Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10003

Высокотехнологические предприятия как фактор стратегического развития экономики

High-tech enterprises  as a strategic factor of economic development.

Эмирбекова А.А., Санкт-Петербургский государственный экономический университет, программа “Корпоративные финансы” 

Emirbekova A.A., St. Petersburg state University of Economics

Аннотация: В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с высокотехнологичными предприятиями. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса высокотехнологических предприятий как фактора стратегического развития экономики. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического опыта.

Summary: Increased emphasis is now being placed on the  processes associated with high-technology enterprises. Which is why in this article  high-tech enterprises are seen  as a strategic factor. Methodology of the study – review of the academic literature on the question and the practical experience.

Ключевые слова: высокотехнологичные, предприятия, организация, экономика, стратегия, бизнес, развитие.

Key words: high-tech, enterprises, organization, economy, strategy, business, development.

Вызовы со стороны экономики и политики последнего времени, важность быстрого импортозамещения, потребность в разработке инновационных, конкурентоспособных товаров при значимой ограниченности внешних факторов роста обостряют важность развития российского высокотехнологичного бизнеса.

Интересно, что в моменты турбулентности инновационные вложения считаются важным внутренним резервом роста экономики государства, а высокотехнологичные организации – локомотивами, которые могут выводить экономическое поприще на траекторию технологического прорыва.

Определение «высокотехнологичная компания» в экономике на данный момент:

  1. Применяется в контексте инновационной работы субъектов экономики.
  2. Во многих ситуациях отождествляется с определением хайтек.
  3. Находится в одном ряду с такими терминами, как прорывные, ключевые, критические, наукоемкие, стратегически важные.
  4. Анализируется в виде формы организованности предпринимательства по формированию, производству, коммерциализации товаров более высокого, ориентированного на перспективу уровня.
  5. Считается детерминирующей формой организованности бизнеса в опережающем стратегическом направлении достижения и удержания позиций лидера на внутреннем и внешнем рынках.

Исследователи высокотехнологичных предприятий предполагают также отличать их по числу занятых сотрудников, обороту организации в финансовом отображении, величине уставного капитала, цене капитальной собственности. Частым критерием считается число занятых в фирме сотрудников, что предоставляет способность дифференцировать их на малые, средние, крупные. Подобный подход меньше всего подвергается воздействию отраслевых, страновых особых характеристик, различается стабильностью, прозрачностью, простотой, надежностью.

Феномен высокотехнологичных организаций связывается с тем, что их работа носит различную характеристику, при этом любая, кроме отраслевых особенностей, обладает специфичными чертами, которые придают ей уникальное отображение.

Продукты могут считаться высокотехнологичными при условии, когда в производстве принимают участие специалисты высокого образовательного и профессионального уровня, сами товары или технологии имеют компоненты ноу-хау, значимую роль на каждом этапе формирования и вывода на рынок, совместно с материальными, играют нематериальные активы.

Высокая технологичность, как приносящая доход работа, является процедурой, по итогу которой достижения из области исследований науки и разработок будут переведены в область бизнеса, повышая производительность и экономический результат фирм.

Следовательно, главные характеристики высокотехнологических предприятий являются совокупностью таких признаков:

  1. Ориентированность на прогрессивные достижения науки в главных областях работы компании – разработке, технологиях, производстве товаров, маркетинге.
  2. Секретность данных, наличие коммерческой тайны, сложно реализуемых товаров, которые объективно будут ограничивать число фирм, способных принимать конкурентные преимущества.
  3. Производство и коммерческая направленность товаров, которые отличаются новизной, ориентацией на перспективу, высокими свойствами потребления, наукоемкостью.
  4. Экономически целесообразная рентабельность производственной сферы, которая обусловлена уникальностью товаров, повышенной производительностью и качеством работы, привлекательностью для инвесторов.
  5. Мгновенный темп перемен, улучшения товаров, технологий, которые заставляют стимулировать новые исследования и порождать кумулятивный результат инновационного улучшения.
  6. Повышенная квалификация, мобильность, уникальность специалистов и работников.
  7. Непрерывная интеграция с институтами развития образовательной и научной среды.
  8. Потребность в соединении ресурсов с профильными и отраслевыми субъектами деятельности предпринимателя.

ВТК является формой организации бизнеса, для соединения ресурсов при разработке, производстве, коммерциализации многофункциональных товаров, которые отличаются приемлемым сопоставлением экономических выгод и рисков, формирующих кумулятивный итог развития сферы инноваций.

Государственными органами принимаются усилия для изменения экономики на основании технологических инноваций. В рамках реализации ряда гос. программ и проектов закладываются основы национальной инновационной системы, предприняты мероприятия по развитию сектора исследований и разработок, созданию объектов инновационной инфраструктуры.

Поменявшаяся геополитическая ситуация, потребность в быстром импортозамещении, поворот в сторону деиндустриализации экономической сферы обуславливают важность пересмотра общей стратегии развития высокотехнологичного производства, ревизии факторов нерезультативности реализации гос. программ и проектов в сфере науки и инноваций, определения узких мест в работе институтов развития.

Политика в сфере развития инновационной структуры и высокотехнологичного бизнеса является набором мер, которые не связаны в единую систему, недостаточно скоординированных, не задающих ясных для каждого участника рынка векторов движения, что в общем не производит результата синергии, позволяющей выходить на прорывной уровень.

На сегодняшний день российские инновационные контрагенты испытывают значимые организационные и психологические трудности, которые связаны с самоорганизацией и кооперацией. Причин тут несколько: недоверие к партнерам, неудовлетворительный внутренний менеджмент, заниженная конкуренция в большинстве сегментах внутреннего рыночного поприща, несформированность навыков ведения бизнеса на основании новых моделей. Значимая доля организаций ориентируются на свои силы или партнеров в составе групп, к которым они принадлежат при разработке инновационных продуктов и лишь треть активно работает с иными компаниями.

Импульс к развитию более динамичной научной и технологической кооперации способен дать отдельный федеральный проект, который побуждает к формированию в государстве сети высокотехнологичных научных и производственных альянсов с помощью механизмов выстраивания, под патронажем государства, контактов между представителями всех цепочек создания наукоемких товаров, в том числе при участии государственных ВТК и оборонных предприятий.

В данной ситуации на первый план выходит кадровая проблема, разрешить которую способна целевая программа подготовки управленцев для работы в высокотехнологичном бизнесе.

В переходный период кадровая проблема способна частично решаться благодаря привлечению высокотехнологичных компаний и региональных структур к неиспользованному до данного момента ресурсу.

На данный момент большинство зарубежных фирм сокращают или реструктурируют бизнес в РФ, что формирует положительную способность естественным образом интегрировать высвобождающиеся человеческие ресурсы в российские высокотехнологичные структуры и предотвращать потенциальную утечку работников за границу. При целесообразной политике кадров эта группа способно вносить достойный вклад в развитие российского высокотехнологичного рынка.

Обозначенные организационные проблемы не считаются исчерпывающими, однако их решение может сделать быстрее динамику развития высокотехнологичных организаций и совершить значимый рывок в стратегическом развитии российского экономического пространства.

Список литературы

1. Мельников, О.Н. Факторы, влияющие на управление формированием нематериальных активов высокотехнологичных предприятий / О.Н. Мельников, Н.Ю. Куркотова // Российское предпринимательство. – 2015. – № 10 (58). – С. 65-71.

2. Митина, А.С. Инструменты финансового менеджмента высокотехнологичной корпорации в кризисной экономике: дис. … канд. экон. наук / А.С. Митина. – Краснодар, 2014. – 178 с.

3. Годовой отчет открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»по итогам 2017 года.

4. Официальный сайт ОАО Ростелеком [Электронный ресурс]. – ЫКЬ: http://www.rostelecom.ru/.