Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.1:334.726 (470.6) Б12

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10582

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF A DEPRESSED REGION BASED ON THE INTENSIFICATION OF INTERREGIONAL ECONOMIC COOPERATION

Бабалян Эмин Борикович, старший преподаватель кафедры цифровой экономики, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Россия, г. Майкоп

Babalyan E.B., e_babalyan@mail.ru

Тамов Каплан Асланович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Россия, г. Майкоп

Tamov K.A., tamov-ka@mail.ru

Кубашичев Айдамир Анзорович, аспирант кафедры экономики и управления, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет, Россия, г. Майкоп

Kubashichev А.А., kubashichev-aida@mail.ru

Аннотация. В статье на примере Республики Адыгея рассмотрены проблемы развития депрессивных регионов на основе активизации межрегионального экономического сотрудничества. Выявлены факторы, способствующие усилению экономических связей Краснодарского края и Республики Адыгея, определены основные формы проявления их экономического сотрудничества. Проведен анализ Стратегий социально-экономического развития Краснодарского края и Республики Адыгея в контексте отражения в них проблемы активизации межрегионального сотрудничества как фактора опережающего развития региона.

Abstract. Using the example of the Republic of Adygea, the article examines the problems of the development of depressed regions based on the activation of interregional economic cooperation. The factors contributing to the strengthening of economic ties between the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea are identified, the main forms of manifestation of their economic cooperation are determined. The analysis of the Strategies of socio-economic development of the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea in the context of reflecting in them the problem of activation of interregional cooperation as a factor of advanced development of the region.

Ключевые слова: межрегиональное экономическое сотрудничество, депрессивный регион, Республика Адыгея, Стратегия социально-экономического развития

Keywords: interregional economic cooperation, depressed region, Republic of Adygea, Socio-economic development strategy

Введение

В современных условиях решение актуальной задачи развития регионов депрессивного типа и повышения качества жизни их населения требует поиска новых инструментов, механизмов и факторов, обеспечивающих их устойчивость. Одним из таких стратегических факторов является межрегиональное экономическое сотрудничество, способствующее росту экономики регионов, снижению их социально-экономической дифференциации, что, в конечном итоге, приводит к повышению конкурентоспособности страны. Активизация межрегионального экономического сотрудничества приводит к углублению разделения труда, усилению технологической специализации и кооперирования, эффективному перемещению инвестиционных и трудовых ресурсов, обеспечению потребительского рынка товарами, не производящимися в данном регионе, расширению производственных связей между предприятиями, а также к диверсификации региональной экономики. Конечным результатом усиления межрегиональных экономических связей является повышение устойчивости региональных экономических систем.

Результаты и обсуждение

Проблема межрегионального взаимодействия, по нашему мнению, относится к числу недостаточно изученных в теории региональной экономики. Несмотря на немалое количество научных работ в данной области и повышенный интерес исследователей к вопросам развития межрегионального взаимодействия, среди ученых до сих пор нет единого мнения относительно значения данного термина.

Существенный вклад в теорию и методологию межрегионального экономического сотрудничества внесли отечественные ученые, включая таких А.Г. Гранберг, А.И. Татаркин, Н.Н. Некрасов, Н.Н.Баранский, М.К.Бандман, Н.Н. Колосовский, В.Н. Лексин, Л.С.Шеховцева, С.А. Суспицин, О.С.Пчелинцев, А.Н. Швецов, С. Ю. Глазьев и др.

Так, по мнению Н.Н. Баранского, М.К.Бандмана и Н.Н. Колосовского, усиление межрегиональных экономических связей — важнейших фактор, способствующий росту конкурентоспособности регионов.

С.Ю.Глазьевым и А.И. Татаркиным была обоснована необходимость поиска источников роста экономики страны, одним из которых, на их взгляд, является межрегиональное экономическое сотрудничество [1].

Исследователями Т.В. Усковой и Е.В. Лукиным была предложена методика активизации межрегионального экономического сотрудничества как фактора развития региональной экономики [1].

Таким образом, под межрегиональным экономическим взаимодействием следует понимать совокупность экономических отношений между двумя или несколькими регионами, реализуемых ими исходя из интересов каждого из них в рамках правовых и социально-экономических отношений, установленных государством. Как нам представляется, приведенное определение вполне применимо для характеристики межрегионального взаимодействия и в форме экономического  сотрудничества регионов, и в форме межрегиональной  конкуренции.

Межрегиональное взаимодействие, как важная и относительно малоисследованная функция регионального управления, призвана эффективно использовать значительный потенциал межтерриториальной интеграции и кооперации для реализации стратегических целей и задач социального и экономического развития каждого из регионов — субъектов сотрудничества.

В то же время, стоит обратить внимание, что на сегодняшний день в законодательных актах многих регионов страны, стратегиях и программах их социально-экономического развития не отражена проблематика межрегионального экономического сотрудничества, что позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время регионы ориентированы, в первую очередь, только на внутрирегиональные процессы. Все это свидетельствует о необходимости нормативно-правового и стратегического обеспечения в регионах активизации межрегионального экономического сотрудничества, в том числе посредством включения соответствующих разделов в их концепции и долгосрочные стратегии социально-экономического развития.

Необходимость усиления межрегиональной интеграции как ключевого фактора, позволяющего наиболее полно активизировать и использовать внутренние источники развития региона посредством привлечения возможностей других регионов, обусловлена возникающими следующими новыми возможностями для каждого из взаимодействующих регионов (Рисунок 1).

Увеличение разрыва в уровнях социально-экономического развития между регионами России ведет к тому, что большая их часть в настоящее время относится к территориям дотационного и депрессивного типа. Под дотационностью понимается финансовая зависимость региональных бюджетов от федерального бюджета, проявляющаяся в невозможности региона за счет собственных средств выполнить возложенные на него функции и задач, предусмотренные законодательством.

Депрессивными считаются регионы, которые имея высокий экономический потенциал, характеризуются глубоким и устойчивым спадом производства, существенным уровнем безработицы, низкими показателями инвестиций в основной капитал и среднедушевых доходов населения, значительной долей населения с доходами ниже прожиточного минимума . Регионы депрессивного типа отличаются значительными структурными диспропорциями, неравномерным территориально-отраслевым развитием вследствие системных проблем, связанных с непродуманной экономической политикой на макро–, мезо– уровнях, последствиями трансформации отношений собственности на фоне снижения бюджетной обеспеченности регионов и роста межрегиональной конкуренции за ресурсы и капитал.

В современных российских условиях опережающее развитие депрессивного региона может быть достигнуто посредством получаемого отдельными его территориями дополнительных импульсов в виде ускоренного развития инфраструктуры, распространения инноваций, привлечения инвестиций за счет попадания в «коридоры развития» в макрорегиональном пространстве. В этом случае активизация межрегионального экономического сотрудничества между депрессивным и экономически развитым регионом представляет собой результат масштабных процессов в более широком экономическом пространстве. При этом активизация межрегионального экономического взаимодействия в региональной политике является антикризисной мерой, реализация которой требует тщательного изучения потенциала сотрудничества регионов, их конкурентных преимуществ, а также особенностей их экономик и факторов, которые стимулируют и сдерживают развитие межрегионального взаимодействия. Это обуславливает необходимость отражения всех этих особенностей межрегионального сотрудничества в реализуемых в регионах стратегиях социально-экономического развития.

С учетом вышесказанного рассмотрим основные формы проявления, а также тенденции и перспективы межрегионального экономического сотрудничества между двумя смежными регионами Южного федерального округа — Республикой Адыгеей, относящейся в силу определённых обстоятельств к регионам депрессивного типа (низкие показатели ВРП на душу населения, инвестиций в основной капитал и среднедушевых доходов населения, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, высокий уровень безработицы и т.д.) и Краснодарским краем — одним из наиболее экономически развитиях регионов ЮФО, лидером Южного полюса роста.

Республика Адыгея относится к числу недостаточно конкурентоспособных и привлекательных в инвестиционном отношении регионов современной России несмотря на то, что этот регион обладает значительными потенциальными конкурентными преимуществами для обеспечения устойчивого развития.

Отметим, что экономическое сотрудничество между Республикой Адыгеей и Краснодарским краем может иметь как стратегическое, так и тактическое значение. При этом анализируя межрегиональные экономические связи между этими регионами, можно выделить два направления их межрегионального взаимодействия — характерные для других регионов Южного федерального округа и специфические для данных регионов (табл. 1).

Исследуя различные аспекты межрегиональных экономических связей Республики Адыгея, можно отметить, что на сегодняшний день отсутствует достоверная статистическая информация, которая позволила бы адекватно оценить эффективность экономического сотрудничества республики как с Краснодарским краем, так и с другими регионами. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в Республике Адыгея недостаточное внимание уделяется роли активизации межрегионального сотрудничества как значимого фактора регионального развития.

Проведем анализ основных факторов, положительно влияющих на усиление экономических связей между Республикой Адыгеей и Краснодарским краем. В первую очередь отметим схожую отраслевую структуру экономик данных субъектов ЮФО, в которых приоритетными направлениями являются АПК и отрасль туризма. Близость отраслевой структуры двух региональных экономик обусловлено, нахождением Адыгеи, как автономной области, в течение полувека в составе Краснодарского края, в процессе чего и произошло формирование хозяйственных комплексов этих регионов со схожими отраслевыми структурами ВРП (Рисунок 2).

Следует подчеркнуть, что удельный вес Краснодарского края в общем объеме товарооборота Республики Адыгея и удельный вес Республики Адыгея в общем объеме товарооборота Краснодарского края за последние годы явно не соответствуют потенциалу обоих регионов.  

Если в 70-х и 80-х гг. прошлого века имело место преобладание вывоза товаров из Адыгеи в Краснодарский край над ввозом из края в автономную область, то, как было указано выше, с переходом к рынку это соотношение стало меняться в пользу края. Из 75 млрд. руб. розничного товарооборота Республики Адыгея, 7,5 млрд. руб., т.е. 10%  — это товарооборот между Республикой Адыгея и Краснодарским краем за 2019 год, лишь 0,6 млрд. руб. — это поставки Адыгеи в края, а остальные 6,9 млрд. руб. — это поставки края в Адыгею.

Приоритетные направления межрегионального сотрудничества Республики Адыгея и Краснодарского края представлены на рисунке 3.

Заслуживают внимания и другие формы проявления экономического взаимодействия исследуемых регионов, включая ввоз и вывоз капиталов, услуг, перемещение рабочей силы между регионами, по которым сложно получить достоверную статистическую информацию.  

Рассматривая экономическое взаимодействие Краснодарского края и Республики Адыгея, можно сделать следующие выводы:

  • оба региона ресурсу взаимодействия друг с другом не придается должного значения;
  • наибольший позитивный эффект от сотрудничества исследуемых регионов имеет место в тех сферах, где оно последовательно опирается на их конкурентные преимущества, обусловленные их природно-ресурсными, географическими, производственно-экономическими и прочими особенностями;
  • в целом можно отметить наличие значительных резервов сотрудничества исследуемых субъектов федерации и на межрегиональном, и  на межмуниципальном, и на межхозяйственном уровнях.

Одним из ключевых аспектов перехода к стратегическому управлению социально-экономическим развитием региона является обоснование стратегических перспектив его взаимодействия с другими регионами, что предполагает проведение соответствующего комплексного анализа.

Наряду с этим продолжающийся кризис в российской экономике усложняет проблему определения долговременных перспектив социально-экономического развития регионов, включая перспективы их взаимодействия между собой. Вот почему лишь при правильном обосновании стратегий развития регионов можно рассчитывать на выстраивание взаимовыгодного и эффективного взаимодействия между ними, базирующегося на использовании имеющихся у сторон конкурентных преимуществ региона.

С учетом вышесказанного, в рамках исследуемой проблемы представляет интерес анализ действующих Стратегий социально-экономического развития Краснодарского края и Республики Адыгея (до 2030 года) в контексте отражения в них проблемы активизации межрегионального сотрудничества как фактора опережающего развития региона.

Действующая в настоящее время Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 (далее — Стратегия -2030) была принята взамен Стратегии- 2025, поскольку в процессе реализации последней был выявлен ряд существенных конструктивных недостатков документа.

Второй причиной для разработки новой стратегии стало растущее расхождение траектории, заложенной в Стратегии-2025 с фактической траекторией развития.

Стратегия- 2030 по стратегическим целям и задачам, масштабу охвата и другим факторам сформирована более качественно, чем Стратегия- 2025 и обладает по сравнению с ней рядом преимуществ: произведенный в Стратегии-2030 анализ конкурентоспособности региона с помощью интегральной методики «Живая» система управления будущего характеризует фактическую способность региона конкурировать за ресурсы и рынки сбыта; в Стратегии-2030 заложены механизмы корректировки с учетом возможного отклонения фактической траектории развития региона от заложенной в документе.

В Стратегиях социально-экономического развития Республики Адыгея и Краснодарского края до 2030 года проблемы активизации взаимовыгодного сотрудничества получили системное отражение. Удачным следует признать то, что новые стратегии развития обоих регионов были разработаны одновременно и одним коллективом — Консорциумом Леонтьевский центр — AV Group.

В них прямо прописано, что одним из ключевых факторов развития обоих регионов является активизация межмуниципального и межрегионального сотрудничества для совместного развития инвестиционных, инфраструктурных объектов и территорий. В частности, развитие основных региональных транспортных связей призвано обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие приоритетных точек роста обоих регионов, что позволит опережающими темпами развивать Краснодарскую агломерацию, в которую включены и три смежных с ним муниципальных образования Республики Адыгея (Таблица 2).

Предшествующая Стратегия- 2025 указала на высокий нереализованный потенциал взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея. Основным недостатком стратегий, разработанных ранее, является отсутствие механизма развития межрегиональных связей и эффективных инструментов развития.

В настоящее время заявленные стратегические цели в Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея во многом зависят от реализации совместных с Краснодарским краем проектов, в первую очередь инфраструктурных. Для успешной реализации Стратегии-2030 очень важно активизировать муниципальный уровень управления и рационально организовать разработку, проводить обновление документов стратегического планирования муниципальных образований.

Выводы

Анализ основных форм экономического сотрудничества Республики Адыгея с Краснодарским краем свидетельствует о несистемном характере и неприоритетной значимости такого сотрудничества и наличии значительных резервов активизации взаимовыгодного сотрудничества исследуемых регионов на межрегиональном, межмуниципальном и межхозяйственном уровнях.

В то же время, одним из ключевых условий оздоровления экономики Республики Адыгея в современных условиях является активизация экономического взаимодействия с Краснодарским краем как по направлениям, присущим, главным образом, сотрудничеству этих двух смежных регионов, так и по направлениям, характерным для взаимодействия большинства регионов Южного макрорегиона.

Даже в условиях пролонгированного финансово-экономического кризиса в стране, сужающего возможности развития каждого региона, не только не уменьшается, но даже объективно растет заинтересованность регионов в межрегиональной интеграции, поскольку при правильной организации и стимулирования этого процесса имеет место значительный рост экономического эффекта от интеграции, более эффективная траектория реализации региональных целей, чем это есть при автаркическом развитии. И это несмотря на то, что с развитием межрегиональной интеграции постепенно обостряется противоречие между усиливающимся процессом межрегиональной интеграции производительных сил и сохраняющимся на деле региональным механизмом организации самой региональной экономики.

Список источников

  1. Ускова Т.В., Лукин Е.В. О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. №3 (45). [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-razvitiya-regiona-na-osnove-mezhregionalnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 21.10.2021).
  2. Умеренкова Г.Ю. Основные концепции межрегионального сотрудничества в трудах отечественных и зарубежных ученых // Политика, экономика и инновации. 2018. №1 (18). [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptsii-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-v-trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh.
  3. Смирнов В.В. Теоретические подходы к использованию потенциала межрегионального сотрудничества // Региональная экономика: теория и практика. 2016. №3 (426). [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-ispolzovaniyu-potentsiala-mezhregionalnogo-sotrudnichestva.
  4. Тамов А.А., Тамова М.К, Шалатов В.В. Особенности экономического взаимодействия крупных бюджетно-обеспеченных и малых проблемных регионов Юга России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2017. №1 (195). – С. 42-48.
  5. Лукин, Е.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография / Е.В. Лукин, Т.В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. — 148 с.
  6. Татаркин, А.И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации / А.И. Татаркин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 6 (24). — С. 42-59.
  7. Ускова, Т.В. Межрегиональное сотрудничество региона: оценка и перспективы развития / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин // Проблемы прогнозирования. — 2014. — № 5. — С. 119-131.
  8. Петренко И.М., Агибалова В.Г. Теоретические аспекты и практика устойчивого развития сельских территорий Краснодарского края // Общество: политика, экономика, право. – 2016. – №6. – С. 47-49.
  9. Агибалова В.Г. Анализ государственной поддержки сельских территорий Краснодарского края // KANT. – 2018. – №2. – С. 217-222.
  10. Белкина Е.Н., Агибалова В.Г. Инструменты устойчивого социально-экономического развития сельских территорий в постиндустриальной экономике: монография. Ставрополь: 2018, «Фабула». – 160 с.

References

  1. Uskova T.V., Lukin E.V. O perspektivax razvitiya regiona na osnove mezhregional`nogo sotrudnichestva // E`konomicheskie i social`ny`e peremeny`: fakty`, tendencii, prognoz. 2016. №3 (45). [E`lektronny`j resurs] /Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-razvitiya-regiona-na-osnove-mezhregionalnogo-sotrudnichestva (data obrashheniya: 21.10.2021).
  2. Umerenkova G.Yu. Osnovny`e koncepcii mezhregional`nogo sotrudnichestva v trudax otechestvenny`x i zarubezhny`x ucheny`x // Politika, e`konomika i innovacii. 2018. №1 (18). [E`lektronny`j resurs] /Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kontseptsii-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-v-trudah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh.
  3. Smirnov V.V. Teoreticheskie podxody` k ispol`zovaniyu potenciala mezhregional`nogo sotrudnichestva // Regional`naya e`konomika: teoriya i praktika. 2016. №3 (426). [E`lektronny`j resurs] /Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-ispolzovaniyu-potentsiala-mezhregionalnogo-sotrudnichestva.
  4. Tamov A.A., Tamova M.K, Shalatov V.V. Osobennosti e`konomicheskogo vzaimodejstviya krupny`x byudzhetno-obespechenny`x i maly`x problemny`x regionov Yuga Rossii // Vestnik Ady`gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: E`konomika. 2017. №1 (195). – S. 42-48.
  5. Lukin, E.V. Mezhregional`noe e`konomicheskoe sotrudnichestvo: sostoyanie, problemy`, perspektivy`: monografiya / E.V. Lukin, T.V. Uskova. — Vologda: ISE`RT RAN, 2016. — 148 s.
  6. Tatarkin, A.I. Formirovanie regional`ny`x institutov prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii / A.I. Tatarkin // E`konomicheskie i social`ny`e peremeny`: fakty`, tendencii, prognoz. — 2012. — № 6 (24). — S. 42-59.
  7. Uskova, T.V. Mezhregional`noe sotrudnichestvo regiona: ocenka i perspektivy` razvitiya / T.V. Uskova, E.V. Lukin // Problemy` prognozirovaniya. — 2014. — № 5. — S. 119-131.
  8. Petrenko I.M., Agibalova V.G. Teoreticheskie aspekty` i praktika ustojchivogo razvitiya sel`skix territorij Krasnodarskogo kraya // Obshhestvo: politika, e`konomika, pravo. – 2016. – №6. – S. 47-49.
  9. Agibalova V.G. Analiz gosudarstvennoj podderzhki sel`skix territorij Krasnodarskogo kraya // KANT. – 2018. – №2. – S. 217-222.
  10. Belkina E.N., Agibalova V.G. Instrumenty` ustojchivogo social`no-e`konomicheskogo razvitiya sel`skix territorij v postindustrial`noj e`konomike: monografiya. Stavropol`: 2018, «Fabula». – 160 s.

Для цитирования: Бабалян Э.Б., Тамов К.А., Кубашичев А.А. Перспективы развития депрессивного региона на основе активизации межрегионального экономического сотрудничества // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-4/

© Бабалян Э.Б., Тамов К.А., Кубашичев А.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.