Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10007

Национальная экономическая безопасность в условиях глобализации

Impact of global threats on national economic security

Кузнецов Антон Олегович, аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ФГОБУВО, департамент корпоративных финансов и корпоративного управления г. Москва

Kuznetsov Anton Olegovich, PhD student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of corporate Finance and corporate governance, Moscow

Аннотация. Данная статья раскрывает важную и актуальную на сегодняшний день проблему влияния угроз глобального характера на экономическую безопасность России. В условиях ужесточённой международной экономико-политической борьбы неразрывно возникают военно-политические, социально-демографические, криминальные, корпоративно-правовые угрозы, влияющие на экономический суверенитет государства. Анализируются текущие макроэкономические проблемы и предлагаются рекомендации по их разрешению.

Summary. This article reveals the important and relevant today problem of the impact of global threats on the economic security of Russia. In the context of a toughened international economic and political struggle, military-political, socio-demographic, criminal, corporate and legal threats inextricably arise that affect the economic sovereignty of the state. The current macroeconomic problems are analyzed and recommendations for their resolution are offered.

Ключевые слова: национальная экономическая безопасность, глобальные угрозы, корпоративный сектор.

Keywords: national economic security, global threats, corporate sector.

Национальная экономическая безопасность напрямую зависит от ряда факторов, связанных между собой: наличие социально-общественных институтов, стабильная демографическая ситуация в государстве, уровень развития производственной инфраструктуры и предпринимательской деятельности, корректный политический курс. На современном этапе развития Россия постепенном выходит на стабильную линию экономического развития, которое связывается с осуществлением изменений во всех областях общественной и государственной жизни. Тому подтверждение позитивные изменения во многих сферах жизнедеятельности государства, о которых Президент Российской Федерации Владимир Путин недавно докладывал в своих ежегодных выступлениях перед Федеральным Собранием России в 2019 и 2020 годах. К данным изменениям относится: повышение конкурентоспособности в военной отрасли, стимуляция демографического роста, изменения в Конституции Российской Федерации И сохранить набранные обороты, отстоять свой суверенитет, занять лидирующие места на международной экономической и политической арене, показать всему миру свою целостность и уникальность являются основополагающими задачами, целью которых считаю укрепление национальной экономической безопасности.

Характерными чертами мощи и национальной безопасности государства, гарантирующими независимость страны, стабильную и эффективную жизнедеятельность общества, является экономическое состояние государства и защищенность от угрозы финансовой безопасности, и подтверждает актуальность избранной темы. Проблема финансовой безопасности в России в настоящее время находится в центре внимания, как властных структур, так и научного сообщества. Изучение вопросов финансовой безопасности позволяет разрабатывать новые механизмы усовершенствования финансовой политики, государственно правовые методы, обеспечивающие финансовую безопасность. Разработку в свою очередь новых механизмов, методов и предоставление рекомендаций считаю целесообразным производить на основании ретроспективного и текущего анализа важных опорных данных.

Так национальный доход и благосостояние основаны на активах или богатствах страны, которые измеряются всесторонне и включают производственный капитал, природный капитал, человеческий капитал и чистые иностранные активы. Богатство по своей природе касается будущего – потока дохода, который каждый актив может генерировать в течение своей жизни. В России наблюдался значительный рост благосостояния в период с 2000 по 2018 год. Российское благосостояние на душу населения неуклонно росло с 2000 по 2008 год, с небольшим снижением во время мирового финансового кризиса, оно с тех пор уменьшилось или стагнировало. Россия – страна мирового значения и большого разнообразия. Крупнейшая в мире трансконтинентальная страна охватывает одиннадцать часовых поясов и является девятой по численности населения страной в мире. Российская Федерация является важным торговым партнером для многих стран мира, а также обладает большим количеством природных ресурсов, благодаря которым является крупным мировым экспортером. Благодаря богатой ресурсной базе Россия играет важную роль на мировых рынках энергоресурсов. Также Россия занимает первую позицию в мире по запасам запасов природного газа и одной из крупнейших стран по запасам угля и нефти. Наряду с США и Саудовской Аравией, Россия является столь же крупной по экспорту нефти и природного газа.

Нисходящие риски для прогноза роста мировой экономики преобладают в связи с ослаблением мировой экономики, ростом торговой напряженности и внутренними факторами. Россия, как и другие страны, зависят от глобальных финансово-экономических потрясений, и может не увернуться от подобных ударов. В случае возникновения подобных неблагоприятных событий негативный экономический эффект может прийти в Россию через финансовые и торговые каналы. Также нельзя оставить без внимания введение очередных дополнительных экономических санкций, которые еще сильнее внутренний инвестиционный климат. Общая подверженность ослабления иностранного инвестиционного курса в России, подтверждается опросами иностранных бизнесменов, работающих в России. Согласно опросу Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Fleishman Hillard Vanguard (Orta Communications Group), лишь 10 процентов зарубежных инвесторов в 2018 году, из 33 процентов в 2017 году оставались преданы своим оптимистическим прогнозам в отношении благоприятного инвестиционного климата в России. Среди ключевых проблем, которые инвесторы называют препятствующими деловой активности в стране, являются нехватка квалифицированных кадров (67 процентов), коррупция в государственном аппарате (56 процентов) и административные барьеры (48 процентов). Однако 2019 год переломил ситуацию в лучшую сторону. Так в минувшем году по данным Российского фонда прямых инвестиций (далее, РФПИ) в сравнении с 2018 году уровень иностранных инвестиций увеличился на 70%, что подтверждает интерес к России из-за рубежа, стабильность Российской экономики и возможность развиваться, даже в условиях частичной экономической изоляции.

Рост инвестиций также зависит от успешной и эффективной реализации государственных инвестиционных инициатив в области инфраструктуры. Ликвидная часть Фонда национального благосостояния (далее, ФНБ) по оценкам экспертов в 2020 году превысит 7 процентов ВВП, что создаст законную возможность для правительства инвестировать часть ФНБ в проекты внутренней инфраструктуры. Однако значительные внутренние инвестиции могут сделать экономику более зависимой от цен на энергоносители и повысить риски инфляции. С другой стороны, национальные проекты, реализованные эффективно, могут увеличить темпы роста ВВП, их необходимо дополнить усилиями, направленными на усиление конкуренции, выравнивание игрового поля и сокращение влияния государства. К угрозам национальной экономической безопасности Российской Федерации на международной арене можно отнести весь иностранный политический курс, в особенности запада, со времён окончания второй мировой войны. Данный курс выражается: в санкционных режимах, в желании подавить политическую волю, попытки укрепления многонациональной России, попытки осуществления национальных интересов, тем самым ослабляя её позиции и в Европе, и в Азии, и на Ближнем Востоке.

Социальная и политическая напряженность общества, расслоение населения, нестабильное состояние экономики, влияние оппозиционных настроений и навязывание мнений из-за рубежа, технологическая отсталость в отраслях потребления, все эти отношения создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны. Важным приоритетом государственной политики является обеспечение национальных интересов и отстаивание экономических интересов страны.

Необходимо раскрыть чрезвычайно важный аспект, от которого, на мой взгляд, зависит суверенность не только нашего государства – развитие и защита корпоративного сектора экономики. Желание государства раскрыть информацию о праве собственности (и особенно о конечной или бенефициарной собственности) традиционно является серьезным недостатком раскрытия информации и, в конечном счете, структуры корпоративного управления в Российской Федерации. Фундаментальной проблемой является зависимость крупнейших корпораций налогоплательщиков от иностранного влияния. И это можно объяснить на нескольких примерах.

В совокупности Российской Федерации принадлежит 50,23% акций «Газпрома». Контрольный пакет в свою очередь относится к Американской депозитарной расписке, производная ценная бумага, которая свободно обращается на американском фондовом рынке. В итоге США владеет блокирующим пакетом акций и может накладывать вето на решения Совета директоров «Газпром».

Международная ситуация сложилась таким образом, что и запад, и восток политически настроены в адрес России недоброжелательно. И в случае инициировании какой-либо из сторон масштабного конфликта, Российская Федерация может потерять контроль над своими же ресурсами, инфраструктурой, территориями, а конечном счете и суверенитет.

Показательным примером в части выше сказанного служит пример российского бизнесмена Олега Дерипаски. Только после того, как бизнесмен под давлением снизил свою долю акций до 35% , покинул совет директоров компании АО «Русал» и согласился на он смог добиться снять санкции иностранного государства США со своих компаний En+ Group, АО «Русал», АО «ЕвроСибЭнерго».

Данная ситуация должна говорить мировому сообществу и в первую очередь руководству России о том, что в любой нужный момент для иностранных, как принято называть, партнёров, богатства могут перейти в их владении. И для этого будут использоваться все рычаги давления, а в приоритете финансовые

Заключение

Всё упомянутое позволяет выявить на текущий момент основные направления и представить рекомендации для обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации:

  • проведение масштабной ревизии корпоративного сектора, на предмет выявления излишнего иностранного капитала с последующей рекомендацией по снижению такового;
  • провести национализацию стратегически важной инфраструктуры, от которой может зависеть экономическая и технологическая свобода России;
  • ослабить государственное вмешательство в деятельность бизнеса, который ведет свою деятельность, как на территории России, так и внешнеэкономическую деятельность (без иностранный учредителей, капитала);
  • привлечь научных «беженцев» к развитию технологического и производственного потенциала России;
  • увеличить именно производственные рабочие места, как драйвера экономического роста для многих субъектов РФ.

Государство, в особенности Россия, является большим, в сравнении с другими странами, живым «организмом». Нацеленность этих государств подавить Россию с каждым годом по мнению зарубежных партнеров оправдывается, но это не так. Добиться предельного уровня безопасности в вопросах защиты национальных экономических интересов – это значит объединиться политическим и экономическим элитам. Этого можно добиться регулированием деятельности зарубежных промышленных и инвестиционных холдингов в части их присутствия на экономической карте России, а именно отсутствием допуска их к отраслеобразующим предприятиям. Невозможность диктовать извне какие-либо условия Российской Федерации через участие в корпорациях является правильной позицией самодостаточного государства, коим и является Россия. Реализовав указанные рекомендации, считаю, что для нашего государства результаты будут новыми точками роста на международной арене, а Российская Федерация по-прежнему сможет отстаивать национальные интересы и выстроить в конечном итоге абсолютную позицию уважения и доверия к себе со стороны граждан своей страны и стран всего мира.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 17.12.1997 №1300 – [Электронный ресурс] Режим доступа:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/11782/print
  2. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://base.garant.ru/71296054/
  3. Указ Президента Российской Федерации об утверждении Концепции экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года 13 мая 2017 г. N 20 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71672608/8ca61cab9319078ae2b6e0fcf57ee97d/#block_1000
  4. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника : монография / кол. авторов ; под науч. ред. С.Н. Сильвестрова. — Москва : РУСАЙНС, 2018. — 350 с
  5. Статья «Прямые иностранные инвестиции в Россию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rdif.ru/fullNews/4785/