Московский экономический журнал 2/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10101

РЫНОК КРУП В РОССИИ: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И ФАКТОРЫ СПРОСА

CROUP MARKET IN RUSSIA: DYNAMICS OF DEVELOPMENT AND DEMAND FACTORS

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Голованова Софья Олеговна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Домнина Анна Ивановна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Golovanova S.O., sogolovanova@gmail.com

Domnina A.I., Anna.domnina22@gmail.com

Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов выбора круп на нижегородском рынке, раскрываются критерии формирования спроса: частота употребления, упаковка, цена, вид крупы и т.д. Раскрываются и подробно обсуждаются географические и демографические факторы рынка. Сделаны выводы о возможностях и перспективах рынка круп в условиях экономических санкций, роста цен на отдельные виды круп, роста объема потребления крупы.

Summary. The article describes the results of a study of the factors for choosing cereals in the Nizhny Novgorod market, reveals the criteria for the formation of demand: frequency of use, packaging, price, type of cereal, etc. The geographical and demographic factors of the market are discussed in detail. Conclusions are made about the possibilities and prospects of the cereal market in the context of economic sanctions, rising prices for certain types of cereals, and growth in the consumption of cereals.

Ключевые слова: рынок круп, потребление, динамика рынка, опрос, исследование.

Keywords: cereal market, consumption, market dynamics, survey, research.

Рынок круп в России достаточно развит и спрос на этот продукт растет. Причиной увеличения спроса на крупы является растущий рынок продуктов быстрого приготовления [2]. В России быстро растет спрос на быстро завариваемые каши и хлопья, которые изготавливаются из традиционных круп. В итоге растет спрос и на сами крупы. Крупы – это необходимый продукт в рационе населения, так как в них содержатся полезные микроэлементы [3]. Так же некоторые виды круп подходят для детского и диетического питания.

В ходе проведенных ранее исследований было выявлено то, что на российском рынке круп наблюдается положительная динамика. Не смотря на ежегодное увеличение цен на все виды круп, с каждым годом объемы потребления данного вида продукции увеличивается. Такое увеличение связано с повышением качества сырьевой базы. Положительным фактом для отечественных производителей является снижение импорта круп в условиях экономических санкций рынка [1].

Целью исследования было изучение отношения к потреблению круп и факторов их выбора среди нижегородцев.

Опрос был проведен в декабре 2019 года, выборка составила 25 человек.

Из опроса видно, что крупы являются популярным продуктом, так как большинство употребляют, крупу как минимум раз в неделю (56%), а некоторые и каждый день (28%).

По вкусовым предпочтениям мнение респондентов разошлись. Большинство предпочитают гречневую крупу (44%), немного ей проигрывает рисовая каша (32%). Далее расположились манная каша (12%) и овсянка (8%).

Как видно из предыдущего рисунка, некоторые выбрали вариант «другое», и в следующем вопросе респонденты расписали, какую же крупу они предпочитают. И большинство предпочитают пшено.

Среди всех респондентов подовляющее большенство на завтра предпочитают овсяную кашу (64%) и некоторые употребляют манную кашу (20%) и редко рис (8%).

На ужин же мнения практически разделились поровну между гречневой и рисовой кашей (44%) и (52%) соответственно.

Существует множество видов приготовления и употребления тех или иных круп и на рисунке 6 показывается, как люди предпочитаю готовить крупу. И большенство людеей предпочитают готовить крупы традиционно в виде ядрицы.

В наше время каждая минута дорога и развитие технологий помогло ускорить процесс приготовления, но не все относятся к этому положительно (44%), против (36%), которые считают каши быстрого приготовления удобным.

Существует множество круп, которые не популярны или не так известны в нашей стране.

И из перечисленных круп, таких как киноа, сорго и арновка респонденты практически никто про них ничего не слышал (88%).

Существуют курпы, которые в магазине продаются уже в готовом виде, одним из примеров таких круп является кукурузные хлопья и большенство респондентов иногда позволяют себе их поесть (80%), но также некоторые считают, что в них совсем мало пользы  и предпочитают не есть их (16%).

Существуют разные виды культур, одни из них являются бобовые культуры из которых делают крупы и большинство респондентов хоть иногда, но употребляют эти крупы (68%) и мнения поровну разделились по (16%), когда часто употребляют или не употребляют совсем.

Многие и людей, которые покупают крупу смотрят на качество этой крупы и берут только качественную (52%), кто-то совсем не разбирается в это (36%), или совсем не смотрят (12%).

Также при покупке крупы можно обращать внимание на производителя крупы, но большинство респондентов (68%) не придают этому значению, (20%) совсем не смотрят, но всё же (12%) всегда смотрят.

Существуют также покупатели, которые предпочитают, только одного производителя, таких респондентов (20%), большинство смотрят только на цену (56%), ну а кто-то просто любит разнообразие (24%).

На упаковки продукта всегда написан состав. И иногда покупатели этим интересуются (44%), и по (22%) покупатели всегда проверит состав или совсем не проверяют.

Но что же при выборе крупы является главным, большенство смотрят на цену и ориентируются на вкус по (76%), также покупателям интересна польза (56%), но некоторые смотрят на производителя, упаковку и расфасовку.

В магазинах можно найти множество видов упаковок и предпочтение респондентов разошли примерно поровну, 52% покупают крупу в пакетах, а 48% предпочитают картонную упаковку Как видно из рисунка 12, цена является основным критерием при выборе крупы, и больше респондентов предпочитают покупать крупу до 100 рублей (60%), некоторые готовы отдать до 200 рублей (36%).

В последнее время в России инфляция из года в год заставляет производителей повышать цены, и (16%) заметили сильно подорожание круп,  а 84% процента даже не заметили изменение цены.

При приготовлении крупы, большинство (44%) иногда экспериментирует и добавляет в крупу разные специи, а 28% почти всегда добавляют, что ни будь в крупу, кто-то предпочитает для определённые специи для отдельных круп, но 12% ест кашу только в чистом виде.

Также важно выбрать, где покупать крупу, и большинство респондентов выбирают магазины только по территориальному признаку (52%), также много респондентов предпочитают большие розничные (44%).

Таким образом, данный опрос показал, что большинство респондентов употребляют крупу раз в неделю (56%), и из всех круп выбирают гречневую 44%, и рисовую 32%. Многие респонденты не считают появление новых видов круп, а также их ускорение приготовления положительным, так как крупы в основном предпочитают в виде ядрицы, а каши быстрого приготовления предпочитают лишь 36%, тогда как предпочитают традиционную 44%. При покупке крупы покупатель ориентируется на цену продукта, его вкус, пользу, торговую марку и упаковку.

Основными всё же критериями являются цена и вкус. И если вкус на вкусовые предпочтения повлиять не сможет, то на цену вполне, за счёт снижения себестоимости продукции, достичь этого возможно за счёт изменения процесса производства или внедрения новых технологии.

Также важным для покупателя является наличие товара в магазине, который удобен покупателю. Производитель должен находить те места продаж, где его товар будет пользоваться большим спросом.

Литература

  1. Батурина Н.А., Лопатина А.Е. Ассортимент и качество крупы на потребительском рынке В сборнике: Актуальные проблемы качества и безопасности потребительских товаров и услуг Материалы VI Всероссийской заочной научной конференции молодых ученых. Под общей редакцией И.Г. Паршутиной. 2017. С. 23-26.
  2. Олефиренко В.В., Гопта К.И., Мацакова Н.В. Маркетинговое исследование рынка нетрадиционных круп в сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике сборник статей по материалам XII международной научно-практической конференции. 2018. С. 160-164.
  3. Семиколенова Я.И., Каширина Н.А. Обзор рынка круп в России В сборнике: Молодежный вектор развития аграрной науки материалы 69-й студенческой научной конференции. 2018. С. 35-40.

Referents

1.   Baturina N.A., Lopatina A.E. Assortiment i kachestvo krupy na potrebitel’skom rynke V sbornike: Aktual’nye problemy kachestva i bezopasnosti potrebitel’skih tovarov i uslug Materialy VI Vserossijskoj zaochnoj nauchnoj konferencii molodyh uchenyh. Pod obshchej redakciej I.G. Parshutinoj. 2017. pp. 23-26.

2.   Olefirenko V.V., Gopta K.I., Macakova N.V. Marketingovoe issledovanie rynka netradicionnyh krup v sbornike: Aktual’nye voprosy v nauke i praktike sbornik statej po materialam XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. pp. 160-164.

3.   Semikolenova YA.I., Kashirina N.A. Obzor rynka krup v Rossii V sbornike: Molodezhnyj vektor razvitiya agrarnoj nauki materialy 69-j studencheskoj nauchnoj konferencii. 2018. pp. 35-40.