Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 351.773.13
Bezymyannyj-12

Сулимин Владимир Власович,

кандидат экономических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Шведов Владислав Витальевич,

кандидат исторических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Ляшенко Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Sulimin V. V.

Shvedov V. V.

Lyashenko E. A.

Правовое регулирование предоставления качественных услуг товаропроизводителем

Аннотация: Статья посвящена вопросам правового регулирования услуг предоставления товаров. Авторами выделяются особенности и основные направления правового регулирования на современном этапе развития законодательства Российской Федерации с учетом требований Федерального законодательства

Ключевые слова: качество товара, исполнитель, потребителя, срок годности, срок службы, гарантийный срок

Legal regulation of the provision of quality services by the commodity producer

Annotation: The article is devoted to the issues of the legal regulation of services for the provision of goods. Authors can be certain and basic directions of legal regulation on the modern legislation of the Russian Federation taking into account the requirements of the Federal Law.

Keywords: quality of goods, performer, consumer, expiration date, service life, warranty period

Одно из важнейших прав потребителя, зафиксиро­ванных в действующем законодательстве – это право на получение товаров (а равно работ и услуг) надле­жащего качества.

Закон «О защите прав потребителей» закрепляет обязанность продавца (исполнителя) передать по­требителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Соответственно, если сторо­ны условились о качестве товара, то нарушение таких договоренностей будет расцениваться как нарушение условий договора.

Если стороны специально не договаривались по поводу качества товара, подлежащего передаче, зна­чит в соответствии с Законом о защите прав потре­бителей, потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к данного рода товарам (работам услугам). Полученный потребите­лем товар не может быть не пригоден для использо­вания по назначению. Также важно учесть, что если потребитель заранее сообщил продавцу для каких целей он приобретает товар (работу услугу), то про­дажа ему товара не соответствующего таким целям будет считаться продажей товара с недостатками.

Итак, как минимум существуют требования к каче­ству товара, которые стороны сами могут определить в договоре. Но кроме этого еще есть и стандарты, которые также могут содержать обязательные требо­вания к качеству некоторых товаров. Соответственно если есть такой стандарт, которому должно соответ­ствовать качество определенного товара, то по дого­вору должен быть передан потребителю товар имен­но соответствующий такому стандарту и никак иначе.

Право потребителя на качество товара (работы) включает в себя не только собственно право получить качественный товар, но и гарантии, что такой товар будет поддерживаться в работоспособном состоянии с возложением на производителя (исполнителя) в связи с этим определенных обязанностей перед по­требителем.

Закон о защите прав потребителей оперирует поня­тием «срок службы». Речь идет о периоде времени, в течение которого изготовитель (исполнитель) прини­мает на себя обязанность обеспечить потребителю возможность пользования товаром (работой) в соот­ветствии с назначением последнего и принимает на себя ответственность перед потребителем на случай возникновения по его вине (т.е. вине изготовителя) в товаре существенных недостатков. Такой срок служ­бы может устанавливаться как временные рамки, а может, к примеру, измеряться и метрами, километра­ми и т.д. – все зависит от специфики проданного то­вара.

Изготовитель определяет срок службы товара, ори­ентируясь на вид используемых для его изготовления материалов, конструктивные особенности, способы обработки, технологические возможности и соответ­ственно, поэтому товары даже одного вида, произве­денные разными компаниями, могут иметь разный срок службы.

Законодатель не обязывает изготовителя устанав­ливать срок службы, это является правом изготовите­ля. Закон о защите прав потребителей вместе с тем регламентирует ситуацию, когда изготовитель не вос­пользовался своим правом на установление срока службы. В этом случае изготовитель будет обязан нести ответственность за вред, причиненный товаром в течение десяти лет со дня передачи товара потре­бителю.

Законодатель, руководствуясь интересами безопас­ности граждан, устанавливает следующее правило: когда известно, что, товар (работа) в связи с истече­нием определенного времени станет опасным для имущества, здоровья, жизни потребителей, то изгото­витель обязан установить на такие товары (результа­ты работ) срок службы.

Обратимся к понятию «срока годности», которое тоже присутствует в действующем законодательстве.

Некоторые товары (результаты работ) могут при их использовании по истечение определенного срока/ представлять опасность для окружающей среды, здо­ровья, жизни потребителей или причинить вред иму­ществу потребителей. На такие товары (результаты работ) и устанавливается срок годности.

Предполагается, что за пределами срока годности товар станет недопустимым или даже невозможным использовать товар по его прямому назначению, по­скольку такой товар к этому времени достигнет пре­дельного технического состояния, приобретет опре­деленные вредные качества, в связи с чем его дальнейшее использование будет таить в себе опас­ность.

Если срок годности, как правило, устанавливается для лекарств, продуктов и т.д., то срок службы – для товаров длительного пользования (например, машин, приборов).

В течение срока службы (срока годности) на изго­товителя (исполнителя) возлагаются обязанности касающиеся обеспечения возможности использова­ния товара. Также он должен нести ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) упо­мянутых обязанностей.

Товары с истекшим сроком годности продаваться не должны.

Есть еще так называемый срок реализации. Он яв­ляется разновидностью срока годности, как правило, фиксируется на упаковке, таре, в накладной и уста­навливается для некоторых скоропортящихся това­ров, например, молока.

Если срок реализации товара подошел к концу, та­кой товар рассматривается как утративший свои по­требительские свойства и реализации потребителю он уже не подлежит.

Законодатель не регламентирует, кем именно дол­жен устанавливаться срок годности на товар (рабо­ты).

Помимо срока службы или срока годности изгото­витель (исполнитель) вправе установить на товар гарантийный срок. В последнем случае речь идет о периоде времени, в течение которого изготовитель обязуется в повышенном объеме отвечать перед по­требителем за качество изготовленного им товара. В частности, принимает обязанность за свой счет устра­нить обнаружившиеся недостатки товара или, к при­меру, в определенных ситуациях заменить товар с недостатками на новый.

Датой начала течения гарантийного срока считает­ся день его продажи потребителю. Когда такой день продажи установить невозможно, датой начала тече­ния гарантийного срока считается день изготовления товара.

Если товар, к примеру, продан по образцам, прислан к потребителю по почте и т.п., т.е. во всех тех случаях, когда не совпадают момент заключения договора и моментам передачи товара – гарантийные сроки должны исчисляться со дня доставки товара потребителю, а когда эти товары еще к тому же нуждались в специальной установке – то тогда со дня такой уста­новки.

Если речь идет о товарах или услугах, то датой на­чала исчисления гарантийных сроков на работы (услуги) следует считать день, когда потребитель при­нял работы (услуги), от лица их выполнившего (ока­завшего). Когда же потребитель без уважительных причин не принимает выполненные работы (услуги) в срок, обозначенный в договоре – тогда гарантийный срок начинает течь со дня, в. который потребитель обязан был принять выполненные работы (оказанные услуги) согласно договора.

Законодательно возможно продавцу установить еще дополнительную гарантию – т.е. гарантию сверх га­рантийного срока, определенного изготовителем. За такую дополнительную гарантию, продавец, как пра­вило, назначает потребителю отдельную плату, и по­требитель соответственно выбирает, приобрести ли ему товар с дополнительной гарантией, доплатив за нее, либо приобрести товар без дополнительной га­рантии.

Покупая товары длительного пользования, потре­битель заинтересован в том, чтобы купленный им товар по окончании гарантийного срока обслуживал­ся определенным лицом. И законодательство о защи­те прав потребителей в целях охраны интересов гра­ждан, возлагает на изготовителя определенные обязанности, связанные с обеспечением послегаран­тийного обслуживания товара.

В соответствии с требованиями Закона изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслужива­ние товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасных частей в необхо­димых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение установленного изготовителем срока службы или в течение десяти лет с момента снятия товара с произ­водства, если срок службы не установлен. Если предприятие-изготовитель товара этих обязанностей не выполняет и потребитель сталкивается с невоз­можностью отремонтировать товар, у него возникают дополнительные права, например, право на устране­ние недостатков за счет изготовителя, а в некоторых ситуациях – и на замену товара.

Источники

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//«Российская газета». № 238-239. 08.12.1994.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 29.01.1996. № 5, ст. 410.
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.06.1993) «0 защите прав потребителей» // «Ве­домости СНД и ВС РФ». 09.04.1992, № 15. ст. 766.
  4. Федеральный закон от 09.01.1996 № 2-ФЗ