Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10612

МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В РАМКАХ ПОСТОЯННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

MODERNIZATION OF SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT AS A PART OF THE CONTINUOUS PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM’S IMPROVEMENT

Яровова Т.В., канд. пед. наук, доцент, МГИМО(у) МИД России (Одинцовский филиал), г. Одинцово, e-mail: yarovovatatiana@yandex.ru

Бурба А.А., МГИМО(у) МИД России (Одинцовский филиал), г. Одинцово, e-mail: Alex.burba@mail.ru

Yarovova T.V.,  Ph.D.   in   Pedagogy, Odintsovo   branch   of   MGIMO University, Odintsovo,  e-mail: yarovovatatiana@yandex.ru

Burba A.A., Odintsovo   branch   of   MGIMO   University, Odintsovo, e-mail: Alex.burba@mail.ru

Аннотация. В данной статье анализируется развитие системы государственного управления, которая реализуется на Дальнем Востоке, с целью повышения социально-экономического климата региона. Для осуществления государственного управления в Дальневосточном федеральном округе, государство реализует ряд программ и механизмов, которые постоянно дополняются и играют огромную роль в функционировании региона. В ходе анализа будет сделан акцент на эффективности внедренных программ государственного контроля на территории ДФО, в частности, программа «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека». Также в контексте работы будет предложен ряд методов повышения эффективности государственного управления на Дальнем Востоке.

Abstract. This article analyzes the development of the public administration system, which is being implemented in the Far East, in order to improve the socio-economic climate of the region. To implement public administration in the Far Eastern Federal District, the state implements a number of programs and mechanisms that are constantly being supplemented and play a huge role in the functioning of the region. The analysis will focus on the effectiveness of the implemented state control programs in the Far Eastern Federal District, in particular, the program “Far Eastern Hectare” and “Far Eastern mortgage”. Also, in the context of the work, a number of methods for improving the efficiency of public administration in the Far East will be proposed.

Ключевые слова: Дальний Восток, маркетинг территорий, экономика, институты развития, социально-экономическое развитие, государственное управление, цифровизация, государственные программы, кадровые ресурсы, цифровые технологии

Keywords: Far East, marketing of territories, economy, development institutions, socio-economic development, public administration, digitalization, government programs, human resources, digital technologies

Введение

В нашем исследовании мы попытались исследовать социально-экономические процессы в Дальневосточном регионе Российской Федерации, взяв за основу взаимосвязь постоянной модернизации системы государственного управления и уровня экономического благополучия региона. В современном мире, в эпоху глобализации, государства рассматриваются как большие корпорации, которыми необходимо грамотно управлять. Не так давно термины корпоративное и государственное управление стали тесно взаимосвязанными для применения и реализации государственных решений.  Ежегодно государственное управление модернизируется и адаптируется к постоянным изменениям. В связи с этим все чаще в системе государственного управления стали появляться организации с корпоративной манерой управления. Одним из эффективных механизмов управления российской экономикой являются институты развития, которые созданы не только для предотвращения экономического кризиса, но и для стимулирования инновационных процессов и модернизации инфраструктуры с привлечением механизмов государственно-частного партнёрства, которые применяют модели корпоративного управления в своей деятельности.

Анализ дальневосточной экономической ситуации поднимается многими научными деятелями. Так, академик РАН, доктор экономических наук, Минакир Павел Александрович в 2019 году опубликовал научную статью, посвященную экономическому развитию Дальнего Востока. Основной идеей статьи является анализ, принятой Правительством РФ в 2019 году, стратегии пространственного развития до 2025 года, которая охватывает социально-экономическое развитие дальневосточного региона. Указывается, что «в разделе об основных направлениях развития геостратегических территорий в основном повторяются уже принятые и реализуемые относительно Дальнего Востока институциональные и инвестиционные решения» [8].  В следствие геополитических глобальных изменений на мировой арене, государственная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года в 2019 году показала не совсем удовлетворительные результаты. К 2025 году планируется темп роста ВРП до 1.4, в 2019 году данный показатель составил -0.9 %, что не соответствует предполагаемым ожиданиям.

Анализируя сложившуюся ситуацию, можно прийти к выводу, что развитие региона не происходит в ожидаемых реалиях, в связи с медленным ростом показателей согласно программе социально-экономического развития. К таким показателям относятся: превышение среднегодового темпа роста ВРП, темп роста объема промышленного производства, доля обрабатывающих производств в ВРП, темпы роста инвестиций и другое. Если обратиться к внутренним проблемам региона, то существуют недоработки в ценовой политике региона, количестве предоставляемых рабочих мест, инфраструктуре региона.

Методология

Исследование основано на следующих данных: 1) мониторинг и анализ СМИ в режиме реального времени под названием Медиалогия; 2) исследование результатов социологических исследований, проведенных российскими и зарубежными социологами за последние годы.

Институты развития Дальнего Востока как механизм модернизации социально-экономической ситуации в регионе

В ходе реализации государственного и муниципального управления, государство интегрирует разные программы, стратегии и механизмы для развития разных регионов и государства, в общем и целом. Одним из таких экономических механизмов являются институты развития РФ, которые представляют собой организации и корпорации, осуществляющие реализацию макроэкономической и инновационной политики в определенных регионах страны. На настоящий момент, в стране насчитывается 11 институтов инновационного развития, в число которых входит единый институт развития Дальнего Востока. Многие институты развития в настоящее время подлежат модернизации и слиянию в единый институт развития. В экономической теории «институтами» называют нормы и правила, которые занимаются регулированием той или иной деятельности в определенной сфере. 

В 2020 году, Правительство РФ, по поручению Президента, провело административную реформу институтов развития и передало ряд контрольных функций институтов развития ВЭБ РФ, который является национальным институтом развития, направленный на реализацию национальных целей развития России. Реформа была проведена в связи с необходимостью преодоления новых глобальных вызовов, предотвращения конкуренции между институтами развития, исключения дублирования функций в предприятиях. Стоит отметить, что дальневосточные институты развития были подвергнуты реорганизации. Так Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Корпорация развития Дальнего Востока, Фонд развития Дальнего Востока и Арктики были реструктурированы в единый институт Дальнего Востока, что значительно облегчает процесс инвестирования со стороны отечественных и зарубежных инвесторов. Однако стоит учесть, что весь функционал институтов развития по поддержке опережающего развития Дальнего Востока и Арктики сохранился.

На сегодняшний день институты развития Дальнего Востока состоят из трех важных корпораций: Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона, АО «Корпорация развития Дальнего Востока» и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

На примере Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, одного из институтов развития ДФО, проанализируем ключевые задачи и миссии корпорации. (см. табл.1)

По данным КРДВ, одной из серьезных социально-экономических проблем, является нехватка кадрового персонала и жителей на Дальнем Востоке. Начиная с 2019 года, кадровая потребность региона значительно снижается по сравнению с показателями прошлого года. По прогнозам специалистов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, за 7 лет развития региона (c 2018 по 2025 года) необходим приток кадровых ресурсов, который достигает отметки в 105 тысяч человек. Этот показатель должен способствовать резкому скачку экономики в положительную сторону. (см. табл. 2)

В регионе существует ряд программ, реализуемые институтами развития Дальнего Востока, которые облегчают жизнь новым жителям региона. К этому числу относятся: программа повышения мобильности трудовых ресурсов, «Дальневосточная ипотека» и «Дальневосточный гектар». В сентябре 2021 года была запущена новая программа освоения Арктической зоны, которая получила название «Арктический гектар». По своей концепции программа схожа с «Дальневосточным гектаром», где «гектарщики» также смогут осваивать полученную землю.

Программа повышение мобильности трудовых ресурсов — это программа, которая разрабатывается на три года для определенного региона из-за нехватки специалистов и может быть продлена. Работнику, решившему переехать в регион при участии в программе, предоставляется помощь в размере 300 тысяч рублей, 225 тысяч рублей которых — это деньги из бюджета государства, а оставшиеся 75 тысяч рублей — это бюджет работодателя. При переезде на территорию ДФО государство осуществляет следующие меры поддержки: компенсация переезда, предоставление жилья, поддержка повышения квалификации, выплата надбавок к заработной плате, единовременная выплата, социальная поддержка, компенсация питания. При этом органы исполнительной власти региона контролируют процесс предоставления финансовой поддержки работодателем.

«Дальневосточная ипотека» — это программа совместно со Сбербанком РФ для граждан РФ, которые относятся к категории «Молодая семья», а также участники программы «Дальневосточный гектар». Люди могут взять ипотеку со ставкой в 1 процент от 300 тысяч рублей и до 6 миллионов рублей на срок от 12 до 242 месяцев. Ипотека оформляется на такие виды недвижимости, как: готовое жилье, новостройки, индивидуальное жилое строительство и дальневосточный гектар, где участники программы могут произвести строительство индивидуального жилого дома. Тем не менее, в концепции данной государственной программы отсутствует механизм социальных опросов, показывающий настроения жителей, которые воспользовались программой или предрасположены к переселению на Дальний Восток. При анализе программы не было обнаружено статистических данных в отношении людей, переселившихся на территорию Дальнего Востока.  

«Дальневосточный гектар» — это программа, действующая с 1 июня 2016 года, которая позволяет гражданину РФ получить гектар земли на территории Дальнего Востока под строительства жилого дома, ведения бизнеса занятием фермерства и так далее. Получатели земель имеют право воспользоваться 35 мерами поддержки, к примеру: сельскохозяйственные гранты, субсидии, льготные кредиты. Программа помогает создаваться новым населенным пунктам и развиваться уже существующим. Однако, стоит заметить, что программа часто поддается критике со стороны самих жителей Дальнего Востока в связи с тем, что большинство гектаров, которые были отданы в право собственности «гектарщикам» не осваиваются, что приводит к медленному инфраструктурному развитию. Существуют случаи, когда на самом деле используется и развивается только один гектар из двадцати. 

Несмотря на государственную поддержку жителям со стороны органов управления Дальнего Востока, существует ряд проблем, которые сформировывают негативную тенденцию развития региона. Основываясь на существующих проблемах, сгруппируем их в комплексы.

К социальному комплексу потребностей, с которыми сталкиваются жители, переехавшие в регион, относятся: создание новых рабочих мест, повышение заработных плат, развитие системы здравоохранения и образования, обеспечение доступным жильем, повышение привлекательности для потенциальных жителей, повышение транспортной доступности и понижение стоимости на некоторые продукты питания.

Экономические комплекс включает в себя снижение административного давления на бизнес, развитие финансовой инфраструктуры Дальнего Востока, развитие трансграничной инфраструктуры, поддержка экспорта, поддержка развития технологий. При наличии этого ряда проблема, существует динамика оттока жителей с территории Дальнего Востока, наличие же экономических проблемы осложняет не только поступление инвестиций в развитие региона, но и привлечение представителей малого и среднего предпринимательства.

Возможные изменения в системе государственного управления Дальним Востоком

Для модернизации социально-экономических показателей региона, необходимо улучшить существующие программы и механизмы государственного управления.  Государственным органам Дальнего Востока предлагается создать представительства институтов развития в крупных городах, с целью повышения взаимодействия региона с инвесторами, предпринимателями и гражданами. Программе «Дальневосточный гектар» не хватает системы оценивания и критериев оценки эффективности использования гектара. Авторами статьи предлагается внедрение цифровых технологий в рамках функционирования государственных программ, с целью мониторинга показателей и возможности получения и обмена информацией между государственными органами и жителями региона. При создании специального мобильного приложения со встроенным чатом, предприниматель, гражданин или инвесторов способен дистанционно взаимодействовать с представителями государственной власти, что позволяет быстро решать возникшие трудности, не выходя из дома. В мобильное приложение внедряется система целей и задач эффективного использования гектара, которая показывает предпринимателю необходимую информацию на главном экране или в формате виджета о недочетах использования гектара с возможностью просмотра таймера времени выполнения поставленных задач.

Существующие социально-экономические проблемы на Дальнем Востоке необходимо решать оперативно и быстро. Люди мигрируют в другие регионы страны не только из-за сурового климата, но и социальных проблем: цены на продукты и товары, жилье, дорогие услуги и другое. Это значит, что использующиеся сегодня инструменты государственного управления не идеальны, зачастую неэффективны и требуют доработки во многих аспектах. Глава Минвостокразвития предложил ввести систему инфраструктурной ипотеки, но это не значит, что строительные компании решат вести свою деятельность на территории Дальнего Востока. Для организаций гораздо прибыльнее работать в других регионах страны, чем ждать окупаемость в течение десяти лет. Глава Минвостокразвития хочет снизить затрачиваемые бюджетные средства на строительство домов и зданий. В связи с необходимостью резкого роста региона не получится ограничиться только бюджетными средствами региона без дополнительных денежных вложений. Предложение главы Минвостокразвития эффективно функционировало бы в других регионах страны, где предприниматели не ощущают значимых рисков и понимают востребованность жилья у потребителя. В связи с социально-демографической проблемой региона необходимо выработать механизм, который позволит минимизировать риски для инвесторов и предпринимателей. Система инфраструктурной ипотеки может действительно являться эффективной, при внесении некоторых аспектов в концепцию системы. Необходимо выработать дополнительные денежные стимулирования приглашенным строительным компаниям с целью развития и застройки, в-первую очередь – внегородские территории региона, во-вторую очередь – близлежащая местность крупных городов, в последнюю очередь – крупные города; создать новые заводы по производству асфальта с целью регулирования цен на асфальт и их снижение, за счет конкуренции и улучшения дорожных сетей в регионе; разработать и внедрить упрощенную системы оплаты жилищно-коммунального хозяйства для населения на примере китайской модели, где плата за коммунальные услуги была отменена для граждан; создание большего количества торговых путей с другими регионами России и зарубежными странами для повышения количества продовольствия в магазинах и понижения цен на товары и продукты; создание филиалов «Сколково» на территории Дальнего Востока с целью разработки новых технологий, применимых в агропромышленном комплексе. Филиалы направлены именно на разработку промышленных технологий, постепенно модернизируя и заменяя старые, тем самым повышая производительность, снижая энергозатраты и потребление ресурсов.

Заключение

Государственное управление является ключевым фактором развития отдельных регионов страны, и всего государства, в общем и целом. Для достижения наиболее эффективного результата необходимо, чтобы государственное управление работало напрямую с частной и корпоративной средой как единый механизм. Рассматривая социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке, можно прийти к выводу, что регион развивается, хоть и медленно, но эффективно. Создаются новые предприятия, государство создает и реализует узконаправленные государственные программы, целью которых является не только привлечение новых жителей региона, инвесторов и предпринимателей, но и повышение социально-экономических показателей, путем развития промышленности, демографического роста и улучшения качества жизни населения. Институты развития, как было указано ранее, играют важную роль в развитии Дальнего Востока и являются механизмами экономической стабильности региона.

Список источников

  1. Ежегодный национальный доклад о развитии Дальнего Востока Российской Федерации 2018 год.
  2. “ТАСС”. Четыре института развития Дальнего Востока объединят в единую структуру [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/10250753
  3. – Т. 8. – № 12. – С. 199-219. – DOI 10.17223/2077-6160/12/13.
  4. Бухвальд Е. М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики в России //Теория и практика общественного развития. – 2014. – №. 6.
  5. Володькина, Ю. О. Рынок труда Дальнего Востока и его структура / Ю. О. Володькина, Т. Б. Ершова // Социальное и экономическое развитие АТР: проблемы, опыт, перспективы: материалы научно-практической конференции, Комсомольск-на-Амуре, 25–30 апреля 2019 года. – Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2019. – С. 54-63.
  6. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Региональные институты развития в системе стратегического планирования //ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2018. – №. 1.
  7. Мандрыка Елена Вадимовна, Мандрыка Николай Николаевич Внедрение новых технологий государственного управления в России // Управленческое консультирование. 2014. №11 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-novyh-tehnologiy-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 29.04.2021).
  8. Минакир Павел Александрович “Программная” экономика: Дальний Восток // Пространственная экономика. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmnaya-ekonomika-dalniy-vostok (дата обращения: 14.10.2021).
  9. Миронов А. Л. Государственное управление: основные цели и функции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-osnovnye-tseli-i-funktsii (дата обращения: 12.05.2021).
  10. Наумов С. Ю., Осипова И. Н., Подсумкова А. А. Система государственного управления. – 2008.
  11. Официальный сайт агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке https://hcfe.ru
  12. Официальный сайт АО «Корпорация развития Дальнего Востока» https://erdc.ru
  13. Официальный сайт фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона https://www.fondvostok.ru
  14. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. – ИНФРА-М, 2008.
  15. Руднев, К. В. Перспективы развития основных механизмов привлечения иностранных инвестиций в экономику России на Дальнем Востоке / К. В. Руднев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 2. – № 2. – С. 11-15.
  16. Слепышев Алексей Львович Государственное управление в современной России: теория и практика // Социум и власть. 2014. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sovremennoy-rossii-teoriya-i-praktika (дата обращения: 12.05.2021).
  17. Шедько Ю. Н. Совершенствование механизмов управления устойчивым развитием региона //Финансовый университет при Правительстве РФ. М. – 2016.\
  18. Яровова, Т. В. Стратегическое партнерство России и Китай в вопросах развития Дальнего Востока / Т. В. Яровова, А. А. Бурба // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы X международной научно-практической конференции, Благовещенск-Хэйхэ, 02–04 июня 2020 года. – Благовещенск-Хэйхэ: Благовещенский государственный педагогический университет, 2020. – С. 975-980. – DOI 10.48344/BSPU.2020.58.17.147.

References

  1. Ezhegodny`j nacional`ny`j doklad o razvitii Dal`nego Vostoka Rossijskoj Federacii 2018 god.
  2. “TASS”. Chety`re instituta razvitiya Dal`nego Vostoka ob“edinyat v edinuyu strukturu [E`lektronny`j resurs] Rezhim dostupa: https://tass.ru/ekonomika/10250753
  3. – T. 8. – № 12. – S. 199-219. – DOI 10.17223/2077-6160/12/13.
  4. Buxval`d E. M. Instituty` razvitiya i novy`e prioritety` regional`noj politiki v Rossii //Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. – 2014. – №. 6.
  5. Volod`kina, Yu. O. Ry`nok truda Dal`nego Vostoka i ego struktura / Yu. O. Volod`kina, T. B. Ershova // Social`noe i e`konomicheskoe razvitie ATR: problemy`, opy`t, perspektivy`: materialy` nauchno-prakticheskoj konferencii, Komsomol`sk-na-Amure, 25–30 aprelya 2019 goda. – Komsomol`sk-na-Amure: Amurskij gumanitarno-pedagogicheskij gosudarstvenny`j universitet, 2019. – S. 54-63.
  6. Ivanov O. B., Buxval`d E. M. Regional`ny`e instituty` razvitiya v sisteme strategicheskogo planirovaniya //E`TAP: e`konomicheskaya teoriya, analiz, praktika. – 2018. – №. 1.
  7. Mandry`ka Elena Vadimovna, Mandry`ka Nikolaj Nikolaevich Vnedrenie novy`x texnologij gosudarstvennogo upravleniya v Rossii // Upravlencheskoe konsul`tirovanie. 2014. №11 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-novyh-tehnologiy-gosudarstvennogo-upravleniya-v-rossii (data obrashheniya: 29.04.2021).
  8. Minakir Pavel Aleksandrovich “Programmnaya” e`konomika: Dal`nij Vostok // Prostranstvennaya e`konomika. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programmnaya-ekonomika-dalniy-vostok (data obrashheniya: 14.10.2021).
  9. Mironov A. L. Gosudarstvennoe upravlenie: osnovny`e celi i funkcii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-osnovnye-tseli-i-funktsii (data obrashheniya: 12.05.2021).
  10. Naumov S. Yu., Osipova I. N., Podsumkova A. A. Sistema gosudarstvennogo upravleniya. – 2008.
  11. Oficial`ny`j sajt agentstva po razvitiyu chelovecheskogo kapitala na Dal`nem Vostoke https://hcfe.ru
  12. Oficial`ny`j sajt AO «Korporaciya razvitiya Dal`nego Vostoka» https://erdc.ru
  13. Oficial`ny`j sajt fonda razvitiya Dal`nego Vostoka i Bajkal`skogo regiona https://www.fondvostok.ru
  14. Rajzberg B. A. Gosudarstvennoe upravlenie e`konomicheskimi i social`ny`mi processami. – INFRA-M, 2008.
  15. Rudnev, K. V. Perspektivy` razvitiya osnovny`x mexanizmov privlecheniya inostranny`x investicij v e`konomiku Rossii na Dal`nem Vostoke / K. V. Rudnev // E`konomika i upravlenie: problemy`, resheniya. – 2020. – T. 2. – № 2. – S. 11-15.
  16. Slepy`shev Aleksej L`vovich Gosudarstvennoe upravlenie v sovremennoj Rossii: teoriya i praktika // Socium i vlast`. 2014. №2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sovremennoy-rossii-teoriya-i-praktika (data obrashheniya: 12.05.2021).
  17. Shed`ko Yu. N. Sovershenstvovanie mexanizmov upravleniya ustojchivy`m razvitiem regiona //Finansovy`j universitet pri Pravitel`stve RF. M. – 2016.\
  18. Yarovova, T. V. Strategicheskoe partnerstvo Rossii i Kitaj v voprosax razvitiya Dal`nego Vostoka / T. V. Yarovova, A. A. Burba // Rossiya i Kitaj: istoriya i perspektivy` sotrudnichestva: Materialy` X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Blagoveshhensk-Xe`jxe`, 02–04 iyunya 2020 goda. – Blagoveshhensk-Xe`jxe`: Blagoveshhenskij gosudarstvenny`j pedagogicheskij universitet, 2020. – S. 975-980. – DOI 10.48344/BSPU.2020.58.17.147.

Для цитирования: Яровова Т.В., Бурба А.А. Модернизация социально-экономических показателей Дальневосточного Федерального округа в рамках постоянного совершенствования системы государственного управления // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-34/

© Яровова Т.В., Бурба А.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.