Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10209

ГЕНЕЗИС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА И ИНСТРУМЕНТОВ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ

Чепурина Елена Олеговна, аспирант, Мурманский арктический государственный университет, Россия, г. Мурманск, Россия, sekretarsha71@rambler.ru

Щебарова Наталья Николаевна, профессор кафедры экономики, управления и предпринимательского права, доктор экономических наук, профессор, Мурманский арктический государственный университет, Россия, г. Мурманск, censey@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрено развитие экономической мысли о сущности экономического механизма межрегиональной торговли и инструментов ее реализации, определены основные формы межрегиональной торговли на современном этапе. Товарные отношения нельзя рассматривать в отрыве от производственных и промышленных циклов деятельности государства. Большое влияние на развитие торговых отношений между отдельными странами и государствами оказывает политика руководства. Так именно государство дает возможность населению получать образование, выделяет средства на ведение торговли, распространяет знания необходимые для ведения торговых отношений среди населения, выдает кредиты и др. Ряд исследователей, здесь сходятся во мнении, что под влиянием указанных процессов прогресса, многие страны выделяются в качестве лидирующих не по своим производственным мощностям и возможностям, а в зависимости от личного участия  государства, в новых открытиях и свершениях. Электронная коммерция как отрасль экономики объединяет в себе электронный обмен данными, электронный перевод денежных средств, электронную торговлю, электронные платежные системы, электронный маркетинг, электронные банковские услуги и электронные страховые услуги. В работе рассматривается генезис экономической мысли о формировании механизма и инструментов межрегиональной торговли.

Ключевые слова: торговля, межрегиональное сотрудничеств, формы межрегиональной торговли, товарообмен, инструменты межрегиональной торговли.

Развитие торговых отношений, усиление межрегиональной торговли с древних времен сопровождалось формированием концепций территориального развития, которые изменялись в зависимости от эволюции экономических взглядов.

Упоминание о межрегиональной торговле встречается в работе В.В. Борисовой [2]. По мнению В.В. Борисовой, она складывается из множества хозяйственных связей различных отраслей и регионов. Однако понятие хозяйственных связей между отраслями и территориями характеризует не столько реальное движение продукции, сколько соотношение отраслей и регионов, их пропорциональность и соответствие друг другу. Процесс обмена товарами между регионами, подразумевает наличие тесного сотрудничества между отдельными фирмами, которые представляют собой стадии перемещения продукции. Развитие торговых операций за границей и большие их успехи в данной сфере, привели к кардинальным изменениям и в целом способствовали совершенствованию обменных отношений регионов. История торговли других государств непременно должна учитываться и сегодня. Что касается советского опыта развития торговых отношений в нашей стране, отметим, что заинтересованность в развитии экспортных и импортных операций была в России всегда. Обмен продукцией между государствами определял становление государства Древней Руси. В современной экономике рыночного типа роль отношений по обмену не ослабла, а скорее всего только усилилась.

Рассмотрим ниже, какое определение торговле дает в своей книге Вавилов И/ [2]. Торговля – это такой процесс, который приводит к уменьшению излишков. Данные излишки, в свою очередь, одним лицом – приобретаются у другого, путем размена. То есть кто-то отдает то, что ему на данный момент не требуется или то, что имеется в переизбытке, а взамен получает тот товар, услугу, продукт в котором нуждается, на что у него есть потребность.

Поэтому товарообмен — это операция, где принимают участие два человека. Тот, кто отдает, в данном случае выступает в роли продавца, а тот человек, который приобретает продукт в роли покупателя (потребителя). С одной стороны эти понятия полностью можно противопоставить друг другу, а с другой стороны они составляют единое целое, так как нельзя осуществлять покупку без продажи, а продажу без покупки. В целом данный цикл мы именуем торговлей или обменом товарами. Также согласно идеям автора книги о торговых отношениях, тот, кто продвигает свои излишки – это купец. Вавилов И. в своей работе детально рассмотрел цель торговых отношений, ее виды (розничная, оптовая, внутренняя, внешняя торговля и др.).

Модель осуществления торговых операций между разными народами рассмотрели ученые Хекшер Э. и Олин Б. Их концепция была внедрена в 30-х годах двадцатого столетия, в тех странах, которые стали переходить к отношениях именуемых «рыночными». Данная модель помогает определить специфику производства товаров в стране или регионе. Каждая страна специализируется на отдельных направлениях производства, что во многом определяется количеством полезных ископаемых, трудоспособным населением, географическими, политическими, природными и другими факторами.   Обозначение зависимости торговых отношений и материальных ресурсов способствовало разработке баланса (Изард У.), который дает возможность проведения анализа обращения средств на разных уровнях [4, c. 39].

Для наиболее полного описания картины взаимосвязей одних регионов с другими, а также для анализа внутрирегиональных связей используется метод, получивший название «затраты – выпуск» (в отечественной терминологии – «метод межотраслевого баланса»). Этот метод нашел практическое воплощение в модели В. Леонтьева «затраты – выпуск», где в матричной форме представлено взаимодействие производства и распределения продукции, а также взаимосвязи отраслей экономики друг с другом.  Основой данной разработки, стали достижения школы математического моделирования и экономического проектирования. Возникновению новых взглядов и утверждений способствовали новшества, которые в ряде случаев определялись переворотом в науке и технике 1960–х годов. Это, прежде всего, переход на новую ступень развития, а также изменение процессов и правил обмена продукцией между странами. 

На обмен товарами между регионами влияют, прежде всего, несовпадения в объемах производства и уровнем применения технологий, которые всегда возникали, и будут возникать между регионами и странами, так как идеального равновесия здесь достичь невозможно.

Наряду с этой концепцией, также под влиянием научно-технического прогресса на межрегиональный товарообмен, развиваются идеи цикла жизни продукта. Исходя из данной концепции, Р. Вернон и У. Киндлебергер объясняют новые тенденции и закономерности в межрегиональном товарообмене стадиями цикла жизни продукта [2]: стадии внедрения, роста, зрелости и старения. Данная идея качественно повлияла на становление связей между отдельными регионами при производстве особо сложных с точки зрения производства продуктов, но данная модель не может быть применимой абсолютно ко всем видам рынков.

Разделение фирм в зависимости от операций производства, процессов разделения трудовых факторов между регионами, обеспечивается специализацией по узлам и деталям, а также новыми правилами ведения торговли между предприятиями и отраслями. Данное направление окончательно сформировалось только в 1980 году. Несмотря на разноплановость концепций, характерных для исследования межрегионального товарообмена в странах с рыночной ориентацией, все они в своей основе способствовали более полному пониманию экономических процессов, возникающих между странами и регионами [5, c. 122].

Говоря о процессах реализации товаров в наше время, следует отметить, что торговля между регионами, выступает как основное условие развития экономики страны в целом. Все это обеспечивается разделением труда по территориальному признаку и спецификой региона страны. Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, в свою очередь могут содействовать увеличению производства в промышленной сфере и сельском хозяйстве.

Развитие межрегиональной торговли привело к выделению в ее структуре большого числа структурных элементов. Современными тенденциями развития межрегиональной торговли являются формирование инфраструктуры и современных межрегиональных связей. Современная инфраструктура межрегиональной торговли представляет собой совокупность межрегиональных ассоциаций банков, бирж, ассоциаций оптовой торговли, посреднических структур, аукционов, ярмарок и др. Наличие большого числа структурных элементов приводит к необходимости регулирования и контроля их деятельности со стороны государства и общественных структур.

Рассматривая развитие форм межрегиональной торговли, можно выделить ярмарки, как наиболее древнюю форму торговли. Специфическим двигателем торговли в России считались русские ярмарки 1880 года, которые содействовали такому же обмену товарами и продуктами между разными регионами и территориями. От всего числа ярмарок те, которые занимались обменом товаров между районами составляли около 15 процентов, а их прибыль достигала размеров до 100 000 рублей [2, c. 123]. Наряду с ярмарочной торговлей в дореволюционной России существовала такая форма организации рынка, как биржевая торговля. Организация биржевой торговли контролировалась государством. В 1908 г. в России насчитывалось 114 бирж, что превышало их количество в Западной Европе. Биржи не смогли полностью устранить ярмарки, которые появились в истории страны с самых ранних периодов (Киевская Русь).

В современных условиях наибольшее развитие получила оптовая торговля на уровне регионов. В современном мире много говорят и о ведении электронного предпринимательства. В мировой экономике торговля с помощью социальных сетей занимает ключевое место, она входит во все сферы жизни и деятельности как физических, так и юридических лиц. Динамика увеличения объемов данного рынка, согласно прогнозам, будет наблюдаться в течении двух-трех лет. Данная сфера отличается своей оперативностью.

Согласно исследованиям, электронная коммерция все активнее проникает в самые различные уровни, начиная от простого представительства компании в сети Интернет и вплоть до электронной поддержки, осуществляемой в рамках совместной работы несколькими организациями. Структура электронной коммерции находится в прямой зависимости от категории участников электронных взаимоотношений и при этом обычно делится на основные сектора по типу коммерческого взаимодействия между такими моделями:

  • B2B (Business to Business) – электронная модель бизнес-взаимоотношений между юридическими лицами в рамках корпоративных организаций
  • В2С (Business-to-consumer) – взаимоотношения коммерческого характера непосредственно между компанией и физическими лицами. Данная форма представляет собой модель розничной торговли.
  • B2G (от business-to-government) – вид взаимоотношения между бизнесом и различными структурами государства. Обычно данная модель основана на тендерных продажах.

За счет внедрения технологий электронной торговли организации с хорошо развитой региональной партнерской сетью смогут существенно сократить стоимость сделок. На данный период времени в сфере межрегиональной торговле и ее реализации основными тенденциями является зависимость от отраслевых приоритетов региона, от интенсивного расширения и преобразования инфраструктуры торговли и увеличения доли участия посредников, а также и от организации контроля и регулирования торговой деятельности со стороны государства. Таким образом, можно сказать, что развитие экономической мысли о формировании механизма и инструментов межрегиональной торговли напрямую коррелировала с развитием межрегиональной торговли и зависела от внешних и внутристрановых условий ее реализации.  

Список литературы

  1. Белоусова, А.В. (2016) Межрегиональная торговля как фактор экономической динамики / А.В. Белоусова // Современные проблемы регионального развития. Тезисы VI Международной научной конференции. С. 358-360.
  2. Борисова, В.В. Генезис форм межрегионального товарообмена / В.В. Борисова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 20.10.2019)
  3. Машкова, Е.В. (2016) Особенности формирования и новые тенденции развития межрегиональной зоны, созданной ЕАС торговли/ Е.В. Машкова // Пробелы в российском законодательстве. № 8 С. 389-395.
  4. Панова, М.В. (2015) Место и роль электронных предприятий в межрегиональной торговле / М.В. Панова // Современные технологии управления.  № 9 (45).  С. 38-42.
  5. Хаджаев, Р.Ш. (2016) Межрегиональная торговля как важный фактор обеспечения конкурентоспособности региона / Р.Ш. Хаджаев // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 1 (31). С. 122-125.