Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

УДК  336.763

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10275

К вопросу инсайдерской информации как форма недобросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг

On the issue of insider information as a form of unfair competition in the securities market

Загоруйко Игорь Юрьевич, доктор экон. наук., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

 Zagoruyko Igor Yuryevich, Doctor of Economics, Federal State Educational Institution of Higher Education «Perm State Agrarian-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova», The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Аннотация: В данном исследование анализируется использование инсайдерской информации и какое влияние оказывается за счет необоснованного сокрытия от других инвесторов используемых сведений. Действуя в условиях недостатка информации, участники торгов не имеют возможности принимать обоснованные и рациональные финансовые решения, предоставляя инсайдеру «монополию» на важные сведения. Инсайдер, имея преимущества перед другими участниками, может, по сути, манипулировать ими, вынуждая их совершать определенные биржевые операции, которые в дальнейшем могут привести к значительным убыткам данных участников. Выгода может заключаться в получении прибыли (которая, к слову говоря, может доходить до миллиардов рублей) или избежание убытков, также в крупном объеме. В зависимости от того, кем именно совершено правонарушение, меняются и вопросы, которые ставятся в процессе доказывания: в первом случае это в каких финансовых операциях, сделках была использована инсайдерская информация, влияние такого использования на параметры рыночных торгов, в том числе оценка причиненного ущерба; при использовании информации заинтересованным лицом необходимо выяснить дополнительно вопросы о том, каким образом был осуществлен доступ к инсайдерской информации (способ и средства получения), в случаях передачи информации инсайдером доказывается факт такой передачи.

Summary: This study analyzes the use of insider information and what effect is exerted due to the unreasonable concealment of used information from other investors. Operating in conditions of lack of information, bidders are not able to make informed and rational financial decisions, providing the insider with a “monopoly” on important information. An insider, having advantages over other participants, can, in fact, manipulate them, forcing them to perform certain exchange operations, which in the future can lead to significant losses of these participants. The benefit may consist in making a profit (which, by the way, can reach billions of rubles) or avoiding losses, also in large quantities. Depending on who committed the offense, the questions that are raised in the process of proof change: in the first case, in what financial transactions, transactions insider information was used, the effect of such use on the parameters of market trading, including the assessment of the damage caused; when using information by an interested person, it is necessary to find out additional questions about how access to insider information was obtained (the method and means of obtaining it), in cases of information transfer by an insider, the fact of such a transfer is proved.

Ключевые слова: информация, инсайдерская информация, экономика, рынок ценных бумаг, прибыль, недобросовестная конкуренция, биржа, рынок, стоимость.

Key words: information, insider information, economy, securities market, profit, unfair competition, exchange, market, value.

При использовании инсайдерской информации влияние оказывается за счет необоснованного сокрытия от других инвесторов используемых сведений, т.е. происходит своего рода «пассивная» манипуляция [1]. Действуя в условиях недостатка информации, участники торгов не имеют возможности принимать обоснованные и рациональные финансовые решения, предоставляя инсайдеру «монополию» на важные сведения. «Инсайдер, имея преимущества перед другими участниками, может, по сути, манипулировать ими, вынуждая их совершать определенные биржевые операции, которые в дальнейшем могут привести к значительным убыткам данных участников» [2].

Среди проведенных исследований отсутствует детальное изучение статистических данных, отражающих количество сделок на российском рынке ценных бумаг, совершаемых с незаконным использованием инсайдерской информации. Анализ иных источников показал следующую картину: Банком России за последние пять лет было официально подтверждено [1] три таких случая, в доступных базах судебных решений также содержатся единичные решения судов, кусаемых правонарушений, квалицируемых по ст. 15.21, 15.35 КоАП РФ, ст. 185.6 УК РФ, а также касающихся бы взыскания ущерба в результате неправомерного использования на фондовом рынке инсайдерской информации. Зарубежные исследования представляют обширную и объемную практическую базу, на основании анализа которой, в частности, было доказано, что при существовании угрозы инсайдерской торговли существенно снижается уровень привлечения капитала при повышении его стоимости [2]. Кроме того, подтверждено, что антиинсайдерские меры положительно влияют на уровень ликвидности на финансовом рынке.

Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг» [4], полагая, что содержащиеся в реестре сведения о владельцах акций относятся к информации о частной жизни гражданина), важна тем, во-первых, что признает принцип информационной прозрачности в качестве основополагающего для концепции российского права раскрытия инсайдерской информации, гарантирующего инвесторам на фондовом рынке России соблюдение их права и законных интересов, а во-вторых, подчеркивает то, что природа инсайдерской информации носит именно деловой характер и не позволяет отнести ее к сведениям частной жизни гражданина

Анализ понятия инсайдерской информации в законе позволяет определить ее применительно к условиям рынка ценных бумаг как точную и конкретную информацию, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на параметры рынка ценных бумаг. Перечень такой информации определен в статье 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потенциальным субъектом неправомерного использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг являются:

  • инсайдеры – их перечень утвержден в статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ (например, эмитенты, профессиональные участники рынка, лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций);
  • заинтересованные в силу дальнейшего получения выгоды в использовании инсайдерской информации лица (в том числе потенциальные инвесторы), среди них можно выделить «вторичных» инсайдеров – лиц, которые способны получить информацию непосредственно от инсайдеров – близкие родственники инсайдеров, юридические лица, в учреждении которых участвовали инсайдеры;
  • «квазиинсайдеры», то есть лица, которые получили доступ к инсайдерской информации в силу служебного положения6 (среди них можно выделить работников надзорных и контролирующих органов, в том числе налоговой службы и прокуратуры, которые в результате проводимых проверок получают значительный объем сведений, относимых к инсайдерской информации, бывшие работники, имевшие доступ к инсайдерской информации).

Вторая и третья категория лиц не подлежат, согласно российскому закону, контролю, в то время как они находятся в группе риска по реальной возможности доступа к информации, имеющей первостепенное значение в принятии инвестиционных решений.

Выгода может заключаться в получении прибыли (которая, к слову говоря, может доходить до миллиардов рублей) или избежание убытков, также в крупном объеме. В зависимости от того, кем именно совершено правонарушение, меняются и вопросы, которые ставятся в процессе доказывания: в первом случае это в каких финансовых операциях, сделках была использована инсайдерская информация, влияние такого использования на параметры рыночных торгов, в том числе оценка причиненного ущерба; при использовании информации заинтересованным лицом необходимо выяснить дополнительно вопросы о том, каким образом был осуществлен доступ к инсайдерской информации (способ и средства получения), в случаях передачи информации инсайдером доказывается факт такой передачи.

Рассматривая данную проблему сквозь призму механизма контроля за использованием инсайдерской информации, установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ, мы видим следующее:

  • существуют требования к соответствующим  юридическим лицам, органам и организациям (здесь и далее имеются в виду юридические лица, указанные в пунктах 1 – 8, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4  Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ) по ведению перечней списка инсайдеров, уведомлении лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, передаче перечня инсайдеров в установленном порядке на организаторам торговли на рынке ценных бумаг, передаче данного списка по требованию в Банк России;
  • закреплена обязанность инсайдеров уведомлять соответствующие хозяйствующие субъекты, органы и организации и в обязательном порядке Банк России о совершаемых ими операциях с ценными бумагами;
  • обязанность уведомления организатором торговли Банка России обо всех выявленных в течение каждого торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок;
  • обязанность уведомления участниками организованных торгов, имеющих основания полагать, что операция, осуществляемая от их имени, но за счет клиента или от имени и по поручению клиента, осуществляется с неправомерным использованием инсайдерской информации, обязаны уведомить Банк России о такой операции.

Кроме того, правила предотвращения, выявления и пресечения случаев неправомерного использования инсайдерской информации устанавливаются организатором торговли, а система контроля[5] за инсайдерами в большей степени возложена на соответствующие юридические лица, органы и организации.

Эффективен ли контроль, построенный по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Легко ли при таком механизме обойти закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и совершить операции с ценными бумагами инсайдерами не лично, а через иных лиц?

Одним из таких примеров стал выявленный Банком России случай, когда сотрудник ПАО «АК БАРС» Банк совершил серию операций с обыкновенными акциями ПАО «Нижнекамскнефтехим» с использованием инсайдерской информации в рамках исполнения договора доверительного управления между ПАО «АК БАРС» Банк (Д.У.) и супругой инсайдера ПАО «Нижнекамскнефтехим». Приобретение Акций по минимальным ценам до выхода информации, повлекшей рост их цены, позволило ей получить дополнительный доход в размере нескольких миллионов рублей [3]. Помимо того, отметим, что в каждом случае, выявленном Банком России, работа по предупреждению возникновения подобных ситуаций соответствующими организациями проводилась уже постфактум.

Высокая латентность использования инсайдерской информации детерминируется трудностями в сборе необходимых доказательств, ведь зафиксировать процесс передачи информации, особенно, когда он осуществлялся устно, в ходе личной встречи, не представляется возможным. К сожалению, частой является ситуация, когда подозрения основаны на большом количестве косвенных фактических обстоятельствах, особенно в отношении процесса передачи инсайдерской информации «вторичным» инсайдерам, однако, собрать необходимую доказательственную базу является проблематичным, несоблюдение одного из факторов, позволяющих классифицировать действия как злоупотребление инсайдерской информацией, выводит манипуляции из-под диспозиции правонарушения, чем успешно пользуется недобросовестный участник.

При указанных сложностях доказательственного процесса необходимо обеспечить превентивный механизм в отношении «вторичных» инсайдеров и «квазиинсайдеров» и установить надлежащий контроль за совершаемыми ими операциями путем закрепления данных категорий лиц в Федеральном законе от 27.07.2010 № 224-ФЗ. Обратим внимание в связи с этим на следующее. В зарубежном законодательстве инсайдеры закреплены обобщенно как лица, которые могут тем или иным образом иметь доступ к инсайдерской информации. В нашем законодательстве понятие инсайдеров не определено, но они раскрывается путем персонализированного перечня. Считаем, что такой подход более правильный, так как в данном случае есть риск необоснованного расширительного толкования понятия, что может привести к признанию любого лица, имеющего то или иное отношение к соответствующим организациям, инсайдером. Также не совсем верным с точки зрения семантического анализа будет приравнивание к «первичным» инсайдерам вышеуказанных категорий лиц.

В частности, лица, которые способны получить информацию непосредственно от инсайдеров:

  • близкие родственники лиц;
  • юридические лица, учредителями которых являются лица.

Затем лица, которые имеют и (или) имели доступ к инсайдерской информации в силу своего служебного положения:

  • имеющие и (или) имевшие доступ к инсайдерской информации работники органов, осуществляющие и (или) осуществлявшие контрольные или надзорные полномочия за лицами;
  • физические лица, имевшие доступ к инсайдерской информации лиц.

Конечно, предложенные изменения не смогут сразу кардинально изменить сложившуюся ситуацию на фондовом рынке. Однако, их введение положительно отразится на состоянии рынка и позволит «вывести» теневых игроков «на свет», существенно сократит возможность обхода закона, уменьшит категорию лиц, входящих в группу риска по использованию информации, способной существенно повлиять на ценообразование на фондовом рынке, а также станет первым шагом на пути реформирования данного механизма.

Список литературы

  1. Емельянова Е.А. Манипулирование информацией на рынках. М.: Проспект, 2015. С. 54.
  2. Карпович О.Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России // Юридический мир. 2011. № 4. С. 17.
  3. Недобросовестные практики // Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/inside/inside_practices/ (дата обращения: 12.12.2019).
  4. О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения [Электронный ресурс]: Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 г. № 421/р // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.12.2019).
  5. Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: Новации российского законодательства и актуальные проблемы: монография. М.: Проспект, 2014. С. 54.