Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.025

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10853

РЕЛЬСОВАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СФЕРЫ УСЛУГ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

RAIL INNOVATIVE INFRASTRUCTURE FOR INCREASING THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIES OF THE REGIONAL ECONOMY SERVICE

Татуев Арсен Азидович, доктор экономических наук, профессор, Российский государственный социальный университет

Керефов Мурат Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

Ашхотов Анзор Мухамедович, доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказский институт-филиал Российской академии народного      хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Скляренко Семен Александрович, кандидат экономических наук, зав. лаб., Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Tatuev Arsen Azidovich, Doctor of Economics Scienses, Professor, Russian State Social University

Kerefov Murat Anatolievich, Doctor of Economics Scienses, Professor, Kabardino-Balkarsky Staty University

Ashkhotov Anzor Mukhamedovich, Doctor of Economics Scienses, Professor, North Caucasus Institute, Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA)

Sklyarenko Semen Alexandrovich, Candidate of Economics Sciences, Head Lab, Moscow State University 

Аннотация. Статья посвящена вопросу применения рельсового транспорта в деятельности региональной и межрегиональной экономики, как инновационному транспорту XXI века.

Авторы рассматривают проблематику определения спроса на транспортные региональные продукты и услуги, предлагает механизм ответа на данный вопрос с применением современного инновационного рельсового транспорта. В статье выделены источники сбора потребностей в рельсовом транспорте, приведены примеры использования инновационного рельсового транспорта для анализа трендов в сфере региональной занятости, построения моделей повышения экономической эффективности и конкурентоспособности регионов в рамках концепции «зеленого роста». Определены основные направления применения инновационного рельсового транспорта в регионах страны и эффекты для экономик регионов от его использования.

Summary. The article is devoted to the application of rail transport in the regional and interregional economy as an innovative transport of the XXI century.

The authors consider the problem of determining the demand for regional transport products and services, and offer a mechanism for answering this question using modern innovative rail transport. The article highlights the sources of collecting needs for rail transport, provides examples of using innovative rail transport to analyze trends in regional employment, build models for improving economic efficiency and competitiveness of regions within the framework of the concept of “green growth”. The main directions of innovative rail transport application in the country’s regions and the effects on regional economies from its use are determined.

Ключевые слова: рельсовый транспорт, экономика региона, прогнозирование спроса, новые направления логистики, зеленый рост.

Keywords: rail transport, regional economy, demand forecasting, new logistics directions, green growth.

Рельсовый транспорт в виде железных дорог, линий метрополитена и трамвайных систем в наши дни можно встретить в большинстве стран мира. В наиболее развитых регионах ведущих стран мира всё в большем объеме увеличивается и количество инновационного вида этого транспорта, в виде скоростных и высокоскоростных железных дорог, скоростных трамваев, монорельсов, поездов на магнитной подушке, гиперлупов, смешанных систем линий метрополитена с линиями трамваев, скоростных и высокоскоростных железных дорог, монорельсов, магнитных линий, трубопроводов гиперлупов [2]. Среди данной совокупности можно выделить два основных направления их применения в современной экономике: изменение подходов к организации транспортного передвижения населения и изменение подходов к формированию более конкурентоспособного перемещения товарных грузов относительно иных видов транспорта [4]. В исследовании авторы рассмотрели основные аспекты влияния создания и функционирования инновационного рельсового транспорта на экономическую деятельность регионов с учётом требований концепций зеленого роста и устойчивого развития, а также роль рельсовой инновационной инфраструктуры для повышения развития региональной экономики.

Исследуемая проблематика актуальна в силу того, что конкуренция на логистическом рынке возрастает благодаря процессам глобализации, кастомизации и развития всё более совершенных инновационных видов транспорта. В эпоху экономики XXI века инновационный рельсовый транспорт направлен на развитие эффективного сетевого взаимодействия с другими регионами страны и мира, а также рост внутрирегионального социально-экономического взаимодействия населения, учреждений, организаций и различных отраслей с бизнесом; увеличение доли на рынке инновационных логистических услуг; повышение скорости транспортировки населения и товаров [5]. Эффективность этих процессов возрастает благодаря внедрению современных логистических процессов. Конечной целью в развитии пассажирского и грузового инновационного транспорта становится возможность отправки товара или пассажира с максимально возможного большего количества мест на планете по трамвайным, метро и железнодорожным линиям в максимально возможное количество мест на планете с минимально возможным количеством пересадок и по более низкой цене, чем реализация данной услуги другими видами транспорта, но с более высокой скоростью доставки и более высоким уровнем сервиса. Стремление к достижению данной современной модели позволит большинству регионов стран мира в процессе её реализации перезапустить свои экономики, как это сделала Китайская Народная Республика в 2008 году [1], в период наступления мирового финансового кризиса, из которой она вышла к настоящему времени наиболее конкурентоспособной в мире, а по мере приближения к поставленной цели превратить общий рельсовый транспорт в регионах одним из ведущих генераторов концепции «зеленого роста». И для этого будет совсем не обязательно действовать в концепции предлагавшейся в Казахстане в 2014 году, в виде запуска высокоскоростных поездов Беркут между Нур-Султаном (на тот момент Астаной) и Алматы изначально за счет выработки электроэнергии на собственных ветрогенераторах. Такая технология может стать далеко не всегда возможной к реализации. Рельсовый транспорт, в т.ч. инновационный рельсовый транспорт сам по себе является транспортом зеленой экономики и концепции зеленого роста.

Начнём рассмотрение темы с ответа на вопрос «Зачем регионам производить вложения в инновационный рельсовый транспорт?». Ежедневная задача повышение эффективности транспортных услуг на различные направления определяет будущее регионов на длительную перспективу лет [3]. Именно удовлетворение и стимулирование развития логистического спроса позволит регионам разработать и представить на рынок наиболее востребованные свои основные экономические программы и программы работы с трудовыми ресурсами; при этом программы не имеющие перспективы на рынках труда, товаров и услуг регионов, не имеющие заказа от государства подлежат закрытию. Данные процедуры будет намного легче реализовывать в период совершенства развития инновационного рельсового транспорта.

Конечно, инновационная логистика не стоит на месте и в иных видах деятельности, появляются беспилотные автомобили, в том аэромобили, имеются успехи в повышении скорости и комфорта в авиапередвижении, в т.ч. формулируются возможности для рестарт дерижаблевого транспорта, а также запуск на полную мощность квардокоптерного пассажирского и товарного передвижения. Однако эти направления ни в коей мере не смогут стать более социально-экономическими выгодными для населения и хозяйствующих субъектов, чем инновационный рельсовый транспорт, в силу более эффективной модели его реализации, если конечно схема его развития будет эффективно применяться в регионах, а сама система станет целостной общемировой. И для этого есть уже есть много перспективных возможностей. Идут строительства линий ВСЖД и скоростных трамваев, в том числе в виде единых транспортных пространств уже не только во Франции, Японии или Китае, но и в Панаме, Израиле, Индонезии, странах Африки. Не далее, чем к 2040-му году система инновационного скоростного транспорта будет иметь уже достаточно системный единый формат, объединяющей от трети до половины всего мирового сухопутного пространства. Очень хочется верить, что регионы России будут в этом вопросе не отставать от стран-соседей, тем более если страна планируется оставаться сверхдержавой в области транзитных направлений между странами Европы и Восточной Азии. Пока к сожалению в этом вопросе у России есть отставания. Россия делает в эти годы значительные успехи в развитии классического рельсового транспорта, в том числе значительно расширяется железнодорожное полотно на Дальнем Востоке, что способствует большей переброски товаров из Китая в Европу, а в ближайшей перспективе и из Японии в страны ЕС, но для построения экономики XXI века нужно системное массовое внедрение направлений инновационного рельсового транспорта, элементы которого можно пока наблюдать в Москве, а перспективы строительства которого частично формулируются к реализации разве что в Санкт-Петербурге.

Для того, чтобы принимать грамотные управленческие решения в области развития инновационного рельсового транспорта, нужно, во-первых, систематически собирать данные, во-вторых, грамотно определять, какие конкретно данные нужны. Например, для многоотраслевого региона, последовательность действий должна быть таковой:

1) формирование карты логистических потребностей населения и бизнеса и перечня программ развития инновационного рельсового транспорта;

2) анализ трендов и вакансий в приоритетных отраслях экономики региона;

3) подготовка предложений по модернизации существующих или запуску новых линий инновационного рельсового транспорта.

Выявление трендов в сфере потребностей в инновационном рельсовом транспорте на основе больших данных нужно проводить как для региона, так и для всей страны. Если целевой аудиторией рельсового транспорта являются потребители из данного конкретного региона, то важно собрать большие данные по региональной занятости. От качества этих данных будет зависеть качество принимаемых решений по открытию новых или корректировке старых маршрутов инновационного рельсового транспорта. Однако, ограничиваться только региональными данными категорически нельзя. Экономическая система региона является открытой системой и на её развитие влияют глобальные тренды логистической отрасли (мировые, на уровне страны). И даже если сегодня на региональном рынке труда не востребованы специалисты, обладающие, например, компетенциями в сфере нейромаркетинга, это не значит, что глобальный тренд обойдёт регион стороной через год или два [6].

Все источники данных делят на внутренние и внешние. К внутренним относятся: базы данных учётных систем образовательной организации, результаты опросов абитуриентов, студентов, работодателей, количество поданных заявлений во время приёмной компании и количество бюджетных мест и т.д. Внешние данные – это данные о вакансиях, данные об образовательных программах других образовательных организаций, контрольные цифры приёма, статистика запросов в поисковиках, данные социальных медиа и т.д. Источниками для получения таких данных могут служить базы данных Росстата и территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, данные о вакансиях региональных служб занятости, базы данных о вакансиях крупных компаний и корпораций, базы данных патентов и т.д.

Ещё одним источником данных для принятия решений как по формированию программ, так и по их продвижению, являются сайты поиска работы, на которых работодатели публикуют требования к соискателям.

Благодаря использованию инновационного рельсового транспорта региональные власти, население и хозяйствующие субъекты регионов смогут в более эффективном формате определять особенности потребностей населения и их возможностей на рынке труда, о которых не могли до того момента даже и догадываться.

Список использованных источников

  1. Китай: планы развития рельсового транспорта на 2020 год// Железные дороги мира. – 2020. – № 3. – С. 24-29.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42467624 (Дата обращения: 15.11.2020).
  2. Мировой рельсовый транспорт – глобальные тенденции// Железные дороги мира. – 2017. – № 4. – С. 18-19. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28839892 (Дата обращения: 15.11.2020).
  3. Параскевопуло Ю.Г., Ильин А.А., Султанов Н.Н., Кулинич Н.В. Городской рельсовый транспорт: инновационные технологии// Путь и путевое хозяйство. – 2013. – № 5. – С. 38-40. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20210195 (Дата обращения: 15.11.2020).
  4. Скоробогатых И.И., Сейфуллаева М.Э., Сидорчук Р.Р., Широченская И.П. Зарубежный опыт изучения воспринимаемого качества транспортной услуги (на примере рельсового транспорта)// Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – № 5. – С. 36-48. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36445100 (Дата обращения: 15.11.2020).
  5. Таранова И.В., Кирилов И.Н. Методические аспекты анализа и оценки эффективности территориального размещения и специализации устойчивого развития экономики региона // Вестник университета. – 2011. – № 5. –  С. 273–279.
  6. Эволюция облегченного рельсового транспорта Европы// Железные дороги мира. – 2020. – № 2. – С. 52-56. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42195688