Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330.3

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10610 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

INSTITUTIONAL ASPECTS OF INNOVATION ACTIVITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN EUROPEAN COUNTRIES

Дубровская Е.С., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория и управление ресурсами», Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ, Россия, г. Казань

Dubrovskaya E.S., Candidate of Economic Sciences, Associate, Professor, Associate Professor of the Department “Economic Theory and Resource Management”, Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev – KAI, Russia, Kazan

Аннотация. В статье рассматриваются институциональные аспекты развития инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе в странах Европы. Определяется степень влияния государственной политики восточноевропейских стран на развитие предпринимательства в инновационной сфере. Проводится оценка институциональных изменений позволяющих синтезировать интересы государства и частного бизнеса.

Abstract. The article examines the institutional aspects of the development of innovation in small and medium-sized businesses in Europe. The degree of influence of the state policy of Eastern European countries on the development of entrepreneurship in the innovation sphere is determined. The assessment of institutional changes allowing to synthesize the interests of the state and private business is carried out.

Ключевые слова: инновационная деятельность, институциональные изменения, малое и среднее предпринимательство, Европейский союз, государственная политика

Keywords: innovative activity, institutional changes, small and medium-sized entrepreneurship, the European Union, public policy

В европейских странах бурное развитие частного сектора предопределило относительно быстрое развитие рыночной системы хозяйствования. Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономической системы является, прежде всего основной движущей силой становления и развития рыночных отношений, фундаментом формирования среднего класса.

В настоящее время в развитых постсоциалистических восточно-европейских странах в секторе малого и среднего предпринимательства создается более 40-55 % валового внутреннего продукта, тогда как на весь частный сектор приходится около 85% ВВП. Кроме того, в промышленно развитых европейских странах малыми и средними предприятиями производится около 60% ВВП. Там же доля в экспорте малых и средних предприятий составляет от 25% до 40%, а с участием в комплектации готовой продукции крупных предприятий доля экспорта возрастает до 60%. В развитых в экономическом плане странах Европейского союза в малом и среднем бизнесе работает примерно 70% всех занятых и задействовано более 50% совокупных инвестиций.

В восточноевропейских странах с переходной экономикой государственная политика была развернута по нескольким направлениям, а именно:

  • разработка и последовательное проведение государственных программ развития малого бизнеса;
  • создание государственного банка гарантий и развития по поддержке инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства;
  • целевая поддержка отдельных общественно значимых видов предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • стимулирование научно-технического и инновационного потенциала малых предприятий;
  • включение предприятий малого бизнеса в систему производственных кооперационных связей с крупными предприятиями;
  • организация сети интеграционных объединений взаимосвязанных предприятий;
  • формирование технологических центров, технопарков и бизнес-инкубаторов;
  • поддержка экспортноориентированных малых предприятий;
  • создание льготных условий для кредитования и инвестирования в малый бизнес;
  • поддержка региональных предпринимательских проектов, реализуемых в депрессивных и экономически отсталых регионах с высоким уровнем безработицы;
  • предоставление малым предприятиям субсидий на создание новых рабочих мест;
  • оказание информационно-консультационной поддержки предприятиям малого бизнеса.

Целесообразно отметить, что государственная политика по поддержке малого и среднего предпринимательства в восточноевропейских странах проводилась практически по всем направлениям, как то государственная программа развития, гарантии, целевая поддержка, стимулирование инновационных процессов, льготные условия и т.д. Эта практика только подтверждает необходимость проведения целого комплекса мер по поддержке предпринимательства по всем направлениям и сферам, затрагивающим функционирование малого бизнеса, а не довольствоваться одноразовым актом помощи или вообще только провозглашением положительного отношения государства к развитию сферы малого предпринимательства.

Раскроем некоторые направления деятельности этих государств в рамках политики развития предпринимательства в стране. Главной задачей они провозглашают улучшение предпринимательского и инвестиционного климата, создание благоприятных стабильных условий для развития малого предпринимательства. В рамках главной задачи устанавливаются локальные задачи деятельности, а именно:

  • разработка нормативно-правовой и институциональной базы;
  • упрощение регистрационного и ликвидационного режимов;
  • сокращение сроков и затрат на учреждение и регистрацию малого предприятия;
  • упрощение административных процедур;
  • свободный доступ малых предприятий к информации и их широкое подключение к региональной системе государственных заказов;
  • создание эффективных механизмов справедливого распределения государственных заказов;
  • разработка прозрачного законодательства о банкротстве, сокращение сроков конкурсных и ликвидационных процедур, установление жестких сроков для отдельных этапов конкурсного производства, повышение прав кредиторов;
  • разработка правовой базы по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в сектор малого и среднего предпринимательства;
  • создание эффективных механизмов противодействия и сокращения коррупции и масштабов теневой экономики.

Основным препятствием, с которым сталкиваются малые предприятия, являются значительные трудности в доступе малого бизнеса к финансовым ресурсам. В связи с этим основным вопросом становится разработка действенного механизма финансирования малого предпринимательства.

В странах с переходной экономикой развивающееся малое предпринимательство сталкивается с проблемой недостатка стартового капитала и капитала развития бизнеса. Если основным источником финансирования субъектов предпринимательства в этих странах являются собственные средства предпринимателей (которые по приблизительным оценкам составляют 70-80% в структуре источников финансирования), то самым распространенным способом привлечения финансовых ресурсов становится так называемый партнерский кредит (неформальное финансирование), который используют от 55% до 80% малых предприятий.

Такой источник финансирования капиталовложений как банковский кредит почти недоступен субъектам малого предпринимательства в силу некоторых не решаемых проблем. Во-первых, банкам и другим кредитным организациям необходима надежная база данных для оценки предпринимательских качеств и надежности предпринимателя. Малые предприятия на этапе мобилизации стартового капитала не располагают своей историей развития предприятия, которую требуют банки, и соответственно не имеют должной деловой репутации.

Во-вторых, банки по-прежнему рассматривают малый бизнес как рискованный сектор вложения капитала и соответственно стараются максимально снизить кредитные риски при финансировании малого бизнеса. Вследствие этого субъекты малого предпринимательства вынуждены выплачивать кредитным организациям на порядок более высокие проценты по кредитам.

Следует отметить, что в экономически развитых странах банковские кредиты, государственные субсидии и дотации из европейских фондов в структуре финансирования малых предприятий составляют более 60%. К примеру, в Германии около 40% создающихся малых предприятий напрямую связаны со сберегательными кассами. Кроме того, банковские активы в европейских странах с переходной экономикой составляют от 60% до 110% валового внутреннего продукта, тогда как в странах Европейского Союза – около 260% ВВП.

Таким образом, банковский сектор стран с переходной экономикой заметно продвинулся вперед, однако по сравнению с мировыми стандартами развит еще слабо. Нежелание коммерческих банков кредитовать сектор малого предпринимательства, узость банковского кредитного рынка, а также слабое развитие фондового рынка совершенно не способствуют развитию малого предпринимательства в странах с переходной экономикой.

Следует отметить, что среди всей массы субъектов предпринимательства в особенно трудном положении оказываются малые предприятия, занимающиеся инновационной предпринимательской деятельностью. В связи с тем, что этот вид предпринимательства сопряжен с самым большим процентом риска, здесь важно, чтобы банки плотно сотрудничали и предоставляли источники финансирования.

Однако именно такое направление институциональных изменений органично вписывается в рыночную экономику и синтезирует интересы государства и частного бизнеса. С его помощью выстраивается система взаимоотношений, позволяющая ограничивать риски, а также распределять ресурсы в приоритетные для страны секторы экономики.

В европейских странах с переходной экономикой некоторые формы финансовой поддержки инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства планомерно предусматриваются законодательством, а именно:

  • предоставление появляющимся малым предприятиям беспроцентных кредитов при отсрочке платежей по кредиту;
  • льготные кредиты по низкой процентной ставке;
  • предоставление кредитов на финансирование инвестиционных проектов по разработке и внедрению новых технологий по ставке рефинансирования Центрального банка, действующей на момент заключения кредитного договора и пересматриваемой в соответствии с изменением ставки рефинансирования на первое января следующего года, плюс один процент;
  • гарантии под кредиты и лизинг;
  • гарантии на непогашенный остаток кредита и на регулярные платежи по кредиту;
  • субсидирование процентной ставки по кредитам;
  • дотации на создание новых рабочих мест, в том числе для граждан из проблемных групп населения;
  • льготные кредиты на региональные инвестиционные проекты в экономически депрессивных регионах с высоким уровнем безработицы;
  • дотации на получение консультационно-информационных услуг;
  • содействие в продвижении отечественных изделий на международные рынки.

В рамках данного направления модель специализированного государственного банка гарантий и развития по поддержке малого и среднего предпринимательства применяется в Чехии, Венгрии, Словакии и Болгарии. Финансовая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде целевых государственных программ, реализатором которых выступают банки развития (при этом три четверти государственных средств распределяется на общегосударственные программы и остальные на региональные программы развития малого и среднего предпринимательства).

Другой перспективной формой финансирования малого предпринимательства является апробированная развитыми странами система кредитных кооперативов, которые в странах с переходной экономикой могли бы заполнить ниши в банковской системе в части доступных кредитов местным малым предприятиям под низкий процент. Еще раз отметим, что главным аргументом в пользу развития сектора сберегательно-кредитных кооперативов является многолетний опыт функционирования кредитных кооперативов (credit unions) в экономически развитых странах, таких как США, Франция, Германия, Финляндия, Канада и др.

В качестве положительного опыта еще одного вида расширения доступа мелких предпринимателей к системе банковского кредита служит пример Польши, где созданы местные и региональные фонды кредитного поручительства. Гарантии погашения банковского кредита и поручительства предоставляются только в том случае, если кредит используется на финансирование инноваций. Для российской экономики практика создания эффективной сети финансовых институтов и фондов кредитного поручительства и кредитных фондов, инициаторами которых выступают органы местного самоуправления и объединения предприятий, может быть весьма полезной. Кредитное поручительство позволит облегчить процедуру получения банковских кредитов для перспективных субъектов предпринимательства, не имеющих достаточных собственных средств для осуществления инновационных проектов.

Следующей проблемой малого и среднего предпринимательства в переходной экономике является износ основных фондов. В экономически развитых странах эта проблема решается с помощью универсального метода обновления производственных фондов, которым является финансовая аренда оборудования и транспортных средств – это лизинг. Зачастую лизинг становится единственным доступным способом приобретения субъектами малого предпринимательства дорогостоящего новейшего оборудования. В восточноевропейских странах за счет лизинга  обеспечивается около одной трети инвестиций малых и средних предприятий, тогда как в развитых странах более 2/3.

Таким образом, следует отметить, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех странах, где активно используются государственные рычаги регулирования и поддержки малого бизнеса. Пока в России продолжается дискуссия о роли и месте государства в рыночных преобразованиях, в восточноевропейских странах на законодательной основе уже последовательно осуществляется государственная политика по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Экономическое развитие в этих странах подтверждает, что на сложном этапе становления рыночных отношений основным инструментом развития малого предпринимательства является государственная поддержка. Этот же инструмент будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Список источников

  1. Евростат: официальный сайт Евросоюза [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/publications/key-figures
  2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат.сб./ Росстат. – M., 2019. – 87 с. [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf.
  3. Малый и средний бизнес в странах Европы / Институт анализа инвестиционной политики [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Malyj-i-srednij-biznes-v-stranah-Evropy/.
  4. Международный банк экономического сотрудничества [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://ibec.int/ru/news/allnews/ibec-supports-eastern-european-issuers/.
  5. Развитие малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. З.Н.Кузнецова. – М., 2005.
  6. Факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса / Отчет USAID MAP [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://atameken.kz/uploads/content/files/.
  7. EUROSTAT – New Cronos, Community Innovation Survey. Luxemburg, 2007 (h).

References

  1. Evrostat: oficial`ny`j sajt Evrosoyuza [E`lektronny`j resurs]. – E`lektron.dan. – Rezhim dostupa: https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/publications/key-figures
  2. Maloe i srednee predprinimatel`stvo v Rossii. 2019: Stat.sb./ Rosstat. – M., 2019. – 87 s. [E`lektronny`j resurs]. – E`lektron.dan. – Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Mal-pred_2019.pdf.
  3. Maly`j i srednij biznes v stranax Evropy` / Institut analiza investicionnoj politiki [E`lektronny`j resurs]. – E`lektron.dan. – Rezhim dostupa: http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Malyj-i-srednij-biznes-v-stranah-Evropy/.
  4. Mezhdunarodny`j bank e`konomicheskogo sotrudnichestva [E`lektronny`j resurs]. – E`lektron.dan. – Rezhim dostupa: https://ibec.int/ru/news/allnews/ibec-supports-eastern-european-issuers/.
  5. Razvitie malogo predprinimatel`stva v stranax Central`noj i Vostochnoj Evropy` / Otv. red. Z.N.Kuzneczova. – M., 2005.
  6. Faktory`, vliyayushhie na razvitie malogo i srednego biznesa / Otchet USAID MAP [E`lektronny`j resurs]. – E`lektron.dan. – Rezhim dostupa: https://atameken.kz/uploads/content/files/.
  7. EUROSTAT – New Cronos, Community Innovation Survey. Luxemburg, 2007 (h).

Для цитирования: Дубровская Е.С. Институциональные аспекты инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства в странах Европы // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-32/

© Дубровская Е.С., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.