Московский экономический журнал 1/2017

image_pdfimage_print

УДК 330.3

bezymyannyj-12

Поконов Александр Андреевич,  аспирант Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева.

Pokonov Aleksandr Andreevich, PhD student, Siberian State Aerospace University.

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

STRATEGIC MANAGEMENT TOOLS OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE TIMBER INDUSTRY IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK REGION)

Аннотация:

В статье рассмотрены основные проблемы в области технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса, проявляющиеся на региональном уровне. Для их разрешения автором предлагается комплекс инструментов стратегического управления технологическим развитием предприятий ЛПК в регионе.

Summary:

The article deals the main problems of technological development of the timber industry, which are manifested at the regional level. The author to resolve them proposes a set of tools of strategic management of technological development of the timber industry in the region.

Ключевые слова:

Технологическое развитие, лесопромышленный комплекс (ЛПК), стратегическое управление, инструменты стратегического управления. 

Keywords: Technological development, timber industry, strategic management, tools of strategic management.

Проведенный анализ состояния отечественного лесопромышленного комплекса позволяет сделать вывод о его нахождении в глубокой зависимости от иностранной технологической базы. По данным Минпромторга России, по состоянию на 31.03.2015г. доля импорта по некоторым видам лесопродукции с высокой степенью добавленной стоимости достигала 100 % (Таблица 1).  При этом принимаемые властями государства меры по преломлению сложившихся в отрасли негативных тенденций до настоящего времени не позволили коренным образом изменить технологический облик отечественного лесопромышленного комплекса.

Таблица 1 – Доля импортного оборудования технологий и продукции в ответственном лесопромышленном комплексе по состоянию на 31.03.2015г.*

Безымянный

Проведенный анализ литературы, посвященной  развитию предприятий ЛПК [3,4,5,6,7,8,9 и др.], позволил выявить следующие наиболее значимые проблемы в области их технологического развития, проявляющиеся на региональном уровне:

  • низкая эффективность функционирования системы управления технологическим развитием предприятий ЛПК;
  • нескоординированность действий субъектов технологического развития предприятий ЛПК;
  • низкая инновационная активность предприятий ЛПК;
  • недостаточность инвестиций в технологическое развитие ЛПК;
  • недостаток квалифицированных кадров в ЛПК;
  • низкая эффективность научных исследований в области лесной промышленности;
  • низкий уровень производственно – технологической кооперации предприятий ЛПК;

Следует отметить, что процесс технологического развития представляет собой сложную многоуровневую нелинейную цепочку, в рамках которой взаимодействуют различные субъекты. К наиболее значимым субъектам технологического развития предприятий ЛПК следует отнести: общество, органы государственной власти, научные и образовательные учреждения, финансовые структуры, промышленные предприятия, организации инновационной инфраструктуры региона.

Одной из ключевых проблем в области технологического развития предприятий ЛПК является несогласованность действий и, как следствие, сложившийся в области технологического развития конфликт интересов различных субъектов данного процесса. Так, государственные органы заинтересованы в проведении структурно – технологической модернизации отечественного ЛПК, комплексном освоении лесных ресурсов, повышении экологической эффективности предприятий ЛПК. Вместе с тем, в силу высоких финансовых рисков, большинство предприятий ЛПК не заинтересовано в проведении технологической модернизации.  

Для обеспечения эффективности стратегического управления технологическим развитием лесопромышленного комплекса региона необходимо разработать систему управления, позволяющую максимально эффективно разрешить конфликт интересов, сложившийся между субъектами технологического развития регионального ЛПК, обеспечив их баланс.

Управление технологическим развитием регионального ЛПК должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать рациональное для государства поведение остальных участников данного процесса. Следует учесть, что являясь единственным собственником лесных ресурсов, государство имеет значительный потенциал в создании соответствующих инструментов стратегического управления технологическим развитием ЛПК.

Государство в лице федеральных и региональных властей должно создать соответствующие условия, при которых технологическое развитие регионального лесопромышленного комплекса будет целесообразно для каждого из участников данного процесса. В соответствии с выявленными проблемами можно выделить первостепенные для региональных властей задачи в области технологического развития предприятий ЛПК в регионе. К таковым следует отнести:

  1. создание условий, при которых рентабельность комплексного освоения лесных ресурсов и производства готовой продукции с высокой степенью добавленной стоимости для предприятий ЛПК будет значительно выше по сравнению с низкотехнологичными лесопромышленными производствами;
  2. повышение инвестиционной привлекательности проектов в области лесной промышленности по комплексному освоению лесных ресурсов и производству готовой лесопродукции с высокой добавленной стоимостью;
  3. стимулирование производственно – технологической кооперации предприятий регионального лесопромышленного комплекса;
  4. повышение экологической ответственности предприятий ЛПК;
  5. повышение эффективности научных исследований в области лесной промышленности;
  6.  развитие кадрового потенциала отрасли;

Для комплексного решения выявленных задач нами предлагается формирование стратегии технологического развития предприятий ЛПК в регионе, позволяющей добиться технологического синергизма между всеми участниками данного процесса.

Следует отметить, что технологическое развитие предприятий лесопромышленного комплекса имеет принципиальное значение для социально – экономического развития Российской Федерации, в особенности для регионов Сибири и Дальнего Востока. Интенсификация данного организационно – экономического процесса позволит решить множество острых проблем социально – экономического развития данных регионов, в частности, добиться повышения занятости населения удаленных неурбанизированных территорий, строительства доступного жилья, повышения уровня жизни и, как следствие, роста численности населения данных регионов.

Таким образом, на современном этапе экономического развития Российской Федерации крайне актуальным остается вопрос разработки инструментов стратегического управления технологическим развитием предприятий отечественного лесопромышленного комплекса, использование которых позволит восстановить его технологическую самодостаточность. В связи с этим необходимо систематизировать существующие и разработать новые инструменты стратегического управления технологическим развитием регионального лесопромышленного комплекса. Следует отметить, что единственный собственник лесных ресурсов – государство, должно играть ключевую роль в процессе технологического развития предприятий ЛПК, по крайней мере, на современном этапе экономического развития.

Для обеспечения эффективности разрабатываемых инструментов стратегического управления технологическим развитием предприятий лесопромышленного комплекса в регионе, данные инструменты  должны стать ответами на существующие проблемы в отечественном лесопромышленном комплексе, а также на только возникающие перед ним вызовы.

Выявленные проблемы в области технологического развития отечественного ЛПК позволяют разработать комплекс мер, направленных на их устранение. Одной из таких проблем является отсутствие в Российской Федерации четко сформулированной государственной политики в области научно – технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса. Данная проблема находит свое отражение в отсутствии утвержденной Правительством Российской Федерации Стратегии технологического развития отечественного ЛПК, а также в недостаточности внимания, уделяемого государственными властями данному организационно – экономическому процессу как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Данная проблема является системообразующей, в связи с чем, ее решение должно положительно сказаться на развитии всего лесопромышленного комплекса Российской Федерации.

Следует отметить, что система стратегического управления в Российской Федерации переживает новую эпоху с момента вступления в силу Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [10]. Согласно положениям данного закона, одним из документов стратегического планирования, в обязательном порядке разрабатываемых на федеральном уровне, являются отраслевые документы стратегического планирования. В настоящий момент Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации находится в стадии разработки и после ее принятия станет основным инструментом стратегического управления развитием (в том числе технологическим) отечественного лесопромышленного комплекса. В действующей на данный момент Стратегии развития лесного комплекса России на срок до 2020 г., практически не уделено внимание научно – технологическому развитию отрасли, что препятствует ее интенсивному развитию. Вместе с тем, научно – технологическое развитие отрасли представляет собой специфическое направление развития, для реализации которого необходима постановка самостоятельных целей и создание соответствующих организационно – экономических механизмов их достижения. В связи с этим, на федеральном уровне должна быть разработана Стратегия технологического развития лесного комплекса Российской Федерации – субстратегия разрабатываемой в данный момент Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на долгосрочный период.  Стратегия технологического развития лесного комплекса РФ должна быть представлена в форме профильного раздела Стратегии развития отечественного лесного комплекса. При этом данный раздел должен определять цели, задачи, приоритетные направления технологического развития отечественного лесопромышленного комплекса, а также содержать разработанные механизмы их реализации. 

Следствием отсутствия государственной политики в области технологического развития предприятий ЛПК на федеральном уровне является нескоординированность действий органов государственной власти, субъектов предпринимательства, научно – образовательных и общественных организаций в области технологического развития предприятий ЛПК и на региональном уровне. В связи с чем, в целях эффективного функционирования системы стратегического управления технологическим развитием промышленности в Российской Федерации представляется целесообразным принятие стратегии технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса и на уровне всех регионов РФ, богатых лесными ресурсами и с развитой лесной промышленностью. Данная стратегия должна стать основополагающим документом и ключевым звеном технологического развития отрасли в регионе. При этом по форме данная стратегия также должна являться профильным разделом стратегии развития лесного комплекса региона.

В целях обеспечения эффективности функционирования системы стратегического управления технологическим развитием предприятий ЛПК в регионе она также должна содержать соответствующие государственные и отраслевые программы, направленные на решение кратко – и среднесрочных задач технологического развития лесной промышленности. Государственные и отраслевые программы в Российской Федерации в настоящее время являются эффективным инструментом развития промышленности в регионах. Вместе с тем, не во всех «лесных» регионах Российской Федерации приняты государственные и отраслевые программы по технологическому развитию лесной промышленности. В частности, в Красноярском крае действуют государственная программа «Развитие лесного хозяйства» и отраслевая программа «Развитие лесного комплекса Красноярского края» на 2016-2018 годы», в которых вопросам технологического развития предприятий ЛПК уделяется второстепенное внимание. Вместе с тем, разрабатываемые государственные и отраслевые программы развития лесной промышленности региона должны содержать соответствующие разделы, содержащие цели, задачи, целевые показатели технологического развития предприятий ЛПК в регионе, а также перечень конкретных действий органов региональной власти для их эффективной реализации. Изменение подхода к разработке государственных и отраслевых программ развития лесного комплекса регионов, заключающееся в обязательном добавлении разделов, посвященных технологическому развитию отрасли, позволит значительно ускорить темпы модернизации лесной промышленности в регионах, а также более эффективно достигать иных целей разрабатываемых государственных и отраслевых программ. 

Данный подход к формированию государственных программ следует применять и на федеральном уровне. В настоящее время в Российской Федерации реализуются государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы», а также подпрограмма «Лесопромышленный комплекс»  государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Являясь одним из важнейших инструментов стратегического управления развитием лесного комплекса Российской Федерации, данные программы также должны содержать разделы, посвященные технологическому развитию отечественного ЛПК.

Изменение подхода к развитию отрасли путем приоритизации ее технологического развития предполагает преобразование системы управления технологическим развитием предприятий ЛПК в регионе. В частности, для повышении уровня координации органов власти, промышленных предприятий, а также научно – образовательных учреждений региона  нами предлагается создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений и развитие лесной промышленности в регионе, единого Координационного Совета по научно-технологическому развитию регионального лесопромышленного комплекса. Данный совет должен исполнять роль координатора научно – технологического развития в регионе, в частности, в целях исполнения положений Федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». К функциям и полномочиям данного Совета должны быть отнесены:

  • организация и координация деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов регионального лесопромышленного комплекса, научно – образовательных и общественных учреждений в области научно – технологического развития предприятий регионального ЛПК;
  • участие в разработке государственных и отраслевых программ поддержки научно–технологического развития предприятий ЛПК;
  • координация и поддержка научно – исследовательской деятельности в регионе по приоритетным направлениям технологического развития регионального ЛПК;
  • содействие реализации международных связей и развитию международного сотрудничества в области лесной промышленности, в том числе международного трансфера технологий лесной промышленности;
  • внесение предложений по изменению законодательства в области технологического развития предприятий ЛПК;

В Красноярском крае данное предложение может быть реализовано путем создания соответствующего Совета по научно – технологическому развитию предприятий ЛПК при Министерстве лесного хозяйства и Министерстве промышленности, энергетики и торговли Красноярского края.

Учитывая сложившуюся систему управления лесопромышленным комплексом в регионах Российской Федерации, при которой развитие лесной промышленности и лесного хозяйства подчинено различным министерствам, в указанных органах исполнительной власти следует создать соответствующие структурные подразделения, основной функцией которых должно являться регулирование и контроль отношений в  области научно – технологического и инновационного развития предприятий лесопромышленного комплекса.

Следует отметить, что координация действий в области научно – технологического развития должна налаживаться и среди предприятий ЛПК региона путем их интеграции в рамках некоммерческих партнерств. Данные партнерства, являясь центром объединения усилий предприятий ЛПК в отстаивании их прав во взаимоотношениях с органами государственной власти, должны также являться центром координации деятельности предприятий ЛПК в области их технологического развития. Одной из целей деятельности данных организаций должно стать повышение уровня технологического развития предприятий ЛПК в регионе. Для достижения данной цели данные организации могут применять следующие механизмы:

  • создания центров добровольной сертификации производимой в регионе лесопродукции;
  • осуществление совместного заказа и финансирования научных разработок в интересах группы предприятий ЛПК региона;
  • создание центров переподготовки управленческих кадров в области лесной промышленности и др.;

В Красноярском крае данные функции может выполнять уже существующий с 2007 года Союз лесопромышленников Красноярского края. Реализация предложенных инструментов стратегического технологическим развитием регионального ЛПК позволит в значительной степени повысить уровень его технологического развития, а также повысить инновационную активность предприятий ЛПК в регионе.

Низкую инновационную активность предприятий отечественного ЛПК можно связать с множеством факторов, основными из которых являются: несоответствие институциональной среды требованиям инновационной экономики, отсутствие собственных средств предприятий для технического перевооружения, низкая инновационная культура хозяйствующих субъектов (в том числе органов власти) и др..  

Следует отметить, что именно низкий уровень инновационной культуры отечественных промышленных предприятий в значительной степени препятствует процессу их технологического развития. Так, с расширением процессов глобализации мировой экономики, одним из ключевых инструментов технологического развития промышленных предприятий стал институт патентования новых изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. На современном этапе экономического развития основными разработчиками новых технологий являются крупные производственно – технологические консорциумы. При каждом из таких консорциумов существует несколько структурных подразделений, основной функцией которых является выявление и патентование разработанных на предприятии перспективных технологий. Основной задачей таких подразделений является получение наибольшего числа патентов на наиболее перспективные технологии для обеспечения конкурентного преимущества предприятия на внутреннем и внешних рынках. Следует отметить, что Российская Федерация в настоящее время фактически выключена из системы мирового патентования и по числу заявок на международные патенты в разы отстает от ее лидеров (США, Японии и Китая).

Власти и бизнес технологически развитых государств уделяют значительное внимание патентному протекционизму внутренних рынков. Так, например, патентная система Китая в первую очередь защищает свой внутренний рынок, обеспечивая его нахождение во власти отечественных промышленников. Именно поэтому патентное законодательство Китая, крайне лояльное для местных производителей, часто воспринимается предприятиями других государств как прямое воровство их технологий [11].

В Российской Федерации все перспективные направления технологического развития в области лесной промышленности даже на внутреннем рынке на сегодняшний день постоянно уступаются нашим стратегическим конкурентам. В связи с этим, для предприятий лесопромышленного комплекса, в особенности крупных, целесообразно введение в их штатное расписание заместителя директора по научно – технологическому и инновационному развитию, а также создание на базе предприятия соответствующих патентных служб для защиты их интеллектуальных прав. В настоящее время патентная защита разработок отечественных предприятий остается на недопустимо низком уровне даже на внутреннем рынке, несмотря на относительную дешевизну патентования в Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения технологического развития и органам  государственной власти и субъектам предпринимательства, задействованным в отечественном лесопромышленном комплексе, следует уделить значительное внимание решению задач по созданию патентных служб на предприятиях отечественного ЛПК и всех связанных с ним отраслей промышленности.

Именно интеллектуальная собственность становится основным источником ценности и капитализации компаний в XXI веке. В связи с чем, соответствие данной тенденции позволит сохранить конкурентоспособность отечественных лесопромышленных предприятий в стратегической перспективе.

Решение данной задачи возможно только при комплексном повышении правовой культуры всех участников процесса технологического развития отечественного ЛПК, в частности основных его участников – изобретателей. Для этого, необходимо ввести в учебные программы подготовки кадров для ЛПК дисциплину, посвященную защите интеллектуальных прав в Российской Федерации и за рубежом.

Вместе с тем, в качестве инструмента управления технологическим развитием предприятий лесопромышленного комплекса на корпоративном уровне также целесообразно создание в структуре управления предприятий (в особенности крупных) подразделений, ответственных за их технологическое и инновационное развитие, а также создание R&D – центров на базе крупных лесопромышленнных предприятий региона.

Еще одной существенной проблемой в области научно – технологического развития предприятий ЛПК является неконкурентоспособность отечественного лесного машиностроения. Снижение технологической зависимости отечественного ЛПК возможно только в том случае, если в краткосрочной перспективе Российская Федерация сумеет создать критическую массу импортозамещающих предприятий в отраслях, относящихся к так называемой группе А – отраслей, производящих средства производства.  Именно подрыв тяжелой промышленности СССР стал одной из основных причин технологической деградации отечественного ЛПК. Следует отметить, что на современном этапе экономического развития отечественный лесопромышленный комплекс не сможет обойтись без импорта важнейших технологий в сфере лесной промышленности в силу его значительного отставания от мирового технологического уровня. Исходя из этого, мы считаем восстановление отечественного лесного машиностроения одним из основных средств технологического развития предприятий ЛПК. Таким образом, Правительству Российской Федерации, а также властям регионов следует всячески поддерживать восстановление отечественного машиностроения, используя для этого сочетание налоговых и неналоговых мер стимулирования лесного машиностроения.

Федеральным законом Российской Федерации «О промышленной политике в Российской Федерации» определены основные меры стимулирования деятельности предприятий в области промышленности, которые в настоящее время эффективно реализуются государственными властями и подлежат дальнейшему развитию. Государственное стимулирование промышленной деятельности происходит по нескольким направлениям:

  • Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности. Основными инструментами финансовой поддержки промышленных предприятий является: субсидирование части затрат промышленных предприятий, предоставление налоговых льгот, займов, грантов и др. Для оказания финансовой поддержки промышленным предприятиям Российской Федерацией или ее субъектами создаются государственные фонды развития промышленности.
  • Оказание информационно – консультационной поддержки промышленных предприятий. В целях оказания информационной поддержки промышленных предприятий в Российской Федерации была создана и функционирует Государственная Информационная Система Промышленности.
  • Государственная поддержка научно – технической и инновационной деятельности. Данные меры реализуются путем предоставления субъектам предпринимательства субсидий на финансирование научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ, производимых в ходе реализации инвестиционных проектов (в проектах не оборонной направленности), стимулирования спроса на инновационную продукцию и др. Вместе с тем, государственные органы стимулируют деятельность субъектов предпринимательства по использованию в промышленности наилучших доступных технологий.
  • Поддержка в области развития кадрового потенциала.
  • Поддержка внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий региона;
  • Стимулирование производства промышленной продукции, произведенной на территории РФ при осуществлении государственных закупок.
  • Заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК) [12]. Специальный инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или её субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или её субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки). Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет [13].

В сфере лесной промышленности специальные инвестиционные контракты могут предусматривать льготный доступ предприятия к лесным ресурсам государства в обмен на обязательство по осуществлению глубокой переработки заготавливаемой древесины на территории региона. 

Следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ее субъекты  наделены полномочиями по разработке и реализации региональных научно – технических программ, в том числе научными организациями субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств бюджета субъекта [12]. Вместе с тем, участие региональных властей в организации и финансировании научно – технологических проектов в области лесной промышленности остается достаточно низким, в связи с чем, властям регионов следует более эффективно использовать представленные им полномочия по реализации научно – технических и инновационных программ развития лесной промышленности.

Следует отметить, что государственным властям также следует использовать иные инструменты стратегического управления технологическим развитием предприятий лесопромышленного комплекса. В частности необходимо ужесточить технические регламенты работы предприятий ЛПК, а также усилить контроль за их исполнением, вводить меры налогового стимулирования производства лесопродукции высокой степени переработки в пределах Российской Федерации. Следует отметить, что все принимаемые государственными органами меры по стимулированию технологического развития предприятий лесопромышленного комплекса не должны нарушать ограничений, наложенных в связи с членством Российской Федерации в ВТО.

Проведенный анализ научных работ, посвященных инструментам технологического развития промышленных предприятий [14,15,16,17 и др.] позволил систематизировать существующие и разработать новые инструменты стратегического управления технологическим развитием лесопромышленного комплекса региона. Инструменты стратегического управления технологическим развитием лесопромышленного комплекса региона можно условно разделить на 5 основных групп: 1) Организационно-структурные; 2) Инструменты технического регулирования; 3) Инструменты поддержки научных и образовательных учреждений; 4) Инструменты поддержки  внешнеэкономической деятельности предприятий ЛПК; 5) Бюджетно-финансовые инструменты (Рисунок 1).

Безымянный

Литература

  1. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015г. N 657 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в лесопромышленном комплексе Российской Федерации»
  2. Приказ Минпромторга России от 31.03.2015г. N 650 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности Российской Федерации»
  3. Аким, Э. Л. Био – рефайнинг дресвесины [электронный ресурс] / Э. Л. Аким.URL:http://iet.jrc.ec.europa.eu/remea/sites/remea/files/files/documents/events/akim.pdf
  4. Аким, Э.Л. Био-рефайнинг лиственницы и других пород древесины. [электронный ресурс]. / Э.Л. Аким URL: http://papernarfu.ru/upload/iblock/af8/Akim.pdf
  5. Бутко Г.П. Стратегия управления конкурентоспособностью лесопромышленных предприятий региона / Г.П. Бутко – Екатеринбург: УрОРАН, 2002. – 200 с.
  6. Кривокоченко Л.В. Инновации в мировом лесопромышленном комплексе. [электронный ресурс]. URL: http://www.rusexporter.ru/partner-materials/2641/
  7. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие / Н.А. Моисеев. – М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 384 с.
  8. Морозов, Г.Ф. О лесоводственных устоях / Г.Ф. Морозов // Георгий Федорович Морозов: К 100-летию со дня рождения. 1867–1967 гг. : сборник статей – М., 1967. – С. 182.
  9. Приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31.10.2008 «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» [электронный ресурс]. URL: http://strategy2030.midural.ru/sites/default/files/files/razvitiya_lesnogo_kompleksa.pdf
  10. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630
  11. Кошкин, Р.П. Государственная стратегия научно-технологического развития Китая. Вып. 1. / Р.П. Кошкин, М.П. Шабалов – М. : Стратегические приоритеты, 2014. – 40 с.
  12. Федеральный закон “О промышленной политике в Российской Федерации” от 31.12.2014 N 488-ФЗ URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102365303
  13. Специальные инвестиционные контракты // Фонд развития промышленности [электронный ресурс]. URL: http://frprf.ru/gospodderzhka/o-spetsialnykh-investitsionnykh-kontraktakh-dlya-otdelnykh-otrasley-promyshlennosti/
  14. Информация по налоговым льготам для инновационных фирм [электронный ресурс]. // URL: technopark-samara.ru/content/File/Informaciya_po_nalogovim_lgotam.pdf
  15. Лапо В. Ф. Эконометрическое исследование эффективности методов стимулирования инвестиций в лесопромышленный комплекс // Прикладная эконометрика. 2014. №1 (33). С. 30-50.
  16. Основные направления деятельности по оказанию практической помощи российским участникам ВЭД // Аналитический центр по внешней торговле. Минпромторг России [электронный ресурс]. // URL:http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/ATSVT_mery_podderzhki[1].pdf
  17. Кожемяко Н. П., Кондратюк А. В. Инструменты управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации // Вестник МГУЛ – Лесной вестник. 2012. №8 (91). С. 179- 183.