Московский экономический журнал 11/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.1:338.1:339.138

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10754

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЕГО МАРКЕТИНГОВО- РЕПУТАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ 

THE ECONOMIC SPACE OF A REGION AS A DETERMINANT OF ITS MARKITING AND REPUTATIONAL ATTRACTIVENESS

Мирохина Алла Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» РТУ МИРЭА, Филиал РТУ МИРЭА в г. Ставрополе, Россия, г. Ставрополь

Царькова Екатерина Юрьевна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» РТУ МИРЭА, Филиал РТУ МИРЭА в г. Ставрополе, Россия, г. Ставрополь

Кротова Марина Александровна, старший преподаватель кафедры экономической безопасности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный технологический университет», Россия, г. Краснодар

Mirokhina A.A. PhD in Economic sciences, Associate Professor of Regional Economics, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “MIREA – Russian Technological University”, Branch in Stavropol, Russia, Stavropol, mirala@yandex.ru

Tsarkova E.Yu., Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “MIREA – Russian Technological University”, Branch in Stavropol, Russia, Stavropol, katetsarkova17@gmail.com

Krotova Marina Aleksandrovna, Senior Lecturer, Department of Economic Security, Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “Kuban State Technological University”, Russia, Krasnodar 

Аннотация. В статье рассматривается территориальная индивидуальность региона, которая открывает возможности целенаправленного формирования определенного образа «места», тогда как экономическая составляющая влияет на формирование «вторичного имиджа», тем не менее, играющего важную роль в вопросах привлечения экономических и демографических ресурсов. Формирование целостного и равномерно и поступательно развивающегося экономического пространства позволяет значительно повысить уникальные территориальные черты каждого «места» и его репутационную привлекательность в соперничестве за приток ограниченных ресурсов, важным инструментом чего выступают региональные бренды. Условия экономической неопределенности, вызванные внешним сдерживанием экономического роста России и функционирование экономики в условиях пандемии COVID-19, вскрывают внутренние резервы развития экономики регионов.

Summary. The article examines the territorial identity of the region, which opens up the possibility of purposeful formation of a certain image of “place”, while the economic component affects the formation of a” secondary image”, which nevertheless plays an important role in attracting economic and demographic resources. The formation of an integral and evenly and progressively developing economic space can significantly increase the unique territorial features of each “place” and its reputation attractiveness in competition for the influx of limited resources, an important tool for which are regional brands. The conditions of economic uncertainty caused by external constraints on Russia’s economic growth and the functioning of the economy in the context of the COVID-19 pandemic reveal the internal reserves of regional economic development.

Ключевые слова: экономическое пространство, регион, территориальная индивидуальность, репутационная привлекательность.

Keywords: economic space, region, territorial identity, reputation attractiveness. 

Проблемы экономического развития регионов на сегодняшний день приобретают новое звучание в связи с тем, что одним из аспектов востребованности региона, его привлекательности в глазах как потенциальных инвесторов, так и населения выступает именно уровень экономического и социально-экономического развития региона, зависящий, в свою очередь, от плотности и равномерности формирования экономического пространства региона [1, с. 342].

Мы полагаем возможным сказать, что экономическое пространство региона выступает фактором его территориальной индивидуальности и привлекательности. Территориальная индивидуальность вкупе с положительной репутацией региона будут обеспечивать привлечение инвестиций, иммигрантов с высоким уровнем профессиональной подготовки, которые, как показывает практика, служат импульсом для дальнейшего развития экономики, а также туристов.

Д.Г. Десяев и И.Г. Напалкова отмечают, что оказывающие значительное влияние на социально-экономическое развитие региона территориальные репутация и имидж являются элементами «национального капитала региона», а мониторинг экономической составляющей позволяет оценить проблемы и перспективы региона, а также построить прогноз инвестиционной и демографической привлекательности региона [2, с. 291]. Исследователи также полагают, что именно территориальная индивидуальность позволяет целенаправленно формировать определенный образ региона, тогда как экономическая составляющая влияет на формирование «вторичного имиджа», имеющего значение в вопросах межрегионального конкурентного противостояния, очевидно, за приток экономических ресурсов, в том числе и инвестиционных и демографических.

А.В. Левченко в качестве составляющей «ядра конкурентоспособности» выделяет репутационное преимущество и включает работу по повышению репутации в качестве программного пункта в стратегию ускорения развития [3, с. 10].

Н.П. Кетова Н.П., Е.Д. Тасина, В.Н. Овчинников [4, с. 51] обращают внимание на всё возрастающий в российской науке и практике интерес к проблемам позиционирования, как страны, так и регионов и городов. Авторы, однако, отмечают обратную связь, когда позиционирование территорий («мест») влияет на рост их экономического и социально-экономического благосостояния.

Таким образом, мы можем говорить о существовании кумулятивного эффекта влияния как уровня социально-экономического развития на территориальную индивидуальность и репутационную привлекательность региона, так и влияния имиджевой и репутационной составляющей на рост уровня экономического и социально-экономического развития региона (территории).

Также нам представляется важным уточнить, во избежание путаницы, содержание понятий «имидж региона» и «репутация региона», поскольку в глазах общественности эти понятия зачастую выглядят синонимами. Однако необходимо уточнить семантические оттенки этих понятий.

Имидж, создающийся в основном «за счет пиара», рекламы и пропаганды, направлен на формирование определенного контекстного отношения к объекту пиар-кампании, поэтому носит оттенок «навязанности». Тогда как репутация – это сформировавшееся на основе объективных предпосылок мнение.

В маркетинге территории больше принято говорить о бренде региона [4, с. 27], также отмечая, что при создании бренда надо делать акцент лишь на те символы территории, которые позволят подчеркнуть её уникальность (уникальный имидж) и позволят сформировать устойчивую позитивную репутацию.

В целом мы полагаем, что территориальная индивидуальность и репутационная привлекательность региона должна складываться из трёх главных составляющих, в зависимости от целевых групп «пользователей территории»:

1) экономической, позволяющей определить возможности региональной экономики приносить экономическую пользу другим регионам, а также бизнесу, с учетом уровня её освоения и развития; здесь же учитываются товарно-территориальный и событийные индикаторы региона, включая уже зарегистрированные региональные бренды и потенциальные региональные бренды, а также знаковые экономические и социально-экономические события как локально-территориального, так и межрегионального и общенационального уровня;

2) социально-политической, с одной стороны, определяющей взаимодействия территории с центром, а также вопросы разделения ответственности и взаимодействия внутри территории и с другими регионами, а с другой, – оценить уровень развития социальной инфраструктуры и направленность социальной политики региона;

3) идеолого-культурную, выявляющую досугово-туристическую привлекательность территории, в том числе в области просвещения и здравоохранения, социально-культурного развития и обогащения, включая события и объекты культурного, историко-археологического, архитектурного, рекреационного значения, музеи, выставки и фестивали, форумы, представляющие интерес, как для других территорий, так и для населения.

Гармонично развивающееся экономическое пространство порождает устойчивые экономические связи, а также всё новые и новые стабильные элементы («узлы», «опорные точки») региональной экономической системы, к числу которых можно отнести и региональные бренды, которые демонстрируют длительные успехи экономики территорий в той или иной области, по которым, соответственно, эту территорию можно узнать и идентифицировать, которые, можно даже сказать, служат маркерами стабильного успешного качественного развития территории. Разумеется, возникнув, эти бренды уже сами приносят пользу экономике и бизнесу территории, служа «магнитами» для «притягивания» инвестиций и увеличения регионального валового продукта.

В вопросах изучения региональных брендов отдельное место занимают «бренды с историей», которые смогли «пережить» непростые для экономики «перестроичный», а затем и «переходный» периоды, и получить новый импульс развития уже в стабильной российской экономике. К такого рода территориальным брендам можно отнести и «Курорты Кавказских Минеральных Вод» Ставропольского края. SWOT-анализ[1] туристско-рекреационного сектора его экономики представлен на рисунке 1.

В ключе формирования экономического пространства особую роль в контексте «центр-периферия» играет формирование периферийных региональных брендов. Под «периферией» для целей исследования мы будем понимать «территории, удаленные от центра». Российская периферия «весьма обширна», что обусловлено историко-географическими обстоятельствами формирования и освоения территории страны, а именно: огромной протяженностью территорий, их географическим ландшафтом и природно-климатическими характеристиками, а также концентрацией основной части населения «в треугольнике городов Санкт-Петербург – Иркутск – Сочи». Соответственно, огромные по площади территории Дальнего Востока и Сибири, удалены не только от главного, как в экономическом, так и в административном и транспортном отношении, центра страны – города Москвы, но и от центров регионов – крупных городов, административных и экономических «узлов» – «полупериферий».

С точки зрения экономического подхода периферийные регионы «выключены» из процесса определения приоритетов развития и не имеют ведущей роли в стратегических действиях общенационального масштаба, всего лишь проводя «спущенную сверху» линию реформ по модернизации экономического и социально-экономического устройства [4, с. 48]. Дополнительная сложность ситуации здесь объясняется тем, что органы государственного управления, аппарат региональной исполнительной власти проводят модернизационные мероприятия в силу собственного понимания процессов и обстоятельств, а также возможностей, причем, иногда имеет место и «игра на противостояние». В настоящее время вопрос неравномерности развития экономического пространства территорий привлекает значительное внимание научных исследователей. Как указывает М.Ю. Казаков, периферийные территории весьма уязвимы с точки зрения «экономической автономности» и в массе своей демонстрируют крайне низкие значения показателей состояния и динамики развития экономической и социально-экономической сферы [5, с. 32].

Изучая в качестве этапа системной диагностики периферийных территорий глубину социально-экономической дифференциации, М.Ю. Казаков указывает, что в рассматриваемом нами Ставропольском крае периферийные территории развиваются крайне ассиметрично, а между максимальными и минимальными индикаторами асимметрии существует значительный разрыв. Лидерами в плане развития вступают Минераловодский и Буденновский районы, а к числу благополучных можно отнеси Шпаковский район; в остальных районах ситуацию нельзя охарактеризовать как благополучную [5, с. 35-36].

Нахождение существенных контрастов социально-экономического развития периферийных территорий Ставропольского края фиксирует значительный массив проблемных задач для развития экономического пространства и, далее, территориальной индивидуальности данного региона с упрочением его репутационной привлекательности.

Также следует отметить, что в настоящее время территории Российской Федерации развиваются в условиях крайней неопределенности неэкономического характера, главными детерминантами которых являются санкции и ограничения со стороны США и ряда стран Европы, а также наступление форс-мажорных обстоятельств в виде пандемии COVID-19. В условиях такой ситуации Заслуженные деятели науки РФ В.Н. Овчинников и Н.П. Кетова рекомендуют искать ответы на такого рода неопределенность и риски в активизации внутренних факторов экономического роста на основе функционального подхода к экономической структуре региона [6, с. 360].

Методы и инструменты сдерживания экономического роста территорий и национальной экономики России, в том числе запреты на экспортно-импортные операции и приобретение новых технологий, а также закрытие внешних границ для перемещения населения в связи с пандемией COVID-19 открывает неожиданные возможности для развития экономики территорий внутри РФ. Так, программа импортозамещения позволила значительно оживить агропромышленный комплекс и промышленность России, милитаризация экономики выделена в качестве стимула экономического развития ещё в рамках кейнсианского подхода, а поддержание жизни и здоровья граждан, в том числе за счет реабилитацонных мероприятий, создает дополнительные возможности развития бальнеологических курортов страны и продвижения их региональных брендов, официально зарегистрированная часть которых в основе своей представляет минеральные воды, получившие национальное или региональное распространение (Ессентуки 4, 17, Нарзан, Славяновская, Смирновская и т.д.).

Литература

  1. Мирохина А.А. Обоснование методических требований к проведению мониторинга пространственного развития региона / А.А. Мирохина // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 4 (35). – С. 340-343.
  2. Десяев Д.Г., Напалкова И.Г. Экономическое развитие как фактор территориальной индивидуальности региона (на примере Республики Мордовия) / Д.Г. Десяев, И.Г. Напалкова // Экономическая история. – 2019. – Т. 15. – № 3 (46). – С. 289-306.
  3. Левченко А.В. Факторы конкурентоспособности международных финансовых центров: опыт Кореи и его актуальность для России / А.В. Левченко // Финансы и кредит. – 2015. – № 37 (661). – С. 10-22.
  4. Кетова Н.П., Тасина Е.Д., Овчинников В.Н. Формирование позитивного бренда региона: учет особенностей периферийных территорий, маркетинговый механизм реализации: монография / Н.П.Кетова, Е.Д. Тасина, В.Н.Овчинников. – Ростов-на-Дону, 2015.
  5. Казаков М.Ю. Пространственная поляризация периферийных территорий Ставропольского края по уровню социально-экономического развития / М.Ю. Казаков // Вопросы региональной экономики. – 2018. – № 4 (37). – С. 32-37.
  6. Овчинников В.Н., Кетова Н.П. Воздействие рыночных механизмов и мер государственного регулирования развития региона в условиях внешнеэкономической неопределенности / В.Н. Овчинников, Н.П. Кетова // В сб.: Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Партнерство в условиях риска и неопределенности. сборник научных трудов VIII международной научно-практической конференции по экономике. 2020. С. 359-369.

[1] SWOT-анализ региона представляет собой метод планирования стратегического развития, рассматривающий сильные стороны («S» – Strengths), слабые стороны («W» – Weaknesses), возможности («O» – Opportunities) и угрозы («T» – Threats) развитию региона.