Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 339.54.012+338.001.36

Bezymyannyj-12

Неменова Дарья Львовна,

Студентка магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право»

Факультет права

Научно-исследовательский университет Высшая школа экономики

Nemenova D.L. dlnemenova@edu.hse.ru

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И АВСТРАЛИИ

CRIMES IN TAX LAw ON THE EXAMPLE OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA AND AUSTRALIA

В статье рассматривается понятие налоговых преступлений, в чём заключаются и какая ответственность предусмотрена. В настоящей статье рассмотрено правовое регулирование налоговых преступлений, виды и меры ответственности и на кого обращается.

Также проводится анализ налоговых преступлений в Китайской Народной Республике и в Австралии.

Целью настоящей статьи является приведение обзор налоговых преступлений, последствия за действия их совершения, а также состав налоговых преступлений в исследуемых странах и изучение их нормативно-правовой базы.

S u m m a r y

The article deals with the concept of tax crimes, what are the obligations and what is the responsibility. This article deals with the legal regulation of tax crimes, types and measures of responsibility and on whom it applies.

Tax crimes are also analyzed in the People’s Republic of China and in Australia.

The purpose of this article is to provide an overview of tax crimes, the consequences for their actions, as well as the composition of tax crimes in the countries studied and the study of their regulatory framework.

Ключевые слова: налоговые преступления, налоговое право, законодательство, налог

Keywords: tax crimes, tax law, legislation, tax

Правопонимание налоговых преступлений во многих странах очень схоже, в частности мы берём зарубежный опыт. Под налоговыми преступлениями понимается несоблюдение или нарушение законов, регулирующие налоговую сферу.

Во многих странах мира уплата налогов является законодательно закреплённой обязанностью каждого налогоплательщика, а также своевременное его удержание в полном объёме[1].

В случае нарушения законодательства страны о налогах является налоговым преступлением. Во многих странах налоговые преступления являются очень серьезными деянием, наносящие экономический вред стране совершения. Ответственность за налоговые преступления, как и во многих странах, предусмотрена в Уголовном кодексе[2].

Кроме того, ответственность за налоговые преступления направлена на всех участников налоговых отношений: на налоговых агентов, соответствующих налоговых органов, налогоплательщиков. Причём в зависимости от возложенных функций и обязанностей на каждого из них предусмотрена определённая ответственность[3].

В настоящей работе собрана информация как о налоговых преступлениях, об их понятии в рассматриваемых стран, так и о мере наказания за их совершение.

Налоговые преступления в Китайской Народной Республике.

В Китайской Народной Республике немало внимания отводится экономике и экономическим преступлениям. Экономические преступления включают в себя в том числе и налоговые преступления. Ответственность по совершению таковых действий устанавливается Уголовным кодексом Китайской Народной Республики[4].

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (далее Уголовный кодекс КНР) определяет налоговые преступления как преступные действия против социалистического рыночного экономического порядка. Такие преступления выделены в главе 3 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики. Сами же налоговые преступления закреплены в §6 Преступления против порядка сбора налогов (статьи 201-212) Особенной части Уголовного кодекса Китайской Народной Республики[5].

Согласно Уголовному кодексу КНР к налоговым преступлениям относятся:

  1. Подделка финансовых документов, не предоставление деклараций и других финансовых документов в налоговые органы, а также неисполнение или отказ от исполнения требования налоговых органов;
  2. Отказ от уплаты налогов;
  3. Сокрытие имущества от налоговых органов и препятствие передаче его налоговым органам с целью погашения задолженности;
  4. Незаконный возврат государственной экспортной пошлины;
  5. Подделка, продажа, покупка и хищение специальных квитанций, по которым производится возврат экспортных пошлин и налогов.

Уголовный кодекс КНР также закрепляет и наказания за совершения налоговых преступлений (статьи 201-212 §6 Главы 3 Особенной части Уголовного кодекса КНР). Интересным моментом здесь является тот факт, что наказания за налоговые преступления предусмотрены одновременно в виде штрафа и срока лишения свободы.

Размер наказания, его срок и сумма штрафа, возрастают соразмерно совершённому преступлению. Так, к примеру, за фальсификацию финансовых и бухгалтерских документов, отказ от уплаты налога можно получить срок лишения свободы до 7 лет и штраф, равный пятикратному размеру налога, в случае незаконного возврата экспортных пошлин и налогов можно получить до 10 лет с таким же штрафом. Но самым серьёзным налоговым преступлением является незаконные действия с государственными квитанциями, за что можно получить свыше 10 лет лишения свободы и до 500 000 юаней[6].

Также выделена ответственность должностных лиц налоговых органов. Так налоговыми преступлениями, совершёнными со стороны сотрудников налоговых органов, считаются злоупотребления представленными полномочиями. Например, не взимание или взимания меньших сумм налога должностным лицом налогового органа, а действий осуществлении возврата налогов и пошлин, продаже счетов для их возврата – до 5 лет лишения свободы, а в особо крупных размерах – свыше 5 лет лишения свободы).

Кроме того, существует и ответственность юридических лиц, предусмотренная Общей частью Уголовного Кодекса КНР. Согласно Уголовному Кодексу КНР, всю ответственность по деятельности юридического лица несёт его владелец (статьи 30-31 Уголовного Кодекса КНР). Таким образом, в случае совершения налогового преступления владельцы и учредители несут ответственность самостоятельно и на общих основаниях, как уже приведено выше. Помимо этого к ним могут применяться следующие виды наказаний:

  1. Надзор;
  2. Штрафы, конфискация имущества;
  3. Краткосрочный арест;
  4. Лишение свободы (вплоть до пожизненного);
  5. Либо смертная казнь.

Несмотря на жёсткие меры в настоящее время налоговые преступления в Китайской Народной Республике является довольно серьезной проблемой. В стране ежегодно проводятся операции против финансовых преступлений с привлечением правоохранительных органов. Так, например, за прошедший 2016 год в стране было раскрыто 168 000 таких дел на общую сумму в $5,2 млрд. И показатель эффективности борьбы только растёт[7].

Налоговые преступления в Австралии.

В Австралии налоговым преступлениям уделяется немало внимания. Так, стоит отметить, что в Австралии действия, совершённые в нарушение действующего законодательства о налогах и пенсиях являются преступлением против действующей налоговой системы[8]. Само законодательство о налогах и пенсиях в Австралии представляет собой весьма большое количество законов. Они довольно подробно регламентируют обязанности налогоплательщиков к государству.

Согласно законам Австралии, в этой стране основными налоговыми преступлениями являются действия, которые ведут к нарушению законов о налогах и пенсиях. Так, в Австралии за налоговые преступления предусмотрена следующая ответственность: это могут быть как штрафы, так и реальный тюремный срок, либо и то, и другое в совокупности[9].

В соответствии с Законом «Об управлении в сфере налогообложения» 1953 года[10] к налоговым преступлениям в Австралии относят:

  1. Несоблюдение требований сотрудников налоговых органов (непредставление документов в установленный срок и информации по требованию должностных лиц, отсутствие отчётных документов);
  2. Неправильное ведение отчетности, фальсификация и сокрытие информации с намерением ввести в заблуждение сотрудников налоговых органов;
  3. Использование и продвижение налоговых схем с целью минимизации налогов;
  4. Уклонение от уплаты налога.

Меры наказания за содеянные преступления в Австралии устанавливаются Уголовным кодексом Австралии 1995. Так, несоблюдение требований налоговых органов и уклонение от уплаты налогов влечёт за собой лишение свободы до 1 года, а в случае повторения таких поступков до лишения свободы до 2 лет. За нарушения в ведении документации можно получить наказание в виде лишения свободы от 6 до 12 месяцев. Но самым серьезным налоговым преступлением является использование налоговых схем. Такие действия, в соответствии с отделом 400 Уголовного кодекса Австралии 1995[11], можно получить до 8 лет лишения свободы[12].

Такие меры направлены на всех лиц, вовлеченых в налоговые преступления. Австралийское налоговое агентство на своём официальном сайте в разделе «Tax crime explained» вводит понятие преступников в налоговых отношениях. Преступниками являются лица, совершившие налоговые преступления. Из пояснения Австралийского налогового агентства становится понятно, что такие меры применимы ко всем участникам преступлений. На официальном сайте Австралийского налогового агентства сообщается, что в случае совершения вышеуказанных действий юридическими лицами, то к ответственности будут привлекаться соответствующие должностные лица.

Определена и ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о налогах и пенсии Австралии. Сотрудники налоговых органов в этой стране являются государственными служащими. Австралия ведёт политику против коррупции. Согласно позиции Правительства Австралии[13], коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением в личных целях. Наказанием за такое преступление служит лишение свободы до 10 лет.

На сегодняшний день Австралийское налоговое агентство (Australian Taxation Agency) ведёт политику по предотвращению налоговым преступлениям и ужесточению наказания за их совершение. Согласно отчётам политика налоговых органов, направленная на предотвращение и борьбу с налоговыми преступлениями, имеет свои положительные тенденции[14]. Что говорит об эффективности проводимых работ.

Вывод

При нарушении законодательства о налогах в любой стране важную роль играют налоговые преступления. В этой связи рассмотренные нами налоговые преступления в Китайской Народной Республике и Австралии создают неблагоприятные условия для развития экономик этих стран. При этом налоговые преступления признаются действиями, направленными против экономики каждой рассматриваемой страны.

В связи с чем мы также рассмотрели не только сами налоговые преступления, но и ответственность по их совершению: лиц, её несущих, наказания за совершение тех или иных действий, а также каким образом такая ответственность применяется.

Будучи законодательно закреплёнными налоговые преступления, влекут обязательную ответственность и наказание. Такая ответственность за налоговые преступления вменяется лицам за их действия против установленного законодательства о налогах. При этом стоит отметить подход каждого государства к факту нарушения законодательства о налогах в целом, а также налоговым преступлениям в частности. В зависимости от законодательств стран предусмотрена и разная степень ответственность за их совершение. Так, в Китайской Народной Республике совершение налоговых преступлений может караться вплоть до смертной казни, в то время как в Австралии максимум штраф и тюремный срок.

В рамках настоящей работы были рассмотрены лишь общие положения о налоговых преступления, возникающие в связи с соблюдением действующего законодательства.

В заключение отметим, что более гибкий подход к рассмотрению налоговых преступлений и другим нарушениям законодательства о налогах является необходимым условием экономического процветания государства. В связи с чем требуется уделять больше внимания со стороны государства на каждую ситуацию в отдельности, принимая во внимание и причины, приведшие к совершению налоговых преступлений.

Библиографический список

Список нормативно-правовых актов и актов правоприменения

  1. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (принят 14 марта 1997 года) // [Электронный ресурс] URL:// http://ru.china-embassy.org/chn/zfhz/zgflyd/thtm;
  2. Уголовный кодекс Австралии (принят в марте 1995г.) (вступил в силу 15.12.2001) // [Электронный ресурс] URL:// http://www.twirpx.com/file/1437109/;
  3. Закон «Об управлении в сфере налогообложения: Закон 1953 года» (в ред., утв. 1 июля 2013 года) // [Электронный ресурс] URL:// https://www.ato.gov.au/law/.

Список литературы

  1. Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова – М.: Издательско-консультационная компания “Статус-Кво 97”, 2014, с. 48;
  2. Океанова З.К. Экономика. Учебник для бакалавриата по направлению «Юриспруденция» // Экономика. / М.: «Дашков и К0», 2014.,  4-е изд.,перераб. и доп., с. 647;
  3. Калунц А.А., Ответственность за налоговые преступления по законодательству Австралии // Business. Law. Bulletin of Volgograd Business Institute // 2014, № 2 (27). Subscription indices – 38683, Р8683, с. 293;
  4. Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет “Синергия”, 2013, с. 194.

Статьи новостных Интернет-изданий

  1. Правоохранительные органы Китая в 2016 году раскрыли 168 тыс. финансовых преступлений // Пронедра – 16 мая 2017 года //

Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт Австралийского налогового агентства [Электронный ресурс ресурс] URL://https://www.ato.gov.au/;
  2. Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // URL: http://www.oecd.org (Дата обращения: 24.5.2017);
  3. Официальный сайт Правительства Австралии [Электронный ресурс] // URL: http://www.australia.gov.au/ (Дата обращения 15 мая 2017);
  4. Официальный сайт Центрального Банка России [Электронный ресурс] URL:// http://www.cbr.ru (Дата обращения 20 мая 2017).