Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК. 339.924 

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10773

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ  И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

GLOBAL TRENDS OF ECONOMIC INSTABILITY AND CHALLENGES OF GLOBAL REGULATION

Узденова Фатима Магамедовна, Заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет»,кандидат экономических наук,доцент, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск

Uzdenova Fatima Magamedovna, Head of the Department of Accounting, candidate of economic Sciences, associate Professor, North Caucasus state Academy, Cherkessk 

Аннотация. В данной статье исследуются проблемы нестабильности мировой экономики, в частности такие аспекты как потоки денежных переводов в страны с низкими доходами. Реализация внешнеэкономической политики происходит в настоящее время в условиях нарастающих рисков мировой экономики, которые встраиваются в национальные экономики отдельных стран, усугубляя внутренние проблемы развития. Находясь в предрецессионном состоянии, мировая экономика испытала несколько шоков, обусловленных пандемией коронавируса COVID-19. В результате возросла вероятность системного долгосрочного экономического ущерба для производства, потребления и финансового сектора.

Summary. This article examines the problems of instability in the global economy, in particular such aspects as money transfer flows to low-income countries. The implementation of foreign economic policy is currently taking place in the context of increasing risks to the world economy, which are embedded in the national economies of individual countries, exacerbating internal development problems. While in a pre-recession state, the global economy experienced several shocks due to the COVID-19 coronavirus pandemic. As a result, the likelihood of systemic long-term economic damage to production, consumption, and the financial sector has increased.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, угрозы, потоки, денежные переводы, социально-экономическое развитие, уровень жизни, доходы. 

Keywords: global financial crisis, threats, flows, money transfers, socio-economic development, standard of living, income. 

Пандемия COVID-19 подрывает экономику как богатых, так и бедных стран. Однако для многих стран с низкими доходами и уязвимых государств это экономическое потрясение будет еще сильнее из-за потери денежных переводов, которые трудовые мигранты и иностранные рабочие, работающие за рубежом, отправляли домой.

Потоки денежных переводов в страны с низкими доходами и уязвимые государства служат средством спасения для населения, а также обеспечивают столь необходимые налоговые поступления. По состоянию на 2018 год, поток денежных переводов в эти страны достиг 350 млрд долларов США, превысив объем прямых иностранных инвестиций, портфельных инвестиций и иностранной помощи, как единственный важнейший источник доходов из-за рубежа ( рисунок 1).

Сокращение потоков денежных переводов, вероятно, повысит экономическую, бюджетную и социальную нагрузку на правительства этих стран, которые с трудом справляются и в нормальных условиях.

Денежные переводы — это частные трансферты доходов контрциклического характера, то есть они поступают от мигрантов на их родину, когда эта страна испытывает макроэкономический шок. Таким образом, они обеспечивают своим семьям страховку от резкого изменения доходов, поддерживая и выравнивая их потребление. Денежные переводы также финансируют торговое сальдо и являются источником налоговых поступлений для правительств в этих странах, которые зависят от налога на добавленную стоимость, торговли и налогов с продаж [1].

Во время этой пандемии негативное влияние пересыхания потоков денежных переводов требует совместных ответных действий — не только ради спасения бедных стран, но и во благо богатых. Во-первых, мировое сообщество должно признать преимущество сохранения мигрантов, насколько возможно, там, где они находятся, — в принимающих странах. Сохранение мигрантов помогает принимающим странам поддерживать и восстанавливать оказание ключевых услуг в их экономике и позволяет сохранить поток денежных переводов в получающие страны, хоть и в значительно меньших объемах. Во-вторых, страны-доноры и международные финансовые организации также не должны оставаться в стороне и помочь родным странам мигрантов не только бороться с пандемией, но и ослабить шок от потери потоков частных доходов именно тогда, когда эти страны с низкими доходами и уязвимые государства в них больше всего нуждаются [2].

Денежные переводы — это потоки доходов, которые синхронизируют деловой цикл множества стран-получателей с деловым циклом стран-отправителей. В хорошие времена такая взаимосвязь выгодна для обеих сторон, она снабжает необходимыми трудовыми ресурсами экономику принимающих стран и обеспечивает необходимыми доходами семьи мигрантов у них на родине. Однако такая близкая связь принимающих и получающих стран через деловые циклы несет риск ухудшения ситуации [3]. Экономические потрясения в принимающих мигрантов странах, такие как потрясения, спровоцированные пандемией коронавируса, могут передаться в экономику стран-получателей денежных переводов. Например, для страны-получателя, в которой денежные переводы составляют как минимум 10 процентов годового ВВП, сокращение разрыва выпуска (разницы между фактическим и потенциальным ростом) в принимающей стране на 1 процент, как правило, приведет к сокращению разрыва выпуска в стране-получателе почти на 1 процент. Во многих странах денежные переводы составляют значительно больше 10 процентов ВВП; лидируют в этом отношении Таджикистан и Бермудские Острова, где этот показатель превышает 30 процентов ( рисунок 2).

Пандемия может ударить по потокам денежных переводов даже сильнее, чем во время финансового кризиса 2008 года, и именно в тот момент, когда бедные страны пытаются справиться с воздействием COVID-19 на их экономику. Трудовые мигранты, которые оказываются без работы, скорей всего, сократят объем денежных переводов своим семьям на родине. Страны-получатели лишатся важного источника доходов и налоговых поступлений именно тогда, когда больше всего в них нуждаются. По данным Всемирного банка, потоки денежных переводов могут сократиться примерно на 100 млрд долларов США в 2020 году, что равносильно снижению примерно на 20 процентов от уровня 2019 года (рисунок 3).

Это отразится на бюджетном и торговом сальдо, а также снизит возможность стран финансировать и обслуживать свой долг.

Банки в странах происхождения мигрантов полагаются на приток денежных переводов, как дешевый источник финансирования за счет депозитов, поскольку эти потоки подкреплены альтруистическими соображениями. К сожалению, эти банки сейчас, скорее всего, ждет повышение издержек на операционную деятельность, и их возможности выдавать кредиты (частному сектору или на финансирование государственного дефицита) значительно сократятся. Кроме того, частный сектор, состоящий в основном из самозанятых граждан и малых и средних предприятий, которые обычно имеют ограниченный доступ к кредиту, в дополнение к еще более жестким условиям кредитования банками, скорее всего, лишится финансирования за счет денежных переводов. Все это в добавок к снижению спроса на их услуги и продукты в результате кризиса [4].

Затяжной кризис усилит давление на рынок труда богатых стран, и потерявшие работу мигранты лишатся статуса резидентов в принимающих странах и будут вынуждены вернуться на родину. Например, в странах Персидского залива, таких как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, которые прибегают к помощи трудовых мигрантов из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, падение цен на нефть и снижение экономической активности могут привести к отъезду мигрантов (некоторые из которых уже заражены вирусом) на родину. В своих странах, где на рынке труда уже полно безработной молодежи, они, вероятно, пополнят ряды безработных, а так же усилят нагрузку на и без того хрупкие системы здравоохранения. Это может повысить социальное давление в странах, которые плохо подготовлены к борьбе с пандемией, а так же, возможно, отразится и на ситуации за их пределами [5].

По сравнению с прошлыми экономическими кризисами, эта пандемия представляет еще большую угрозу для стран, которые сильно зависят от доходов от денежных переводов. Глобальный характер этого кризиса означает, что страны-получатели не только столкнутся с иссушением потоков денежных переводов, но и одновременно испытают отток частного капитала, а возможно и сокращение помощи от испытывающих трудности доноров. Обычно, когда происходит отток частного капитала из страны под влиянием макроэкономического шока, связанного с климатом или ухудшением условий торговли в стране, потоки денежных переводов снижают влияние бегства капитала. В условиях текущего кризиса, напротив, бедные страны могут столкнуться с обоими явлениями — бегством капитала и сокращением потоков денежных переводов.

Поскольку мировой спрос, скорее всего, пострадает, странам-получателям денежных переводов будет сложно преодолеть проблему кризиса за счет экспорта. Можно ожидать, что ослабление валюты подстегнет спрос на товары их экспорта или повысит привлекательность туризма, поскольку этот шок носит системный характер. Слабость валюты может ухудшить экономическое положение многих из этих стран с низкими доходами и уязвимых государств, долг которых деноминирован в иностранной валюте, что еще больше понизит локальный спрос и приведет к еще большему сокращению местной экономики [6].

Этот кризис обладает уникальным эффектом усиления бюджетных ограничений в странах с низкими доходами, из которых приезжают мигранты, именно в тот момент, когда необходимы действия со стороны государственного сектора, как для защиты населения от пандемии, так и для поддержки местной экономики в преодолении масштабных негативных потрясений. Потеря налоговых поступлений вследствие сокращения потребления, поддерживаемого денежными переводами, только усугубит положение правительств, которые уже стеснены в средствах, и сильно подорвет их возможность принятия контрциклических бюджетных мер. Это делает чрезвычайно важной помощь международного сообщества, даже в условиях, когда богатые страны сами несут огромное бюджетное бремя [7].

Богатые страны сами заинтересованы в том, чтобы мигранты не уезжали на родину, а также в том, чтобы предоставить бедным странам ресурсы на борьбу с пандемией. Уровень заболеваемости в богатых странах намного выше, и особенно среди трудовых мигрантов из-за их плачевных условий труда и проживания. Мигранты, которые уезжают домой, рискуют привести с собой вирус. Если это произойдет, бедные страны станут благоприятной почвой для вируса, который возвратится бумерангом, когда беженцы отправятся на поиски новых берегов. Тогда на то, чтобы мир избавился от этого вируса, потребуются десятки лет и множество человеческих жизней [8].

Сейчас необходимо принять три основных меры. Во-первых, принимающим странам необходимо стабилизировать возможности для трудоустройства трудовых мигрантов в своей экономике. Пакеты льгот, направленные на защиту занятости граждан в богатых странах, могут также помочь трудовым мигрантам сохранить работу. Действия принимающих стран могут помочь сохранить спасительные денежные переводы, а также снизить вероятность возвращения мигрантов на родину.

Оказание поддержки мигрантам также поможет странам с развитой экономикой быстрее вернуться к полномасштабной производственной деятельности. Если принимающие страны отправят мигрантов назад, восстановление производства в богатых странах до прежних уровней займет еще больше времени. В таких странах, как Соединенные Штаты, которые зависят от сезонных работников, удержание мигрантов внутри страны и расширение тестирования на инфекцию принесет двойную пользу — обеспечит запас свежей сельскохозяйственной продукции для принимающей страны и сохранение денежных переводов для родных стран мигрантов [9].

Во-вторых, странам, принимающим возвращающихся мигрантов, понадобится помощь в сдерживании, смягчении последствий и снижении масштабов вспышки болезни. Страны-доноры должны помочь с расходами на смягчение последствий вируса, чтобы уменьшить тяжесть кризиса в местной экономике и предотвратить возможные последствия. Возвращающиеся мигранты, вероятно, создадут дополнительную нагрузку на системы здравоохранения своих стран, которые с трудом сдерживают распространение локальных инфекций и избегают остановки местной экономики. Официальным органам этих стран понадобится максимальное наращивание проверок в городах, а также поддержка в реализации карантинных мер для возвращающихся мигрантов, которые могут быть инфицированы [10]. Если к возвращению мигрантов подходить таком образом, это может также принести пользу их родным странам в более долгосрочной перспективе. Мигранты, которые рассчитывают навсегда вернуться на родину, могут привести с собой свои сбережения, а их трудовые навыки могут посодействовать развитию их стран происхождения.

В-третьих, учитывая, что правительства бедных стран имеют ограниченное пространство для маневра, этим странам понадобится помощь международных финансовых организаций и сообщества доноров [11]. Международным финансовым организациям необходимо усилить поддержку этих стран в вопросах, связанных с бюджетом и платежным балансом. Она должна подразумевать обеспечение доступа к программам социального страхования для наиболее уязвимых слоев населения этих стран (тех, чье потребление и благополучие зависит от притока денежных переводов). И, возможно, сейчас более, чем когда-либо, глобальные усилия по достижению цели в области устойчивого развития, снижения высокой стоимости денежных переводов до 3 процентов, могут занять центральное место.

Текущий кризис дает понять, что это общая беда глобального сообщества богатых и бедных стран. Возможно либо делать то, что принесет пользу всем, либо столкнуться с последствиями роста социального неравенства, которое отразится на всех нас.

Список литературы

  1. Артеменков, М.Н. Российская делегация на пятом международном пенитенциарном конгрессе (1895 г.) // В сборнике: Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты. материалы II Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. 2017. С. 162-165.
  2. Васильев С.В., Ершова Е.Ю. Мегатренды экономики, влияющие на потребительское поведение // International Journal of Advanced Studies. 2018. Т. 8. № 3-2. С. 7-11.
  3. Таранова, И.В. Особенности применения экономико-математических и экономических методов в экономических исследованиях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12 (36). С. 59.
  4. Таранова И.В.,Еремин Ю.Ю.Формирование и развитие российского страхового рынка/Финансово-экономические проблемы развития региона. Материалы Ежегодной 78-й научно-практической конференции. 2014. С. 216-220.
  5. Dorozhkin E.M., Chelyshkova M.B., Malygin A.A., Toymentseva I.A., Anopchenko T.Y. Innovative approaches to increasing the student assessment procedures effectiveness // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 14. С. 7129-7144.
  6. Golovanova N.B., Basyuk A.S., Taranova I.V., Kramarenko E.R., Goloshchapova L.V. The study of economic activity of Russian corporations in modern economy // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 220-226.
  7. Kaldiyarov D.A., Dudin M.N., Reshetov K.Y., Bashilov B. I., Noskov I.Y. Developing vehicles for collective investment in real estate in the Russian Federation // Journal of Real Estate Literature. 2018. № 26. P. 313-329.
  8. Vorontsova G.V., Chepurko G.V., Ligidov R.M., Nalchadzhi T.A., Podkolzina I.M. Problems and perspectives of development of the world financial system in the conditions of globalization // В сборнике: The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. Сер. “Lecture Notes in Networks and Systems” Cham, Switzerland, 2019. С. 862-870.
  9. Zakieva R.R., Kolmakov V.V., Pavlyuk A.V., Ling V.V., Medovnikova D.V., Azieva R.H. The significance of studying legal protection of rights on innovative creations: the case of entrepreneurship education //Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 3. С. 379.
  10. Узденова Ф.М. Сплайн-прогнозирование поведение регионального предпринимателя в реалиях Российской экономики / Современные проблемы науки и образования.2013.№1.С.281.
  11. Узденова Ф.М. Общий и финансовый менеджмент/А.И.Аджиева, О.Б.Скрипник,С.А.Лочан, Л.С.Боташева, Т.М.Борлакова, З.К.Кулова, У.М. Лайпанов, Ф.Э.Семенова, С.К. Тхагапсова, Ф.М.Шакова, Н.Т. Эльгайтарова, Д.С.Петросян. Москва.2016.