Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

УДК 332.36

bezymyannyj-12

Горбунов Владимир Сергеевич

к.г.н., доц. кафедры экономической теории и менеджмента

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»

г. Москва

Gorbunov V.S.  79164369421@ya.ru

Использование модели Й. фон Тюнена в современной региональной экономике

USE OF MODEL Y. TYUNEN’S BACKGROUND IN MODERN REGIONAL ECONOMY

Аннотация

В современной рыночной экономике России не принято обращаться к той части истории, которую прошла вся мировая экономическая теория за многовековой период своего формирования полагая, что у России был всегда свой путь развития и модели управления экономикой ровно как и принципы организации хозяйства были отличные от тех, что применялись на Западе. И действительно, многие экономические модели немецкой школы регионалистов сегодня не могут служить инструментом для объективного анализа. Однако некоторым из них незаслуженно уделяется поверхностное внимание со стороны сообщества молодых ученых. Во многом эти классические модели определяют фундамент развития не только высокотехнологичного и продуктивного хозяйственного комплекса ведущих стран мира, но и основы построения отечественного народнохозяйственного комплекса.

В статье классическая модель Й. фон Тюнена раскрывается с новой стороны. Автор показывает, что в модели Й. фон Тюнена гораздо больше общего с современной экономикой России, чем это принято считать. Понимание основ формирования зон сельскохозяйственной специализации в России является важным элементом системы знаний о принципах функционирования и закономерностях развития экономики субъектов Российской Федерации.

Summary

In modern market economy of Russia it isn’t accepted to address that part of history which there has passed all world economic theory for the centuries-old period of the formation believing that Russia had always the way of development and model of management of economy exactly as well as the principles of the organization of economy were other than those that were applied in the West. And it is valid, many economic models of the German school of regionalists can’t serve as the tool for the objective analysis today. However the superficial attention from community of young scientists is unfairly paid to some of them. In many respects these classical models define the base of development not only a hi-tech and productive economic complex of the leading countries of the world, but also a basis of creation of a domestic economic complex.

In article classical model Y. von Tuenena reveals from the new party. The author shows that in model Y. von Tuenena is much bigger the general with modern economy of Russia, than it is considered to be. The understanding of bases of formation of zones of agricultural specialization in Russia is an important element of system of knowledge of the principles of functioning and regularities of development of economy of subjects of the Russian Federation.

Ключевые слова: Йоган Генрих фон Тюнен, региональная экономика, теория оптимального размещения хозяйства, землепользование, земельная рента, моделирование, экономическая теория, тематические карты, схемы.

Keywords: Yogan Heinrich von Tuenen, regional economy, theory of optimum placement of economy, land use, land rent, modeling, economic theory, thematic cards, schemes.

Региональная экономика и управление территориальным развитием относительно молодое направление в научной деятельности. Оно появилось благодаря тому, что вопросы регионального взаимодействия и развития не могут рассматриваться обособленно от территориальных народнохозяйственных пропорций и закономерностей их развития. Современное знание всегда формируется на стыке прикладных исследований. Этот вопрос в современной литературе мало проработан и заслуживает более глубинного освящения.

Наряду с другими основоположниками отечественной и западной региональной науки нового времени [1, 10] хотелось бы отметить важную и заслуживающую внимания роль академика М.П. Бурова [2, 3, 4] научный вклад которого позволяет своевременно следить за изменениями государственного управления в этом направлении деятельности, узнавать не только совершающиеся в настоящее время структурные сдвиги регионального пространства, усложнение связей и отношений между субъектами Федерации, но и что самое важное – спрогнозировать результат этих изменений. Значимым это является еще и потому, что вопросы регионального пространства, его развития и управления затрагивают каждого из нас. Это трудовая деятельность, места рекреации, формирование доходной части бюджетов, распределение расходной его части, зоны с льготным налогообложением, территории опережающего развития и прочее.

Отдельного внимания заслуживает профессорско-преподавательский коллектив кафедры экономическое теории и менеджмента Государственного университета по землеустройству [5, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15]. Благодаря академическим исследованиям и научным разработкам сотрудников кафедры в сфере анализа региональных институциональных систем формируются знания, умения и навыки подрастающей молодежи, будущие менеджеры успешно защищают выпускные квалификационные работы и диссертации, с энергией и энтузиазмом относятся к своей будущей профессии.

Если перекинуть мост между настоящим и прошлым, то можно однозначно сказать, что непререкаемым основоположником экономического, формализованного обоснования важнейших пространственных характеристик, влияющих на специализацию и освоение различных мест проживания людей стоит немецкий экономист Йоган Генрих фон Тюнен (Johann Heinrich von Thünen, 1783-1850 гг.ж.). Не закончив обучения в колледже в возрасте 16 лет он стал участником семинара, проводимого Альбрехтом Таером, чей труд «Введение в науку английского сельского хозяйства» (Introduction to a Knowledge of English Agriculture, 1798) спровоцировал национальное движение за реформу сельского хозяйства в Германии, излагая аргументы в поддержку принципов экстенсивного сельского хозяйства и введения английской системы севооборота.

Начиная с этой встречи Й. фон Тюнен постепенно развивает идею идеального, изолированного, закрытого государства – безликой равнины, лишенной дорог или судоходных рек, где единственным транспортным средством были лошадиные повозки, в центре которой располагался единственный город, производящий промышленные товары и получающий от фермеров с окружающей территории все сельскохозяйственные продукты. В своей книге Изолированное государство автор предлагает задать себе вопрос, чем в этих обстоятельствах будут определяться цены, получаемые фермерами за их товары, рента за использование различных участков земли и соответствующие схемы использования земли, связанные с этими ценами и рентой. В качестве выводов он говорит о том, что схема использования земли и даже интенсивность, с которой будут культивироваться различные культуры, принимает форму серии концентрических колец, простирающихся вокруг центрального города до самого края изолированного государства. Эта идея закрытой экономики на идеализированном пространстве была радикально новой в экономике.

Абстрагируясь от специфических особенностей территориального размещения производства, он исследовал идеальную модель, модель при прочих равных условиях, и впервые была предпринята попытка исследовать закрытую экономику. Целью построенной модели было отделить транспортные издержки как линейную функцию от расстояния и других факторов, оказывающих влияние на размещение производства и землепользование – рис. 1.

Безымянный

Рис. 1 – Увеличение транспортных расходов пропорционально уменьшению стоимости земли (застройки)

В основу представленной модели было положено следующее определение: «Стоимость земельного участка в любой точке пространства отличается от его цены в центре города на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными площади и расстоянию» [1, С. 569]. Общий вывод состоит в том, что земельные участки, которые расположены ближе всего к рынку, к центру города, концентрации большого количества людей, будут заняты тем производством, которое обеспечивает меньшие издержки производства на единицу продукции, что, в конечном итоге, позволит извлекать самую высокую ренту по местоположению – рис. 2. Рента, как плата за ресурс, имеющийся в ограниченном количестве.

Безымянный

Рис. 2 – Размер ренты по местоположению в зависимости от расстояния

Если урожай культуры А будет более дорогостоящим в зависимости от стоимости транспортировки до места сбыта, то он будет производится ближе, чем культура Б. При этом, рента по расстоянию культуры А уменьшается быстрее, чем у культуры Б, вследствие более высоких транспортных расходов. Однако, так как рыночная цена культуры А больше, чем у культуры Б, она будет более доходной по сравнению с Б.

Оптимальной схемой размещения производства стала система концентрических кругов (зон, колец) разного диаметра, разделяющих зоны размещения различных видов деятельности вокруг центра города.

Сельскохозяйственная специализация в «изолированном государстве» проходит три этапа развития – рис. 3.

Безымянный

Рис. 3 – Этапы развития сельскохозяйственной специализации в изолированном государстве, А – пространственная модель лишенная сельскохозяйственной специализации; Б – преобладание плодовоовощного и животноводческого хозяйства; В – модель с развитой сельскохозяйственной специализацией, где а – выращивание фруктов и овощей; б – мясомолочное хозяйство; в – плодово-семенное; г – выгонное; д – трехпольный севооборот (треть земли под рожью, треть под пастбищем, треть под паром)

Модель землепользования Й. фон Тюнена имеет много интерпретаций, может учитывать и наличие транспортной магистрали для доставки продукции в город, и влияние водной артерии, и даже взаимовлияние нескольких рынков на производство однородной продукции – рис. 4

Безымянный

Безымянный

Рис. 4 – Варианты интерпретации модели Й. фон Тюнена, А – модель землепользования при наличии дорожной магистрали; Б – модель изолированного государства при двух рынках соединенных одной транспортной магистралью; В – модель с двумя рынками; Г – модель с тремя рынками; Д – изменения в структуре использования земель после введения в модель судоходной реки и малого города; Е – модель землепользования при наличии множества рынков

Для определения границ между кольцами И. Тюнен исследовал показатель дифференциальной ренты, величина которой зависит от расстояния, то есть от местоположения хозяйства. Взаиморасположение зон задается формулой 1:

Безымянный

где: R – дифференциальная рента по местоположению, руб./км2; Y – урожайность, продуктивность, тонн/км2; P – рыночная цена за единицу продукции; D – расстояние от хозяйства до города, км; C – себестоимость единицы продукции, руб./ 1 тонну продукции; L – транспортные расходы на перевозку единицы продукции на 1 км.

Пусть Y = 1000 тонн/км2, Р = 100 руб./тонну, С = 50 руб./тонну, L = 1 руб. с тонны на км2. Тогда, рента (R) в центре города составит 50 тыс. руб./км2, на расстоянии 10 км от него – 40 тыс. руб./км2, в 20 км – лишь 30 тыс. руб./км2. А на расстоянии 50 и более километров от центра города производство данной продукции будет убыточно. Соответственно, конкурентоспособность двух культур на одной и той же территории будет зависеть от их урожайности и относительной доходности.

Таким образом, там, где дифференциальная рента будет иметь отрицательное значение, заканчивается определенная зона специализации, или, по Тюнену, начинается «вольное хозяйство», и фермер вынужден искать возможность заниматься другой культурой, которая дает большую прибыль. Нахождение расстояния, отделяющего зоны размещения тех или иных видов деятельности от города, можно выразить из уравнения безразличия – равенства между доходом и транспортными затратами – формула 2 [10, С. 44]:

v1a1rtv1 = v2a2rtv2;                                       (2)

Откуда можно записать формулу 3:

Безымянный

где r – расстояние от города; a1 и a2 – рентабельность производства; v1 и v2 – объемы производства; t – издержки по расстоянию.

Таким образом, товар будет продаваться по одной и той же цене независимо от места своего производства, а земельная рента составит величину экономии на транспортных издержках.

Модель «изолированного государства» предполагает, что объемы производимой продукции и ее виды определяются спросом со стороны платежеспособного рынка, технологии обработки земель и способы доставки продукции примитивны, а фермеры стремятся максимизировать свой доход путем нахождения наиболее выгодного производства максимизируя, тем самым, размер земельной ренты – рис. 5.

Безымянный

Рис. 5 – Использование земель в «изолированном государстве», где буквами обозначены варианты использования земли [18]

Исследования Й. фон Тюнена сводятся к определению ренты, которая максимизируется в результате конкурентной борьбы между предприятиями за приобретение подходящего земельного участка. Стоимость продукции будет определяться суммарными издержками производства и транспортными издержками производств, наиболее отдаленных от центра города. Так как цена должна быть одинаковой не зависимо от того, где находится производство, и так как у предприятий, расположенных рядом с городом, будут низкие транспортные издержки, земельная рента будет равна величине, полученной от экономии на транспортных издержках. Она максимальна в первом кольце и падает по мере удаления земельного участка от центра города. В наиболее удаленном кольце величина ренты равна нулю. Минимуму транспортных затрат на доставку продукции соответствует максимум земельной ренты.

Й. фон Тюнен говорит о том, что рента ограничивает использование уникальных факторов производства, и границей будет являться уровень, при котором ценность предельного продукта оказывается одинаковой при любом способе их эксплуатации. Поэтому равные дополнительные вложения в лучше расположенный, с большей производительностью или с лучшей организацией труда земельный участок будут обеспечивать равный прирост производительности, прибыльности, а получение равных объемов продукции потребует равных издержек производства [1, С. 571].

В своих исследованиях Й. фон Тюнен доказывает что город может иметь радиально-концентрическую структуру с последовательным чередованием концентрических территориальных зон расположения различных видов специализации территории и уменьшением интенсивности ее использования в направлении от центра к периферии. Его модель объясняет экономический механизм трансформации пространственной структуры города во времени. Й. фон Тюненом была доказана неизменность формы городского пространства над факторами, оказывающими на него влияние, которые сами могут изменяться в широких пределах, но не способны изменить сложившуюся кольцевую форму, при наличии возможных отклонений от этой формы.

Модель показывает, что величины пошлин и налогов сократят доходы фермеров и, тем самым, приведут к сокращению используемых земель. Эти расчеты наглядно показывают, писал Тюнен, каким образом высокие налоги могут превратить в пустыню плодородные земли. Как следствие, Й. фон Тюнен смог для своего времени определить рациональные размеры налогообложения, связанные с ценами на зерно и потребностями рынка.

Критика последующих экономистов сводилась к тому, что рента может иметь место даже в тех условиях, когда земельные участки расположены на одинаковом расстоянии от центра города и одинаковы по производительности, прибыльности. Это возможно в силу того, что произведенные улучшения на земельном участке путем последовательных вложений труда и капитала не обеспечивают постоянного прироста производительности, не приводят к увеличению прибыли. Соответствующий прирост производительности поступает в форме ренты, так же как и разница между производительностью различных земельных участков. При других условиях конкретный состав поясов будет другим, но принцип их чередования сохранится.

Теория Тюнена и ее авторские модификации были применимы к размещению сельского хозяйства в течение его жизни и многие годы спустя. Структуры землепользования вокруг многих европейских и американских городов формировались в своих основных чертах по теории Ц. фон Тюнена, которая во многом и объясняла территориальные структуры и размещение типов хозяйства.

Возможно в современной экономике данная модель и не имеет смысла, однако Гранберг А.Г. отмечает [10, С. 44], что видел «кольца Тюнена» на Кубе, это были схемы размещения новых плантаций на равнине вокруг населенных пунктов – мест проживания сельскохозяйственных рабочих и переработки продукции. Й. фон Тюнен был первым экономистом, кто использовал абстрактные математические модели для целей своего анализа. В настоящее время данная модель может быть проанализирована с использованием средств линейного программирования – рис. 6-8.

Безымянный

 Рис. 6 – Использование модели изолированного государства в современной Европе (отдельным центром выделена Швейцария), А – модель Й. фон Тюнена на карте Европы, Б – ее графическая интерпретация в виде колец [17]

Безымянный

Рис. 7 – Модель Й. фон Тюнена на примере Восточной Республики Уругвай, где А – согласно модели Й. фон Тюнена; Б – действующая в настоящее время сельскохозяйственная специализация страны; В – кольцевая модель для Уругвая [16, pp. 27-48]

Безымянный

Рис. 8 – Модель Й. фон Тюнена на примере Соединенных Штатов Америки, А – основная концепция; Б – с учетом климатических особенностей, а – выращивание овощей,  б –  производство молочной продукции, в – зерновые и соевые, г – хлопок и табак, д – пшеница, е – разведение крупного рогатого скота и овец, ж – леса, з – специализированные зерновые культуры

Если обратиться к особенностям размещения агропромышленного комплекса России, то можно увидеть, что зоны специализации производства сельскохозяйственной продукции зависят не только от климатических поясов, но и от тех же факторов размещения производства, о которых упоминал Тюнен. Можно с легкостью построить тематическую карту согласно модели Й. фон Тюнена на современной карте России.

Все свои исследования Й. фон Тюнен делал на основе колоссального объема накопленной статистической информации поставляя продукцию в город Росток из своего имения Теллов (Мекленбург). Но во времена Й. фон Тюнена в сельском хозяйстве еще не было «зеленой революции» (комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х–1970-х гг, вследствие чего произошло экспоненциальное увеличение производства мировой сельскохозяйственной продукции) которая ввела более продуктивные сорта растений, расширила ирригацию и площади обрабатываемых земель, привела к использованию удобрений, пестицидов, машинной техники, и которая коренным образом изменила земледелие всего развитого мира. Кажется невероятным, но модель «изолированного государства» предполагает лишь один вид транспорта для перемещения товаров – гужевую повозку.

Все современные способы транспортировки, хранения и продажи товаров, гибкое таможенное регулирование и интернационализация мирохозяйственных связей не могут найти свое применение в модели Й. фон Тюнена, однако принципы зонирования, лежащие в основе его модели, стали универсальным инструментом простейшего территориального анализа и не потеряли своей актуальности.

Литература

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: «Дело Лтд», 1994.
  2. Буров М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров – М.: ИТК «Дашков и К», 2017. – 446 с.
  3. Буров М.П. Регулирование процессов экономической интеграции субъектов Российской Федерации: роль и место межрегиональных органов власти и общественных структур / М.П. Буров. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 222 с.
  4. Буров М.П. Современные проблемы землепользования и государственного регулирования экономики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2016. №7. С. 6-16.
  5. Волков С., Фомин А., Черкашина Е., Черкашин К. Землеустроительное обеспечение перехода от категории земель к территориальному зонированию в Российской Федерации  // Международный сельскохозяйственный журнал. 2015. № 5. С. 3-8.
  6. Геополитика: Хрестоматия. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. – 297 с.
  7. Германович А.Г. Развитие кластерной региональной экономики в РФ / А.Г. Германович // Инновации и инвестиции. – 2015. – № 7. – С. 26-29.
  8. Горбунов В.С. Менеджмент в землеустройстве: проблемы и ключевые показатели эффективности / Горбунов В.С. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – №07 (121).  – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/07/pdf/118.pdf
  9. Горбунов В.С. «Развитие научных представлений об организации экономического пространства» // «Московский экономический журнал» / «Макроэкономика» и «Экономика», №3 – 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qje.su/ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2016-39/
  10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: ГУВШЭ, 2001.
  11. Дугин А.Г. Основы геополитики / А.Г. Дугин. – М.: Изд-во «Арктогея», 1997.
  12. Ефремова Л.Б., Ефремов А.А. Роль природно-ресурсного потенциала в размещении сельскохозяйственного производства и его эффективности / Л.Б. Ефремова, А.А. Ефремов // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2009. № 6 (54). С. 32-37.
  13. Иванов, Н.И.: Совершенствование информационного обеспечения документов территориального планирования муниципального уровня [Текст] / Н.И. Иванов // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 7 (190). – С. 29–35.
  14. Кошелева Т.В. Агромаркетинг: теория и практика применения // Т.В. Кошелева / Московский экономический журнал – М.: Редакция «Международного сельскохозяйственного журнала», №3, 2016. – С. 1.
  15. Маргалитадзе О.Н. Инвестиционный климат и его значение для привлечения иностранных инвестиций // О.Н. Маргалитадзе / Актуальные проблемы социально-экономического развития России – М.: Изд-во ООО «Издательская торговая компания «Наука-Бизнес-Паритет», №1, 2013. – С. 49-55.
  16. Combes P.P., Mayer T. and J-F. Thisse, Economic Geography: The Integration of Regions and Nations. Princeton University Press, 2009.
  17. Von Thünen’s Land Use Model. AP Human Geography Models Project. Электронный ресурс. Режим доступа: https://apmodels.wikispaces.com/Agriculture
  18. Theories of Agriculture: Locational Theories of Agriculture. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yourarticlelibrary.com/