Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

УДК 330.342.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10292

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

FORMATION OF INFRASTRUCTURE OF DEVELOPMENT OF PERSONNEL POTENTIAL IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства ХМАО-Югры в рамках научного проекта №18-410-860002\19 «Векторы цифровой экономики: формирование и развитие кадрового и научно-образовательного потенциала»

Волкова Инна Анатольевна, доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Volkova I.A.,via.uprav@gmail.com

Аннотация: Формирования инфраструктуры цифровой экономики способствует расширению возможностей традиционной системы образования в части развития кадрового потенциала. В основе исследования заложены результаты анкетирования студентов высших учебных заведений и субъектов малого и среднего бизнеса.  

Результаты исследования свидетельствуют, что системе образования требуется пройти трансформацию и стать одним из базовых элементов инфраструктуры формирования кадрового потенциала, что будет способствовать широкому внедрению цифровых технологий, позволяющих на практике реализовать идею интеграции образования, науки, производства и использовать все преимущества этой интеграции в условиях цифровой экономики. 

Summary: The formation of the infrastructure of the digital economy contributes to the expansion of the capabilities of the traditional education system in terms of the development of human resources. The study is based on the results of a survey of students of higher educational institutions and small and medium-sized businesses.

The results of the study indicate that the education system needs to undergo a transformation and become one of the basic elements of an infrastructure for the formation of human resources, which will contribute to the widespread adoption of digital technologies that will make it possible to put into practice the idea of integrating education, science, production and using all the advantages of this integration in digital economics.

Ключевые слова: цифровая экономика, инфраструктура; система образования; кадровый потенциал; малое и среднее предпринимательство.  

Keywords: digital economy, infrastructure; education system; personnel potential; small and medium enterprises.  

Введение. Развитие кадровых технологий цифровой экономики формирует предпосылки изменений в экономике региона. Вектор развития экономических систем включает в себя ряд структурных преобразований: формирование инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводство цифровых технологий, необходимых для развития кадрового потенциала; нормативно-правовой базы, позволяющей использовать элементы цифровой экономики; стимулирование разработки новых бизнес-моделей и организационного взаимодействия между экономическими субъектами.

В России не сформирован комплексный подход к мониторингу цифровой трансформации, включающей измерение основных направлений и факторов эффективного использования цифровых технологий как на уровне отдельных отраслей и регионов, так и страны в целом [6]. В качестве решения можно считать цифровую трансформацию, затрагивающую такие факторы как: инфраструктура, человеческий капитал, деловая среда, государственная политика и регулирование, информационная безопасность.

Для решения проблем в области образования система подготовки кадров высокой цифровой компетентности должна быть обеспечена при помощи инфраструктуры, основанной на глубоком проникновении ИКТ в образовательные организации всех уровней [5].

Инфраструктура станет основой для развития цифрового сектора, который объединяет цифровые: правительство, образование, здравоохранение, культуру, науку, потребителя и бизнес.

Цель и методы исследования. Целью исследования является выявление направлений формирования инфраструктуры, способствующей развитию кадрового потенциала.  

В основу исследования заложены системный и ситуационный подходы. Научное исследование носит прикладной характер. При проведении исследований использованы методы: монографический, аналитический, абстрактно-логический, сравнения, количественного и качественного анализа и др.

Совершенствование процесса обучения невозможно без учета мнения всех участников образовательного процесса. В ближайшее десятилетие экономическая ситуация на рынке труда будет меняться под влиянием цифровых технологий [4]. Образование станет источником формирования новой управленческой команды, способной стать конкурентной в условиях цифровой экономики. Человеческий капитал, выраженный через знания, умения и навыки станет главным ресурсом, ценность которого будет зависеть от глубины накопленных знаний. В этих условиях от государства, образовательных организаций, бизнеса следует ожидать взаимодействия в направлениях подготовки, переподготовки и повышения квалификации населения, помощь в трудоустройстве высвобождаемого персонала.

Результаты исследования. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проведено анкетирование студентов высших учебных заведений. В анкетирование приняли участие 659 обучающихся. Среди респондентов преобладали студенты 1-2 курса – 57%, количество студенты старших курсов – 35% и 9% обучающихся магистратуры. 

В борьбе за лидирующие технологические позиции наиболее перспективной возможностью является использование высокого потенциала персонала организаций, обучение которого невозможно без применения современных технологий и прочих комплексных мер по развитию персонала, основанных на роботизации и автоматизации процессов. В процессе анкетирования обучающихся высших учебных заведений на вопрос «Какие факторы влияют на изменения профессиональной деятельности?» респонденты отметили (рисунок 1), что наиболее значимыми факторами влияющим на изменения профессиональной деятельности могут стать: внедрение новых технологий (67,5%), экономическая и политическая ситуация в мире (46,7%), а также автоматизация и роботизация бизнес-процессов и профессиональная конкуренция на рынке труда (31,5%).

Обучающие, находясь на этапе получения профессионального образования, предполагают, что будущие профессии претерпят существенные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий, а системе образования требуется пройти трансформацию и стать одним из базовых элементов инфраструктуры формирования кадрового потенциала для цифровой экономики [2]. Инфраструктура может включать: образовательные организации, учебные центры, исследовательские центры, телекоммуникационные компании, предпринимателей, маркетинговые компании, профессиональные объединения и другие составные элементы. Синергетический эффект от взаимодействия элементов инфраструктуры возможен благодаря: 

  • – объединению различных обучающих технологий, форматов обучения и технических инноваций в единую образовательную систему. Решающее значение будет иметь правильное распределение функционала между преподавателями и цифровыми средствами поддержки обучения;
  • – повышению качества цифрового образования за счет лучшего анализа данных, прогнозирования, разработки и запуска передовых образовательных продуктов с применением искусственного интеллекта;
  • разработке нормативно-правовой и научно-методической базы, новых образовательных стандартов, программ, профессиональных нормативных документов и требований к описанию компетенций цифровой экономики, механизма общего, профессионального, дополнительного образования в интересах цифровизации;
  • предоставлению возможности обучения на протяжении всей жизни, освоение цифровых компетенций всеми возрастными группами населения,   стиранию границ между работой и обучением, повышению квалификации в режиме реального времени и без отрыва от производства;
  • сокращению разрыва между академическим образованием и профессиональной деятельностью, привлечение к реализации образовательных программ специалистов-практиков, являющихся носителями профессиональных компетенций;
  • повышению уровня цифровой грамотности населения, совершенствованию навыков использования преимуществ цифровых сервисов;
  • созданию корпоративных университетов, открытых онлайн-курсов, краткосрочных курсов повышения квалификации;
  • формированию у молодого поколения ценностного ориентира на получение высшего образования, которое значительно проигрывает медиаресурсам, интернету, социальным цифровым приложениям. Ориентация молодежи на развитие по индивидуальной образовательной траектории и личностное саморазвитие [3].

На втором этапе исследования проведено анкетирование субъектов малого и среднего предпринимательства. В анкетировании участвовало 120 человек, структура респондентов по возрасту: 45% в возрасте 30-39 лет, 30% – 20-29 лет, 20% – 40-49 лет. Структура представленных организаций по средней численности работающего персонала: 72,5% – малые предприятия и 27,5% – средние предприятия. Вид деятельности респондентов в большей степени представлен торговлей – 20%, транспортное обслуживание – 12,5% , 10% – лесное хозяйство, 7,5% – материально-техническое обеспечение.

На вопрос «Какие направления цифровой экономики наиболее актуальны для развития региона?» (рисунок 2) респонденты считают, что актуальными являются: нормативное регулирование (54,1%), информационная безопасность (51,4%), кадры и обслуживание (46,8%).

Процесс взаимодействия «вуз – предприятие» сегодня подвержен высокой степени бюрократизации [1]. Наиболее крупные организации создают и развивают собственные корпоративные университеты или создают собственные кафедры на базе высших учебных заведений. Малый и средний бизнес не имеет такой возможности, поэтому зачастую лишен сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями.

На вопрос «Какие меры по внедрению элементов цифровой экономики необходимы в первую очередь?» респонденты считают (рисунок 3), что в процессе внедрения цифровых технологий необходимо получать актуальную информацию о новых технологиях (50%), иметь льготный и упрощенный доступ к источникам финансирования при внедрении новых технологий (42,1%) и обеспечить организационную и правовую защиту личности и бизнеса (44,7%).

Возможность иметь доступ к актуальной информации и к источникам финансирования при внедрении новых технологий, обеспечить организационную и правовую защиту личности и бизнеса можно при наличии развитой инфраструктуры, стимулирующими мерами которой станет: государственная поддержка инновационных проектов, внедрение экономических субъектов в процесс воспроизводства цифровых технологий, трансфер производства цифровой продукции на внутренние и внешние рынки, формирование новой технологической основы для развития социальной и экономической сферы, аккумулирование информации и оптимизация знаний.  

Заключение. Проблемы, стоящие перед системой образования способствуют поиску новых путей обеспечения конкурентоспособности через формирование инфраструктуры, в структуре которой создание центров инновационного, технологического и социального развития внутри страны.

Формирование инфраструктуры будет способствовать широкому внедрению цифровых технологий, позволяющих на практике реализовать идею интеграции образования, науки, производства и использовать все преимущества этой интеграции в условиях цифровой экономики.  

Библиографический список

  1. Волкова И.А., Галынчик Т.А. Концепция развития кадрового и научно-образовательного потенциала региона в условиях цифровой экономики // Вестник Белгородского университет кооперации, экономики и права. 2018.  №6 (73). С. 71-81.
  2. Галынчик Т.А. Цифровая экономика как направляющий тренд в профессиональной подготовке кадров // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Брянск, 30 ноября 2018 г.). Брянск: Брян. гос. инженерно-технол. ун-т., 2018. С. 97-100.
  3. Нежмединова Ф.Т., Барабаш Н.С. Трансформация образования в условиях формирования цифровой экономики //Инноватика и экспертиза. 2018. №2 (23). С. 120-128.
  4. Петрова В.С., Щербик Е.Е. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций // Московский экономический журнал. 2018. № 5. С. 114-124. Режим доступа: http://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2018-114/ (дата обращения: 20.12.2019).
  5. Салухов В.И., Соколов Б.В. Образовательная компонента в формировании и становлении системы распределения ситуационных центров и центров компетенций // Стратегические приоритеты. 2017. №2(14). С. 138-147.
  6. Щербик Е.Е., Галынчик Т.А. Векторы устойчивого развития ХМАО-Югры в условиях цифровой экономики / Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. №4 (56). Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5617/ (дата обращения: 20.12.2019).