Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.122 + 332.143

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10105

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ-ДОНОРОВ И РЕГИОНОВ-РЕЦИПИЕНТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ASSESSMENT OF THE INFLUENCE OF SOCIOCULTURAL FACTORS ON ECONOMIC GROWTH USING THE EXAMPLE OF DONOR AND RECIPIENT REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Николаенкова Мария Сергеевна, аспирантка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Nikolaenkova M.S., maria.nikolaenkova@gmail.com

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению, а также количественной оценке, влияния социокультурных факторов на экономический рост. Статья содержит краткую характеристику социокультурных факторов экономического роста. В статье приведены результаты корреляционного анализа влияния социокультурных факторов на валовый региональный продукт на душу населения регионов-доноров и регионов-реципиентов Российской Федерации и также представлена интерпретация полученных результатов. Выводы, приведенные в настоящей статье, могут быть использованы в региональной политике при разработке реформ, способствующих экономическому росту.

Summary. This article is devoted to the study of the influence of sociocultural factors on economic growth as well as its quantitative assessment. The article contains brief description of sociocultural factors of economic growth. The article shows the results of a correlation analysis of the influence of sociocultural factors on the gross regional product per capita of the donor and recipient regions of the Russian Federation and it also presents the interpretation of the results obtained. The conclusions presented in this article can be used in regional policy when developing reforms that promote economic growth.

Ключевые слова: валовой региональный продукт, регионы-доноры, регионы-реципиенты, социокультурные факторы, корреляционный анализ.

Keywords: gross regional product, donor regions, recipient regions, sociocultural factors, correlation analysis.

С ХХ века в экономической теории большое развитие получило изучение сущности неэкономических факторов, а также изучение их влияния на экономический рост и развитие. Большое многообразие неэкономических факторов, выявленное различными учеными, могут быть систематизированы и представлены четырьмя большими группами: институциональные факторы [1], социокультурные факторы [2], географические факторы [3] и климатические факторы [4] (рисунок 1).

Особое место в системе неэкономических факторов экономического роста отводится социокультурным факторам. Социокультурные факторы представляют собой неформальные институты, связанные с ценностями и поведенческими установками, разделяемыми определенными обществами [5]. Влияние социокультурных факторов на экономический рост может быть охарактеризовано следующим образом:

  • Косвенное. Влияние социокультурных факторов на экономический рост не является очевидным и может быть выявлено с помощью методов научного исследования.
  • Несильнодействующее. Социокультурные факторы не оказывают сильнодействующего влияния на экономический рост, например, как факторы спроса и предложения. Влияние социокультурных факторов является, мягким, но в то же время существенным.
  • Продолжительное по времени. Формирование социокультурных факторов длиться годами, как и их влияние на экономический рост, до тех пор пока один социокультурный институт не смениться другим;

В рамках настоящей статьи для оценки влияния социокультурных факторов на экономический рост была сформирована выборка, состоящая их 4 регионов – доноров (Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан) и 4 регионов-реципиентов (Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва и Республика Адыгея). Также были выбраны 9 показателей социокультурных факторов, значения которых по состоянию на 2017 год доступны на сайте Федеральной службы государственной статистики [6]. Данные показатели представляют собой социокультурные институты, входящие в определенный социокультурный фактор:

  • Социокультурный фактор «образование»: выпускники с высшим профессиональным образованием; выпускники со среднем профессиональным образованием.
  • Социокультурный фактор «наука»: численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; внутренние затраты на научные исследования и разработки.
  • Социокультурный фактор «культура»: численность зрителей театров; численность посетителей музеев; численность активных пользователей Интернета; численность активных пользователей мобильной связи.
  • Социокультурный фактор «этика»: количество некоммерческих организаций.

В таблице 1 ниже представлены результаты проведенного корреляционного анализа между социокультурными факторами и размерами валового регионального продукта на душу населения регионов-доноров и регионов-реципиентов Российской Федерации. 

По итогам проведенного корреляционного анализа можно сделать следующие выводы:

  • Социокультурный фактор «образование»: получение населением высшего профессионального образования (степени бакалавр, специалист, магистр) в значительной степени способствует экономического росту, в то время как получение населением только среднего профессионального образования негативно влияет на экономический рост. По мнению автора, последнее связано с потребностями сложившейся постиндустриальной экономической системы именно в высококвалифицированных работниках, однако, в этой связи, значимость среднего профессионального образования не стоит недооценивать, оно также является значимым для иных экономических целей.
  • Социокультурный фактор «наука»: в значительной степени экономическому росту способствует увеличение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, а также увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки. Стоит отметить, что в данном случае для достижения максимально возможных результатов персонал, занятый научными исследованиями и разработками должен реально разрабатывать научные ценности для общества, а внутренние затраты на исследования и разработки должны быть эффективно использованы.
  • Социокультурный фактор «культура»: приобщение к культурным ценностям посредством посещения населением театров и музеев способствует экономическому росту. Активное использование Интернета и мобильной связи также стимулирует экономический рост.
  • Социокультурный фактор «этика»: развитие некоммерческого сектора, главной целью которого является не извлечение прибыли, а решение различных социальных задач, оказывает положительное влияние на экономический рост.

Как показали результаты корреляционного анализа между социокультурными факторами и экономическим ростом, действительно, существует взаимосвязь. Из проведенного анализа следует, что стимулированию экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе в отдельных регионах Российской Федерации могут поспособствовать: повышение качества образования; увеличение численности научных сотрудников и расходов на исследования и разработки; популяризация духовного развития; расширение доступности сети Интернет и мобильной связи; поощрение создания некоммерческих организаций.

Литература

  1. Аджемоглу Д., Робинсон Д. А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты //М.: АСТ. – 2015. – 695 с.
  2.  Лоскутова М. В. Социокультурные факторы экономического роста //Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – №. 10.
  3. Gallup, J., Sachs, J.D. and Mellinger, A. Geography and Economic Development // NBER Working Paper. – 1998. – No. 6849.
  4. Кирдина С. Г., Кузнецова А. В., Сенько О. В. Климат и институциональные матрицы: межстрановой анализ //Социологические исследования. – 2015. – №. 9.
  5. Аузан А. А. и др. Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ //М.: Центр стратегических разработок. – 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/f63/f635b8ff6dbc50dd4160d5142966675c.pdf
  6. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2017 г. // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/regl/b17_14p/Main.htm