Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.142

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10905 

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

MODERN DIRECTIONS OF BUSINESS CLIMATE TRANSFORMATION IN THE RUSSIAN ECONOMY IN THE CONTEXT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Почивалова Галина Павловна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина — обособленное подразделение Федерального исследовательского центра “Кольский научный центр Российской Академии наук” (ИЭП КНЦ РАН), г. Апатиты 

Pochivalova G.P., candidate of Еconomics, associate professor, Senior Researcher, Luzin Institute for Economic Studies — Subdivision of the Federal Research Centre “Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences” (IES KSC RAS), Apatity, pochivalova1@mail.ru 

Аннотация. Статья посвящена одной из самых актуальных проблем для российской экономики –  трансформации делового климата в условиях его ухудшения в связи с общей неблагоприятной экономической обстановкой, санкциями со стороны мирового рынка, нарастающим недоверием между бизнесом и властью. Эти тенденции,  сопровождаемые инвестиционной паузой, сформировали запрос на системные изменения предпринимательской среды. В статье проведен анализ управленческих аспектов реализации мероприятий национального плана трансформации делового климата (плана ТДК), с привлечением широкого спектра современных нормативно-правовых актов, регулирующих эту деятельность, выделен региональный уровень управления изменениями предпринимательской среды, определено функциональное содержание деятельности субъектов РФ по совершенствованию делового климата и привлечению инвестиций в экономику регионов.

Summary. The article is devoted to one of the most pressing problems for the Russian economy – the transformation of the business climate in the context of its deterioration due to the general unfavorable economic environment, sanctions from the world market, and the growing mistrust between business and government. These trends, accompanied by an investment pause, have generated a demand for systemic changes in the business environment. The article analyzes the managerial aspects of the implementation of the activities of the national plan for the transformation of the business climate (TDK plan), with the involvement of a wide range of modern normative legal acts regulating this activity, highlights the regional level of management of changes in the business environment, defines the functional content of the activities of the subjects of the Russian Federation to improve the business climate and attracting investment in the regional economy.

Ключевые слова: деловой климат, национальный план трансформации делового климата (план ТДК), целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса, регуляторная гильотина, соглашения по защите и поощрению капиталовложений, региональная экономика.

Keywords: business climate, national business climate transformation plan (TBC plan), targeted business facilitation models, regulatory guillotine, investment protection and promotion agreements, regional economy.

Проблема улучшения инвестиционного климата не утрачивает своей актуальности на протяжении всего периода проведения реформ в российской экономике, остается  одной из самых острых проблем для системы государственного управления. Несмотря на длительную историю становления рыночной экономики в России, создание инвестиционной инфраструктуры в последнее десятилетие,  институциональные условия для инвестиционной деятельности все еще далеки от совершенства, и не приносят ожидаемых результатов. Глава Центробанка Э. Набиуллина, в своем выступлении на Международном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге в июле 2019 года, отметила, что обращение к теме инвестиционного климата стало казаться “пустыми словами” чиновников, а теперь похоже на крик отчаяния”[1].

Опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что 71% предпринимателей, считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными, отмечается,  что, «инвестируют только те, у кого нет другого варианта вложения средств»[2]. Понятие инвестиционный климат включает в себя риски и возможности –  инвестиционный потенциал». В условиях, когда предприниматели концентрируют свое внимание только на рисках, а не на возможностях, инвестиционные проекты тормозятся, сокращаются горизонты планирования. Исследование, проведенное ЦБ, отраженное в аналитической  записке «Почему промышленные предприятия не инвестируют»[3] показывает, что причины кроются не только в ограниченности источников финансирования и нехватке финансовых ресурсов, но вызваны «препятствиями неэкономического характера». Среди них респондентами (было опрошено 495 крупных российских предприятий) назывались в 2016-2018гг. – «повышенная неопределенность в отношении будущих экономических условий», которая приводила преимущественно к накоплению денежных средств на балансах предприятий, а не к финансированию инвестиций. Общая неблагоприятная обстановка в экономике, санкции, постоянные регуляторные изменения, падение инвестиций сделали актуальным вопрос о совершенствовании делового климата в стране, с целью преодоления инвестиционной паузы. В  данной статье не рассматривается терминологическое различие между деловым и инвестиционным климатом, поскольку, взятая за основу трактовка [4] предполагает, что, не любое  сокращение издержек бизнеса (цель совершенствования делового климата) приводит к решению инвестировать (цель улучшения инвестиционного климата), однако, без уменьшения таких издержек, стандартизации и упрощения бизнес-процедур  невозможно ожидать прироста инвестиций в экономику, особенно, когда речь идет о местном и региональном контексте. 

Участие регионов в мероприятиях Плана трансформации делового климата

План трансформации делового климата (далее план ТДК), разработанный Минэкономразвития еще в 2018 году и утвержденный распоряжением правительства РФ № 20–р  от 7.01.2019 г. [5] – является продолжением «дорожных карт» предпринимательской инициативы. Несмотря на то, что, принятие плана ТДК привело к их упразднению, наиболее значимые мероприятия из «дорожных карт» были включены в новый  план по улучшению инвестиционного климата в РФ. Кроме мероприятий из «дорожных карт», новый план содержит  мероприятия, разработанные в рамках Национальных проектов и требующие активизации по их исполнению всеми органами власти. 

Основная идея разработки нового плана, по  замыслу Министерства экономического развития РФ, заключалась в  создании «механизма управления системными изменениями предпринимательской среды, оперативного реагирования власти на запросы бизнес – сообщества,  снятие нормативных ограничений при ведении бизнеса, устранение избыточных  требований, обеспечение максимальной обратной связи от бизнеса» [6].

Все мероприятия, включенные в него, разбиты на группы по 12 -ти основным направлениям, среди которых: налоговое администрирование и фискальная нагрузка, контрольно-надзорная деятельность, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, экология, развитие человеческого капитала, таможенное администрирование, подключение к сетям, градостроительная деятельность, территориальное планирование услуги кадастра и другие.

Всего  план состоит и из 130 пунктов и предполагает  разработку более 60  федеральных законов и 21 ведомственного акта. По всем направлениям в плане  определены:

  • цель реализации мероприятий по отдельному направлению;
  • ключевые показатели эффективности;
  • перечень мероприятий, необходимых для их достижения;,
  • в отдельных разделах, – дополнительно определен перечень мероприятий, подлежащих мониторингу,

 со ссылкой на нормативные  документы, определяющие   порядок такого мониторинга.

План носит всеобъемлющий характер и предполагает трехуровневую структуру управления его исполнением, по линии, – Правительство РФ – федеральные органы исполнительной власти – субъекты РФ [6]. 

На уровне  Правительства  РФ,  руководство реализацией плана  трансформации делового климата  (далее план ТДК) осуществляет, –  Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции, возглавляемая первым заместителем Председателя Правительства РФ – министром финансов РФ – Силуановым А.Г., подкомиссия по обеспечению устойчивого  развития российской  экономики под руководством  Министра экономического развития РФ, Экспертный совет – возглавляет заместитель Министра экономического развития РФ [7], который в свою очередь, руководит работой экспертных групп. Распоряжением Правительства от 10 августа 2019года №1795–р [8], утвержден перечень экспертных групп, деятельность которых осуществляется на площадках, имеющих авторитет в бизнес-среде, общественных объединений предпринимателей и экспертных организаций,    таких как, РСПП, ТПП, «Опора России», «Деловая Россия», Аналитический центр «Форум». Правительственная комиссия рассматривает предложения по внесению изменений в структуру управления механизмом ТДК и рассматривает ежегодный сводный доклад о реализации и эффективности достигнутых мер. Непосредственное рассмотрение предложений предпринимательского сообщества, утверждение перечня актов, подлежащих отмене либо замене, а также, –  актуализация дважды в год мероприятий плана ТДК возложено на подкомиссию, возглавляемую Министром экономического развития РФ.    

Следующий  уровень управления  – Федеральные органы исполнительной власти  и организации – исполнители плана ТДК, – это базовые министерства и ведомства, призванные непосредственно обеспечивать исполнение мероприятий и достижение ожидаемых результатов, а также  направлять в Минэкономразвития предложения по их актуализации, привлекать экспертов для решения возложенных на них задач.

И в основании управленческой вертикали изменениями инвестиционного климата  находятся  субъекты  РФ, которые реализуют мероприятия плана ТДК, находящиеся в их компетенции, а также осуществляют сбор предложений по улучшению делового климата от регионального предпринимательского сообщества, обсуждают с региональным экспертным сообществом и направляют в Минэкономразвития России  (Рисунок 2.).

Министерство экономического развития является главным координирующим центром в организационной структуре управления реализацией плана ТДК, который аккумулирует все поступающие предложения по улучшению делового климата и упрощению ведения бизнеса от предпринимательского и экспертного сообществ, от субъектов РФ и всех заинтересованных общественных объединений и организаций. Региональные органы власти, в свою очередь, также организуют работу по сбору, анализу и обработке предпринимательских инициатив, но, главным направлением  их деятельности является участие в реализации сквозных целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, практически совпадающих с направлениями Плана ТДК. Целевые модели, были разработаны Агентством стратегических инициатив (АСИ), введены в действие распоряжением Правительства №147-р от 31.01.2017 г. (с изменениями 02.07.2020г.) [9].  Их внедрение в региональную практику направлено на решение важных задач в виде снятия ограничений на ведение предпринимательской деятельности, создания благоприятных условий для инвестирования, преодоления региональных барьеров, унификации всех бизнес-процедур, переходом на электронный документооборот, созданием электронных площадок, внедрением службы «одного окна». Каждая целевая модель, в этом документе, представлена в виде последовательности этапов ее реализации с перечнем необходимых мер для повышения эффективности их прохождения и показателями, характеризующими степень достижения результата, в том числе и целевыми, которые необходимо достичь в ходы выполнения намеченных мероприятий (Рис.3).

Необходимо отметить, что, процесс имплементации целевых моделей бизнес-процедур в регионах происходит с большим трудом, а в некоторых из них и вовсе не достигается. Например, по данным АСИ [10], по состоянию на 31 декабря 2017-го года, только  30% регионов справились с внедрением каких-либо целевых моделей, при этом 100 % исполнения не удалось достичь ни одному региону. Однако, в ходе первых попыток внедрения в практику новых процедур, удалось выявить слабые места, понять,  почему, заявленные цели,   не достигаются, тормозятся процессы, при этом самыми сложными процедурами были признаны строительство, кадастр и подключение к инфраструктуре. В настоящее время уже накоплен определенный опыт в области лучших практик внедрения целевых моделей [11], но, задача обучения местных управленческих команд остается актуальной и сейчас. Регионам необходимо провести внешний аудит целевых процедур для того, чтобы получить независимую оценку институтов и инструментов регионального уровня  для ведения бизнеса, и внести возможные изменения в местные законодательные акты.

Несмотря на большой объем проделанной работы по повышению инвестиционной привлекательности в регионах, внедрение во всех субъектах РФ Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, остается еще много проблем в области налаживания диалога между властью и бизнесом. На первое место при исполнении Плана ТДК выходит работа с местным предпринимательским сообществом и экспертами. Площадками для обсуждения этих проблем могут стать Советы по инвестиционному климату в регионах. 

Поскольку, запланированные изменения требуют длительного временного горизонта для их исполнения, План ТДК предполагает проведение актуализации дважды в год, и, следовательно, возможность добавления новых мероприятий и исключения уже исполненных. В настоящее время на сайте Минэкономразвития  размещаются полугодовые отчеты о выполненных мероприятиях по улучшению бизнес-климата.

После назначения  председателем Правительства РФ М. Мишустина, Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2020 N 19-р [12],  в План ТДК были внесены изменения, исключены некоторые пункты, утратившие силу,  и добавлены новые направления: предпринимательство в туризме и сельском хозяйстве, экология и    защита прав предпринимателей, а также 71 новое мероприятие. Окончательно,  План ТДК должен быть выполнен к 2024 году, а мероприятия будут считаться исполненными, после обоюдного подтверждения, как со стороны власти, так и со стороны бизнеса.

Первая актуализация плана ТДК в июле 2019г.  показала высокий процент неисполнения федеральными министерствами и ведомствами запланированных мероприятий, сроки реализации по которым, наступили в первом  полугодии 2019 г., что привело к признанию Минэкономразвития серьезных проблем, тормозящих намеченные улучшения [13]. Неисполнение мероприятий Плана на верхнем уровне организационной структуры управления приводит к аналогичной ситуации на нижних субрегиональных  ступенях управленческой иерархии. Реализация плана ТДК требует четкой и слаженной работы всей властной вертикали Правительства, федеральных органов власти и регионов.

Участие регионов в реализации механизма «регуляторной гильотины»

План мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины» был разработан во исполнение поручения Президента России по реализации послания Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года, и утвержден Правительством  РФ 29.05.2019 N 4714п-П36) [14]. Этим планом предполагалась разработка базовых законов, позволяющих начать  реформу контрольно-надзорной деятельности в РФ. Задача пересмотра и модернизации устаревшего законодательства, замедляющего экономический рост и мешающего развитию предпринимательской инициативы, не является чисто российской проблемой.

Концепция «регуляторной гильотины» была разработана компанией  «Jacobs, Cordova & Associates» и решала главный вопрос: «Как быстро, дешево и при участии гражданского общества, упростить сотни, тысячи устаревших норм» [15]. Международный опыт показывает, если, регуляторная реформа достигает успеха, то это приводит к повышению конкурентоспособности, инвестиций, созданию новых рабочих мест, а также, существенно сокращает издержки для бизнеса, снижая барьеры входа на рынки.

План предполагал отмену с 1 января 2021 года всех  нормативно-правовых актов (НПА), содержащих требования, подлежащие проверке, при проведении государственного надзора и контроля, и введение новых, обоснованием которых, должны заниматься те министерства и ведомства, которые, смогут обосновать необходимость, актуальность, и значимость с точки зрения общественной безопасности. 

Требования к таким НПА, содержатся в федеральном законе от 31.07.2020 №247 – ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [16], среди которых, законность, обоснованность, правовая определенность, системность, открытость, исполнимость, причем, независимо от признания НПА, утратившими силу, если они вступили в действие до 01.01.2020 года, то, их несоблюдение не может являться основанием административной ответственности. Помимо этого, вводится порядок официального разъяснения НПА, на которое могут ссылаться экономические агенты при проведении проверки их соблюдения.

Обязательные требования могут быть установлены федеральными законами, НПА субъектов РФ, муниципальными НПА, и, следовательно, подлежат обоснованию на всех уровнях регуляторной системы. Кроме этого, законом №247,  устанавливаются сроки действия и вступления в силу НПА, – они вступают в силу, либо 1 марта, либо 1 сентября, но не ранее 90 дней после опубликования и имеют 6-летний срок действия с возможностью пролонгации еще на 6 лет, после оценки   их эффективности, а также, вводится возможность экспериментального правового режима для групп лиц и определенных территорий.

30 января 2020 года  Председателем Правительства М. Мишустиным подписано Постановление Правительства №65 [17], предполагающее отмену НПА, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля  за деятельностью аккредитованных  лиц, то есть, налицо, – главное  условие для  пересмотра хозяйственной нормативно-правовой базы в сторону ее либерализации.

Вторым базовым законом для приведения в действие «регуляторной гильотины» является федеральный закон от 31.07.2020 № 248 – ФЗ « О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ [18]. В этом законе  ст.1 содержится новое определение государственного контроля, как деятельности, направленной на «предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики таких нарушений, их выявления и принятия мер, предусмотренных законодательством, при этом государственный контроль (надзор) муниципальный контроль, должны быть направлены на минимизацию риска причинения вреда охраняемым законом ценностям».

 Главным содержанием данного закона является перенос центра тяжести с обвинительного уклона на профилактическую работу по недопущению нарушений обязательных требований, – риск-ориентированный подход [19], это, такие как: информирование, обобщение практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения и другие формы, например, самообследование, профилактический визит. Также, в законе содержится перечень мягких контрольно-надзорных мероприятий: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит.

Риск-ориентированный подход  реализуется через отнесение объектов контроля к категориям риска, и проведении проверок в соответствии со степенью риска, по принципу: чем выше риск, тем чаще проверка, при этом, например, для категории умеренного риска – не более 1 мероприятия в три года, а для объектов с высоким риском не более двух проверок в год, при этом, в законе содержатся требование к информационному обеспечению контрольной деятельности в виде реестра проверок.

Существенным моментом данного закона является процессуальная проработка контрольно-надзорной деятельности: прописаны права и обязанности инспектора и контролируемых лиц, гарантии и защита прав контролируемых лиц, право на обжалование, право на возмещение вреда, нанесенного проверкой. Кроме этого, законом, предоставляется право саморегулируемым организациям самостоятельно осуществлять контроль над членами такой организации при условии заключения соглашения с контролирующей организацией, что является важным шагом самоорганизации предпринимательского сообщества.

Таким образом, реформирование контрольно-надзорной деятельности может внести существенный вклад в изменение делового климата в стране и прежде всего, в российских регионах, поскольку, затрагивает все уровни управления, и является наиболее актуальным для регионального и муниципального уровней, когда от излишней опеки контролирующих лиц страдает мелкий и средний бизнес. Именно, региональный  уровень контроля, считается наименее эффективным, и поэтому подлежит, в рамках проводимой реформы существенному сокращению. Перевод контрольной деятельности на региональном уровне на профилактическую основу может внести существенный вклад в улучшение делового климата на местном уровне, несмотря на то, что, новыми регуляторными законами не охватываются области, которые играют не меньшую роль в принятии инвестиционных решений, такие как, налоговый, валютный, таможенный контроль, надзор Банка России, производство по административным и уголовным делам,  отношения бизнеса  с силовыми структурами,  расследование причин аварий, антимонопольный контроль и другие направления государственной контрольной деятельности. Помимо этих исключений, присутствует риск того, что, министерства и ведомства попытаются вместо обоснования НПА, просто протащить старые нормы, как необходимые, стремясь обойти экспертный контроль над процессом пересмотра норм, представленный общественными организациями предпринимателей, такими как Опора России, РСПП, ТПП и другие. Эти обстоятельства снижают эффективность запланированных мероприятий, но не отменяют  необходимость их претворения в жизнь.

В этих условиях, бизнес – сообщество хочет иметь твердые гарантии для осуществления своих проектов в России. В настоящее время таким работающим инструментом являются СЗПК – соглашения по защите и поощрению капиталовложений.

Участие регионов в соглашениях по защите и поощрению капиталовложений.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ “О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации” [20] законодательно оформил институт соглашений государства и бизнеса о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК),  и был направлен, прежде всего, на реализацию майских указов Президента [21].

Основная идея данного закона состоит в том, чтобы гарантировать бизнесу, осуществляющему, прежде всего, крупные инвестиционные проекты неизменность налоговых условий и регуляторного режима, – «проектный режим». Помимо него предусматривается и общий режим, обеспечивающий  защиту на три года от ухудшений для инвестиционной деятельности. Обеспечение бизнесу неизменяемых условий в течение осуществления инвестиционных проектов получило название «стабилизационной оговорки».

Срок ее применения не может превышать 6 лет – если объем капиталовложений не превышает 5 млрд. рублей, 15 лет – более 5,  но менее 10 млрд. рублей,  20 лет  – 10млрд.  рублей и более,  и может быть однократно продлен, на срок до 6 лет, в случае, если организация, участник соглашения реинвестировала не менее 1 млрд. рублей доходов от реализации проекта, либо, заключила договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства, на сумму не менее 18 % от суммы закупок в рамках проекта, в течение срока действия оговорки, уменьшенного на один год. А если организация осуществляет проект в рамках СЗПК на сумму не менее 300 млрд. рублей, то, при осуществлении ею другого инвестпроекта, включается обязанность РФ и субъектов РФ не допускать ухудшения финансовых условий по сравнению с СЗПК.  Возможность заключения соглашений (СЗПК) распространяется на все виды деятельности, исключением  являются: оптовая и розничная торговля, деятельность финансовых организаций, строительство жилья, деловых и торговых центров, игорный бизнес, производство табака и алкоголя, добыча сырой нефти и газа, производство жидкого топлива.

Помимо «стабилизационной оговорки», законом предполагается   возмещение затрат инвесторов на любую инфраструктуру: коммунальную, транспортную, энергетическую, социальную, цифровую, предполагающую дальнейшее общественное использование, предусматривается механизм возвратного налогового финансирования, в основном, на уровне регионального налогового вычета.

Мониторинг соблюдения заключенных в рамках СЗПК  – соглашений осуществляется организацией уполномоченной федеральными, региональными, либо местными  органами власти, в зависимости от того, какое публично – правовое образование выступает стороной договора, а также, законом предполагается ведение электронного реестра в рамках СЗПК, создание государственной информационной системы заключенных соглашений.  Таким образом, участие регионов в заключении контрактов СЗПК, с одной стороны, существенно облегчает осуществление инвестиционных проектов на их территории, но, с другой стороны, несет определенные риски, в случае предоставления регионального налогового вычета без возмещения выпадающих доходов со стороны федерального бюджета, либо, неисполнения инвестором своих обязательств.

Выводы Системная трансформация делового климата, начавшаяся в РФ в 2017-2020 годы гг. является реакцией власти на затянувшуюся инвестиционную паузу в российской экономике, ориентирована на наращивание их финансово-инвестиционного потенциала и предполагает активное участие регионального уровня управления в проводимых реформах. При этом, важнейшими направлениями  реформирования делового климата на уровне регионов являются:

  • участие в реализации мероприятий национального Плана ТДК, в виде обеспечения сквозных целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса;
  • реформирование контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне, проведение мероприятий в рамках регуляторной гильотины;
  • заключение инвестиционных соглашений в рамках нового института СЗПК, в целях увеличения инвестиций в экономику регионов.

Регионам отводится важная роль в преобразовании условий ведения бизнеса как на уровне органов исполнительной власти регионов и муниципалитетов, так и на уровне регионального предпринимательского и экспертного сообщества. Они не только реализуют мероприятия плана ТДК, находящиеся в их компетенции, но и осуществляют сбор предложений по улучшению делового климата от регионального предпринимательского сообщества, обсуждают с региональным экспертным сообществом, что позволит им, с одной стороны, оперативно реагировать на имеющиеся нормативные ограничения и вносить коррективы в региональное законодательство, и с другой, направлять предложения предпринимателей в федеральные органы власти, формируя запрос на необходимые изменения. Эти действия будут способствовать налаживанию диалога между властью и бизнесом, необходимого для увеличения инвестиций в экономику РФ. 

Реформирование контрольно-надзорной деятельности на региональном и местном уровнях, перенос центра тяжести с обвинительного уклона на профилактическую работу, внедрение – риск-ориентированного подхода, позволят сократить чрезмерное вмешательство властных структур в деятельность предпринимателей.

Институт СЗПК создает для предпринимателей стабильные условия ведения бизнеса, открывает для регионов новые возможности для осуществления инфраструктурных проектов, способствуя улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности.

Литература

  1. Юрищева Д., Гатинский А. Набиуллина сравнила разговоры про инвестклимат с криком отчаяния [Электронный ресурс]//URL: https://www.rbc.ru/economics/04/07/2019/5d1db0159a794733bc463749/(дата обращения: 05.10.2020).
  2. ВЦИОМ Аналитический обзор/ Бизнес в России: взгляд изнутри 11 июля 2019г. [Электронный ресурс]//URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/biznes-v-rossii-vzglyad-iznutri/(дата обращения: 07.10.2020).
  3. Почему промышленные предприятия не инвестируют: результаты опроса/Аналитическая записка / Карлова Н., Пузанова Е., Богачева И. /Январь 2020. [Электронный ресурс]//URL:  https://cbr.ru/content/document/file/105730/analytic_note_20200127_dip.pdf/ (дата обращения: 07.10.2020).
  4. Mick Moore and Hubert Schmitz. Idealism, Realism and the Investment Climate in Developing Countries . Brighton: IDS Working Paper 307, 2008.65p.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р (ред. от 15.10.2020) <Об утверждении плана “Трансформация делового климата” и признании утратившими силу актов Правительства РФ>[Электронный ресурс] //URL:   http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129/ (дата  обращения: 05.10.2020).
  6. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ : официал. сайт. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/tdk/ /(дата обращения: 07.10.2020).
  7. Официальный сайт Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ: официал. сайт. URL:   https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/investklimat/tdk/pravitelstvennaya_komissiya_po_ekonomicheskomu_razvitiyu_i_integracii/(дата  обращения: 07.10.2020).
  8. 8.Распоряжение Правительства от 10 августа 2019года №1795–р  «Об утверждении изменений в экспертных группах Плана «Трансформация делового климата»  [Электронный ресурс] //URL:     https://nangs.org/docs/pravitelstvo-rf-rasporyazhenie-ot-10-08-2019-g-1795-ob-utverzhdenii-izmenenij-v-ekspertnykh-gruppakh-plana-transformatsiya-delovogo-klimata-pdf/  (дата  обращения: 15.10.2020).
  9. Распоряжение Правительства от 31января 2017года №147–р «Об утверждении целевых моделей и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ (с изменениями на 2 июля 2020 года) [Электронный ресурс] //URL:  http://docs.cntd.ru/document/420391210/(дата  обращения: 20.10.2020).
  10. АСИ: целевые модели упрощения процедур для бизнеса успешно работают в 30 регионах [Электронный ресурс] //URL:https://tass.ru/ekonomika/4847590/(дата  обращения: 20.10.2020).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 N 19-р (ред. от 02.07.2020) <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р>[Электронный ресурс] //URL:    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343594/(дата  обращения: 15.10.2020).
  12. Сборник лучших региональных управленческих практик в сфере повышения инвестиционной привлекательности по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2018 [Электронный ресурс] //URL:   https://asi.ru/upload/upload_docs/investclimate/BestPractices2018.pdf (дата  обращения: 20.10.2020).
  13. Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2020 N 19-р (ред. от 02.07.2020) <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р>[Электронный ресурс] //URL:    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343594/(дата  обращения: 15.10.2020).
  14. Старостина Ю., Парфентьева И. Чиновники тормозят исполнение плана по улучшению делового климата  [Электронный ресурс] //URL:   https://www.rbc.ru/economics/06/08/2019/5d480df09a7947a10223447b/(дата  обращения: 20.10.2020).
  15. “План мероприятий (“дорожная карта”) по реализации механизма “регуляторной гильотины” (утв. Правительством РФ 29.05.2019 N 4714п-П36) [Электронный ресурс] //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329301//(дата  обращения: 20.10.2020).
  16. The Jacobs, Cordova & Associates [ Электронный ресурс] // The Jacobs, Cordova & Associates : официал. сайт. URL: http://regulatoryreform.com/гильотины//(дата  обращения: 13.09.2020).
  17. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ  «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45756/page/2 /(дата  обращения: 25.10.2020).
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2020 № 65 “О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц [Электронный ресурс] //URL: http://publication.pravo.gov.ru/(дата обращения: 25.10.2020).
  19. Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/45756/page/2/(дата  обращения: 5.11.2020).
  20. Труман А. Государственный контроль изменит вектор [Электронный ресурс] //URL: https://pravdaosro.ru/analytics/gosudarstvennyy-kontrol-izmenit-ve//(дата  обращения: 05.11.2020).
  21. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 69-ФЗ “О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации”[Электронный ресурс] //URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73726576/ /(дата  обращения: 15.09.2020).
  22. Указ президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” [Электронный ресурс] //URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/(дата  обращения: 13.09.2020).