Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 631.445:574

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

 аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

RESOURCE CONSERVATION AND MANAGEMENT PRINCIPLES

Аннотация

В статье рассматриваются современные факторы социально-экономического развития, принципы рационального природопользования и ресурсосбережения, повышение экологической безопасности производства, рациональное использование всех видов имеющихся ресурсов на основе внедрения передовых инноваций во всех областях и сферах жизнедеятельности. Исследуются вопросы обеспечения рационального расходования природных ресурсов, обсуждаются вопросы обеспечения устойчивости развития на основе бережного расходования имеющихся ресурсов, рационального природопользования, экологической безопасности производства, улучшения условий жизни людей, сохранения интеллектуальных ресурсов.

Abstract

The article considers modern factors of socio-economic development, the principles of rational nature management and resource saving, increase of ecological safety of production, rational use of all available resources through the implementation of cutting-edge innovations in all fields and spheres of life. Examines the issues of sustainable use of natural resources, discusses the sustainability of development through conservation of existing resources, rational nature management, ecological safety of production, improve the people’s living conditions, preserving intellectual resources.

Ключевые слова: ресурсосбережение, экологически безопасные технологии, устойчивое развитие, рациональное использование ресурсов, модернизация экономики, рациональное природопользование.

Key words: resource-saving, environmentally friendly technologies, sustainable development, rational use of resources, modernization of economy, rational use of natural resources.

Последние несколько лет в нашей стране все активнее обсуждаются вопросы обеспечения устойчивости развития на основе бережного расходования имеющихся ресурсов, рационального природопользования, экологической безопасности производства, улучшения условий жизни людей, сохранения интеллектуальных ресурсов и т.д. Наиболее активно исследуются вопросы обеспечения рационального расходования природных ресурсов, энергосбережения и поиска новых источников энергии, экологической безопасности бизнеса, а также преодоления тенденций отрицательной миграции. Успешное решение этих вопросов имеет высокое значение и для реализации задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития, для достижения целевых установок структурных и институциональных реформ, осуществляемых в настоящее время в нашей стране.

Опираясь на опыт нашей страны, мы видим на практике, что реализация задач по ресурсосбережению медленно внедряются практически во все сферы деятельности. Основной проблемой сохранения негативной тенденции внедрения ресурсосберегающих технологий является отсутствие четко сформулированной инновационной политики. Следующая проблема ресурсосбережения заключается в отсутствии производственных технологий отвечающих требованиям эффективного расходования ресурсов. Поэтому так необходимо внедрение инновационных технологий, но этого мало, ведь требуется для эффективного их использования благоприятных институциональных условий, законодательства, механизмов управления. Для того чтобы решить ряд вопросов рационального природопользования и ресурсосбережения в особенности, необходимы комплексные методики исследования перехода нашей страны на рельсы ресурсосбережения, рационального природопользования, экологической безопасности (табл.1.).

Таблица 1. Рациональное природопользование

Screenshot_5

Потребность ускорения инновационного развития общества, причем на основе создания и повсеместного применения безотходных и малоотходных, ресурсосберегающих технологий, создания экологических безопасных производств, поиска альтернативных источников тепловой и электрической энергии и т.д., декларируется в качестве основных целей и задач в рамках промышленной, научно-технической, энергетической, социально-экономической и иных политик российского правительства. При этом нужно отметить, что рациональное природопользование, энерго- и ресурсосбережение выступают стратегической целью и ключевыми задачи экономического развития во всех развитых странах мира уже несколько десятилетий. Современные зарубежные программы государственного регулирования, опираясь на технологии прогнозирования и управления природными и социально-экономическими системами, ориентированы, в первую очередь, на максимальную экономию энергетических, природных и материальных ресурсов, на обеспечение экологической безопасности производства и природопользования, а также на прирост человеческих ресурсов за счет привлекательной миграционной политики. Аналогичная цель стоит сегодня и перед российскими органами государственной власти и представителями бизнеса, совместные усилия которых должны обеспечить перевод отечественной экономики на принципы рационального природопользования и ресурсосбережения. Это предполагает создание институционального механизма управления процессами экономии всех видов ресурсов, обеспечения рационального и безопасного природопользования, исключающего необратимое ухудшение качества окружающей среды и среды обитания людей. Следует помнить, что эффективность и результативность правовой охраны природных ресурсов является важным не только в социально-экономической среде, но и в развитии законов природы [6].

К сожалению, эти задачи в нашей стране реализуются очень медленно, а принципы ресурсосбережения и рационального природопользования пока еще слабо внедряются в текущую деятельность как бизнеса, так и в жизнь людей. Одним из ключевых факторов, способствующих сохранению негативной тенденции расточительного использования ресурсов во всех сферах российской экономики является отсутствие комплексной системы мер оценивания эффективности использования ресурсов всех видов, стратегического управления процессами ресурсопользования и ресурсосбережения, адекватной инновационной политики. Другой причиной слабого внедрения принципов ресурсосбережения является отсутствие перспективных производственных технологий, обеспечивающих эффективное расходование ресурсов. В свою очередь, внедрение инновационных технологий и методов хозяйствования, направленных на ресурсосбережение, экологическую безопасность окружающей среды и общества, защиту жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия требует разработки соответствующих институциональных условий, включая развитие соответствующего законодательства и формирование механизма управления, адекватного требованиям устойчивого развития. В этом процессе огромное значение приобретает разработки как системы и механизма стратегического управления указанными процессами, включая методы и инструментария оценки и прогнозирования развития как отдельных показателей функционирования системы, так и их комплекса. Обеспечение эффективного внедрения ресурсосберегающих технологий возможно при наличии эффективного экономического механизма [5]. В первую очередь это касается оценки результативности государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды, разработки мер по обеспечению комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды, прогнозирования развития экологических преобразований в экономике и т.д. Формирование стратегического подхода к решению вопросов управления рациональным природопользованием и ресурсосбережением предполагает создание и применение в практической деятельности комплексной методики исследования возможностей перевода экономики страны на принципы энерго- и ресурсосбережения, экологической безопасности, рационального природопользования, охраны окружающей среды. Переход от экстенсивного и интенсивного ресурсопотребляющего производства к ресурсосберегающему возможен при наличии организационно-экономических методов управления ресурсосбережением [1]. Такая методика включает:

  • исследование ключевых тенденций перевода экономики на принципы рационального природопользования и ресурсосбережения;
  • выявление и оценку практики деятельности органов государственной власти и управления в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и ресурсосбережения;
  • формирование приоритетных областей развития ресурсосбережения, в первую очередь энергосбережения, исходя из объема потребляемых топливных ресурсов;
  • разработку критериев оценки эффективности выполнения государственных природоохранных функций, оценку результативности государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • разработку стратегии и программ рационального природопользования, ресурсосбережения и охраны окружающей среды, комплекса мероприятий по созданию условий для повышения эффективности использования ресурсов на всех уровнях хозяйствования, включая отдельные предприятия;
  • разработку нормативных документов по реализации комплексного государственного контроля за выполнением требований законодательства российской федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды, а также повышения защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия;
  • разработку мероприятий по формированию институциональных рамок внедрения природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий в рамках модернизации отечественной экономики;
  • построение базовой теоретической и экономико-математической модели стратегического управления экономикой на основе принципов рационального природопользования, ресурсосбережения и охраны окружающей среды с учетом институциональных и инновационных факторов развития. Построение такой комплексной модели стратегического управления рациональным природопользованием и ресурсосбережением позволит с достаточно высокой степенью вероятности строить прогнозы развития этих процессов как в экономике в целом, так и в ее отдельных секторах (по отдельным видам ресурсов) [6].

С помощью инструментов воздействия региональные органы власти и управления оказывают прямое и косвенное влияние на природопользование, а также создаются стимулы для рационального природопользования, охраны окружающей среды и ресурсосбережения со стороны природопользователей и производителей товаров и услуг. В последнее время ресурсосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой [3]. Переход на ресурсосберегающие технологии необходимо осуществлять последовательно и планомерно [4]. Современный стратегический подход к управлению рациональным природопользованием и ресурсосбережением должен учитывать также фундаментальные тенденции усиления роли инновационных факторов развития. Поэтому инновационная деятельность, в том числе в области природоохранной и ресурсосберегающей деятельности должна стать основой стратегической политики всех хозяйствующих субъектов, и отдельных предприятий, и региональных властей, и государства в целом. Эффективно решить эти задачи можно только при условии широкого применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, развитию которых уделяется все возрастающее внимание во всем мире, включая Россию с ее, казалось – бы, несметными природными ресурсами.

Обобщение и анализ материалов, связанных с рациональным природопользованием, позволили систематизировать систему принципов, лежащих в основе этого процесса. К их числу относятся:

  1. Принцип социально-экономического подхода, который предусматривает комплексную всестороннюю оценку возможных воздействий на окружающую и социальную среду, связанных с использованием того или иного ресурса, и ответных реакций последних. При этом учету подлежат не только прямые, но и косвенные и отдаленные последствия экологического и социального характера.
  2. Принцип гармонизации взаимоотношений природы и производства, ориентирующий процесс природопользования на сбалансированность темпов изъятия природных ресурсов и загрязнения окружающей среды с темпами самовосстановления природной среды, жесткое соблюдение установленных экологических ограничений в процессе производственной деятельности, максимально возможное сохранение экологического равновесия. Соблюдение указанного принципа требует постоянного наблюдения за со стоянием окружающей среды и ее изменением, вызванным антропогенными причинами, что позволяет осуществлять их прогнозирование и принимать соответствующие решения в части корректировки процесса производства или даже необходимости его остановки.
  3. Принцип оптимизации природопользования, заключающийся в выборе наилучшего из возможных направлений применения природного ресурса на основе определения ценности данного направления использования, которая должна быть не ниже альтернативных издержек. Обязательной при определении ценности в данном случае является ориентация на многокритериальность (социальные, экологические и экономические критерии).
  4. Принцип сбалансированности воспроизводства и использования природных ресурсов, требующий опережения темпов воспроизводства над темпами использования природных ресурсов, восполнения изымаемых из природной среды ресурсов за счет естественного процесса воспроизводства (лесопосадки, введение в хозяйственный оборот новых земель сельскохозяйственного назначения, разведение домашнего скота и т. д.) и экономического воспроизводства (геологоразведочные работы, в результате проведения которых осуществляется открытие новых месторождений и постановка на баланс запасов полезных ископаемых) [4].
  5. Принцип ресурсосбережения, учитывающий факт исчерпаемости природных ресурсов.

Таким образом, устойчивое развитие и рациональное природопользование невозможно без реформирования структуры экономики в направлении экологической безопасности и бережного (рационального) расходования всех имеющихся ресурсов, в том числе природных, человеческих, интеллектуальных. Достижение устойчивого развития экономики в настоящее время и в перспективе требует решения проблемы оптимизации ресурсопотребления и ресурсосбережения [2]. Это в свою очередь предполагает широкое внедрение инноваций во всех областях и сферах деятельности и в социально-экономических системах всех иерархических уровней. При этом ключевым элементом управления любой экономической системой в настоящее время является наличие надежных и качественных инструментов оценки основных показателей развития системы и достигнутых результатов, возможность их сравнения с другими субъектами и с плановыми показателями, а также возможность постоянного контроля динамики и направлений изменения ключевых показателей развития.

Современный стратегический подход к управлению рациональным природопользованием и ресурсосбережением должен учитывать также фундаментальные тенденции усиления роли инновационных факторов развития. Поэтому инновационная деятельность, в том числе в области природоохранной и ресурсосберегающей деятельности должна стать основой стратегической политики всех хозяйствующих субъектов, и отдельных предприятий, и региональных властей, и государства в целом.

Литература

  1. Ахматова М.Х. Основные пути рационального использования земли и повышение ее эффективности. В сборнике: Инструменты современной научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 88-91.
  2. Валиев В.Н., Косолапов О.В. Ресурсосберегающий аспект устойчивого развития. Известия Уральского государственного горного университета. 2015.№ 2 (38). С. 42-46.
  3. Махотлова М.Ш., Трамова Д.И. Экологическая проблема современного мира. В сборнике: Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр. 2016. С.416-419.
  4. Мингалева Ж.А. Устойчивое развитие экономики: инновации, рациональное природопользование и ресурсосбережение. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012.№ 4 (11). С. 120-122.
  5. Рубанов И.Н., Фомин А.А. Рынок биопродуктов. Международный сельскохозяйственный журнал. 2016, №5, с. 55-60
  6. Накова Л.В. Воспитание экологического человека – основной путь решения глобальных проблем. В сборнике:Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С.844-847.
  7. Накова Л.В. Концепция равновесного природопользования.
    В сборнике:Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С.848-851.