Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 336.221.4

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_130

ФОРМИРОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОГО СОЮЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ  ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

FORMATION OF THE FISCAL UNION AS A COMPONENT PART OF THE FINANCIAL POLICY OF THE EUROPEAN UNION

Рыбаков Андрей Вячеславович, д. полит. н., профессор кафедры философии, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет),e-mail: rybackov@rambler.ru

Rybakov Andrey Vyacheslavovich, Doctor of Political Sciences, Professor of the Department of Philosophy, Moscow Aviation Institute (National Research University), e-mail: rybackov@rambler.ru 

Аннотация.  С 2012 года с принятием Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе (ЭВС) процесс завершения формирования ЭВС стал носить комплексный характер. Институциональное пространство  ЭВС включает в себя банковский союз, союз рынка капиталов, фискальный союз и единую европейскую систему макроэкономического регулирования  («Европейский семестр»). Среди всех компонентов ЭВС вопрос формирования Банковского союза является менее спорным и пользуется наибольшей поддержкой: дальнейшее развитие интеграции в банковской сфере является императивом не только для стран еврозоны, но и всего ЕС. В то же время, курс на ускоренное формирование Союза рынков капиталов является не только мало реальной, но и довольно опасной политикой, которая основывается на слишком оптимистическом определении институционных возможностей нынешнего ЕС. Но наиболее проблемным направлением остается формирование Фискального союза: Европа в целом и еврозона не проявляют признаков готовности к внедрению наднационального фискального института (Казначейства). В данной статье внимание авторов концентрируется именно на образовании фискального союза как тренда финансовой политики Европейского союза.

В результате исследования определено, что новые подходы к формированию фискального союза воплощают в себе три важных и взаимосвязанных акцента, которые должны обеспечить большую действенность интеграционным мероприятиям: акцент на долгосрочность подходов и подчинение краткосрочных действий долгосрочным стратегическим перспективам; стремление к диверсификации фискальных и финансовых инструментов, что должно обеспечить большую гибкость и эффективность влияния на решение конкретных задач; существенное усиление поддержки структурных реформ, что свидетельствует об осознании глубины  многих проблем, с которыми сталкивается ЕС и еврозона. При этом показано, что действующая система фискального регулирования в ЕС характеризуется очень высоким уровнем сложности и требует  пересмотра фискальных правил ЕС и их существенное упрощение в период до 2025 г.

Abstract. Since 2012, with the adoption of the Treaty on Stability, Coordination and Governance in the Economic and Monetary Union (EMU), the process of completing the formation of the EMU has become complex. The institutional space of the EMU includes a banking union, a capital market union, a fiscal union, and a single European system of makroeconomic regulation (“European Semester”). Among all the components of the EMU, the issue of forming a banking union is less controversial and enjoys the greatest support: further development of integration in the banking sector is an imperative not only for the eurozone countries, but for the entire EU. At the same time, the course towards the accelerated formation of the Union of Capital Markets is not only a little realistic, but also a rather dangerous policy, which is based on an overly optimistic definition of the institutional capabilities of the current EU. But the most problematic direction remains the formation of the Fiscal Union: Europe as a whole and the eurozone do not show signs of readiness to introduce a supranational fiscal institution (Treasury). In this article, the attention of the authors is focused on the formation of a fiscal union as a trend in the financial policy of the European Union.

  As a result of the study, it was determined that new approaches to the formation of a fiscal union embody three important and interrelated accents that should ensure greater effectiveness of integration measures: emphasis on long-term approaches and subordination of short-term actions to long-term strategic development prospects; the desire to diversify fiscal and financial instruments, which should provide greater flexibility and greater efficiency in influencing the solution of specific problems; a significant increase in support for structural reforms, indicating an awareness of the depth of many of the problems facing the EU and the eurozone. At the same time, it is shown that the current system of fiscal regulation in the EU is characterized by a very high level of complexity and requires revision of the EU fiscal rules and their significant simplification in the period up to 2025.

Ключевые слова: Европейский союз, фискальный союз, налоговая политика, бюджетная интеграция, бюджетный дефицит, структурные реформы

Keywords: European Union, fiscal union, tax policy, fiscal integration, budget deficit, structural reforms 

Вопрос согласования фискальной политики и формирования фискального союза государств-членов  ЕС (Европейский союз) играет чрезвычайно большую роль в комплексе мероприятий по завершению формирования ЭВС (экономический и валютный союз). Ведь этот вопрос непосредственно направлен на решение одного из самых острых противоречий в системе ЭВС – одновременной реализации централизованной денежно-кредитной (монетарной) политики и децентрализованной фискальной политики.

С этой целью, определенная в 2012 г. «Интегрированная бюджетная система» (Integrated budgetary framework) как один из компонентов политики завершения формирования полноценного ЭВС, предусматривала дополнения существующих механизмов надзора и координации бюджетной политики инструментами более долгосрочной координации и, в конечном итоге, – создание полноценной «интегрированной бюджетной системы» для обеспечения проведения «здоровой» бюджетной политики, как на национальном, так и общеевропейском уровне. Именно это должно стать содержанием процесса формирования в среднесрочной перспективе фискального союза государств еврозоны.

Движение в этом направлении предусматривает укрепление государственного регулирования экономики, в частности: (1) применение действующих рамочных механизмов для фискальной политики в Европейском валютном союзе (т.н. «пакет шести нормативных документов» – «Six-Pack»)[1]  и Договора об обеспечении стабильности, координации и государственного регулирования (Treaty on Stability, Coordination and Governance), направленных на предотвращение бюджетных дисбалансов и усиление внимания к долговым аспектам; (2) дополнение этих механизмов новым –  «пакетом двух нормативных документов» – «Two-Pack»,[2] который предусматривает координацию ежегодных бюджетов государств-членов зоны евро и повышение надзора за теми государствами-членами, которые сталкиваются с финансовыми трудностями.

В контексте «интегрированной бюджетной системы» должна быть повышена фискальная способность, включая использование дополнительных финансовых функций, не предусмотренных в многолетних финансовых перспективах. Речь идет о следующем:

  • внедрение механизмов смягчения влияния специфических для страны шоков за счет их поглощения на центральном уровне в форме ограниченной фискальной солидарности (распределение фискальных рисков, но без образования постоянных трансфертов между странами);
  • содействие структурным реформам с целью повышения конкурентоспособности и потенциала роста, непредусмотренных интегрированной системой экономической политики. При этом подчеркивалось, что хорошо функционирующий механизм поглощения шоков потребует дальнейшей конвергенции экономических структур и политик государств-членов.

Важным направлением «бюджетной интеграции»  стало провозглашение создания надежного и ликвидного финансового актива, предназначенного для еврозоны (euro area fiscal capacity), который способствовал бы ограничению действий негативных воздействий на банки и публичные финансы, а также облегчал адаптацию к экономическим шокам. Речь шла о проявлении фискальной солидарности в рамках циклического развития и уменьшения финансовых затрат и потерь производства вследствие макроэкономического приспособления, дополняющего существующие функции Европейского стабилизационного механизма (European Stability Mechanism, ESM).

Наконец, полноценная «интегрированная бюджетная система» потребует на заключительной стадии формирования ЭВС создания функции казны (Treasury function) с четко определенной фискальной ответственностью.

Перспективы формирования фискального союза тесно связаны с процессами согласования налоговой политики между странами-участницами в следующих вопросах: борьба с уклонением от уплаты налогов и налоговым мошенничеством на основе автоматического обмена информацией по этим вопросам; принятие директивы по налогу на сбережения; совершенствование контроля над отношениями материнских компаний с зарубежными филиалами и усиление механизмов Кодекса поведения в сфере налогообложения бизнеса (Code of Conduct on Business Taxation), а также принятия мер по борьбе с отмыванием средств.

Ключевой предпосылкой формирования фискального союза является значительное усиление бюджетной дисциплины. И, поэтому, Фискальный договор (Fiscal Compact)[3]  2012 г. пересмотрел правила, установленные Пактом стабильности и роста (Stability and Growth Pact, 1997 г.) в направлении укрепления фискальной дисциплины и конвергенции в зоне евро. Это было сделано из-за введения «правила сбалансированного бюджета» («balanced budget rule»), согласно которому предполагается существование сбалансированной или положительной бюджетной позиции общего правительства.

В связи с этим было предусмотрено, что ежегодный структурный дефицит правительственных финансов[4] не должен превышать 0,5% ВВП по рыночным ценам, однако для стран с низким уровнем внешнего долга (на уровне значительно ниже 60% ВВП) нижняя граница может быть на уровне 1%. Государства-участники должны как можно быстрее достичь конвергенции по среднесрочным целям с учетом специфических рисков, присущих каждой стране. Отклонение от этих ориентиров допускается в исключительных случаях. При этом данные бюджетные правила подлежат включению в национальное законодательство государств-участников, желательно на уровне конституционных положений.

Предполагалось, что в случае превышения установленного лимита должен автоматически запускаться механизм корректировки, который определяется каждым государством-членом на базе принципов, предложенных ЕК. За соблюдением этого правила будет следить Европейский Суд, который сможет налагать штрафы в случае его нарушения в размере до 0,1% ВВП страны, уплачиваемых в Европейский механизм финансовой стабильности для государств – членов зоны евро и в бюджет ЕС.

В случае наличия у страны превышения предельного уровня государственного
долга (60% ВВП), чрезмерная задолженность должна сокращаться в среднем на 1/20 ежегодно в соответствии с установленными правилами процедуры чрезмерных дефицитов (excessive deficit procedure), определенных регламентами Совета ЕС от 7 июля 1997 г. и 8 ноября 2011 г.

Фискальный договор предусматривал, что страны, которые сталкиваются с проблемами чрезмерного дефицита, должны согласовывать друг с другом программы бюджетного и экономического партнерства (budgetary and economic partnership programme), которые включали детальное описание необходимых структурных реформ для эффективной корректировки (уменьшения) чрезмерных дефицитов. Причем такие программы должны осуществляться в условиях согласования с Советом ЕС, ЕК и мониторинговыми процедурами, предусмотренными Пактом стабильности и роста.

С целью решения данных проблем был введен порядок заблаговременного уведомления  Совета ЕС и ЕК о национальных планах размещения государственных долговых обязательств.

В общем, применение этих инструментов и политических ориентиров означало для каждого государства-участника необходимость  «затянуть фискальный пояс», то есть реализацию жесткой политики бюджетных ограничений.

Но, как оказалось, эта политика имеет не только положительные, но и выразительно негативные последствия для целого ряда государств. Как утверждают специалисты [1], политика жесткой бюджетной экономии усиливает дивергенцию среди стран-участниц.

Несмотря на некоторое ослабление бюджетных правил в еврозоне – от более ограничительных (после ужесточения фискальных правил Пакта о стабильности и росте в период спада в 2012 г.)  к более «нейтральным» [2], даже эти «облегченные» фискальные правила остаются препятствием на пути к устойчивому развитию экономики ряда стран и усиливают структурные диспропорции в еврозоне.

Результаты политики жесткой бюджетной экономии в еврозоне

С целью решения проблем стран еврозоны, ЕЦБ была введена политика жесткой бюджетной экономии, которая должна обеспечить экономический рост. Однако ЕЦБ проводил политику без учета различий в экономической ситуации стран, что спровоцировало неустойчивость платежных балансов, рост государственного долга и сокращение уровня ВВП в ряде государств-членов. В большей степени это проявилось в Греции,   Португалии и Испании, в меньшей – в Германии и Франции (хотя и было зафиксировано снижение темпов экономического роста).

Результатом политики жесткой бюджетной экономии стал рост уровня безработицы в еврозоне до 12% (2013 г.), в Португалии – до 16,42%, Италии – до 12,1%, а в Греции и Испании – более 25% (27,5% и 26,1%, соответственно).

Особую остроту приобрела проблема безработицы именно среди молодежи, в том числе доля безработных в возрасте 15-24 года в 2013 г. в еврозоне составила 24,4%, в Греции – 58,21%, Испании – 55,6%, Италии – 42,67%, Португалии – 38,15%. [3]

Введение этой политики привело к «эрозии» системы социальной защиты, снижению пенсий, уменьшению объема предоставляемых услуг в сфере образования и здравоохранения, росту безработицы и появлению нетипичных форм занятости. В 2014 г. 122 млн. человек в ЕС-28 (24,4% населения) находились в зоне риска бедности или социальной незащищенности. [4]

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц отмечает, что политика жесткой бюджетной экономии в еврозоне угнетала экономический рост и породила глубокие социальные проблемы (cнижение уровня доходов и повышение безработицы). Он заметил, что «политика во многих случаях была контрпродуктивной, ее целью было сближение стран. Однако взглянув на экономическую карту еврозоны, осознаешь, что это  привело к разногласиям: богатые стали богаче, бедные беднее, повысив свой уровень задолженности перед богатыми и обострив свои отношения с кредиторами». Показателен пример Ирландии и Испании, которые вошли в глубокий кризис с фактическим профицитом государственного бюджета и сравнительно низким уровнем государственного долга относительно ВВП. Соответственно, именно политика, введенная для преодоления кризиса, стала причиной ухудшения ситуации, а не наоборот.[5]

Следует отметить, что дискуссии, которые состоялись в контексте обсуждения различных сценариев дальнейшего развития ЕС и которые, в частности, воплотились в уже упомянутом документе – «Книге размышлений о будущем финансов ЕС» [6], обозначили необходимость реализации долгосрочного подхода, основанного на  Многолетней финансовой перспективе ЕС (EU Multiannual Financial Framework, MFF) на период после 2020 г. Следует указать, что уже в MFF на период 2014-2020 гг. предусматривалась возможность совместного финансирования развития ЕС.  [7]

2 мая 2018 г. ЕК представила новые MFF на период 2021-2027 гг.[8, 9]  В частности отмечается, что бюджет ЕС как инструмент социально-экономического управления в ЕС, как и раньше, будет иметь ограниченное влияние на социально-экономические процессы, поскольку львиная доля публичных расходов реализуется на разных уровнях в национальных фискальных системах. В то же время, заметны некоторые сдвиги в относительной доле отдельных статей коммунитарных бюджетных ассигнований, среди которых – прирост ассигнований на цели стимулирования социально-экономического развития и территориальной сплоченности в пределах ЕС (+5,1 п.п.), регулирование миграции, управление границами и обеспечение безопасности (вместе +3,2 п.п.), а также реализация политики соседства ЕС и мировое развитие (+3,5 п.п.). При этом эти приросты должны быть обеспечены главным образом за счет существенного сокращения расходов на направление «Природные ресурсы и окружающая среда» (-8,9 п.п.), что в значительной степени обусловлено относительным сокращением расходов на поддержку функционирования аграрного сектора в рамках проведения новой аграрной политики ЕС (в частности, перераспределение выплат в пользу малых и средних хозяйств и цели сельского развития).

В целом предусматривалось увеличить ассигнования на ряд новых и усиление существующих приоритетов ЕС на сумму € 109 млрд., обеспечив, при этом рост расходов на климатические цели и охрану окружающей среды в 1,7 раза, на молодежные программы – в 2,2 раза, на миграцию и управление границами – в 2,6 раза, на цели европейской безопасности – в 1,8 раза, на цели ОВППБ – в 1,3 раза. [10]  Однако, несмотря на некоторое уменьшение ассигнований на сферу «Единый рынок, инновации и цифровые технологии», в общем, финансирование из бюджета ЕС на исследования, инновации и цифровые технологии существенно возрастет (на 64%). Кроме того, они должны поддерживаться дополнительным финансированием из европейских структурных и инвестиционных фондов. Также ЕС намерен обеспечить до 25% мировых расходов на цели политики противодействия изменению климата, определенные ООН, увеличив совокупные ассигнования на указанные цели в 1,6 раза – с € 206 млрд. до € 320 млрд., или 20% бюджета ЕС в 2014-2020 гг. до 25% в новом, на 2021-2027 гг. [11]

Очевидно, что текущая структура расходов уже не отвечает вызовам, стоящим перед ЕС, а, следовательно,  в будущем потребует коррекции. В частности, должна увеличиться доля расходов в сфере «Безопасность и оборона», а также расходы на обеспечение технологического прогресса в условиях четвертой промышленной революции, тогда как финансирование сфер, связанных с природными ресурсами (в ЕС это, прежде всего, агросектор), с объективной точки зрения, должны быть рационализированы за счет более эффективного использования ограниченных ресурсов Союза.

Новые подходы объективно требуют и более широкого арсенала инструментов, а потому новая Дорожная карта завершения формирования ЭВС  2017 г. [12] предложила новые бюджетные инструменты для обеспечения стабильности в еврозоне в рамках ЕС,  [13] которые охватывают четыре «специфические функции», конкретные механизмы которых должны быть разработаны в течение 2018-2020 гг.:

  • оказание поддержки структурным реформам с помощью: (1) инструмента содействия реформам, согласованным государствами-членами (reform Delivery tool); (2) оказание технической поддержки (technical support) по запросу
    стран-членов;
    • целевой механизм конвергенции (dedicated convergence facility) для государств-членов, которые идут в направлении присоединения к еврозоне;
  • кредитный инструмент «последней надежды» (common backstop instrument) для Банковского союза, который будет предоставляться через систему ESM / EMF;
    • функция стабилизации: фонды и финансовые инструменты различного уровня ЕС и еврозоны должны использоваться с целью защиты инвестиций и поддержания их уровней в случае возникновения крупных асимметричных шоков.

В мае 2018 г. ЕК было принято предложение по регламентам, предусматривающим создание Программы поддержки реформ с совокупным бюджетом в € 25 млрд. и Европейского механизма стабилизации инвестиций, предусматривающего возможность мобилизации займов в размере до € 30 млрд. при соблюдении жестких критериев макроэкономической и фискальной политики. При этом Программа поддержки реформ охватывает Инструмент содействия реформам (Reform Delivery Tool), Инструмент для оказания технической поддержки (Technical Support Instrument) и Инструмент обеспечения конвергенции (Convergence Facility) для тех, кто присоединяется к еврозоне. [14]

В дополнение к этим «специфическим функциям» в 2018-2020 гг.  было предусмотрено осуществить ряд мероприятий по поддержке структурных реформ и наращивания экономического потенциала (capacity building), которые включают:

1) внесение изменений в Регламент об общих положениях деятельности структурных и инвестиционных фондов ЕС (Common Provisions Regulation) [15] с целью мобилизации на эти цели национальных реформ[5]  функциональных резервов (performance reserves), заложенных в европейских структурных и инвестиционных фондах; [16]

2) укрепление  Программы поддержки структурных реформ (Structural Реформ Support Programme) [17], введенной в мае 2017 г., с целью наращивания (увеличения вдвое) технической поддержки для государств-членов, а также стран, которые  не являются членами еврозоны или намерены присоединиться к зоне евро и следуют политике конвергенции в таких сферах, как государственное управление, управление государственными финансами, финансовый сектор, рынки труда и товарные рынки. В общем, в период 2017-2020 гг. объем такой поддержки должен был составлять € 300 млн.[18]

Таким образом, предлагая государствам-членам новые инструменты поддержки осуществления необходимых структурных реформ, ЕК старается обеспечить соблюдение в среднесрочной перспективе всеми государствами-членами соответствующей фискальной дисциплины и фискальной ответственности. Ее центральным звеном является требование соблюдения безопасных уровней государственного долга.

Список источников

  1. Storm S. How a Flawed Structure is Hurting the Eurozone. – INET Conference “Reawakening’ Edinburgh, 21-23 October 2017, URL: https://www.ineteconomics. org/uploads/papers/STORM-INET-2017-Storm-Panel-Future-of-the-Eurozone. pdf
  2. Towards a Positive Fiscal Policy Stance for the Euro Area. – European Commission, URL: https://ec. europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semestercommunication-fiscal-stance_en_1.pdf. (дата обращения- 21.01.2020)
  3. Unemployment, total (% of total labor force) (modeled ILO estimate), World Bank Indicators. – World Bank, URL: https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP. MKTP.CD?view=chart
  4. Антропов В. Европейская социальная модель и политика жесткой экономии. – Мировая экономика и международные отношения, 2017 г., Т.61, №3, с.45-54.
  5. Flawed at Birth’: Why the Eurozone Faces Endless Division The Wharton School, 24 Aug. 2016, URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu /article/how-the-euro-threatens-europes-future. (дата обращения -21.01.2020)
  6. Reflection Paper on the Future of EU Finances. – European Commission.
  7. Reflection Paper on the Future of EU Finances: Facts and Figures. – European Commission, URL: https:// ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/ future-eu-finances-facts-and-figures-factsheet_en.pdf
  8. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027, COM(2018) 321 final. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:c2bc7dbd-4fc3-11e8-be1d-01aa75ed71a 1.0023.02/DOC_1&format=PDF; Proposal for a Council Regulation laying down the multiannual financial framework for the years 2021 to 2027, COM(2018) 322 final. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex. europa.eu /resource.html?uri=cellar:f5965d24-4ed6-11e8-be1d-01aa75ed71a1.0002.02/DOC_1&format=PDF.
  9. Подробно: Annex to the Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027, COM(2018) 321 final, Annex. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:f5965d24- 4ed6-11e8-be1d-01aa75ed71a1.0002.02/DOC_2&format=PDF; Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027, COM(2018) 321 final. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex. europa.eu/ resource.html?uri=cellar:c2bc7dbd-4fc3-11e8-be1d-01aa75ed71a1.0023.02/ DOC_1&format=PDF
  10. Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027. – European Commission, p. 9, 14, 23
  11. Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027. – European Commission, p. 9, 14, 23
  12. Further Steps towards Completing Europe’s Economic and Monetary Union: a Roadmap. – European Commission, 6 December 2017.
  13. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council and the European Central Bank. New Budgetary Instruments for a Stable Euro Area Within the Union Framework, COM(2017) 822 final. – European Commission, 6 December 2017, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017DC0822 &from=EN
  14. Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on the establishment of the Reform Support Programme, COM(2018) 391 final. – European Commission, 31 May 2018, URL: https://eur-lex.europa. eu/resource.html?uri=cellar:02e3ae29-64af-11e8-ab9c-01aa75ed71a1.0001.03/ DOC_1&format=PDF; Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on the establishment of a European Investment Stabilisation Function, COM (2018) 387 final. – European Commission, 31 May 2018, URL: https://eur-lex.europa.eu/resource. html?uri=cellar:c9301291-64b1-11e8-ab9c-01aa75ed71a 1.0001.03/DOC_1&format=PDF
  15. Regulation (EU), №1303/2013. – Official Journal, L 347, 20 December 2013, p.320-469.
  16. European Commission. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) No 1303/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 laying down common provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund, the European Agricultural Fund for Rural Development and the European Maritime and Fisheries Fund and laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund and the European Maritime and Fisheries Fund and repealing Council Regulation (EC) No 1083/2006 as regards support to structural reforms in Member States, COM(2017) 826 final. – European Commission, 6 December 2017, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri =CELEX: 52017PC0826&from=EN
  17. Regulation (EU) No 2017/825 on the establishment of the Structural Reform Support Programme for the period 2017 to 2020 and amending Regulations (EU) No 1303/2013 and (EU) No 1305/2013 (Official Journal, L 19.05.2017, p.129). .
  18. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) 2017/825 to increase the financial envelope of the Structural Reform Support Programme and adapt its general objective, COM(2017) 825 final. – European Commission, 6 December 2017, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017PC 0825&from=EN

References

  1. Storm S. How a Flawed Structure is Hurting the Eurozone. – INET Conference “Reawakening’ Edinburgh, 21-23 October 2017, URL: https://www.ineteconomics. org/uploads/papers/STORM-INET-2017-Storm-Panel-Future-of-the-Eurozone. pdf
  2. Towards a Positive Fiscal Policy Stance for the Euro Area. – European Commission, URL: https://ec. europa.eu/info/sites/info/files/2017-european-semestercommunication-fiscal-stance_en_1.pdf. (дата обращения- 21.01.2020)
  3. Unemployment, total (% of total labor force) (modeled ILO estimate), World Bank Indicators. – World Bank, URL: https://data.worldbank.org/indicator/ NY.GDP. MKTP.CD?view=chart
  4. Antropov V. European social model and austerity policy. – World economy and international relations, 2017, V.61, No. 3, p.45-54.
  5. Flawed at Birth’: Why the Eurozone Faces Endless Division The Wharton School, 24 Aug. 2016, URL: http://knowledge.wharton.upenn.edu /article/how-the-euro-threatens-europes-future. (дата обращения -21.01.2020)
  6. Reflection Paper on the Future of EU Finances. – European Commission.
  7. Reflection Paper on the Future of EU Finances: Facts and Figures. – European Commission, URL: https:// ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/ future-eu-finances-facts-and-figures-factsheet_en.pdf
  8. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027, COM(2018) 321 final. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:c2bc7dbd-4fc3-11e8-be1d-01aa75ed71a 1.0023.02/DOC_1&format=PDF; Proposal for a Council Regulation laying down the multiannual financial framework for the years 2021 to 2027, COM(2018) 322 final. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex. europa.eu /resource.html?uri=cellar:f5965d24-4ed6-11e8-be1d-01aa75ed71a1.0002.02/DOC_1&format=PDF.
  9. Подробно: Annex to the Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027, COM(2018) 321 final, Annex. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:f5965d24- 4ed6-11e8-be1d-01aa75ed71a1.0002.02/DOC_2&format=PDF; Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027, COM(2018) 321 final. – European Commission, 2 May 2018, URL: https://eur-lex. europa.eu/ resource.html?uri=cellar:c2bc7dbd-4fc3-11e8-be1d-01aa75ed71a1.0023.02/ DOC_1&format=PDF
  10. Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027. – European Commission, p. 9, 14, 23
  11. Modern Budget for a Union that Protects, Empowers and Defends: The Multiannual Financial Framework for 2021-2027. – European Commission, p. 9, 14, 23
  12. Further Steps towards Completing Europe’s Economic and Monetary Union: a Roadmap. – European Commission, 6 December 2017.
  13. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council, the Council and the European Central Bank. New Budgetary Instruments for a Stable Euro Area Within the Union Framework, COM(2017) 822 final. – European Commission, 6 December 2017, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017DC0822 &from=EN
  14. Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on the establishment of the Reform Support Programme, COM(2018) 391 final. – European Commission, 31 May 2018, URL: https://eur-lex.europa. eu/resource.html?uri=cellar:02e3ae29-64af-11e8-ab9c-01aa75ed71a1.0001.03/ DOC_1&format=PDF; Proposal for a Regulation of the European Parliament and the Council on the establishment of a European Investment Stabilisation Function, COM (2018) 387 final. – European Commission, 31 May 2018, URL: https://eur-lex.europa.eu/resource. html?uri=cellar:c9301291-64b1-11e8-ab9c-01aa75ed71a 1.0001.03/DOC_1&format=PDF
  15. Regulation (EU), №1303/2013. – Official Journal, L 347, 20 December 2013, p.320-469.
  16. European Commission. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) No 1303/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 December 2013 laying down common provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund, the European Agricultural Fund for Rural Development and the European Maritime and Fisheries Fund and laying down general provisions on the European Regional Development Fund, the European Social Fund, the Cohesion Fund and the European Maritime and Fisheries Fund and repealing Council Regulation (EC) No 1083/2006 as regards support to structural reforms in Member States, COM(2017) 826 final. – European Commission, 6 December 2017, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri =CELEX: 52017PC0826&from=EN
  17. Regulation (EU) No 2017/825 on the establishment of the Structural Reform Support Programme for the period 2017 to 2020 and amending Regulations (EU) No 1303/2013 and (EU) No 1305/2013 (Official Journal, L 19.05.2017, p.129). .
  18. Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council amending Regulation (EU) 2017/825 to increase the financial envelope of the Structural Reform Support Programme and adapt its general objective, COM(2017) 825 final. – European Commission, 6 December 2017, URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52017PC 0825&from=EN

Для цитирования: Рыбаков А.В. Формирование фискального союза как составляющая часть финансовой политики Европейского союза // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-64/

© Рыбаков А.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.

[1] Состоит из пяти регламентов и одной директивы ЕС, которые значительно усиливают для государств-членов ЕС действие механизмов Пакта стабильности и роста за счет фискального и макроэкономического мониторинга в рамках процедуры предотвращения макроэкономических дисбалансов (Macroeconomic Imbalance Procedure) и усиления корректирующих процедур относительно возникающих существенных отклонений от среднесрочных целей в этой сфере.

[2] Состоит из двух законодательных актов: (1) регламент по мониторингу и оценке проектов бюджетных планов, а также обеспечения корректировки чрезмерных дефицитов в зоне евро; (2) регламент относительно усиленного надзора за государствами-членами еврозоны, которые сталкиваются с финансовыми трудностями или теми, где есть предпосылки появления угроз финансовой безопасности государства.

[3] Сокращенное название Договора о стабильности, координации и управления в экономическом и валютном союзе (Treaty on Stability, Coordination and Governance in the Economic and Monetary Union).

[4] Структурный баланс бюджета (structural budget balance) – годовой баланс, скорректированный на величину циклических колебаний, исключает одноразовые и временные меры.