Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 351/354 (075.8)

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10628 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

ORGANIZATIONAL, ECONOMIC AND REGULATORY ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN FEDERAL, REGIONAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE PROVISION OF SERVICES

Плохотникова Галина Владимировна, доцент, кандидат экономических наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»,

Plokhotnikova Galina Vladimirovna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A. K. Kortunova – a branch of the FGEO HE «Don State Agrarian University»

Брик Анна Дмитриевна, доцент, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Brick Anna Dmirtyevna, Associate Professor, Candidate of Legal Sciences, Novocherkassk Engineering and Land Reclamation Institute named after A. K. Kortunova – a branch of the FGEO HE «Don State Agrarian University»

Оганьян Александр Григорьевич, доцент, кандидат экономических наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет»,

Oganyan Alexander Grigorievich, Docent, Candidate of Economic Sciences, FSAEO «South Federal University» 

Важинская Любовь Юрьевна, ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова»

Vaginskaya Lubov Yurievna, FSBEI HE «SRSPU (NPI) named after M.I. Platov»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организационно-экономических и нормативно-правовых взаимодействий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере представления услуг, исследуется экономическая основа производства публичных государственных (муниципальных) услуг в РФ, указываются направления развития данного института, обосновываются нормативно-правовые и организационно-экономические предложения по оптимизации доступа физических и юридических лиц РФ к государственным (муниципальным) услугам.

Abstract. The article examines the features of organizational, economic and regulatory and legal interactions of federal, regional and municipal authorities in the field of providing services, examines the economic basis for the production of public state (municipal) services in the Russian Federation, indicates the directions of development of this institution, substantiates legal, organizational and economic proposals to optimize the access of individuals and legal entities of the Russian Federation to state (municipal) services.

Ключевые слова: государство, регулирование, муниципалитет, регион, услуга, развитие, управление, бюджет

Key words: state, regulation, municipality, region, service, development, management, budget

Введение

Производство государственных (муниципальных) услуг является одним из важных элементов государственной экономической политики. Сбалансированность экономического развития в значительной мере детерминирована эффективностью функционирования государственного управления, в том числе в части, касающейся оказания общественно значимых публичных услуг. Указанные факторы аргументируют актуальность и своевременность данной статьи.

Методы

Подготовка настоящей статьи подразумевает применение таких методов научного познания, как: сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, методы эконометрической интерпретации эмпирических данных [10]. Использование данных методов обеспечило высокий уровень достоверности результатов и выводов исследования.

Результаты и обсуждение

Производство общественного блага в виде государственных (муниципальных) услуг осуществляется за счёт денежных налогоплательщиков, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации, организованной в виде трёх уровней: федерального, регионального и муниципального. При этом одной из важнейших гарантий доступности некоторых базовых государственных (муниципальных) услуг является бесплатность из получения [5]. Федеральные законы, нормативные правовые акты, государственные регламенты предоставления тех или иных услуг [7, 8, 9, 11] гарантируют минимальный стандарт их оказания в каждом субъекте Российской Федерации, что способствует формированию единого общероссийского стандарта реализации гарантированных Конституцией базовых гражданских прав.

Как показывает практика, электронный формат предоставления государственных (муниципальных) услуг заявителям позволяет достичь большей экономии за счёт эффекта масштаба по сравнению с контактным форматом, подразумевающим личное взаимодействие заявителя с должностным лицом. Тем не менее, в силу действия различных факторов контактный формат в течении ещё нескольких лет будет более приемлем для некоторых категорий граждан, особенно старших возрастов.

С нашей точки зрения, максимально эффективным способом улучшения качественных характеристик системы предоставления государственных (муниципальных) услуг является организация взаимодействия структур общества и государственной власти, и выработки в результате подобного взаимодействия механизма общественно-государственного регулирования института государственных услуг. Подобный подход способствует достижению общественных, государственных и частных интересов, ориентирует институт госуслуг на реальные потребности граждан и фирм, сокращает функциональные издержки, повышая конкурентоспособность экономической системы в целом, ускорению темпа реагирования на внешней и внутренней экономико-политической ситуации и др.

С учётом вышеизложенного, выделим приоритетные направления развития данного института: сокращение расходов, связанных с производством и оказанием потребителям государственных (муниципальных) услуг; снижение времени прохождения установленных законом процедур за счёт использования инновационных технологических решений; расширение использования технологий аутсорсинга при оказании государственных (муниципальных) услуг.

Одним из приоритетных факторов, способствующих повышению экономической эффективности производства государством общественного блага в форме предоставления публичных, общественно значимых услуг, является снижение расходов налогоплательщиков на их производство, то есть экономия бюджетных средств за счёт эффекта масштаба [3, 6]. Сэкономленные денежные средства могут быть направлены на развитие инфраструктуры предоставления государственных (муниципальных) услуг, модернизацию технических средств производства услуг, упрощение доступа заявителей к ним или на другие цели, например, снижение задолженности муниципального образования [1]. Масштаб производства государственных (муниципальных) услуг выражается числовым эквивалентом количества оказанных за определённый период государственных (муниципальных) услуг заявителям. Общеэкономический постулат, согласно которому удельные расходы на единицу выпускаемой продукции снижаются по мере увеличения объёма производства, распространяется на сферу производства в том числе государственных и муниципальных услуг. Формирующаяся при производстве государственных (муниципальных) услуг за счёт действия эффекта масштаба экономия финансовых и материальных ресурсов позволяет обеспечить специализацию должностных лиц государственного аппарата, что позитивно сказывается на качестве выполняемых ими функций.

На современном этапе развития, с учётом институциональных, нормативно-правовых, технико-технологических, информационных факторов мы можем классифицировать форматы предоставления государственных (муниципальных) услуг следующим образом:

  • оказание услуг при личном обращении заявителя в точке доступа к государственной (муниципальной) услуге (многофункциональный центр, офис государственного учреждения);
  • оказание услуг в связи с исполнением обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом;
  • оказание услуг в дистанционном формате.

Анализ перечисленных выше форматов предоставления государственных (муниципальных) позволяет установить параметры социально-экономического эффекта институционально-административных нововведений в сфере государственных услуг и аргументировать целесообразность приоритетных направлений совершенствования механизма производства и предоставления государственных (муниципальных) услуг РФ.

Оказание услуг при личном обращении заявителя в режиме «одного окна» направлено на сокращение числа трудовых действий должностных лиц, связанных с обработкой заявления гражданина (юрлица), производством услуги и предоставлением её заявителю. Подобный формат в большинстве случаев позволяет заявителю выполнить во время начального обращения все установленные процедуры взаимодействия с государственными (муниципальными) структурами, предоставляющими услуги. Это значительно сокращает непроизводительный расход времени в целом в экономической системе.

Практическое воплощение указанная технология получила при создании многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, развития их сети, расширения ассортимента услуг, доступных заявителям в МФЦ. Результатом развития подобного формата является: сокращение сроков оказания услуг; экономия денежных средств бюджетной системы, связанная с эффектом масштаба, возникающим при функционировании МФЦ [3, 4].

Динамика цифровой доступности государственных услуг в РФ и Ростовской области за период 2016-2020 гг. представлена на рисунке 1 [2].

Оценка налогоплательщиками эффективности функционирования государственных органов в различных страхах мира в наибольшей мере детерминирована качеством предоставления актуальных государственных и муниципальных услуг заявителям. Проанализированные выше организационно-технологические форматы оптимизации процедур оказания государственных и муниципальных услуг в некоторых странах являются успешно действующими в том случае, если соблюдаются следующие условия:

  • сфера производства и предоставления публичных государственных (муниципальных) услуг должна быть зафиксирована в нормативно-правовых документах как одна из приоритетных для государственного управления;
  • модернизация системы предоставления публичных государственных (муниципальных) услуг должна сопровождаться политической поддержкой на всех уровнях и соответствующим материально-техническим, кадровым обеспечением;
  • органам власти необходимо стремиться к совершенствованию доступа к необходимым заявителям сведениям, что позволит повысить доверие им со стороны потребителей государственных и муниципальных услуг – физических и юридических лиц.

Дистанционный формат предоставления государственных (муниципальных) услуг в Российской Федерации динамично развивается. Интернет-портал предоставления государственных (муниципальных) услуг расширяет ассортимент сервисов, доступных физическим и юридическим лицам. Наблюдается тенденция постепенной интеграции в систему интернет-предоставления государственных (муниципальных) услуг различных министерств, ведомств федерального, регионального и муниципального уровней. В числе позитивных тенденций необходимо отметить подключение к порталу госуслуг негосударственных организаций, предоставляющих гражданам и юридическим лицам публичные услуги; а также расширение функционала портала, в частности, предоставления возможности оплачивать жилищно-коммунальные услуги, записаться на приём к врачу и т. п.

Заключение

В завершение необходимо отметить следующее. Среди направлений совершенствования действующей в Российской Федерации системы предоставления государственных (муниципальных) услуг необходимо отметить постепенное введение принципа конкурентности. Реализация данного предложения может выражаться в форме расширения действия юрисдикции федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ на сферу оказания государственных (муниципальных) услуг. Установленный указанными законодательными актами конкурсный принцип государственных закупок позволяет ввести элементы конкуренции, что способствует снижению расходов налогоплательщиков на производство и оказание государственных (муниципальных) услуг.

Например, ряд государственных (муниципальных) услуг в сфере социального обслуживания граждан может предоставляться некоммерческими организациями. Установленный федеральным законодательством принцип выявления поставщика услуги на основе отрытых конкурсных процедур, позволяет определить наилучшего из возможных поставщика услуги, в наибольшей степени соответствующего критериям, закреплённым в законодательных и нормативно-правовых актах.

Ещё одним направлением совершенствования механизма производства и предоставления государственных (муниципальных) услуг может быть предоставление гражданам права оказания ряда государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Важным элементом системы производства государственных (муниципальных) услуг является организация межведомственного взаимодействия между государственными органами РФ, государственными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. В целях ускорения документооборота, снижения влияния человеческого фактора представляется необходимым постепенное внедрение инфокоммуникационных технологий в процедуры межведомственного взаимодействия, поэтапный отказ от предоставления документов на бумажных носителях и, на завершающем этапе – формирование единой государственной системы электронного документооборота, интегрированной с интернет-порталом предоставления государственных услуг. 

Реализация указанных предложений позволяет упростить для граждан и организаций доступ к государственным (муниципальным) услугам и будет способствовать повышению качества жизни.

Список источников

  1. Брик А. Д. Управление долговой нагрузкой муниципалитетов Российской Федерации: экономико-правовой анализ / Брик А. Д., Плохотникова Г. В. // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2020. №1(53). С. 8.
  2. Горбанева О. И. Механизмы управления согласованием интересов участников муниципально-частного партнёрства / Горбанева О. И., Мурзин А. Д., Ревунов Р. В. // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. №2. С. 22-32.
  3. Демидов Л. С. Услуги в современной экономике / Отв. ред. – Л.С. Демидова, В.Б. Кондратьев. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. – с.342
  4. Плохотникова Г. В. Функционирование бюджетного учреждения в условиях реструктуризации бюджетной сферы / Плохотникова Г. В. // В сборнике: Экономика и управление. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новочеркасск, 2020. С. 114-118.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ
  6. Официальный сайт Минфина РФ https://minfin.gov.ru/ru/ дата обращения 10.10.2021 г.
  7. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 г. №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг”
  8. Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 г. №861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)” (вместе с “Положением о федеральной государственной информационной системе “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)”, “Правилами ведения федеральной государственной информационной системы “Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)”, “Положением о федеральной государственной информационной системе “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”, “Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)”)»;
  9. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2018 г. №43-р «Об утверждении перечня государственных услуг, для получения которых подача запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;+
  10. Таранова И. В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях / Таранова И. В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12 (36). С. 59.
  11. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

References

  1. Brik A. D. Upravlenie dolgovoj nagruzkoj municipalitetov Rossijskoj Federacii: e`konomiko-pravovoj analiz / Brik A. D., Ploxotnikova G. V. // Vestnik Instituta druzhby` narodov Kavkaza (Teoriya e`konomiki i upravleniya narodny`m xozyajstvom). E`konomicheskie nauki. 2020. №1(53). S. 8.
  2. Gorbaneva O. I. Mexanizmy` upravleniya soglasovaniem interesov uchast-nikov municipal`no-chastnogo partnyorstva / Gorbaneva O. I., Murzin A. D., Revunov R. V. // Teoreticheskaya i prikladnaya e`konomika. 2021. №2. S. 22-32.
  3. Demidov L. S. Uslugi v sovremennoj e`konomike / Otv. red. – L.S. Demido-va, V.B. Kondrat`ev. – M.: IME`MO RAN, 2010. – s.342
  4. Ploxotnikova G. V. Funkcionirovanie byudzhetnogo uchrezhdeniya v usloviyax restrukturizacii byudzhetnoj sfery` / Ploxotnikova G. V. // V sbornike: E`konomika i upravlenie. Materialy` Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novocherkassk, 2020. S. 114-118.
  5. Nalogovy`j kodeks Rossijskoj Federacii (chast` vtoraya) ot 05.08.2000 g. № 117-FZ
  6. Oficial`ny`j sajt Minfina RF https://minfin.gov.ru/ru/ data obrashheniya 10.10.2021 g.
  7. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 22.12.2012 g. №1376 «Ob utverzhde-nii Pravil organizacii deyatel`nosti mnogofunkcional`ny`x centrov predostavleniya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x uslug”
  8. Postanovlenie Pravitel`stva RF ot 24.10.2011 g. №861 «O federal`ny`x gosudarstvenny`x informacionny`x sistemax, obespechivayushhix predostavle-nie v e`lektronnoj forme gosudarstvenny`x i municipal`ny`x uslug (osu-shhestvlenie funkcij)” (vmeste s “Polozheniem o federal`noj gosudarstven-noj informacionnoj sisteme “Federal`ny`j reestr gosudarstvenny`x i mu-nicipal`ny`x uslug (funkcij)”, “Pravilami vedeniya federal`noj gosudar-stvennoj informacionnoj sistemy` “Federal`ny`j reestr gosudarstvenny`x i municipal`ny`x uslug (funkcij)”, “Polozheniem o federal`noj gosudar-stvennoj informacionnoj sisteme “Ediny`j portal gosudarstvenny`x i mu-nicipal`ny`x uslug (funkcij)”, “Trebovaniyami k regional`ny`m portalam gosudarstvenny`x i municipal`ny`x uslug (funkcij)”)»;
  9. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 19.01.2018 g. №43-r «Ob utverzhdenii perechnya gosudarstvenny`x uslug, dlya polucheniya kotory`x podacha zaprosov, dokumentov i informacii, a takzhe poluchenie rezul`tatov predostavleniya takix uslug osushhestvlyaetsya v lyubom predostavlyayushhem takie uslugi podraz-delenii federal`nogo organa ispolnitel`noj vlasti, organa gosudarstven-nogo vnebyudzhetnogo fonda Rossijskoj Federacii ili Federal`ny`m zakonom ot 6 oktyabrya 2003 goda №131-FZ «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii»;+
  10. Taranova I. V. Osobennosti primeneniya e`konomiko-matematicheskix i e`konometricheskix metodov v e`konomicheskix issledovaniyax / Taranova I. V. // Upravlenie e`konomicheskimi sistemami: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal. 2011. № 12 (36). S. 59.
  11. Federal`ny`j zakon ot 27.07.2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predo-stavleniya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x uslug»

Для цитирования: Плохотникова Г.В., Брик А.Д., Оганьян А.Г., Важинская Л.Ю. Организационно-экономические и нормативно-правовые аспекты взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере предоставления услуг // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-50/

© Плохотникова Г.В., Брик А.Д., Оганьян А.Г., Важинская Л.Ю., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.