Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

УДК 330.3:334:338.4

Bezymyannyj-12 Рябцев Алексей Юрьевич

Ryabtsev Aleksey Yuryevich

Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Контактный телефон: (343) 221-27-53

E-mail: ment@usue.ru

Кочергина Татьяна Викторовна

Kochergina Tatiana Viktorovna

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45

Контактный телефон : (343) 221-27-53

E-mail: tvkochergina@gmail.ru

Юшкевич Елена Евгеньевна

Yushkevich Elena Yevgenievna

Кандидат экономических наук, доцент

E-mail:lukelly@mail.ru

Роль институтов развития в формировании механизмов роста экономики и промышленных отраслей, комплексов, предприятий в субъектах российской Федерации

THE ROLE OF DEVELOPMENT INSTITUTIONS IN SHAPING THE MECHANISMS OF THE ECONOMY AND INDUSTRIAL SECTORS, COMPLEXES, ENTERPRISES GROWTH IN THE RUSSIAN FEDERATION

Статья посвящена анализу деятельности новых институтов развития и изменению механизмов субсидирования промышленных отраслей. Раскрывается значение функционирования индустриальных парков для инновационного развития региональной экономики, проводится оценка текущих показателей деятельности индустриальных парков и реализуемых ими проектов на территориях субъектов РФ, представляется содержание мероприятий, которые осуществляются органами региональной власти по формированию парковых зон, показываются механизмы и даются рекомендации по взаимодействию местной власти и бизнеса, способствующие становлению и перспективному развитию индустриальных парков.

The article is devoted to the analysis of the new development institutions activity and changing mechanisms of industries subsidizing. It reveals the importance of industrial parks for regional economy innovative development and assesses the current indicators of industrial parks and projects implemented on the territories of the Russian Federation subjects. The article presents as well the content of the events carried out by the regional authorities on the formation of green areas, shows the mechanisms and gives recommendations on cooperation between local authorities and businesses that contribute to the formation and perspective development of industrial parks.

Ключевые слова: институты развития, индустриальные парки, государственно-частное партнерство.

Keywords: development institutions, industrial parks, state-private partnership.

Базовой тенденцией последних лет, начиная с 2014 года, стала отрицательная динамика инвестиций в основной капитал, как свидетельствуют данные Министерства экономического развития, в 2015 году она достигла 8,4 процента; в 2016 году – 3,1 процента.[1]

 Неблагоприятные глобальные тенденции на сырьевых рынках, снижающиеся цены на нефть, жесткие условия заимствования, дорогая цена кредитных ресурсов вынуждают крупнейшие российские компании менять свои инвестиционные планы, снижать объемы и темпы строительства промышленных производств и инфраструктуры. Средневзвешенная ставка по кредитам для нефинансовых заемщиков на срок свыше трех лет в 2016 году составила 14,9%  (в 2015 году — 14,3%; в 2014 — 11,4%). [2]

 Недостаток инвестиций в основной капитал ведёт к ускоренному износу основных фондов, негативно отражается на производительности труда, конкурентоспособности промышленности и качестве развития экономики в целом. Геополитическая обстановка усиливает негативные тенденции – состояние неопределенности снижает эффективность долгосрочного планирования и влияет на сокращение инвестиций в основной капитал предприятий.

В этой связи особую актуальность приобретает инвестирование государства в системное обновление российской промышленности, стимулирование организации новых производств и обеспечение импортозамещения.  Вместе с этим в условиях дефицита бюджетных средств возникает вопрос выбора альтернативных механизмов поддержки промышленных отраслей, а также тех российских компаний, которые обладают уникальными технологиями и компетенциями, что позволит обеспечить эффективность таких мер.

Ответом на макроэкономические вызовы, с которыми столкнулась российская промышленность  в последние три года стало создание новых институтов развития (Фонд Развития Промышленности (ФРП), «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), Фонд Моногородов) комплексно реализующих процесс предоставления государственной поддержки, действующих на основе современных инструментов оценки потенциальных получателей государственной поддержки, а также переход от прямого финансирования к предоставлению займов.

В условиях экономического спада и дефицита долгосрочных заимствований государство включает компенсаторные механизмы для поддержки производственной и инвестиционной активности промышленных предприятий и для инновационного развития региональной экономики делает ставку на субсидирование таких организационно-экономических инструментов как индустриальные парки.  По планам Министерства промышленности и торговли до 2020 г. за счет этой господдержки предполагается создать 8,3 тысяч га территорий промышленных парков с подготовленной инфраструктурой, а также обеспечить занятость более 50 тысяч работников промышленных предприятий, действующих в их составе. Что, в свою очередь, позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней в объеме около 67 млрд. рублей.

 Фонд развития промышленности   создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путём преобразования Российского фонда технологического развития.  Одновременно с Фондом появился стандарт, определяющий требования к индустриальным паркам. Фонда развития промышленности оказывает содействие компаниям, деятельность которых направлена на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологии. Основные меры поддержки, предоставляемые Фондом развития промышленности, представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Меры поддержки, предоставляемые Фондом Развития Промышленности [3]

Screenshot_2

Одной из наиболее востребованных мер финансовой поддержки для реализации новых промышленных проектов является предоставление на конкурсной основе целевых займов по ставке 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 50 до 500 млн. рублей, что стимулирует приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.

 Практика точечного вмешательства и финансовых инъекций в конкретные проекты, которую внедрило Министерство промышленности и торговли создает импульс к развитию промышленности, а также внутрирегиональной и межрегиональной кооперации. Основным приоритетным направлением промышленности, поддерживаемым ФРП на текущий момент, является машиностроение на него пришлось 32,4 % займов, выданных ФРП в 2016 году, на втором месте металлургия –  15, 6 %, на третьем биофарма – 12,9 % .[4]

Количество проектов, реализованных ФРП, по отраслям представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Количество проектов, реализованных ФРП в 2016 году по отраслям

Screenshot_3

В Cвердловской области Фонд развития промышленности предоставил займы на сумму 1,6 млрд рублей по состоянию  на конец 2016 года. Эти деньги направлены на реализацию проектов импортозамещения.

Несмотря на умеренно положительную динамику, наметившуюся в 2016 году, на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства также сохранились стагнационные тенденции:

– падение объема кредитования вследствие недостаточного рыночного предложения заемных средств в связи с растущими рисками в секторе малого и среднего предпринимательства, а также высокой стоимостью заемных средств и отсутствием обеспечения по кредитам. Объем кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства за первые 7 месяцев 2016 года, сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 92,4 млрд рублей (-3,1%) и составил 2,86 трлн рублей;[5]

– сохранение низкого качества кредитного портфеля МСП: уровень просроченной задолженности остается выше 15% портфеля.

Для решения данной проблемы было создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) создано Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства». Акционерами Корпорации МСП являются Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Основным приоритетом в сфере поддержки малого предпринимательства на сегодняшний день является уже не выдача грантов начинающим предпринимателям, а предоставление займов на льготных условиях. Характерной особенностью реструктурирования системы поддержки малого и среднего предпринимательства является создание национальной гарантийной системы, которая представляет собой  трехуровневую систему гарантийных организаций, включающую Корпорацию, акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее – АО «МСП Банк») и региональные гарантийные организации (далее – РГО), которые во взаимодействии обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее – организации инфраструктуры поддержки), специализированных финансовых обществ в рамках сделок секьюритизации на федеральном и региональном уровнях с помощью гарантий и поручительств, а также единых стандартов работы гарантийных организаций.  В таблице 2 представлен плановый объем гарантий и поручительств в рамках каждого уровня данной системы, запланированный на 2017 год.

Таблица 2  – Плановый объем предоставления гарантий и поручительств в млрд рублей, нарастающим итогом [5]

Screenshot_4

Таким образом, модель подразумевает распределение клиентских сегментов: Корпорация фокусирует усилия на целевых программах, на предоставлении гарантий по средним и крупным сделкам субъектов МСП в размере более 100 млн рублей и на предоставлении поручительств по Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства; АО «МСП Банк» и РГО сориентированы на применение массовых технологий и предоставление гарантий и поручительств в массовом сегменте рынка по сделкам менее 100 млн рублей).

Вторым шагом формирования механизмов роста экономики, как отмечалось ранее, является субсидирование   индустриальных промышленных парков. На предоставление субсидий управляющим компаниям технопарков и индустриальных парков для реализации инвестиционных проектов в федеральном бюджете РФ на 2016 год предусмотрено 4 274,2 млн рублей.  Субсидии ориентированы на  управляющие компании и предприятия-резиденты, действующие на территории индустриальных парков. Можно выделить следующие источники финансирования создания индустриальных парков (Таблица 3).

Таблица 3 – Источники финансирования и создания индустриальных парков

Screenshot_5

Однако само по себе  наличие индустриальных парков не является гарантией инвестиций в регион. Необходима стратегия формирования и развития индустриальных парков на территории Российской Федерации, важно учитывать какие факторы развития производств будут привлекательными в конкретном регионе. Имеющаяся на текущий момент информационно-правовая база, регламентирующая деятельность индустриальных парков не является достаточно проработанной, что снижает эффективность субсидирования проектов.

Согласно статистике Ассоциации индустриальных парков на сегодняшний день из 500 площадок, которые именуют себя индустриальными парками,  только 101 соответствует стандартам.

В стандарте определены два вида концепции индустриального парка «greenfield» (зеленая лужайка – незастроенный земельный участок) и «brownfield» (ранее использовавшийся в промышленных целях имущественный комплекс). Оба формата площадки индустриального парка в стандартах позиционируются как место размещения резидентов (потенциальных резидентов) – предприятий малого и среднего бизнеса, но, как правило, у таких компаний нет достаточных средств и возможностей инвестирования в развитие площадки индустриального парка, а средств государственной субсидии, недостаточно для создания полноценной коммунальной и транспортной инфраструктуры. В этой связи стратегия создания и развития индустриального парка должна предусматривать обязательное участие крупных компаний, которые могут стать «якорными арендаторами» или «якорными собственниками» части активов индустриального парка, что будет являться для них стимулом к инвестированию в индустриальный парк, а также решит проблему простоя старых промышленных площадок.

На текущий момент в России существует множество промышленных площадок, техническое состояние и местоположение которых существенно отличаются от современных требований потенциальных резидентов – малых и средних предприятий, но напротив, они могут быть интересны крупным предприятиям в таком формате, когда государство частично субсидирует процесс модернизации промышленной площадки. В этом случае  крупные профильные компании могут выкупить у государства активы таких площадок, с последующим размещением крупных якорных резидентов, имеющих собственные средства и готовых инвестировать в реконструкцию промышленной площадки с действующими инженерными коммуникациями. В случае ценности внеоборотных активов предприятия, это будет дешевле, чем строить с нуля.  В этой связи необходимо составить реестр промышленных площадок, нуждающихся в реконструкции, которые потенциально могут стать местом размещения индустриальных парков концепции «brownfield» и определить потенциальных крупных якорных арендаторов.

Основным «драйвером» создания и развития индустриальных парков в нашей стране являются несколько областей промышленности: сборочные автомобильные производства и производства автокомпонентов; нефтехимия; фармацевтика; производство строительных материалов.

 Наличие крупного производства на промышленной площадке индустриального парка будет способствовать формированию интереса к ней у малых и средних предприятий, связанных с профилем основной деятельности. Таким образом, государство может решить одновременно три проблемы – приватизация низколиквидных активов, приток частных инвестиций в промышленный сектор и решение проблемы занятости в моногородах.   

Возможность реализации такой схемы можно рассмотреть на примере г.Асбест Свердловской области в рамках проекта реконструкции и строительства объектов инфраструктуры для создания индустриального парка с концепцией «браунфилд» на территории предприятия АО «НИИпроектасбест».

Асбестовая отрасль промышленности  переживает спад, связанный с сокращением потребления асбестосодержащих материалов и общей экономической ситуацией. В этих условиях для моногорода Асбест остро стоит задача сохранения рабочих мест и развитие инфраструктуры ориентированной на развитие новых производств.

В целях сохранения науки в г. Асбесте и развития АО «НИИпроектасбест» в качестве центра внедрения новых направлений и производств в 2015г. начата работа по подготовке концепции Индустриального Парка типа «браунфилд» на базе существующей научной и производственной инфраструктуры НИИ, основу которой составят проекты, разработанные в рамках «Программы Свердловской области по развитию рынка золошлаковых материалов Рефтинской ГРЭС», а также смежные технологии с использованием вторичного сырья предприятий горной и металлургический отраслей.

Проект реконструкции площадки АО «НИИПроектасбест» предусматривает  три этапа:

1 этап – строительство котельной и внутриплощадочных сетей газоснабжения;

2 этап – реконструкция погрузочно-разгрузочной зоны с ж/д тупиком и  открытых складских площадок;

3 этап – реконструкция дорожного покрытия и благоустройство промышленной территории предприятия.

В рамках разработанной концепции АО «НИИпроектасбест» должен стать научно техническим центром для резидентов индустриального парка ориентированных исключительно на экологические проекты:  безотходные технологии производства новых и импортозамещающих материалов и композитов, оборудования для добывающих отраслей, сельского хозяйства.

Основным якорным резидентом станет крупная компания. Реализация концепции позволит не только максимально эффективно использовать и сохранить имеющийся научный потенциал  города Асбеста, но и создать новые высококвалифицированные рабочие места.

Среди подобных уральских проектов можно привести индустриальный парк «Богословский», созданный в 2015 году компанией «Русал», правительством Свердловской области и якорным резидентом компанией «Энергетические проекты», которая собирается создавать производство на отходах частично законсервированного сегодня алюминиевого завода, входящий в программу  развития моногорода Краснотурьинск. Свердловская область и Фонд развития моногородов (дочерняя структура Внешэкономбанка) заключили соглашение о совместной реализации комплексного проекта. Учредителями управляющей компании индустриального парка выступили Правительство Свердловской области в лице Корпорации развития Среднего Урала, РУСАЛ и Группа компаний «Энергия».

Есть и примеры в субъектах РФ – индустриальный парк «Химград», расположенный в Казани, возник на базе промплощадки завода ТАСМА, производившего в советские годы фото- и кинопленку. Там, по решению Правительства Татарстана был создан индустриальный парк, специализирующийся на нефтехимических производствах и синтезе материалов на их основе. Часть средств выделила Республика Татарстан, часть средств шла реинвестиционным путём, часть средств управляющая компания привлекла в виде банковских кредитов. Средства были вложены в восстановление внутриплощадочной инженерной инфрастуктуры, восстановление транспортных проездов и подъездных путей и ремонт зданий. Сейчас это очень активно развивающийся и крайне востребованный со стороны потенциальных арендаторов индустриальный парк, функционирующий на территории 130 га.

Индустриальные парки концепции «greenfield», создаваемые на отведённой земельной территории на первом этапе прокладывают сети и строят транспортную инфрастуктуру, подключают внешние источники коммунальных ресурсов (электроэнергия, вода и канализация, газ), производят нарезку такой земли на лоты продаж и далее пытаются привлекать резидентов.

Успешным примером такого подхода являются индустриальные парки в Калужской области, где расположен ряд автомобильных заводов, фармацевтический кластер и т.д. В Татарстане индустриальный парк «Алабуга» функционирует в режиме особой экономической зоны, специализирующейся на нефтехимии. Она обеспечивает работой три города: Набережные Челны, Нижнекамск и Елабугу.

Как показывает статистика Ассоциации индустриальных парков, общее количество индустриальных парков ежегодно увеличивается, вместе с этим можно отметить, что количество нового строительства, существенно превышает количество индустриальных парков, приходящихся на концепцию «brownfield», т.е. реконструкцию действующих промышленных площадок. Также можно отметить, что темп прироста новых индустриальных парков. На фоне общего замедления темпов прироста индустриальных парков, можно отметить, что показатели прироста по каждой концепции одинаковые. Рисунок 2 характеризует данную динамику, составлен на основе данных Министерства промышленности и торговли. [6]

Рисунок 2 – Соотношение типов индустриальных парков, шт.

Screenshot_6

Кроме того, в тенденциях развития индустриальных парков можно отметить также одинаковый темп прироста количества частных и государственных индустриальных парков Рисунок 3.

Рисунок 3 – Соотношение парков по форме собственности, шт.

Screenshot_7

Сравнительный анализ текущих результатов деятельности индустриальных парков по ряду показателей указывает, что более привлекательной  является концепция «brownfield» (Таблица 4).

Таблица 4 – Средние показатели по отрасли индустриальных парков

Screenshot_8

Для того чтобы инвестор пришёл в регион, необходимо сформировать инвестиционный продукт, в достаточной степени обосновывающий выгодность  организации производства, а также наличие налоговых и административных преференций, дополнительные гарантии по сохранности и защищенности инвестиций на случай, резкого изменения законодательства.

Таким образом, по мнению авторов, необходимо содержательно дополнить информационно-правовую базу текущих стандартов индустриальных парков и ввести классификацию резидентов и потенциальных резидентов: якорные, средние, малые. А далее на примере действующих индустриальных парков провести анализ их эффективности и определить на основе классификации оптимальные пропорции размещения якорных, средних и малых резидентов в составе индустриального парка. Это позволит качественно улучшить критерии при рассмотрении субсидирования и принятии решения соответствия индустриального парка.

Список использованной литературы

  1. Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. – Москва: 2016. – 446 с.// [Электронный ресурс] [сайт]. – Режим доступа: http: //economu.gov.ru
  2. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности.// [Электронный ресурс] [сайт]. – Режим доступа: http://cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat
  3. Годовой отчет Фонда Развития Промышленности за 2016 год. . – Москва: 2016. – 60 с.// [Электронный ресурс] [сайт]. – Режим доступа: http://frprf.ru/download/godovoy-otchet-za-2016-god.pdf
  4. Программа деятельности акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» на 2017 год [corpmsp.ru]
  5. Цуканов Д.Г. О мерах государственной поддержки индустриальных парков а также методических рекомендациях по проведению отбора индустриальных парков для включения в реестр. Москва: 2016. – 16 с.// [Электронный ресурс] [сайт]. – Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Realizatsia_gospoddergki_2015.11.05.pdf
  1. Годовой отчет Ассоциации индустриальных парков по итогам 2016 года. 52 с. // [Электронный ресурс] [сайт]. – Режим доступа: http://www.indparks.ru/materials/analytics/godovoy-otchet.php
  2. ГОСТ Р 56301 – 2014 Национальный стандарт «Индустриальные парки. Требования». — М.: Изд-во стандартов, 2014. – С. 39 – 109.