Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 002:001(470)

Bezymyannyj-12

Меденников Виктор Иванович,

доктор технических наук,

заведующий отделом,

ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики  имени  А.А. Никонова», г. Москва,

Горбачев Михаил Иванович,

кандидат экономических наук,

 заведующий кафедрой,

РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,

Муратова Людмила Георгиевна,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник,

ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики  имени  А.А. Никонова», г. Москва,

Сальников Сергей Георгиевич,

кандидат физико-математических наук,

ведущий научный сотрудник,

ФГБНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики  имени  А.А. Никонова», г. Москва.

Medennikov V.I.  dommed@mail.ru 

Gorbachev M.I.  mgpochta@gmail.com

Muratova L.G.   muratlg@mail.ru 

Salnikov S.G.   salnsg@gmail.com

Эффективность использования информационных научно-образовательных ресурсов

EFFICIENCY OF THE USE OF INFORMATION SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация

В работе рассматривается методика   оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов в Интернет-пространстве в условиях перехода к цифровой экономике и инновационному развитию, которые требуют интеграции, открытости, доступности для широкого круга пользователей информационных ресурсов в рамках единого информационного Интернет-пространства научно-образовательных ресурсов. Представленная методика  разработана на основе анализа состояния и объемов информационных ресурсов по итогам мониторинга сайтов аграрных ВУЗов. Дано математическое описание методики, учитывающей как требования, предъявляемые к информационному наполнению сайтов образовательных учреждений Министерством образования и науки, Рособрнадзором, так и  востребованность их в экономике, влияние на качество подготовки квалифицированных  специалистов и ученых в образовательных учреждениях,  оценку сайтов методами сайтометрии (webometrics), отражающих имидж и репутацию ВУЗа, а также современные тенденции предоставления информационных услуг ВУЗами в Интернет-пространстве в виде электронных бирж труда и торговых площадок. Проведена апробация методики  оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов аграрными ВУЗами; рассчитаны оценки эффективности использования их, рассчитаны как частные, так и интегральный рейтинги аграрных ВУЗов на основе разработанной методики, дано обоснование возможности формирования единого информационного интернет-пространства научно-образовательных ресурсов (ЕИИПНОР). ЕИИПНОР должно составлять одну из глобальных организационно-технологических Интернет-платформ на федеральном и  отраслевом уровнях, входящих в программу “Цифровая экономика”.

Summary

The paper examines the methodology for assessing the effectiveness of the use of information science and education resources in the Internet space in conditions of transition to a digital economy and innovative development that require integration, openness, accessibility for a wide range of users of information resources within the single information Internet space of scientific and educational resources . The presented methodology is developed on the basis of the analysis of the state and volumes of information resources based on monitoring results of websites of agricultural higher educational institutions. There is given a mathematical description of the methodology, which takes into account both the requirements for the information content of educational institutions sites by the Ministry of Education and Science, Rosoboradzor, and their relevance to the economy, the influence on the quality of training of qualified specialists and scientists in educational institutions, the evaluation of sites by the methods of webometrics, Reflecting the image and reputation of higher education institutions, as well as the current trends in providing them with information services on the Internet space in the form of electronic Labor exchanges and trading platforms. Approbation of the methodology for assessing the effectiveness of the use of information scientific and educational resources by agricultural higher educational institutions was carried out; Estimates of the effectiveness of their use have been calculated, both private and integrated ratings of agrarian higher educational establishments have been calculated on the basis of the developed methodology, the feasibility of forming a unified information Internet space for scientific and educational resources (EIIPNOR) has been given. EIIPNOR should be one of the global organizational and technological Internet platforms at the federal and sectoral levels included in the Digital Economy program.

Ключевые слова: научно-образовательные ресурсы, методика   оценки эффективности, интеграция информационных ресурсов, информационное Интернет-пространство, аграрные ВУЗы, рейтинги ВУЗов.

Keywords: Scientific and educational resources, methods for assessing effectiveness, integration of information resources, information Internet space, agricultural universities, university ratings.

Значительно возросшие возможности и уровень развития программно-технических средств Интернета, а также требования, предъявляемые к сайтам ВУЗов Министерством образования и науки, Рособрнадзором, отраслевыми министерствами для оценки деятельности образовательных учреждений, вынуждают эти сайты становиться все более похожими друг на друга. Недалек тот день, когда ВУЗы должны перейти на типовые сайты. А это уже первый шаг к созданию единого информационного Интернет-пространства научно-образовательных ресурсов (ЕИИПНОР). ЕИИПНОР представляет интеграцию в единой реляционной БД в некотором облаке у провайдера информации о разработках, публикациях, консультационной деятельности, нормативно-правовой информации, дистанционном обучении, пакетах прикладных программ, базах данных, разработанных НИУ РАН, ВУЗами, предприятиями и другими организациями, имеющими данные семь видов представлений научных знаний [1, 2, 3, 4, 5, 6].  Анализ сайтов ВУЗов и НИУ показал, что данная информация в том или ином виде представлена на этих сайтах. Данные виды представлений научных знаний отражены также на сайтах информационно-консультационной службы (ИКС) в сельском хозяйстве, являющейся механизмом трансфера аграрных знаний товаропроизводителям.

В ЕИИПНОР ключи для размещения и поиска информации должны быть сформированы   на основе единых справочников (регионов, областей, районов и других) и классификаторов, например, государственного рубрикатора научно-технической информации ГРНТИ,  общероссийского классификатора продукции ОКП, и других, что обеспечивает возможность целенаправленного поиска информации. 

В этом случае ими могут воспользоваться  кроме студентов и преподавателей, как это осуществляется сейчас,  также будущие абитуриенты и работодатели, госорганы, товаропризводители, научные работники,  управленцы соответствующего профиля, а также население. ЕИИПНОР представляет собой удобное средство трансфера инноваций, знаний широкому кругу пользователей, о проблеме которых много говорится в последнее время. 

Товаропроизводителю в настоящее время трудно найти разработки, публикации, нормативно-правовую информацию, пакеты прикладных программ, базы данных, консультантов для получения консультаций, курсы дистанционного обучения по интересующей его теме,  поскольку старая система распространения инноваций на бумажных носителях была разрушена, а новая на базе Интернет не создана. Например, товаропроизводитель, выбрав разработку в виде средства борьбы с какой-либо болезнью, может получить тут же все публикации, всех консультантов, нормативно-правовую информацию, дистанционное обучение на эту тему. Потом в соответствующей базе данных найти нужного поставщика препарата.

Требования, предъявляемые к информационному наполнению сайтов образовательных учреждений Министерством образования и науки, Рособрнадзором (особенно отчеты о самообследовании) вызвали интерес различных исследователей к оценке их деятельности на основе этих данных. Подход к выбору видов деятельности и их  показателей на Западе отличается от подхода, принятого в России. Разность подходов  можно объяснить тем, что в зарубежных образовательных учреждениях научные исследования  являются одним из главных видов деятельности, в России на первом месте стоит образовательная деятельность. Качество преподавания за рубежом оценивается, в основном, спросом на выпускников ВУЗа, их позициями на рынке труда. В последние десятилетия наука и образование приобретают в мире глобальный характер, поэтому, практически все мировые рейтинговые агентства стремятся оценить популярность и значимость ВУЗа в международном масштабе. Российским ВУЗам до этого ещё далеко. Это, в частности, определяется недооценкой возможностей и преимуществ информационных технологий на базе Интернета.

Для устранения этого недостатка и возросших возможностей Интернет-технологий, исходя из вышеизложенного, актуальной является разработка методики оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов ВУЗов в Интернет-пространстве, учитывающей как требования, предъявляемые к информационному наполнению сайтов образовательных учреждений Министерством образования и науки, Рособрнадзором, так и  востребованность их в экономике, влияние на качество подготовки квалифицированных  специалистов и ученых в образовательных учреждениях,  оценку сайтов методами сайтометрии (webometrics), отражающих имидж и репутацию ВУЗа, а также современные тенденции предоставления информационных услуг ВУЗами в Интернет-пространстве в виде электронных бирж труда и торговых площадок.  

Исследования были проведены на примере сельскохозяйственных ВУЗов, для чего был проведен мониторинг и анализ их сайтов, где использовалась разработанная оригинальная анкета с включением показателей из набора требований Минобрнауки, Рособрнадзора, а также не вошедших в этот перечень показателей, отражающих информацию о разработках, публикациях, консультационной деятельности, нормативно-правовой информации, дистанционном обучении, пакетах прикладных программ, базах данных, об электронных биржах труда и торговых площадок; оценку сайтов методами сайтометрии (webometrics).  

В соответствующей анкете отражены  214 показателей деятельности ВУЗов (122 показателя оценивают представительство самого ВУЗа, 40 показателей для факультета, 46 показателей для оценки кафедр и 6 показателей для общей оценки сайта).

В своих исследованиях по разработке методики для оценки эффективности использования  информационных научно-образовательных ресурсов при выборе показателей из набора требований Минобрнауки, Рособрнадзора мы ориентировались на выборе наиболее значимых показателей деятельности ВУЗов, влияющих на достижение целей ВУЗов:  подготовка квалифицированных  специалистов и ученых, производство научной продукции.  На  эффективность достижения этих целей влияет кроме показателей ЕИИПНОР “качество” абитуриентов, состояние науки, грамотность управленцев министерства образования и науки и отраслевых министерств, а также состояние всей экономики страны, уровень финансирования образования.

Данную взаимосвязь удобно отобразить через процессный подход (рис. 1).

Вход процесса – это абитуриенты. Выход – это цель процесса, его результат: квалифицированные  специалисты и ученые, результаты научной деятельности. Ресурсы или механизм – это система, осуществляющая преобразование входа в выход. К ним относятся: персонал, выполняющий процесс, оборудование, инструмент, здания, сооружения и т. п. – все то, с помощью чего осуществляется процесс, что может использоваться в процессе.

Screenshot_1

Рис. 1. Процессный подход к деятельности ВУЗа

Управляющие воздействия носят информационный и ограничивающий характер. Чаще всего это документы, содержащие определенные требования: законы, стандарты, методики, инструкции, планы, распоряжения руководства и др.

Информационные ресурсы (ИР), отражающие требования Минобрнауки, Рособрнадзора, выбранные на основе экспертного опроса, в наибольшей степени влияющие на достижение целей ВУЗов, будем называть вторичными информационными образовательными ресурсами (табл. 8). Показатели, отражающие информацию о разработках, публикациях, консультационной деятельности, нормативно-правовой информации, дистанционном обучении, пакетах прикладных программ, базах данных будем называть первичными информационными научно-образовательными ресурсами. Показатели, отражающие информацию о консультационной деятельности, будут представлены в виде количества консультантов.

Информационные научно-образовательные ресурсы в соответствии с современными тенденциями в области Интернет-технологий, когда провайдеры начинают предоставлять услуги по хранению контента сайтов в мощных системах управления базами данных (СУБД), могут храниться, с одной стороны, либо в виде каталога, либо в виде полноформатного представления (назовем это формой хранения ИР), с другой стороны, либо в виде неупорядоченного списка, либо в виде упорядоченного представления (с возможностью навигации, например, на основе СУБД по тематической рубрикации ГРНТИ, авторам, организациям, ключевым словам и т.д., назовем это уровнем интеграции ИР).

Интегральный критерий  оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов конкретного образовательного учреждения определен как сумма взвешенных групп, общая сумма весов которых равна 1, следующих частных критериев: критерий оценки видов представления первичных информационных научно-образовательных ресурсов, критерий оценки эффективности использования информационных ресурсов методами сайтометрии, критерий оценки эффективности использования информационных ресурсов по состоянию электронной торговой площадки, критерий оценки эффективности использования информационных ресурсов по состоянию электронной биржи труда, критерий оценки вторичных информационных образовательных ресурсов.

Значение весов показателей критериев оценки эффективности использования информационных ресурсов определены на основе экспертных оценок, полученных путем анализа различных статей специалистов в области образования [7, 8, 9, 10, 11], методик расчета различных рейтингов образовательных учреждений, анкетирования преподавателей РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,  а также применением соответствующих статистических методов.

При этом под эффективностью, с точки зрения методов исследования операций, понимается результативность в достижении цели. В нашем случае целями формирования информационных научно-образовательных ресурсов (ИНОР) являются:

  • доступность ИНОР для широкого круга пользователей (абитуриентов, студентов, преподавателей, служащих госорганов, товаропроизводителей, научных работников, управленцев, населения и др.);
  •  разнообразие форм и качества ИНОР;
  • полнота, оперативность и достоверность получаемой информации;
  • комфортность и простота получения информации;
  • минимизация затрат на проектирование, разработку и сопровождение информационных систем.

Математическое описание методики

Screenshot_2 Screenshot_3 Screenshot_4

Screenshot_5

Подробное описание всех параметров методики можно найти в работах [1, 3, 7]. Согласно им и экспертных оценок введем значения параметров методики:

Таблица 1. Показатели уровня интеграции

Screenshot_6

Таблица 2. Показатели форм храненияScreenshot_7

Таблица 3. Показатели видов представления первичных информационных научно-образовательных ресурсовScreenshot_8

Таблица 4. Частные критерии оценки эффективности

Screenshot_9

Таблица 5. Показатели оценки сайтов методами сайтометрии

Screenshot_10

Таблица 6. Показатели критерия оценки эффективности использования информационных ресурсов по состоянию электронной торговой площадки

Screenshot_11

Таблица 7. Показатели критерия оценки эффективности использования информационных ресурсов по состоянию электронной биржи труда

Screenshot_12

Таблица 8. Показатели критерия оценки эффективности использования вторичных информационных образовательных ресурсов в m-ом образовательном учреждении

Screenshot_13 Screenshot_14 Screenshot_15

Исследования показали, что в целом полнота сайтов ещё очень далека от оптимальной, в среднем на сайтах присутствует чуть более половины (55,4%) всей необходимой информации.  Полнота показателей, отражающих научно-исследовательскую деятельность, составляет всего 18,3%, что подтверждает предположение, что в требованиях, предъявляемых к сайтам ВУЗов Министерством образования и науки, Рособрнадзором существует недооценка научной деятельности ВУЗов.

Интегральные оценки (табл. 9) эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов (максимально возможная оценка согласно методике равно единице) даже лучших ВУЗов не превышают 40% (Кубанский ГАУ – 39,15%, Орловский ГАУ – 38.23%, РГАУ–МСХА – 32.58%, Красноярский ГАУ – 30.89).

Таблица 9. Интегральные оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов и рейтинги сельскохозяйственных ВУЗов
Screenshot_16 Screenshot_17

Отсутствие интеграционных технологий при разработке баз данных различных ИНОР  приводит к значительному перерасходу ресурсов и запутывает значительное количество потенциальных пользователей при поиске нужной информации. Например, государство тратит значительные ресурсы на разработку и сопровождение баз данных ИНОР: «Единая государственная информационная система учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР)», баз данных Федерального института промышленной собственности (патентные документы, товарные знаки, промышленные образцы, программы для ЭВМ, БД и топологии интегральных микросхем) и E-library.ru, имеющих гетерогенное представление и довольно узкое целевое назначение, соответственно, специфическую аудиторию. Цель первой БД очевидна из названия. Здесь представлены НИОКТР в виде научных отчетов, выполненных за бюджетные средства. Цель второй – регистрация указанных выше разработок без возможности ознакомления с ними. Цель третьей – создание национального индекса научного цитирования (РИНЦ) с перспективой применения его для оценки результатов научной работы ученых или научных коллективов. Однако, узкая направленность этих баз данных, в основном, на учетную функцию, порождает гетерогенность их структур, делает их невостребованными для широкого круга пользователей, желающих иметь удобную систему получения знаний.

Корни данного процесса кроются в отсутствии интеграционного подхода в технологиях проектирования и разработки информационных систем в нашей стране, в результате чего появилась сборная солянка из десятков, а затем сотен и тысяч изолированных и функционально несовместимых локальных систем управления на заводах,  фабриках, предприятиях АПК. Переход к интегрированным ИС в Российской Федерации осложняется еще рядом обстоятельств – отсутствием интеллектуализации Интернета – отсутствием у провайдеров инструментария разработки математических моделей, статистической обработки информации, экспертных систем и т.д. в онлайн-режиме.

А пока у отдельных провайдеров есть только СУБД, которыми мало кто пользуется. Исследования показали, например, что ни один сельскохозяйственный ВУЗ не использует СУБД при создании сайтов, что лишает возможности автоматически получать информацию с сайта для использования в других ИС, в том числе, в ИС Минобрнауки России [8].

В настоящее время российские НИУ и ВУЗы нормативно принуждены развивать свои сайты, например, как уже упоминалось выше, в РФ Министерством образования и  науки, Рособрнадзором выдвинуты требования о составе информационного наполнения сайтов ВУЗов. Правда, это пока не касается информационных научно-образовательных ресурсов, да и к сайтам НИУ пока требований не предъявляется. Те в нашей стране, кого к этому не обязывают, как правило, спокойно игнорируют эти ресурсы.

Переход к типовым сайтам ВУЗов позволит разработать независимую, малозатратную, автоматизированную методику оценки деятельности их, в частности, эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов, единую, как для ВУЗов, так и для НИУ, что обусловлено наличием измеримых и сравнимых показателей, находящихся в единой базе данных [12]. При этом можно будет оценивать  эффективность использования информационных научно-образовательных ресурсов в любой момент времени, а не раз в год, как это делается сейчас.

Интеграция информационных научно-образовательных ресурсов в рамках ЕИИПНОР с размещением у одного провайдера под управлением мощной СУБД на основе единых классификаторов позволит в дальнейшем, по мере накопления статистической информации, применить и другие методы оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов. Например, после объединения информационных систем ГНИ и ПФР с присвоением кодов ИНН с рождения человека, можно будет отслеживать трудоустройство выпускника ВУЗа по отраслевому признаку. В дальнейшем можно отследить, как его карьерный рост, так и переходы из отрасли в отрасль. При интеграции информационных научно-образовательных ресурсов ВУЗов и НИИ можно будет оценивать влияние выпускников на развитие науки как в отдельных отраслях, так и в целом  в стране.

Литература

  1. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки», отчет о НИР, ВИАПИ им. Никонова, 2010 г.
  2. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. «Разработать базу данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов, представленных  в Интернет-пространстве», отчет о НИР, ВИАПИ им. Никонова, 2013 г.
  3. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Модели и методы формирования единого информационного интернет-пространства аграрных знаний. Москва. Издательство ГУЗ. 2014. 428 стр.
  4. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Отчет о НИР «Анализ состояния и объемы информационных ресурсов сельскохозяйственных предприятий в Интернет-пространстве». -ВИАПИ РАСХН. 2011.
  5. Ерешко Ф.И., Меденников В.И., Сальников С.Г. Интернет-технологии в экономике знаний. Материалы Девятой международной конференции “Управление развитием крупномасштабных систем”. MLSD’2016. Доклады. ИПУ РАН. 2016 г. т.1 Стр. 178-182.
  6. Ерешко Ф.И., Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. 6. Стр. 184-187.
  7. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Методика оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов. -М.: Аналитик, 2017.
  8. Гузаева М.Ю. Использование информационных ресурсов науки и образования для повышения эффективности реализации новых форм обучения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-1048/ (дата обращения: 30.05.2016)
  9. Сироткин Г.В. Когнитивная модель новой системы управления качеством образования ВУЗа в целом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-model-novoy-sistemy-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya-vuza-v-tselom.pdf  (дата обращения: 30.05.2016)
  10. Сироткин  Г.В.  Системный  анализ  факторов  качества  образования  в  вузе.   «Прикаспийский  журнал:  управление  и  высокие  технологии».  —  2013.  —  №  2  (22)  —  С.  109—118
  11. Славин А.В. Практика разработки оценочных средств качества образовательных программ, реализуемых на основе ФГОС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert-nica.ru/library/sbornik2013/IV%20part/Slavin%20AB.pdf (дата обращения: 30.05.2016)
  12. Ерешко Ф.И, Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. Выпуск №6 2016 г., стр. 184-187.