Московский экономический журнал 2/2017

image_pdfimage_print

Предупреждения налоговой преступности в Российской Федерации

Смирнов К.А.

Студент, юридический факультет Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассмотрены тенденции профилактики направленные на предупреждение налоговой преступности, уголовная политика в сфере предупреждения налоговых преступлений. Охарактеризованы меры, направленные на предупреждения налоговой преступности в Российской Федерации.

Ключевые слова: профилактика, налоговые преступления, предупреждение преступности, налоговая политика

Наличие недостатков в законодательной базе свидетельствует о низкой эффективности предупреждения налоговых преступлений. Положения, закрепленные в УК РФ требуют пересмотра в связи с современными тенденциями и потребностей практики.

По мнению А.И. Долговой, Г.А. Аванесова, Е.В. Кошелева под предупреждением преступности, необходимо понимать комплексную структуру мер которые будут направлены на [2, 3]:

  • определение, удаление и уничтожение условий, и причин преступности;
  • обнаружение ситуаций, которые мотивируют и провоцируют совершение преступлений;
  • обнаружение групп лиц, которые свидетельствуют о наличии повышенного риска и снижение этого риска;
  • оказание положительно корректирующего воздействия на лиц, которые намерены совершить преступления.

Данные цели должны быть установлены на короткие сроки, чтобы соответствовать текущему состоянию времени и присутствовать общие установки: противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе; уменьшение количества преступности; устранение угроз правам, свободам и законным интересам граждан, интересам общества и государства в связи с возможностью совершения преступлений; изменение жизненной позиции и поведения преступников.

Налоговая политика — это одна из значимых частей правовой политики государства, деятельность государственных органов по организации, упорядочению и совершенствованию функционирования финансово-бюджетной и налоговой систем, осуществляемая с целью наиболее эффективного исполнения функций налогообложения. Для осуществления налоговой политики в Российской Федерации оптимальными средствами следует понимать нормативно-правовые акты, а именно: нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления.

Современную налоговую политику Российской Федерации следует трактовать как несбалансированную, то есть, которая имеет преимущественно фискальную функцию, в ущерб стимулирующей функции налоговой политики. Более того, если оценивать только функции налога в Российской Федерации, то здесь на первый план также выходит фискальная, но не регулятивная и социальная функции этого института.

Однако, данное обстоятельство выступает в качестве наиболее значимой детерминанты налоговой преступности и оказывает наиболее существенное влияние на ее динамику. Основными направлениями налоговой политики направлены на противодействие уклонению от уплаты налогов, сокрытию налогооблагаемого имущества, а также иным действиям, направленным на неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности. В данной связи необходима частичная переориентация правовой политики, а именно: с одной стороны, необходимо сохранять подход ужесточения санкций в отношении недобросовестных лиц; а с другой стороны, требуется наиболее качественное решение проблемы налоговых льгот и стимулов, устанавливаемых в отношении добросовестных налогоплательщиков (аргументированная либеризация норм НК РФ).

По мнению Балюк Н.Н. для того чтобы усовершенствовать уголовное законодательство, направленную на борьбу с налоговой преступностью, в связи с тем, что используются элементы восстановительного характера правосудия, необходимо полностью исключить из текста Уголовного Кодекса Российской Федерации положения п. 2 Примечания к ст.ст. 198, 199 УК РФ, которые схожи с положением закрепленным в ст. 76.1 УК РФ в следствии чего, возникают разночтения и возможность неединообразного толкования норм УК РФ, что в свою очередь, способствует, уклонению от уплаты налогов, сборов, выступая условием внешнего характера, под воздействием которого формируется умысел на совершение преступления.

Представляется, что положения ст. 76.1 УК РФ также нуждаются в дополнительном редактировании, но только с учетом общей позиции законодателя в отношении экономических преступлений, так как статья опирается на значительное количество составов Особенной части. Следовательно, возможность ее реформирования должна быть определена концептуальным положением, сформулированным в контексте уголовной политики Российской Федерации [1].

Представляется, что под налоговой историей следует подразумевать все сведения об исполнении налоговых обязанностей и обязанностей по уплате обязательных сборов граждан Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – налоговых резидентов. В системе МВД Российской Федерации требуется создать орган, который будет формировать сведения о налоговых схемах, на основании данных, предоставленных с налоговых органов. На основании того возложить полномочия по выявлению фактов нарушения финансового и налогового законодательства, и самостоятельно возбуждать уголовные дела с последующей передачей в суд. Основной функцией самостоятельного органа должна быть деятельность, направленная на предупреждение налоговых преступлений и включать в себе своевременную профилактику с лицами, которые подходят под категорию лиц, способных совершить преступление в экономической направленности, и проведение профилактической работы с ранее судимыми за налоговые преступления, с целью предотвращения возможного рецидива. На наш взгляд, только этим способом можно реально снизить уровень латентности налоговых преступлений и повысить эффективность предупреждения налоговой преступности в целом.

К.В. Привалов существенным недостатком уголовно-правой науки отмечает то, что решение о возбуждении уголовного дела принимается только исходя из документов, предоставленных в налоговые органы, а не оперативно-розыскные, которые могут сочетать гласные и негласные формы работы. По оценкам экспертов большинство преступлений остаются не выявленными, такую высокую латентность можно объяснить тем, что нет пострадавших лиц, которые были бы заинтересованы и содействовали раскрытию преступлений уголовной направленности [4].

Основными мерами при создании модели предупреждения налоговой преступности в Российской Федерации, необходимо исходить из того, что налогоплательщики и представительные органы по-разному видят эту ситуацию. Одни хотят расширения их прав и свобод, другие напротив нацелены на ужесточение требований и повышения налоговой ставки.  Для этого необходимо создать определенные направления, которые, не смотря на, негативные тенденции в экономики, способны усовершенствовать систему, предупреждающую налоговые преступления в Российской Федерации. Для этого необходимо:

  • создать единую информационную систему, содержащую в себе информацию о нарушениях в налоговой сфере по всей РФ, которая будет способствовать взаимодействию правоохранительных органов и налоговых органов.
  • необходимо активизировать и координировать деятельность правоохранительных и налоговых органов, а так же включение в их среду налогоплательщиков, для оказания профилактического воздействия и создании эффективной профилактики предупреждения налоговых преступлений.
  • требуется создание законодательных программ, которые будут способствовать повышению эффективности для возмещения причиненного ущерба, а также возможности создания института медиации;
  • необходимо создать политику которая, в свою очередь ужесточит контроль над выполнением обязанностей налогоплательщика, а с другой стороны будет выступать поощритлем законопослушных налогоплательщиков, в соответствии с законодательством РФ.

Главным направлением, предупреждения налоговой преступность должно быть сформировано в совокупности социальных, политических и экономических процессов, которые препятствуют уплате налогов налогоплательщикам. Необходимо сформировать политическую волю обществу, которая содействовала к формированию мер предупреждения налоговой преступности и своевременной уплате налогов.

Список литературы:

  1. Балюк, Н.Н. Предупреждение налоговых преступлений / Политика и право в социально-экономической системе общества: – Москва, 2012. С. 150-154
  2. Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. – М., 2013. – С. 392-404.
  3. Криминология: учебник / под ред. Г.А. Аванесова. – М., 2013. – С. 67-68; Лелеков В.А.
  4. Ювенальная криминология: учебник / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – С. 28-29.
  5. Привалов К.В. Налоговая преступность в современной России: состояние и основные направления профилактики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №2 С.130-133