex of the territory, which helps to maintain high employment and living standards of the population. Strategic management is considered as the main mechanism for increasing the investment attractiveness of the territory, its role in the formation of a favorable investment climate, creating the necessary conditions for doing business in a separate municipality of the Russian Federation. A set of specific strategic actions and management decisions based on domestic and foreign experience is proposed. Recommendations are given.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ноосфера, инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, стратегическое управление, экономические инструменты регулирования, инвестиции, малое и среднее предпринимательство, городской округ Мытищи.

Keywords: sustainable development, noosphere, investment attractiveness, investment climate, strategic management, economic instruments of regulation, investment, small and medium-sized enterprises, Mytishchi urban district.

В современном глобальном мире любой индустриально развитый регион включен в мирохозяйственные торгово-экономические связи с зарубежными контрагентами. Устойчивое, поступательное развитие народнохозяйственного комплекса территории необходимы, чтобы сохранять приемлемые темпы роста экономики и обеспечивать высокий жизненный уровень населения.

На Пленарном заседании 42-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН (20.10.1987), была принята резолюция с определением основного принципа устойчивого развития человечества: «Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Этот принцип должен стать центральным руководящим принципом ООН, всех правительств и министерств, частных компаний, организаций и предприятий». Решением Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 год) международное сообщество продекларировало переход к стратегии устойчивого развития. Были определены глобальные и межгосударственные цели устойчивого развития, намечена программа Повестка дня на ХХI век, предусматривающая комплекс социальных, экономических и экологических мер, способствующих улучшению состояния окружающей среды и решению социально-экологических задач. Эти и последующие решения ООН по данной проблеме определили генеральное направление деятельности государств и правительств в этой сфере [1, с.7-29].

Академик В.И.Вернадский ещё в середине XX века,  разработал теорию о ноосфере – сфере разума, где человек своим трудом, сознательным управлением обществом и природой гармонизирует их взаимодействие, не допуская со стороны общества разрушительного влияния на природу. Концепция устойчивого развития во многом перекликается с выдвинутой теорией, ведь, по существу, ноосфера является конечной целью стратегии устойчивого развития вселенной [2].

Идее устойчивого развития страны соответствует Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по его реализации. Они предусматривают ключевые цели и задачи государства в этой сфере. В п.24 Стратегии указано: «Целями государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности являются сохранение и восстановление природной среды, необходимой для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики…». О необходимости устойчивого развития России было сказано и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 [3, 4].

В последние годы наметился переход мировой экономической системы от эпохи глобализации к регионализации динамично развивающихся территорий. Соответственно, у научного сообщества появилось стремление создать систему необходимых действий для устойчивого развития территории. На основе проведенной кафедрой экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству научно-исследовательской работы, направленной на совершенствование инструментария и теоретической базы концепции устойчивого развития территории, были разработаны и предложены следующие стратегические направления деятельности органов государственной власти федерального, регионального и местного уровня [5]:

а) устойчивое развитие территории на основе использования современных методов энергообеспечения [6, 7];

б) обеспечение устойчивого развития территории в условиях нарастающих нагрузок на окружающую среду от различных видов туризма [8, 9];

в) формирование устойчивого развития территорий за счет обеспечения перспективного развития сельских территорий [10, 11, 12, 13].

Для реализации Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях необходимы собственные и иностранные инвестиции в экономику, в инфраструктурные проекты. А их, в настоящее, сложное для страны время, не хватает. Соответственно, на первый план выдвигается проблема инвестиционной привлекательности территории, которая может отображать степень экономического, политического, социального, правового и финансового развития региона инвестирования. Привлекательность определяет поток направления инвестиций, движение интеллектуальных ресурсов, уровень инфляции, другие экономические факторы, которые не менее важны при формировании инвестиционной среды.

В условиях экономической глобализации и углубления ее процессов, изменяется суть конкурентных процессов и конфигурация конкурентных преимуществ. Конкуренция и субъекты конкуренции расширяются, например, от предприятия – к регионам, а вот конкурентные преимущества в подобных условиях все более локализуются (от регионов — к хозяйственным субъектам). Основным критерием повышения конкурентоспособности регионов является создание благоприятной инвестиционной среды. Исходя из этого, самым сложным и ответственным звеном в системе управления инвестиционной деятельности в регионе является совершенствование механизма управления инвестиционной привлекательностью [14, 15].

Мы рассматриваем стратегическое управление повышения инвестиционной привлекательности региона в виде комплекса долговременных конкретных действий и управленческих решений, которые представляют собой мгновенное реагирование региональных органов власти на изменения во внутренней и внешней среде, в ходе которого возможны пересмотр целей и корректировка инвестиционной политики [16].

В Российской Федерации в настоящее время на федеральном уровне реализуется национальная предпринимательская инициатива с целью улучшения инвестиционного климата, в рамках которой реализуются мероприятия, предложенные предпринимателями. Они ориентированы на улучшение деловой среды, развитие конкуренции, расширении доступа малого и среднего бизнеса (МСБ) к закупкам госкомпаний, ускорение и удешевления процедур ведения бизнеса.

Во многих регионах страны проводятся разработки дорожных карт с целью формирования благоприятного инвестиционного климата. Целевым показателем реализации дорожных карт рассматривается вхождение России в топ-20 стран по инвестиционному климату. Но подобный результат возможен лишь при активной роли органов власти всех уровней, начиная от федеральных, включая региональных и муниципальных, в поддержке инициатив институтов развития в области активизации инвестиционной сферы на местах. Руководство региона является решающим звеном в данном вопросе, так как от них зависит вектор развития инвестиционного климата.

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе задает минимальные, базовые требования. В связи с этим в регионах на основе его положений формируется инвестиционный меморандум, который предусматривает индивидуальные особенности социально-экономического развития отдельно взятого субъекта Российской Федерации.

Продолжением инвестиционного меморандума является целевая областная программа «Улучшение инвестиционного климата области», которая обеспечивает приток финансовых вложений и иных благ. Основой управленческой деятельности в разработке и реализации муниципальных целевых программ повышения инвестиционной привлекательности территорий муниципальных образований региона являются положения целевой областной программы. Органы местного самоуправления наиболее приближены к объектам инвестирования, что в свою очередь способствует более эффективному решению задачи сопровождения инвестиционных проектов.

Инструментальный блок подразумевает использование инструментов, которые способствуют повышению инвестиционной привлекательности региона и привлечению инвесторов на территорию субъекта РФ и его муниципальных образований. Подобные инструменты многогранны и представляют собой рычаги органов власти разного уровня — от налоговой политики до административно-организационных инструментов.

В этой связи заслуживает внимания инвестиционная деятельность городского округа Мытищи, который является крупным промышленным и культурным центром Подмосковья, обладает мощным ресурсным потенциалом и входит в число лидеров среди муниципальных образований Московской области. Экономика округа демонстрирует устойчивый рост по основным макроэкономическим показателям. На его территории сформировалось почти 9% общеэкономического оборота Московской области. При населении 229 тыс. чел., более половины, 127 тыс. чел. занято в экономике. На территории округа зарегистрировано более 11 тыс. организаций малого и среднего предпринимательства.

Для координации инвестиционной деятельности на территории округа в Управлении социально-экономического развития муниципалитета был создан специальный Отдел инвестиций и развития предпринимательства. В его задачу входит выявление точек роста, работа с инвесторами и привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов вплоть до их ввода в эксплуатацию. Работа по сбору, актуализации сведений, касающихся реализации инвестиционных проектов на территории округа, позволила утвердить инвестиционный паспорт муниципалитета, внести в единую автоматизированную систему перечня инвестиционных проектов 81 проект, 36 из которых находится в активной фазе реализации. Среди них преобладают проекты в сфере промышленности, торговли и услуг, логистики и спорта.

Управление социально – экономического развития муниципалитета и его  Отдел инвестиций и развития предпринимательства находятся в тесном взаимодействии с Министерством инвестиций и инноваций Московской области, Главархитектуры Московской области и управляющими компаниями индустриальных парков в части создания благоприятного предпринимательского климата и развития инженерной инфраструктуры на промышленных территориях округа.

Не вызывает возражений мнение, что для того, чтобы привлечь существенный поток инвестиций в регион, одного развития малого и среднего предпринимательства недостаточно. Необходимо улучшить инвестиционную привлекательность территории, тем самым создать благоприятные условия с целью привлечения крупных инвесторов. Данная задача предполагает изучение инструментов государственного регулирования инвестиционного климата и путей его развития.

В процессе решения задач управления повышения инвестиционной привлекательности территории нужно учесть два основополагающих параметра влияния внешней среды на образования инвестиционного климата: возмущающие и управляющие воздействия.

Возмущающие воздействия оказывают влияние на формирование инвестиционного климата в стране и в регионе, которые необходимо учитывать при выработке управляющих воздействий на инвестиционные риски и инвестиционный потенциал региона, поскольку в процессе управления их нельзя изменить.

Управляющие воздействия представляют собой переменные, показателями которых при управлении системой повышения инвестиционной привлекательности территории можно распоряжаться, подвергать их изменениям для решения стратегических задач.

При изучении инструментов государственного регулирования инвестиционного климата у нас сложились рекомендации приоритетных путей их развития:

1) Расширение системы финансовых инструментов при помощи внедрения органами региональной власти инструмента финансирования под будущие налоговые поступления, которые получили широкое применение в мировой практике и называются Tax increment financing (TIF). Инвестору за счет дополнительных доходов в виде налоговых поступлений на федеральный и региональный уровни компенсируются частные инвестиции в инфраструктуру, которые обеспечивают социально-экономическое развитие территорий.

2) При определении размера дотаций федерального бюджета в рамках выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации целесообразно учитывать затраты региона при создании индустриальных парков или реализации инвестиционных проектов, ориентируясь при этом на их продуктивность. Этот механизм способствует помимо улучшения деловой среды еще и эффективному развитию экологической и социальной сферы территориальных образований, за счет освободившихся средств.

3) В рамках бюджетного планирования нужно предусмотреть дополнительное стимулирование регионов, которые привлекают денежные средства или иные блага, с целью повышения мотивации муниципальных и региональных органов власти к привлечению инвестиций в регион. Это позволит избежать образовавшийся тенденции, при которой активность регионов по привлечению инвестиций характеризуется меньшим финансированием со стороны федерального бюджета.

4) Предоставить застройщикам условия, при которых возможно снижение налоговой нагрузки, сокращение бюрократических процедур и других преград на пути строительства. Это позволит сократить процесс реализации инвестпроектов.

В модели организационно-экономического механизма управления повышения инвестиционной привлекательности региона одной из особенностей является включение в нее блока «Инвесторы», это обусловлено потребностью организации управленческой деятельности осуществлять работу по привлечению инвесторов на территорию регионов наряду со снижением инвестиционного риска и повышения инвестиционного потенциала региона. Как ранее подчеркивал президент РФ, «мало создать условия для инвестиций – нужно научиться их реализовать, продать инвестору как следует, чтобы он направил свои капиталы именно в экономику нашей страны, в Россию» [17].

В соответствии с целями и задачами программы улучшения инвестиционного климата территории, состав базовых индикаторов, которые характеризуют результативность реализации механизма управления повышения инвестиционной привлекательности региона, по нашему мнению, должен состоять из качественных (улучшение рейтинговых оценок региона) и количественных показателей:

– индекс физического объема зарубежных инвестиций;

– объем иностранных инвестиций;

– индекс физического объема инвестиций в основной капитал;

– объем инвестиций в основной капитал;

– объем экспорта продукции и его доля в валовом региональном продукте.

Данный состав индикаторов способствует выявлению более общих тенденций и особенностей инвестиционной активности в регионе на основе реализации системы программных мероприятий по повышению инвестиционного климата, в процессе перманентного мониторинга. Он представляет механизм постоянного наблюдения за контролируемыми базовыми показателями, выявление степени отклонений фактических результатов от запланированных, определение причин и оценка последствий подобных отклонений, принятие мер по их корректировке.

Данный механизм должен разрабатываться в регионе и подобный мониторинг является наиболее активной частью процесса управления повышения инвестиционной привлекательности региона.

Существует большое количество проблем, от которых зависит инвестиционный климат отдельных регионов России и этой богатейшей ресурсами страны в целом, которые надо разрешать по мере их проявления. Мы поддерживаем мнение экспертов, что большой ущерб наносит имиджу России, как площадке для инвестиций, следующие факторы [18, 19, 20, 21]:

– стабильность политической системы и тенденция усиления роли государства в бизнесе (общественно-политические события последнего времени и реакция на них властей, реприватизация частных компаний, инвесторы боятся в любой момент лишиться всех своих вложений);

– коррупция (в международном индексе восприятия коррупции, подготовленном Transparency International, в 2019 году Россия заняла лишь 138-е место. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20 и одинадцатый среди постсоветских республик);

– бюрократизм, чрезмерное осложнение канцелярских процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени и средств;

– отпугивает инвесторов и достаточно высокая ставка рефинансирования ЦБ России, которая фактически характеризует доступность денег для экономики;

– низкая диверсификация экономики, т.е. отсутствие государственной политики, направленной на создание современной структуры народного хозяйства, на комплексное многоотраслевое развитие страны;

– отсутствие прозрачной судебной системы, гарантирующей абсолютную защиту прав собственности, несовершенное законодательство, периодические аресты даже лояльных представителей крупного бизнеса и иностранных инвесторов [22, 23].

Представляется, что совершенствование организационно-экономического механизма управления инвестиционной привлекательностью территории в условиях усиления региональной самостоятельности должен предусматривать его стратегическую ориентацию с учетом возмущающего и управляющего воздействия внешней среды; активизацию управленческой деятельности по привлечению потенциальных инвесторов; использования комплекса селективных и общих инструментов развития инвестиционного климата, отражающих региональную дифференциацию; осуществление перманентного мониторинга и оценки результативности органов местного и регионального управления по повышению инвестиционной привлекательности региона. Только совместное, в рамках своей компетенции, решение этих проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях даёт надежду выхода на траекторию устойчивого роста экономики страны, её регионов, и отдельных территорий. Иного выхода просто нет.

Литература:

  1. Боголюбов, С.А. Устойчивое развитие: градостроительство, экология, право: хрестоматия [Текст]. /С.А.Боголюбов, М.М.Бринчук, Т.В.Злотникова и др.; под общ. ред. В.В.Зозули. — М.: РУСАЙНС, 2016. – 208 с.
  2. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере – «Успехи современной биологии». 1944. №. 18. Вып. 2. С. 113-120.
  3. Указ президента РФ от 19.04.2017 №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 года».
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/59898.
  5. К вопросу об эффективном управлении территориальным развитием Российской Федерации для устойчивого роста экономики [Текст]. /С.П.Коростелев, О.Н.Маргалитадзе, Ю.А.Чемодин, В.С.Горбунов. – «Московский экономический журнал». 2019. № 3. – С.3. /Режим доступа: http://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2019-3/
  6. Иванов, Н. И. Формирование устойчивой модели развития российских территорий на основе использования современных методов энергообеспечения [Текст]. /Н.И.Иванов, Л.Б.Ефремова, В.С. Горбунов. – «АПК: экономика, управление». 2019. № 1. С. 69-75.
  7. Иванов, Н.И. Повышение эффективности функционирования тепличных хозяйств на основе взаимодействия с автоматизированными комплексами безотходной утилизации твердых бытовых отходов [Текст]. /Н.И.Иванов, Ю.А.Чемодин. – «Московский экономический журнал». 2017. №4. С. 55.
  8. Буров, М.П. Туристская деятельность – приоритетное направление устойчивого развития регионов [Текст]. /М.П.Буров, О.Н.Маргалитадзе. – «Международный научный журнал». 2019. №1. С. 12-19.
  9. Маргалитадзе, О.Н. Экотуризм – фактор устойчивого развития регионов России [Текст]. /О.Н. Маргалитадзе. – «Московский экономический журнал». 2018. №1. – С.7. /Режим доступа: http://qje.su/otraslevayai-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2018-7/.
  10. Буров, М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров [Текст]. /М.П.Буров – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 446 с.
  11. Буров, М.П. Совершенствовать управляющее воздействие на развитие территорий [Текст]. /М.П.Буров, В.С.Горбунов. – «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2017. № 9 (152). С. 5-13.
  12. Германович, А.Г. Роль региональных агрокластеров в обеспечении устойчивого развития сельских территорий [Текст]. / А.Г.Германович. – «Инновации и инвестиции». 2018. № 5. С. 358-361.
  13. Чемодин, Ю.А. Методологические основы и механизмы устойчивого развития территории России на региональном уровне: монография [Текст]. Ю.А.Чемодин, В.С.Горбунов. – М.: РИО ГУЗ, 2018. – 160 с.
  14. Волков, С.Н. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации Land relations and land management [Текст]. /С.Волков, А.Фомин, Е.Черкашина, К.Черкашин – «Международный сельскохозяйственный журнал». 2015. № 5. С. 3-8.
  15. Фомин, А.А. Уроки реформ Петра Аркадьевича Столыпина [Текст]. /А.А.Фомин. – «Международный сельскохозяйственный журнал». 2017. №2. С. 6-7.
  16. Бабаян, А.В. Формирование механизма повышения инвестиционной привлекательности территории [Текст]. /А.В.Бабаян, О.Н.Маргалитадзе. – Международный журнал прикладных наук и технологий “Integral”» (e-integral.ru). 2018. № 2 /рубрика «Научные конференции» /Режим доступа: http://e-integral.ru/nauchnyie-konferentsii/integral-2-2018-45.html.
  17. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Правительства РФ от 27.12.2012 года. /Режим доступа: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1404113/.
  18. Буров, М. П. Инвестиционный климат в России: существующее положение и проблемы форсированного роста инвестиций в развитие территорий и модернизацию экономики [Текст]. /М.П.Буров, О.Н.Маргалитадзе. – «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель». 2017. № 2 (145). С. 11-18.
  19. Буров, М.П. Улучшать инвестиционный климат в России и форсировать привлечение инвестиций в научно-технологическое развитие страны [Текст]. /М.П.Буров, О.Н.Маргалитадзе. – «Экономические системы», №4, 2016. С. 54-56.
  20. Маргалитадзе, О.Н. Глобализация рынка капитала и инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса России [Текст]. /О.Н. Маргалитадзе – «Международный технико-экономический журнал», 2017, №2. – с.13-21.
  21. Николаева, Д. Иностранные инвесторы ухудшили оценки России [Текст]. /Д.Николаева. – “Коммерсантъ” от 11.03.2019.
  22. Кречетова А. FT: США могут бойкотировать Петербургский экономический форум из-за дела Калви [Текст]. /А.Кречетова. – “Ведомости” от 12.03.2019.
  23. Bershidsky, Leonid. Why Russia Can Afford to Jail U.S. Investors /L. Bershidsky. – Bloomberg, 18.02.2019.   
  24. The arrest of Michael Calvey, an American investor, shocks Russia’s business community. – The Economist, 18.02.2019.