Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК

Bezymyannyj-12

Привезенцева Светлана Вячеславовна,Ульяновская Софья Игоревна

Privezentseva Svetlana Vyacheslavovna,  Ulyanovskaya Sofiya Igorevna

Формирование архитектурной среды, влияющей на состояние и восприимчивость к новому детей и подростков.

Formation of an architectural environment that affects the state and susceptibility to new children and adolescents.

Ключнвые слова: архитектура, подростки, дети, среда, безбарьерная, пространство, комфорт, дизайн.

Key words: architecture, teenagers, children, environment, shabby, space, comfort, design.

Условия создания универального дизайна и комфортной среды исследуються уже более 70 лет и раскрывают нам, как архитектура и дизайн влияет на психологическое развитие и состояние взрослых,детей и подростков.Самые незащищенные являються дети с ограниченными возможностями. В статье  представленны ключевые моменты на которые стоит обратить внимание и различия между положительными и отрицательными факторами влияющие на психическое, моральное и физическое состояние человека. Прямое влияние архитектуры на обычного ребенка проследить чаще всего не удается. Окружающая среда действует на него косвенно и результат такого воздействия становится заметным в процессе формирования личности, а именно взросления. Архитектурная среда оставляет свой отпечаток на его творческом потенциале, на способности принимать решения, на выборе призвания и чувстве удовлетворения от выбора. 

The conditions for the creation of a unified design and a comfortable environment have been explored for more than 70 years and reveal how architecture and design affect the psychological development and condition of adults, children and adolescents. The most vulnerable are children with disabilities. The article presents the key points on which it is worth paying attention and the differences between positive and negative factors affecting the mental, moral and physical state of a person. Direct influence of architecture on an ordinary child is often not possible to track. The environment acts on it indirectly and the result of such influence becomes noticeable in the process of personality formation, namely, growing up. The architectural environment leaves its imprint on its creativity, on the ability to make decisions, on the choice of vocation and the sense of satisfaction from choice.

Screenshot_1

Рис. 1. Примеры пространства, оказывающего давление
Pic. 1. Examples of space that exerts pressure

Архитектура оказывает влияние на состояние человека и меняет его в соответствии со своими качествами.

В современном ритме жизни человек не всегда выбирает себе «собеседников» по интересам, по настроению, по желанию общаться. К сожалению, иногда человеку приходится общаться вынужденно. Это общение происходит не столько с другим человеком, но и с окружающей средой. И если общения с человеком можно избежать, то общения с архитектурной средой избежать сложнее. Она окружает нас, влияет на нас. Такую ситуацию можно легко материализовать, представив себе ребенка, ожидающего с мамой свою очередь к врачу в поликлинике, выкрашенные в тусклый цвет стены которой действуют тревожно (рис.1), или класс школьников, волнующихся перед контрольной в своем учебном классе, интерьер которого обязывающий и угнетающий. Но ведь архитектурная среда создается людьми.  Продумать все до мелочей и разработать пространство для гармоничной насыщенной жизни, или неосознанно создать среду, которая угнетает и приводит к депрессии- ответственность архитектора. 

Прямое влияние архитектуры на обычного ребенка проследить чаще всего не удается. Окружающая среда действует на него косвенно и результат такого воздействия становится заметным в процессе формирования личности, а именно взросления. Она оставляет свой отпечаток на его творческом потенциале, на способности принимать решения, на выборе призвания и чувстве удовлетворения от выбора. [6]

Существует группа людей, подверженных прямому воздействию архитектуры на поведение, настроение и даже состояние здоровья. Этой группой являются дети с особенностями развития. Такие дети не верят фальшивым формам и цветам. Они реагируют на них сразу и открыто.

Феномен такого поведенческого проявления прост. Дети с особенностями развития воспринимают мир преимущественно визуально. Сложность представляет собой технология архитектурной разработки благоприятного пространства для таких детей. Оно должно быть честным и логичным прежде всего к собственным составляющим, а после уже к человеку, находящемуся в нем. Результаты данного исследования касаются не только нашего “сегодня”. Они оказывают прямое влияние на восприятие действительности и развитие будущих поколений.  Типы архитектурных пространств, способствующих развитию, дающие возможность найти себя в мире социальных отношений, разработанные и реализованные  в городской среде, будут  в состояние повлиять на градостроительную и социальную сферу жизни. 

Например, по данным сайт Autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88- й ребёнок в мире[5]. При этом 80%  аутистов имеют инвалидность, проявляющуюся в нарушении слуха,зрения и функций опорно-двигательного аппарата. При такой статистике, нельзя не признать  актуальность исследования по созданию комфортного пространства для особенных детей и подростков. Особенности развития у детей являются серьезным и частым недугом и в России, и в мире. Данный факт объясняется недостаточным количеством специалистов, квалифицированных в вопросах лечения и восстановления детей с особенностями развития, нежеланием родителей таких детей поднимать и анализировать проблему ребенка с целью помочь ему, а также низкий уровень подготовленности общества ко взаимодействию с такими детьми. 

Screenshot_2
Рис. 2. Примеры пространства,благотворно влияющего на состояние и восприимчивость детей и подростков

Pic. 2. Examples of space that has a beneficial effect on the state and susceptibility of children and adolescents

Большинство детей с особенностями развития, к сожалению, вылечить невозможно, но в условиях современной действительности, развития технологий и обучающих программ их можно корректировать. Иными словами, ребёнок может развивать пораженную функцию организма, но это развитие будет проходить значительно медленнее, чем у здоровых детей. Очень важным фактором в процессе развития и обучения таких детей является архитектурная среда, в которой они живут и занимаются[1]. Такие дети наиболее чувствительны к среде в которой находятся, нежели обычные люди. И этот аспект может быть использован, чтобы помочь им общаться, выражать себя и свои чувства. Визуальные сигналы, которые может нести архитектурная среда, могут способствовать развитию основные умений, а также в целом стимулировать к получению новых знаний. [2]

Если в наших руках создание среды, которая контактирует с ребенком и помогать ему, то мы, архитекторы, преподаватели и психологи, можем создать полезного собеседника-вдохновителя, беседа с которым действительно будет благотворно влиять на их развитие(рис.2). 

В возрасте 13-17 лет дети сталкиваются с проблемой, от правильного разрешения которой зависит весь их жизненный путь.

Проблема заключается в отсутствии чувства призвания. Ведь с этого возраста дети перестают мечтать стать космонавтами, балеринами, кинозвёздами и т.п. Возникает другая проблема: подростки не знают, кем хотят стать, куда пойти учиться( поэтому оказываются не в тех ВУЗах, а позже работают по профессиям, которые не делают их счастливыми).

Особенно остро возникает эта проблема у детей с особенностями в развитии( чаще всего они в возрасте от 13-17 лет только начинают ” знакомиться” с внешним миром, за пределами стен своей квартиры). Правильная организация архитектурного пространства для них особенно важна[9].

Медициной вводится классификация особенностей развития у детей. Приведенная классификация является основной. В нее входят перечисленные особенности развития:

  1. сенсорные нарушения (слух, зрение);
  2. нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  3. нарушения эмоционально-волевой сферы;
  4. нарушения интеллекта;
  5. задержка психического развития (труднообучаемые);
  6. тяжелые нарушения речи;
  7. сложные недостатки развития[6].

Сегодня  интерьеры и экстерьеры детских и развивающих учреждений не способны благотворно влиять на детей[7]. Более того, архитектурная среда школ и центров развития пагубно влияет на те процессы, которые эти учреждения предназначены побуждать. Несостоятельность пространств чаще всего заключается в тусклых, тяжелых или нарочито ярких, контрастных колористических решениях, явно выступающих углах существующих несущих конструкций, что в пространствах для детей возможно избежать, используя современные технологии и материалы.

Создание уникальных эффективных интерьеров для обучения и развития детей с введением архитектурно-пространственных нейромедиаторов[8], визуальных сигналов,  является стратегически важной задачей. Ведь от пространства, в котором они будут получать знания и приобретать навыки зависит качество их восприятия, восприимчивость ребёнка к новой для него информации  и его заинтересованность. От качества же полученных знаний будет зависеть его будущая жизнь.

Ответственность разработки вариантов организации архитектурной среды в условиях современного мира и повышения уровня его толерантности безусловно велика[4] и является безусловно стратегической для становления нового поколения людей, которые больше не будут делить окружающих на здоровых и больных.  Представленные разработки могут не только быть реализованы уже сейчас, но и быть заложены в будущем проектировании глобальных “городов для всех”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Банцерова О.Л., Т. В.Арсланбекова Опыт проектирования пространства жилого дома с учетом духовного развития семьи   North Charleston USA/ Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований  13-14  марта/ 2014г.
  2. Базыма Б.А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения /Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550. Материалы 4-х международных психологических чтений: “Психология в современном измерении: теория и практика”, Харьков, 2002, с. 13-15.
  3. Власов Д.Н., Методология развития системы транспортно-пересадочных кзлов на территории городсткого ядра агломерации (На примере Москвы), Современные проблемы науки и образования, № 4 / 2013
  4. Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни = Transportation for Livable Cities. — Территория будущего, 2011. — С. 576. — ISBN 978-5-91129-058-0.
  5. Данилина Н.В., Власов Д.Н., Системы транспортно-перессадочных узлов и «перехватывающие стоянки», монография, Издательство: Lap Lambert Academic Publshing (Германия) ,  ISBN  978-3-659-42199-0,  81 стр.2013 г
  6. Дей К. «Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство» / Пер. с англ. В.Л. Глазычева / Кристофер Дей. – М.: Ладья, 2000. – 280 с: ил.
  7. Привезенцева С.В., Сорокоумова Т.В./ Рекреационно-досуговая урбосреда для детского населения/ Научное обозрение /Издательский дом “Наука образования” (Москва) /2015/№14/50-53/ ISSN: 1815-4972
  8. Теслер К.И, Развитие адаптированных для маломобильных групп населения маршрутов общественного транспорта в исторической части г.Москвы,  ИНТЕРНЕТ-ВЕСТНИК ВОЛГГАСУ , Издательство: Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (Волгоград), №4(35), 2014 г,eISSN: 1994-0351
  9. Трофимова Т.Е., Родионовская И.С., Сорокоумова Т.В., Детская ектиация в городской среде, Научное обозрение, Издательство: Издательский дом “Наука образования” (Москва) ,№14, 2016 г., ISSN: 1815-4972

REFERENES      

  1. Bantserova O.L., T. V.Arslanbekova Opyt proektirovaniia pro-stranstva zhilogo doma s uchetom dukhovnogo razvitiia sem’i   North Charleston USA/ Aktual’nye napravleniia fundamental’nykh i prikladnykh issledovanii  13-14  marta/ 2014g.
  2. Bazyma B.A. Poriadkovye otnosheniia tsvetov i tsvetovye predpochteniia /Vestnik Khar’kovskogo universiteta, seriia «Psikhologiia», № 550. Materialy 4-kh mezhdunarodnykh psikhologicheskikh chtenii: “Psikhologiia v sovremennom izmerenii: teo-riia i praktika”, Khar’kov, 2002, s. 13-15.
  3. Vlasov D.N., Metodologiia razvitiia sistemy transportno-peresadochnykh kzlov na territorii gorodstkogo iadra aglomeratsii (Na primere Moskvy), Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, № 4 / 2013
  4. Vukan R. Vuchik. Transport v gorodakh, udobnykh dlia zhizni = Transportation for Livable Cities. — Territoriia budushchego, 2011. — S. 576. — ISBN 978-5-91129-058-0.
  5. Danilina N.V., Vlasov D.N., Sistemy transportno-peressadochnykh uzlov i «perekhvatyvaiushchie stoianki», monografiia, Izdatel’stvo: Lap Lambert Academic Publshing (Germaniia) ,  ISBN  978-3-659-42199-0,  81 str.2013 g
  6. Dei K. «Mesta, gde obitaet dusha: Arkhitektura i sreda kak lechebnoe sredstvo» / Per. s angl. V.L. Glazycheva / Kristofer Dei. – M.: Lad’ia, 2000. – 280 s: il.
  7. Privezentseva S.V., Sorokoumova T.V./ Rekreatsionno-dougovaia urbosreda dlia detskogo naseleniia/ Nauchnoe obozrenie /Izdatel’skii dom “Nauka obrazovaniia” (Moskva) /2015/№14/50-53/ ISSN: 1815-4972
  8. Tesler K.I, Razvitie adaptirovannykh dlia malomobil’nykh grupp naseleniia marshrutov obshchestvennogo transporta v istoricheskoi chasti g.Moskvy,  INTERNET-VESTNIK VOLGGASU , Izdatel’stvo: Volgogradskii gosudarstvennyi arkhitekturno-stroitel’nyi universitet (Volgograd), №4(35), 2014 g,eISSN: 1994-0351
  9. Trofimova T.E., Rodionovskaia I.S., Sorokoumova T.V., Detskaia ektiatsiia v gorodskoi srede, Nauchnoe obozre-nie, Izdatel’stvo: Izdatel’skii dom “Nauka obrazova-niia” (Moskva) ,№14, 2016 g., ISSN: 1815-4972