Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 331.5 

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10016

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

STATE REGULATION THE REGION’S LABOR MARKET IN THE FACE OF CHALLENGES POST-PANDEMIC ECONOMY

Федоров Владимир Христофорович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Ростовская область, Россия

Шейхова Марина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Ростовская область, Россия

Сафонова Светлана Геннадиевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Ростовская область, Россия

Кувичкин Николай Михайлович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский, Ростовская область, Россия

Fedorov V.Kh., 9286109975@mail.ru

Safonova S.G., svet_lana2808@rambler.ru

Sheykhova M.S., Sholuhmarina@rambler.ru

Kuvichkin N.M., Nikolay1384@bk.ru

Аннотация. Серьезные изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись всех регионов России без исключения. В условиях нарастающего экономического кризиса, вызванного массовым закрытием предприятий, падением потребительского и инвестиционного спроса и ростом безработицы, решающую роль играет разработка эффективных мер государственной поддержки, направленных на стимулирование как всей экономики, так и отдельных групп ее хозяйствующих субъектов. В статье рассмотрена текущая ситуация на рынке труда Ростовской области, позволяющая выявить динамику и структуру безработицы. Авторами рассмотрены группы мер и эффективность государственной поддержки рынка труда – малых и средних предприятий, предприятий из наиболее пострадавших отраслей в условиях Ростовской области.

Summary. Serious changes in the labor market in the context of the spread of a new coronavirus infection affected all regions of Russia without exception. In the context of the growing economic crisis caused by the mass closure of enterprises, falling consumer and investment demand and rising unemployment, the development of effective state support measures aimed at stimulating both the entire economy and individual groups of its economic entities plays a crucial role. The article examines the current situation in the labor market of the Rostov region, which allows us to identify the dynamics and structure of unemployment. The authors consider groups of measures and the effectiveness of state support for the labor market – small and medium-sized enterprises, enterprises from the most affected industries in the Rostov region.

Ключевые слова: рынок труда, Covid 19, скрытая безработица, пособие по безработице, самоизоляция, государственное регулирование, МРОТ, постпандемическая экономика.

Keywords: labor market, Covid 19, hidden unemployment, unemployment benefits, self-isolation, state regulation, minimum wage, post-pandemic economy.

Безработица является одной из самых значительных социально-экономических проблем России, в том числе Ростовской области. Под термином «безработица» мы понимаем один из важнейших показателей ситуации на рынке труда, который оказывает негативное влияние на жизнь людей. Особенно остро тема безработицы встала в период введения многочисленных ограничительных мер, связанных с борьбой против COVID-19.

Так, уже к концу первого полугодия 2020 года на учет в центры занятости населения Ростовской области поставлены более 35 тысяч жителей региона, и их количество стремительно продолжало расти. В то время, когда в банке вакансий насчитывалось 42 тысячи рабочих мест, на них минимум претендовало 49 тысяч человек.

Все осложняется и тем, что по факту количество реально безработных как минимум вдвое выше официальных цифр. Для российской экономики характерна так называемая скрытая безработица. Ее принцип состоит в том, что в условиях частичного использования трудовых ресурсов предприятия, работников не сокращают, а предлагают им сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день, не полная ставка), а также предоставляют им отпуска без содержания заработной платы. Официально этих работников нельзя назвать безработными, но в действительности они таковыми являются [7]

Резкое ухудшение материального положения семей безработных может повлечь за собой рост заболеваемости и преступности, усиливает социальную напряженность в обществе. Ситуация на рынке труда в Российской Федерации в настоящее время оказывает неоднозначное влияние на социально-экономическое развитие. [3] С одной стороны, рынок расширил различные формы занятости (например, активно развивается сфера онлайн-услуг) и увеличил возможности самореализации населения – часть населения осваивают новые профессии, как смежные с их специальностями, так и совершенно новые для себя. Но с другой – кризисные явления и институциональные преобразования в российском обществе стали причиной умеренного роста уровня безработицы. [5]

Вынужденный режим самоизоляции, который соблюдался в регионах достаточно жестко, сделал свое дело: практически все отрасли замедлили развитие, прежде всего, пострадали предприятия общественного питания, сильно просела сфера оказания услуг населению, да и в других отраслях наблюдалось значительное затишье. Соответственно выросла безработица, эту тенденции зарегистрировали во всех регионах юга. [4]

В силу вышесказанного проблема безработицы приобретает исключительную значимость и требует большого внимания. Со стороны правительства РФ и Ростовской области в частности вводится немало мер по поддержке граждан, кто потерял работу в это сложное время, а также для владельцев малого и среднего бизнеса.

В целом от государства для населения, в том числе и на региональном уровне, можно выделить следующую помощь:

  • Граждане, уволенные после 01.03.2020 г., имеют право на повышенное пособие по безработице в размере не менее 12 130 руб. (1 МРОТ).
  • Власти субъектов РФ могут увеличить минимальный размер пособия на региональный коэффициент.
  • Пособие по безработице временно было увеличено с 1 500 руб. до 4 500 руб.
  • Безработные, уволенные после 01.03.2020, у которых есть дети до 18 лет, могут рассчитывать на дополнительное пособие в размере 3 000 руб. на каждого несовершеннолетнего.
  • У людей, потерявших работу, есть право на кредитные каникулы в виде предоставления отсрочки по уплате ежемесячных платежей на срок до полугода.
  • Упрощен порядок получения пособия по безработице.

Обобщенно структуру безработицы можно представить в виде 4-х категорий:

1) потерявшие работу в результате увольнения;

2) добровольно уволившиеся для поиска новой работы;

3) пришедшие на рынок труда после перерыва;

4) впервые пришедшие на рынок труда.

Показатели уровня безработицы могут охарактеризовать не только ситуацию на рынке труда, но и общее состояние эффективности экономики.

Рассмотрим динамику численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения Ростовской области, данные за каждые три месяца начиная с января по сентябрь (см. рис.).

На рисунке мы видим, что пик безработицы пришелся на период с мая по июль. Учитывая то, что здесь отображено количество обращений граждан в органы социальной защиты и вставших на биржу труда, можно полагать – это связано с новыми ограничительными мерами по COVID-19, многие представители малого и среднего бизнеса были вынуждены остановить свою деятельность и провести сокращения персонала.

В октябре 2020 года численность безработных снизилась, этому поспособствовало отсутствие притока трудовых мигрантов, из-за закрытых границ они не смогли приехать в Россию на заработки. Кроме того, от государства прекратилось автоматическое начисление пособия по безработице в повышенном размере, а это уже побуждает людей активнее искать себе источник доходов. Также благодаря постепенному снятию ранее введенных ограничительных мер появились новые вакантные места.

Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие три месяца – в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице. [2]

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Гражданам предпенсионного возраста, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых отношениях не менее 26 недель,  пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка, начисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца – в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем – в размере 45 процентов такого заработка (период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев). При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице. Для граждан предпенсионного возраста, состоявших в трудовых  отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия:

гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель, выплачивается в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице;

для граждан, уволенных в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состоявших в этот период в трудовых отношениях менее 26 недель, – в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице;

для граждан, впервые ищущих работу, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, – в размере минимальной величины пособия по безработице.

Кроме того, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) распоряжением Правительства Ростовской области от 13.04.2020 № 235 за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области выделено 51 000 тыс. рублей на выплату единовременной материальной поддержки безработным гражданам Ростовской области, зарегистрированным в государственной службе занятости населения Ростовской области на 15 апреля 2020 г., на каждого несовершеннолетнего ребенка в размере 3 000 рублей, без учета суммы налога на доходы физических лиц. [1]

Далеко не все, кто потерял работу в условиях пандемии, надеялись только на помощь государства. Многие начали активно осваивать новые профессии, проходили различные онлайн-обучения для удаленной работы через Интернет, часть их этих людей далее регистрировались как самозанятые, т.е. они теряли статус безработного.

Бесконтрольное формирование безработицы приводит и к серьезным макроэкономическим последствиям:

  • человек, который остался без средств к существованию все равно потребляет необходимые ему для комфортного проживания блага. В связи с этим государство должно найти средства для поддержания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • увеличение числа безработицы постепенно уменьшает спрос на продукцию на внутреннем рынке. Безработные обязаны ограничиваться только самыми необходимыми товарами для своего существования. В результате осложняется продажа товаров на внутреннем рынке страны;
  • безработица усугубляет и политическую обстановку в стране. Растет недовольство людей, кто не могут нормально жить, они вынуждены искать достойную работу с достойной для них зарплатой, которой для большинства населения все равно недостаточно;
  • увеличение количества не занятых трудом людей приводит к росту числа правонарушений. Люди их совершают, чтобы обеспечить себя необходимыми вещами.

Литература

  1. Распоряжение Правительства Ростовской области от 13.04.2020 № 235 «О выделении средств» URL: https:// donland.ru/documents/11715/(дата обращения: 24.12.2020).
  2. Бондаренко, Н. Е. Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование / Н. Е. Бондаренко // Инновации и инвестиции. 2020. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-rynok-truda-v-usloviyah-pandemii-novoy-koronavirusnoy-infektsii-tendentsii-vyzovy-i-gosudarstvennoe-regulirovanie (дата обращения: 24.12.2020).
  3. Маркина, А. Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 / А. Н. Маркина // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-v-usloviyah-borby-s-covid-19 (дата обращения: 24.12.2020).
  4. Федоров, В.Х. Основные подходы к управлению устойчивым развитием сельских территорий Дона / В. Х. Федоров, С. Г. Сафонова, М. С. Шейхова, Н. М. Кувичкин // Московский экономический журнал. 2020. № 8. С. 30.
  5. Формирование инновационной модели развития предприятий АПК : теоретические основы, приоритеты и инструменты реализации : монография / О. Н. Бунчиков, С. Г. Сафонова, М. А. Холодова, М. С. Шейхова ; Донской ГАУ ; ФГБНУ Федеральный Ростовский аграрный центр (ФРАНЦ). – Персиановский : Донской ГАУ, 2020. – 188с.
  6. Халиль Дмитрий Дмитриевич Законодательные инициативы уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в связи с пандемией коронавируса // StudNet. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnye-initsiativy-upolnomochennogo-pri-prezidente-rf-po-zaschite-prav-predprinimateley-v-svyazi-s-pandemiey-koronavirusa (дата обращения: 24.12.2020).
  7. Шейхова, М. С. Гендерное измерение социально-экономической ситуации в Ростовской / М. С. Шейхова  // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2020. № 1-2 (35). С. 64-71.