ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР – ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

image_pdfimage_print

УДК  332.3

Махотлова Маратина Шагировна

Кандидат биологических наук,  

Кабардино–Балкарский государственный

аграрный университет имени В.М. Кокова, Нальчик

Makhotlova M.SH.

Сandidate of biological Sciences,

Kabardino–Balkarian state agrarian

Universitynamed after V.M. Kokov, Nalchik
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТРИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

THE LAND CADASTRE IS A MANAGEMENT TOOL FOR LAND USE

 

          Аннотация. В статье анализируется понимание кадастра в плановой системе как формы народнохозяйственного учета, вытекающее из бесплатности природопользования. Рассматривается Государственный земельный   кадастр,  как   систем а сведений о  природном   и   хозяйственном

положении   земель КБР, местоположении, целевом использовании, размерах и границах  земельных  участков,  их  качественной  характеристике,  об учете

землепользования и кадастровой стоимости земельных участков и иных необходимых   сведений.

         Abstract. The article analyzes the understanding of an inventory planning system as a form of national economic accounting, resulting from the free nature. Is considered State land cadastre, as systems and information about natural and economic the position of lands of the CBD, the location, targeted use, size and boundaries of land plots, their qualitative characteristics, accounting
land use and cadastral value of land plots and other necessary information.  

           Ключевые слова: земельный кадастр, управление землепользованием, земельно–кадастровая  документация, народнохозяйственный учет,  природопользование, кадастровая стоимость.

           Keywords: land cadastre, land management, land cadastre documentation, national economic accounting, environmental management, cadastral value.

Изменение характера отношений собственности на землю при переходе от плановой экономики к рыночной не могло не затронуть сущности и порядка ведения такого важного инструмента управления землепользования как земельный кадастр [6].

Понимание кадастра в плановой системе как формы народнохозяйственного учета, вытекающие из бесплатности природопользования, привело к тому, что кадастры лесных, водных, минерально–сырьевых ресурсов свелись к простому набору сведений о количественном и качественном состоянии этих ресурсов. Нормально, с точки зрения структуры был развернут только земельный кадастр. Но и он отражал, естественно, экономические отношения плановой системы.

Переход к рынку сделал задачу создания адекватного земельного кадастра весьма актуальной. Это связано с тем, что приватизация в сфере природопользования, введение платы за землю, а также введение ряда других новшеств существенно осложняются при отсутствии необходимой и достаточной кадастровой информации. В современных условиях земельный кадастр должен отражать присущие рынку формы собственности.  К тому же, данная проблема приобретает особый характер в силу того, что земля является не только природным ресурсом, а объектом недвижимости.  Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, базисом размещения различных народнохозяйственных объектов и с ней так или иначе связаны все другие виды природных ресурсов [1].

Государственный    земельный    кадастр   представляет собой систему сведений о  природном  и  хозяйственном  положении  земель, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных  участков, иных необходимых   сведений.   В   государственный   земельный   кадастр   также включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Составной частью земельного кадастра является мелиоративный  кадастр орошаемых земель, представляющий собой систему  сведений .о мелиоративном состоянии  орошаемых земельных участков, оценке их качественных характеристик по природным  и ирригационно– хозяйственным условиям, об учете их использования [3].

Организация ведения земельного кадастра в  осуществляется центральным      уполномоченным    органом.   Государственный    земельный кадастр Республики (земельный кадастр республики, областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения))  является  составной  частью  государственной  системы кадастров и ведется по единой системе на всей территории России.

Государственный  земельный  кадастр  ведется Специализированными  республиканскими государственными предприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган является органом государственного управления.

Сведения  государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.

Данные государственного земельного кадастра  являются  основой  при планировании использования и охраны земель, при  проведении землеустройства, оценке хозяйственной  деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель, а также для  формирования единого государственного реестра земель, ведения правового  и других кадастров, определения  размера платежей за землю, учета  стоимости    земельных    участков    в     составе    недвижимого имущества  и стоимости земли в составе  природных ресурсов.

Единицей  учета  и хранения данных государственного земельного кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепляемый в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений [2].

Государственному   кадастровому учету подлежат  земельные участки,  расположенные   на  территории,   независимо  от  формы  собственности    на землю,   целевого   назначения    и   разрешенного   характера   использования  земельных участков.

Государственный земельный кадастр включает следующие  виды работ:

  1. формирование кадастрового дела  земельного участка;
  1. учет количества и качества земель;
  1. государственную кадастровую оценку  земель и бонитировку почв;
  1. накопление, обработку и ведение банка данных о земельных участках

и их субъектах, а также другой  земельно-кадастровой информации  на

бумажных носителях и в  электронном виде;

  1. ведение         автоматизированной         информационной           системы

государственного земельного  кадастра;

  1. изготовление    и   ведение  земельно–кадастровых    карт,  в  том числе

цифровых;

  1. ведение   земельно–кадастровой   книги  и  единого   государственного

реестра  земель;

9) изготовление идентификационных  документов на земельный участок;
10) присвоение кадастровых номеров  земельным участкам;

11) изготовление паспортов земельных  участков.

Кадастровое деление территории  осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых  номеров.

Единицей    кадастрового     деления    территории   являются    учетные кварталы.
Каждому земельному участку в целях определения  местоположения (идентификации)   присваиваются   кадастровые  номера.  Границы   учетных кварталов, которые в  последующем используются в правовом  кадастре, по согласованию      с      органами       архитектуры       и       градостроительства,  государственной регистрации прав на недвижимое  имущество  и    сделок   с ним    определяются     уполномоченными    органами      областей      (города  республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка и утверждаются соответствующими местными исполнительными органами. Перечень кодов, присваиваемых   областям,  городам  республиканского  значения,  районам  и городам областного (районного) значения для целей формирования кадастровых  номеров  земельных  участков, устанавливается Правительством Республики.

Земельно–кадастровая  документация на всех уровнях учета  включает: базовую, периодически обновляемую  и ежегодно составляемую.
К базовой  земельно–кадастровой документации относятся:

  • земельно–кадастровые дела;
  • земельно–кадастровая книга;
  • единый государственный реестр земель;
  • земельно–кадастровые карты.

Структура,    состав,    содержание    и   формы     земельно–кадастровой  документации,  а   также порядок  ее  ведения  устанавливаются  центральным  уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.

Государственный земельный кадастр ведется на бумажных носителях и может  вестись  с использованием  электронных  систем  сбора,   обработки и хранения информации [4].

Порядок ведения  государственного земельного кадастра устанавливается законодательством  РФ.

Сведения  государственного земельного кадастра об определенном земельном  участке  предоставляются  в виде выписок по месту учета данного земельного участка.

Документирование    сведений государственного земельного  кадастра  осуществляется   на   бумажных   и  электронных   носителях.   При  наличии  расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Республики [5].

Сведения  кадастра о земельных участках соотносятся  с земельно-кадастровыми картами (планами). Государственные органы, государственные  предприятия       и        должностные      лица,      осуществляющие      ведение  государственного  земельного  кадастра,  обязаны обеспечить   достоверность  сведений, включаемых в земельно–кадастровую  документацию.

Сведения  земельного кадастра, не содержащие государственных  секретов и иных ограничений, являются общедоступными и предоставляются  заинтересованным физическим и юридическим  лицам на платной основе. Предоставление сведений земельного кадастра в государственные  органы осуществляется на бесплатной основе за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств.

Порядок проведения работ по Государственной кадастровой оценке земель.

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) –  это комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков. Расчет кадастровой стоимости земель различного целевого назначения осуществляется с учетом данных земельного кадастра, статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Работы по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации проводятся в целях создания налоговой базы для исчисления земельного налога и иных платежей за землю, что определено Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 65, 66), Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 31), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 №945 «О государственной кадастровой оценке земель», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №16 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Периодичность проведения массовых оценочных работ: не реже одного раза в 5 лет установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №478 «О внесении изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель». Методические документы по государственной кадастровой оценке земель, содержащие концептуальные положения по массовой оценке земель той или иной категории утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Для определения кадастровой стоимости земельных участках применяются методы массовой оценки. Система массовой оценки позволяет получать оценочные значения стоимости для множества объектов недвижимости в короткие сроки и при затратах, значительно меньших, чем при индивидуальной оценке (оценке единичных объектов недвижимости).

Определение кадастровой стоимости для основного целевого назначения –  целей налогообложения, проводится по правилам, устанавливаемым государством.

Таким образом, Государственная кадастровая оценка земель (массовая оценка) –  это систематическая оценка объектов недвижимости на актуальную дату с использованием стандартных методов.

Государственная кадастровая оценка земель проводится для следующих категорий земель:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  1. Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений.
  1. Земли населенных пунктов.
  1. Земли промышленности и иного специального назначения.
  1. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  1. Земли водного фонда.
  1. Земли лесного фонда.

Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Законом об оценочной деятельности установлен следующий порядок проведения государственной кадастровой оценки:

  1. Решение принимает Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях установленных законодательством субъекта РФ орган местного самоуправления.
  • формирование     перечня     земельных     участков   в    составе  земель    населенных пунктов;
  • не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
  1. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.
  • исполнителем работ по определению кадастровой стоимости является оценщик.
  1. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.
  • производит саморегулируемая организация оценщиков.
  1. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
  • утверждает результаты исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ орган местного самоуправления.
  1. Опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости.
  • публикует результаты исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ орган местного самоуправления.
  1. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
  • в государственный кадастр недвижимости вносит результаты Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
  1. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости.
  • рассматривает споры комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо Арбитражный суд.
  1. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик.
  • данной процедурой занимается федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра».

          Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов разработаны в соответствии с пунктом 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №16, ст. 1709; 2006, №16, ст. 1744; №52, ст. 5587).

Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:

  1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
  1. Земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно–оздоровительного назначения.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.
  1. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.
  1. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
  1. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
  1. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
  1. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  1. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в границах субъекта Российской Федерации.

 

Литература

  1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Государственный кадастр недвижимости / Под ред. А.А. Варламова. –  М.: КолоС, 2012. С.679.
  1. Клюшниченко В.Н. Особенности ведения кадастра на современном этапе.: монография –  Новосибирск. СГГА, 2015. С.139.
  1. Пылаева А.В. Развитие кадастровой оценки недвижимости.: монография –  Нижний Новгород. ННГАСУ, 2012. С.130.
  1. Губжева А. А., Махотлова М.Ш. Кадастровая стоимость земельных участков // В сборнике: Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Сборник материалов  Международной научно-практической конференции. 2016. С.155–157. 
  1. Тлупова О. А., Махотлова М.Ш. Государственная оценка земель КБР // В сборнике: Приоритетные направления развития науки, техники и технологий. Сборник материалов  Международной научно-практической конференции. 2016. С.180–184.
  1. Махотлова М.Ш.,Карашаева А.С., Темботов З.М.Кадастровая оценка стоимости земельных участков различных категорий земель Кабардино – Балкарской Республики. / Международный сельскохозяйственный журнал. 2016.№2. С. 22– 24.

Literature

  1. Varlamov A.A., Galchenko S. A. State cadastre of real estate / Under the editorship of A.A. Varlamov. – M.: Kolos, 2012. S.679.
  1. Klyushnichenko V.N. Doing inventory today.: monograph, Novosibirsk. SSGA, 2015. S.139.
  1. Pylaeva A.V. Development of cadastral valuation of real estate.: monograph – Nizhny Novgorod. NNGASU, 2012. S.130.
  1. Gubareva A.А.,  Makhotlova M.SH. Cadastral value of land plots // In the collection: Priority directions of development of science, engineering and technology. Proceedings of the International scientific–practical conference. 2016. S.155–157.
  1. Tlupova O. A.,  Makhotlova M.SH. State estimation of CBD land // In the collection: Priority directions of development of science, engineering and technology. Proceedings of the International scientific–practical conference. 2016. S.180–184.
  1. Makhotlova M.SH., Karahaeva A. S., Tembotov Z. M. Cadastral valuation of land plots of various categories of lands of Kabardino–Balkarian Republic. / International agricultural journal. 2016. №2. S.22–24.