Московский экономический журнал 1/2017

image_pdfimage_print

УДК: 343.851.3

bezymyannyj-12

Возможные коррупционные правонарушения в образовательном комплексе

(на примере ДОУ ГБОУ Лицей № 507)

Автор С.Ю. Гореликов

Гореликов Сергей Юрьевич, аспирант

Академии труда и социальных отношений

Пятницкое шоссе,37-1-554, Москва,

                     125430, Российская Федерация 

  e-mail: sergeygorelikov@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает возможные варианты коррупционных правонарушений в сегменте дошкольного образования (ДО) в наблюдаемом им государственном бюджетном образовательном учреждении (ГБОУ). Автор делает вывод о необходимости проведения профилактических мер по недопущению возникновения условий для коррупционных правонарушений, связанных с «непрозрачностью» штатного расписания образовательного учреждения, отсутствием свободного доступа сотрудников Лицея к информации о распределении фонда стимулирования, о деятельности «группы по противодействию коррупции», о получении сотрудниками расходных материалов и выполненных ремонтных работах в конкретном здании дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Ключевые слова: воспитатель, методист, логопед, психолог, инструктор по физической культуре, коррупция, штатное расписание.

Несовершенная система функционирования недавно созданных образовательных комплексов способна породить в них ряд специфических коррупционных правонарушений [1]. Представляю возможный перечень таких правонарушений, составленный на основе наблюдений в сегменте ДО ГБОУ Лицей № 507.

  1. Содержание в штате не влияющих на качество и количество предоставляемых образовательных услуг сотрудников
    • Научный консультант (оплата лишней ставки)

– Так называемый, «научный консультант», оказавшийся невостребованным доктор исторических наук на пенсии, абсолютно бесполезен для дошкольного образования. На первой же его «консультации» инструкторов по физической культуре стало очевидно – человек потратил всю свою жизнь на «исторический материализм». Он не имеет даже элементарных знаний, без которых к работе с детьми допускать нельзя. В частности, о психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста, о том с какой амплитудой совершаются безопасно движения в том или ином суставе.

1.2 «Методист без здания» (оплата лишней ставки)

– В сегменте ДО один, так называемый, «методист здания» прекрасно справляется с работой в двух зданиях ДОУ, расположенных на расстоянии 1200 метров одно от другого (здание № 10 и здание № 11) [2]. Из этого можно заключить, что «методист без здания» – уж точно, лишняя штатная единица.

1.2.1 «Методисты зданий» (оплата лишних трех ставок)

 – Из сказанного в пункте 1.2 также следует, что, разделенные лишь забором, три здания ДОУ вполне может обслуживать один «методист здания» и один методист может обслуживать два здания, расстояние между которыми 800 метров [2].

1.3 Логопеды в ДОУ Лицея (оплата лишних 1,5 ставки)

– При существующем режиме дня в ДОУ Лицея, логопед может работать в одном здании ДОУ не более чем на 0,5 ставки [3]. Таким образом, для обслуживания семи зданий ДОУ достаточно иметь 3,5 ставки логопеда. Сегодня в сегменте ДО Лицея получают зарплату 5 логопедов.

1.4 Уборщицы бассейнов в ДОУ Лицея (оплата лишней ставки)

– В ДОУ Лицея имеются бассейны в  двух зданиях. Занятия по плаванию в каждом здании проводятся два раза в неделю. При 40-часовой рабочей неделе уборщица бассейна не превысит положенные ей часы работы, если будет убирать оба бассейна [4].

1.5 Психолог в ДОУ Лицея (оплата лишней ставки)

– У психолога в ДОУ Лицея просто не может быть контингента для работы [5].

1.6 Инструкторы по физической культуре в ДОУ (оплата двух лишних ставок)

– В сегменте ДО Лицея имеются два бассейна, в здании № 7 (где теоретически могут заниматься максимум 6 групп) и в здании № 11 (там занимаются плаванием 8 групп). Всего в Лицее 49 групп дошкольников. Прибавив к этому количеству группы плавания (49+6+8), получаем 63 группы с которыми работают 5 инструкторов по физической культуре в ДОУ Лицея. Причем, один из них за 1,5 ставки работает с двадцатью группами. Если следовать конституционному принципу «        каждый имеет право, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации» (статья 37.3 Конституции РФ) [6], то в ДОУ Лицея достаточно иметь 4,5 ставки инструктора по физической культуре, вместо 6,5.   

  1. Списание расходных материалов (возможно хищение самих материалов или выделенных на их приобретение средств)

Сравнив количество полученных воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре канцелярских принадлежностей, моющих средств и других расходных материалов в разных зданиях ДОУ, можно сделать вывод о, по меньшей мере, неоправданной трате бюджетных средств в отдельных зданиях ДОУ. А если к тому же проверить достоверность подписей получателей этих материалов, то можно обнаружить банальное мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (статья 159.3 УК РФ). Такое деяние «наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового»[7].

3.Распределение стимулирующей части фонда заработной платы (возможно несправедливое начисление премий определенным сотрудникам)

– На данный момент (10.01.17) никому из 24-х опрошенных педагогов ДОУ неизвестно, кто персонально решает кому из педагогов ДОУ и сколько начислить из фонда стимулирования. На сайте Лицея информация об этом отсутствует [8].

  1. Неоплата сверхурочной работы воспитателей ДОУ, не касаясь вопроса о законности работы с нагрузкой в 1,67 ставки (сэкономленные таким образом деньги, к примеру, через фонд стимулирования могут несправедливо получать другие сотрудники Лицея)

– Воспитателям ДОУ, замещающим своих коллег, не вышедших на смену, просто доплачивают за 0,67 ставки воспитателя. То есть, за 4 часа 48 минут работы, исходя из того, что 12 часов (полное время функционирование ДОУ в течение дня) – 7 часов 12 минут (время работы воспитателя в день за ставку заработной платы) = 4 часа 48 минут. Между тем, статья 152 Трудового Кодекса РФ (ТК РФ) устанавливает следующие правила оплаты сверхурочной работы: «первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в 1,5 размере; за последующие часы – не менее чем в двойном размере» [4]. Это минимальный размер повышенной оплаты за сверхурочную работу, который гарантирован всем без исключения работникам вне зависимости от места работы.

Воспитателю ДОУ установлен оклад, значит для оплаты сверхурочных работ необходимо будет рассчитать часовую ставку работника, что производится двумя способами: 

1).  Часовая ставка = оклад: количество рабочих часов в данном месяце по производственному календарю. 

2). Среднечасовая ставка = оклад: среднемесячное количество рабочих часов.

Закон устанавливает только повышенный размер оплаты сверхурочной работы, но не дает ответа на вопрос от какой суммы производится оплата в 1,5 или в 2 размере. От оклада или оклада с учетом начислений за совмещение профессий и должностей. Следовательно, необходимо определить заранее в коллективном договоре, локальном нормативном акте работодателя или трудовом договоре, в каком порядке рассчитывается размер оплаты за сверхурочную работу.

  1. Отсутствие контроля за ежегодно проводимыми ремонтными работами в ДОУ (несоответствие между оплаченными и реально выполненными работами)
  • Сравнив оплаченные, согласно платежных ведомостей, и реально выполненные ремонтные работы в ДОУ, следует потребовать возврата в бюджет Лицея незаконно начисленной оплаты за невыполненную или некачественно выполненную работу. К примеру, в здании № 11 три года подряд (2014, 2015, 2016) безрезультатно «ремонтируются» потолок, вентиляция и дистанционный слив воды в бассейне.

Для предотвращения коррупционных правонарушений необходимо активизировать работу, созданной в Лицее, «группы противодействия коррупции» [9,10]. В ряду профилактических мер должны быть: предоставление свободного доступа сотрудников Лицея к информации о распределении фонда стимулирования, о получении сотрудниками расходных материалов и выполненных конкретных ремонтных работах в конкретном здании образовательного учреждения.

Литература

  1. Специфический вид коррупционного правонарушения в бюджетных образовательных учреждениях http://qje.su/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2016-29/
  2. Карта города Москвы http://www.street-viewer.ru/moscow
  3. Особенности правового регулирование работы логопеда в дошкольном образовательном учреждении ТК РФ http://qje.su/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2016-34/
  4. Специфика правового регулирования работы психолога в дошкольном образовательном учреждении http://qje.su/?s=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9+%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
  5. Статья 37 Конституции РФ
  6. “Уголовный кодекс Российской Федерации”(УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  7. Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы “Лицей № 507” http://lyc507u.mskobr.ru/ (дата обращения: 29.12.16)
  8. Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции http://минобрнауки.рф/ministry/противодействие-коррупции/акты
  9. Приказ Минобрнауки России от 16 мая 2016 г. № 571 «Об утверждении Плана противодействия коррупции Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2017 годы» http://минобрнауки.рф/ministry/противодействие-коррупции/акты

Possible corruption offenses in the educational complex

(preschool branch of the Lyceum № 507)

By S.Y. Gorelikov

Gorelikov Sergey Yurjevich –

 postgraduate student of the Department of Labor Law

 of the Academy of Labor and Social Relations.

Address: Pjatnitskoe shosse, 37-1-554, Moscow,

 125430, Russian Federation

Теl. 8 915 228 67 40. Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Summary. In this article the author examines the options of corruption offenses in the segment of pre-school education in the observed state budgetary educational institution. The author concludes that for preventing the occurrence of conditions for corruption offenses it’s needed a free access of employees to all Lyceum’s information and activating the work of the ” Anti-Corruption group”.

Keywords: teacher, methodologist, speech therapist, psychologist, instructor in physical education, corruption, staffing.

Literature

  1. Spetsificheskiy vid korruptsionnogo pravonarusheniya v byudzhetnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniyah http://qje.su/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2016-29/
  2. Karta goroda Moskvyi http://www.street-viewer.ru/moscow
  3. Osobennosti pravovogo regulirovanie rabotyi logopeda v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii TK RF http://qje.su/obrazovanie-i-povyshenie-kvalifikatsii/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2016-34/
  4. Spetsifika pravovogo regulirovaniya rabotyi psihologa v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii http://qje.su/?s=gorelikov sergey yurevich
  5. Statya 37 Konstitutsii RF
  6. “Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii”(UK RF) ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 19.12.2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
  7. Ofitsialnyiy sayt Gosudarstvennogo byudzhetnogo obscheobrazovatelnogo uchrezhdeniya goroda Moskvyi “Litsey # 507” http://lyc507u.mskobr.ru/
  8. Normativnyie pravovyie aktyi v sfere protivodeystviya korruptsii http://minobrnauki.rf/ministry/protivodeystvie-korruptsii/aktyi
  9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 16 maya 2016 g. # 571 «Ob utverzhdenii Plana protivodeystviya korruptsii Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii na 2016-2017 godyi» http://minobrnauki.rf/ministry/protivodeystvie-korruptsii/aktyi