Московский экономический журнал 12/2019
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10209
ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА И ИНСТРУМЕНТОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Чепурина Елена Олеговна, аспирант, Мурманский арктический государственный университет, Россия, г. Мурманск, Россия, sekretarsha71@rambler.ru
Щебарова Наталья Николаевна, профессор кафедры экономики, управления и предпринимательского права, доктор экономических наук, профессор, Мурманский арктический государственный университет, Россия, г. Мурманск, censey@mail.ru
Аннотация: В статье рассмотрено развитие
экономической мысли о сущности экономического механизма межрегиональной
торговли и инструментов ее реализации, определены основные формы
межрегиональной торговли на современном этапе. Товарные отношения нельзя
рассматривать в отрыве от производственных и промышленных циклов деятельности
государства. Большое влияние на развитие торговых отношений между отдельными
странами и государствами оказывает политика руководства. Так именно государство
дает возможность населению получать образование, выделяет средства на ведение
торговли, распространяет знания необходимые для ведения торговых отношений
среди населения, выдает кредиты и др. Ряд исследователей, здесь сходятся во
мнении, что под влиянием указанных процессов прогресса, многие страны
выделяются в качестве лидирующих не по своим производственным мощностям и
возможностям, а в зависимости от личного участия государства, в новых открытиях и свершениях.
Электронная коммерция как отрасль экономики объединяет в себе электронный обмен
данными, электронный перевод денежных средств, электронную торговлю,
электронные платежные системы, электронный маркетинг, электронные банковские
услуги и электронные страховые услуги. В работе рассматривается генезис
экономической мысли о формировании механизма и инструментов межрегиональной
торговли.
Ключевые слова: торговля, межрегиональное
сотрудничеств, формы межрегиональной торговли, товарообмен, инструменты
межрегиональной торговли.
Развитие торговых отношений,
усиление межрегиональной торговли с древних времен сопровождалось формированием
концепций территориального развития, которые изменялись в зависимости от эволюции
экономических взглядов.
Упоминание о межрегиональной
торговле встречается в работе В.В. Борисовой [2]. По мнению В.В. Борисовой, она
складывается из множества хозяйственных связей различных отраслей и регионов.
Однако понятие хозяйственных связей между отраслями и территориями
характеризует не столько реальное движение продукции, сколько соотношение отраслей
и регионов, их пропорциональность и соответствие друг другу. Процесс обмена
товарами между регионами, подразумевает наличие тесного сотрудничества между
отдельными фирмами, которые представляют собой стадии перемещения продукции.
Развитие торговых операций за границей и большие их успехи в данной сфере,
привели к кардинальным изменениям и в целом способствовали совершенствованию
обменных отношений регионов. История торговли других государств непременно
должна учитываться и сегодня. Что касается советского опыта развития торговых
отношений в нашей стране, отметим, что заинтересованность в развитии экспортных
и импортных операций была в России всегда. Обмен продукцией между государствами
определял становление государства Древней Руси. В современной экономике
рыночного типа роль отношений по обмену не ослабла, а скорее всего только
усилилась.
Рассмотрим ниже, какое
определение торговле дает в своей книге Вавилов И/ [2]. Торговля – это такой
процесс, который приводит к уменьшению излишков. Данные излишки, в свою
очередь, одним лицом – приобретаются у другого, путем размена. То есть кто-то
отдает то, что ему на данный момент не требуется или то, что имеется в
переизбытке, а взамен получает тот товар, услугу, продукт в котором нуждается,
на что у него есть потребность.
Поэтому товарообмен — это
операция, где принимают участие два человека. Тот, кто отдает, в данном случае
выступает в роли продавца, а тот человек, который приобретает продукт в роли
покупателя (потребителя). С одной стороны эти понятия полностью можно
противопоставить друг другу, а с другой стороны они составляют единое целое,
так как нельзя осуществлять покупку без продажи, а продажу без покупки. В целом
данный цикл мы именуем торговлей или обменом товарами. Также согласно идеям
автора книги о торговых отношениях, тот, кто продвигает свои излишки – это
купец. Вавилов И. в своей работе детально рассмотрел цель торговых отношений,
ее виды (розничная, оптовая, внутренняя, внешняя торговля и др.).
Модель осуществления торговых
операций между разными народами рассмотрели ученые Хекшер Э. и Олин Б. Их
концепция была внедрена в 30-х годах двадцатого столетия, в тех странах,
которые стали переходить к отношениях именуемых «рыночными». Данная модель
помогает определить специфику производства товаров в стране или регионе. Каждая
страна специализируется на отдельных направлениях производства, что во многом
определяется количеством полезных ископаемых, трудоспособным населением,
географическими, политическими, природными и другими факторами. Обозначение зависимости торговых отношений и
материальных ресурсов способствовало разработке баланса (Изард У.), который
дает возможность проведения анализа обращения средств на разных уровнях [4, c. 39].
Для наиболее полного описания
картины взаимосвязей одних регионов с другими, а также для анализа
внутрирегиональных связей используется метод, получивший название «затраты –
выпуск» (в отечественной терминологии – «метод межотраслевого баланса»). Этот
метод нашел практическое воплощение в модели В. Леонтьева «затраты – выпуск»,
где в матричной форме представлено взаимодействие производства и распределения
продукции, а также взаимосвязи отраслей экономики друг с другом. Основой данной разработки, стали достижения
школы математического моделирования и экономического проектирования.
Возникновению новых взглядов и утверждений способствовали новшества, которые в
ряде случаев определялись переворотом в науке и технике 1960–х годов. Это,
прежде всего, переход на новую ступень развития, а также изменение процессов и
правил обмена продукцией между странами.
На обмен товарами между регионами влияют, прежде всего, несовпадения в объемах производства и уровнем применения технологий, которые всегда возникали, и будут возникать между регионами и странами, так как идеального равновесия здесь достичь невозможно.
Наряду с этой концепцией, также
под влиянием научно-технического прогресса на межрегиональный товарообмен,
развиваются идеи цикла жизни продукта. Исходя из данной концепции, Р. Вернон и
У. Киндлебергер объясняют новые тенденции и закономерности в межрегиональном
товарообмене стадиями цикла жизни продукта [2]: стадии внедрения, роста,
зрелости и старения. Данная идея качественно повлияла на становление связей
между отдельными регионами при производстве особо сложных с точки зрения
производства продуктов, но данная модель не может быть применимой абсолютно ко
всем видам рынков.
Разделение фирм в зависимости
от операций производства, процессов разделения трудовых факторов между
регионами, обеспечивается специализацией по узлам и деталям, а также новыми
правилами ведения торговли между предприятиями и отраслями. Данное направление
окончательно сформировалось только в 1980 году. Несмотря на разноплановость
концепций, характерных для исследования межрегионального товарообмена в странах
с рыночной ориентацией, все они в своей основе способствовали более полному
пониманию экономических процессов, возникающих между странами и регионами [5, c. 122].
Говоря о процессах реализации
товаров в наше время, следует отметить, что торговля между регионами, выступает
как основное условие развития экономики страны в целом. Все это обеспечивается
разделением труда по территориальному признаку и спецификой региона страны.
Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, в свою очередь могут
содействовать увеличению производства в промышленной сфере и сельском
хозяйстве.
Развитие межрегиональной
торговли привело к выделению в ее структуре большого числа структурных
элементов. Современными тенденциями развития межрегиональной торговли являются
формирование инфраструктуры и современных межрегиональных связей. Современная
инфраструктура межрегиональной торговли представляет собой совокупность
межрегиональных ассоциаций банков, бирж, ассоциаций оптовой торговли,
посреднических структур, аукционов, ярмарок и др. Наличие большого числа
структурных элементов приводит к необходимости регулирования и контроля их
деятельности со стороны государства и общественных структур.
Рассматривая развитие форм
межрегиональной торговли, можно выделить ярмарки, как наиболее древнюю форму
торговли. Специфическим двигателем торговли в России считались русские ярмарки
1880 года, которые содействовали такому же обмену товарами и продуктами между
разными регионами и территориями. От всего числа ярмарок те, которые занимались
обменом товаров между районами составляли около 15 процентов, а их прибыль
достигала размеров до 100 000 рублей [2, c. 123]. Наряду с ярмарочной торговлей в дореволюционной России
существовала такая форма организации рынка, как биржевая торговля. Организация биржевой торговли
контролировалась государством. В 1908 г. в России насчитывалось 114 бирж, что
превышало их количество в Западной Европе. Биржи не смогли полностью устранить
ярмарки, которые появились в истории страны с самых ранних периодов (Киевская
Русь).
В современных условиях
наибольшее развитие получила оптовая торговля на уровне регионов. В современном
мире много говорят и о ведении электронного предпринимательства. В мировой
экономике торговля с помощью социальных сетей занимает ключевое место, она входит
во все сферы жизни и деятельности как физических, так и юридических лиц. Динамика
увеличения объемов данного рынка, согласно прогнозам, будет наблюдаться в
течении двух-трех лет. Данная сфера отличается своей оперативностью.
Согласно исследованиям, электронная
коммерция все активнее проникает в самые различные уровни, начиная от простого
представительства компании в сети Интернет и вплоть до электронной поддержки,
осуществляемой в рамках совместной работы несколькими организациями. Структура
электронной коммерции находится в прямой зависимости от категории участников
электронных взаимоотношений и при этом обычно делится на основные сектора по
типу коммерческого взаимодействия между такими моделями:
- B2B (Business to Business) – электронная модель бизнес-взаимоотношений между юридическими лицами в рамках корпоративных организаций
- В2С (Business-to-consumer) – взаимоотношения коммерческого характера непосредственно между компанией и физическими лицами. Данная форма представляет собой модель розничной торговли.
- B2G (от business-to-government) – вид взаимоотношения между бизнесом и различными структурами государства. Обычно данная модель основана на тендерных продажах.
За счет внедрения технологий
электронной торговли организации с хорошо развитой региональной партнерской
сетью смогут существенно сократить стоимость сделок. На данный период времени в
сфере межрегиональной торговле и ее реализации основными тенденциями является
зависимость от отраслевых приоритетов региона, от интенсивного расширения и преобразования
инфраструктуры торговли и увеличения доли участия посредников, а также и от
организации контроля и регулирования торговой деятельности со стороны
государства. Таким образом, можно сказать, что развитие экономической мысли о
формировании механизма и инструментов межрегиональной торговли напрямую
коррелировала с развитием межрегиональной торговли и зависела от внешних и
внутристрановых условий ее реализации.
Список литературы
- Белоусова, А.В. (2016) Межрегиональная торговля как фактор экономической динамики / А.В. Белоусова // Современные проблемы регионального развития. Тезисы VI Международной научной конференции. С. 358-360.
- Борисова, В.В. Генезис форм межрегионального товарообмена / В.В. Борисова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 20.10.2019)
- Машкова, Е.В. (2016) Особенности формирования и новые тенденции развития межрегиональной зоны, созданной ЕАС торговли/ Е.В. Машкова // Пробелы в российском законодательстве. № 8 С. 389-395.
- Панова, М.В. (2015) Место и роль электронных предприятий в межрегиональной торговле / М.В. Панова // Современные технологии управления. № 9 (45). С. 38-42.
- Хаджаев, Р.Ш. (2016) Межрегиональная торговля как важный фактор обеспечения конкурентоспособности региона / Р.Ш. Хаджаев // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1 (31). С. 122-125.