Сулимин Владимир Власович,
кандидат экономических наук
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Уральский государственный экономический университет
Шведов Владислав Витальевич,
кандидат исторических наук
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Уральский государственный экономический университет
Ляшенко Елена Александровна,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
Уральский государственный экономический университет
Sulimin V. V.
Shvedov V. V.
Lyashenko E. A.
Правовое регулирование предоставления качественных услуг товаропроизводителем
Аннотация: Статья посвящена вопросам правового регулирования услуг предоставления товаров. Авторами выделяются особенности и основные направления правового регулирования на современном этапе развития законодательства Российской Федерации с учетом требований Федерального законодательства
Ключевые слова: качество товара, исполнитель, потребителя, срок годности, срок службы, гарантийный срок
Legal regulation of the provision of quality services by the commodity producer
Annotation: The article is devoted to the issues of the legal regulation of services for the provision of goods. Authors can be certain and basic directions of legal regulation on the modern legislation of the Russian Federation taking into account the requirements of the Federal Law.
Keywords: quality of goods, performer, consumer, expiration date, service life, warranty period
Одно из важнейших прав потребителя, зафиксированных в действующем законодательстве – это право на получение товаров (а равно работ и услуг) надлежащего качества.
Закон «О защите прав потребителей» закрепляет обязанность продавца (исполнителя) передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Соответственно, если стороны условились о качестве товара, то нарушение таких договоренностей будет расцениваться как нарушение условий договора.
Если стороны специально не договаривались по поводу качества товара, подлежащего передаче, значит в соответствии с Законом о защите прав потребителей, потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к данного рода товарам (работам услугам). Полученный потребителем товар не может быть не пригоден для использования по назначению. Также важно учесть, что если потребитель заранее сообщил продавцу для каких целей он приобретает товар (работу услугу), то продажа ему товара не соответствующего таким целям будет считаться продажей товара с недостатками.
Итак, как минимум существуют требования к качеству товара, которые стороны сами могут определить в договоре. Но кроме этого еще есть и стандарты, которые также могут содержать обязательные требования к качеству некоторых товаров. Соответственно если есть такой стандарт, которому должно соответствовать качество определенного товара, то по договору должен быть передан потребителю товар именно соответствующий такому стандарту и никак иначе.
Право потребителя на качество товара (работы) включает в себя не только собственно право получить качественный товар, но и гарантии, что такой товар будет поддерживаться в работоспособном состоянии с возложением на производителя (исполнителя) в связи с этим определенных обязанностей перед потребителем.
Закон о защите прав потребителей оперирует понятием «срок службы». Речь идет о периоде времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) принимает на себя обязанность обеспечить потребителю возможность пользования товаром (работой) в соответствии с назначением последнего и принимает на себя ответственность перед потребителем на случай возникновения по его вине (т.е. вине изготовителя) в товаре существенных недостатков. Такой срок службы может устанавливаться как временные рамки, а может, к примеру, измеряться и метрами, километрами и т.д. – все зависит от специфики проданного товара.
Изготовитель определяет срок службы товара, ориентируясь на вид используемых для его изготовления материалов, конструктивные особенности, способы обработки, технологические возможности и соответственно, поэтому товары даже одного вида, произведенные разными компаниями, могут иметь разный срок службы.
Законодатель не обязывает изготовителя устанавливать срок службы, это является правом изготовителя. Закон о защите прав потребителей вместе с тем регламентирует ситуацию, когда изготовитель не воспользовался своим правом на установление срока службы. В этом случае изготовитель будет обязан нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Законодатель, руководствуясь интересами безопасности граждан, устанавливает следующее правило: когда известно, что, товар (работа) в связи с истечением определенного времени станет опасным для имущества, здоровья, жизни потребителей, то изготовитель обязан установить на такие товары (результаты работ) срок службы.
Обратимся к понятию «срока годности», которое тоже присутствует в действующем законодательстве.
Некоторые товары (результаты работ) могут при их использовании по истечение определенного срока/ представлять опасность для окружающей среды, здоровья, жизни потребителей или причинить вред имуществу потребителей. На такие товары (результаты работ) и устанавливается срок годности.
Предполагается, что за пределами срока годности товар станет недопустимым или даже невозможным использовать товар по его прямому назначению, поскольку такой товар к этому времени достигнет предельного технического состояния, приобретет определенные вредные качества, в связи с чем его дальнейшее использование будет таить в себе опасность.
Если срок годности, как правило, устанавливается для лекарств, продуктов и т.д., то срок службы – для товаров длительного пользования (например, машин, приборов).
В течение срока службы (срока годности) на изготовителя (исполнителя) возлагаются обязанности касающиеся обеспечения возможности использования товара. Также он должен нести ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) упомянутых обязанностей.
Товары с истекшим сроком годности продаваться не должны.
Есть еще так называемый срок реализации. Он является разновидностью срока годности, как правило, фиксируется на упаковке, таре, в накладной и устанавливается для некоторых скоропортящихся товаров, например, молока.
Если срок реализации товара подошел к концу, такой товар рассматривается как утративший свои потребительские свойства и реализации потребителю он уже не подлежит.
Законодатель не регламентирует, кем именно должен устанавливаться срок годности на товар (работы).
Помимо срока службы или срока годности изготовитель (исполнитель) вправе установить на товар гарантийный срок. В последнем случае речь идет о периоде времени, в течение которого изготовитель обязуется в повышенном объеме отвечать перед потребителем за качество изготовленного им товара. В частности, принимает обязанность за свой счет устранить обнаружившиеся недостатки товара или, к примеру, в определенных ситуациях заменить товар с недостатками на новый.
Датой начала течения гарантийного срока считается день его продажи потребителю. Когда такой день продажи установить невозможно, датой начала течения гарантийного срока считается день изготовления товара.
Если товар, к примеру, продан по образцам, прислан к потребителю по почте и т.п., т.е. во всех тех случаях, когда не совпадают момент заключения договора и моментам передачи товара – гарантийные сроки должны исчисляться со дня доставки товара потребителю, а когда эти товары еще к тому же нуждались в специальной установке – то тогда со дня такой установки.
Если речь идет о товарах или услугах, то датой начала исчисления гарантийных сроков на работы (услуги) следует считать день, когда потребитель принял работы (услуги), от лица их выполнившего (оказавшего). Когда же потребитель без уважительных причин не принимает выполненные работы (услуги) в срок, обозначенный в договоре – тогда гарантийный срок начинает течь со дня, в. который потребитель обязан был принять выполненные работы (оказанные услуги) согласно договора.
Законодательно возможно продавцу установить еще дополнительную гарантию – т.е. гарантию сверх гарантийного срока, определенного изготовителем. За такую дополнительную гарантию, продавец, как правило, назначает потребителю отдельную плату, и потребитель соответственно выбирает, приобрести ли ему товар с дополнительной гарантией, доплатив за нее, либо приобрести товар без дополнительной гарантии.
Покупая товары длительного пользования, потребитель заинтересован в том, чтобы купленный им товар по окончании гарантийного срока обслуживался определенным лицом. И законодательство о защите прав потребителей в целях охраны интересов граждан, возлагает на изготовителя определенные обязанности, связанные с обеспечением послегарантийного обслуживания товара.
В соответствии с требованиями Закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен. Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невозможностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например, право на устранение недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях – и на замену товара.
Источники
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//«Российская газета». № 238-239. 08.12.1994.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 29.01.1996. № 5, ст. 410.
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.06.1993) «0 защите прав потребителей» // «Ведомости СНД и ВС РФ». 09.04.1992, № 15. ст. 766.
- Федеральный закон от 09.01.1996 № 2-ФЗ