Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10578 

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗРЕЗЕ ИХ ТИПОЛОГИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 

THE MECHANISM OF MANAGING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES OF THE LIPETSK REGION IN THE CROSS SECTION OF THEIR TYPOLOGIZATION: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT 

Гвоздева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6240-4196

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9788-2692

Ганичева Анастасия Олеговна, аспирант 1 года обучения кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4132-1639

Ганичев Владислав Андреевич, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0735-9556 

Gvozdeva O.V., gvozdeva_ov@bk.ru

Chuksin I.V., chuksin-99@mail.ru

Ganicheva A.O., aganicheva@outlook.com

Ganichev V.A., ganichewa@outlook.com

Аннотация. В статье авторы рассмотрели вопросы устойчивой системы управления сельскими территориями. По мнению авторов, для формирования устойчивой системы, необходимо осуществлять контроль за социально-экономической структурой сельских территорий с целью выявления существующих проблем в развитии территории, и принятия ряда управленческих решений, направленных на повышение качества жизни населения. Авторами были выделены группы муниципальных образований с целью их типологизации по уровням перспектив устойчивого развития сельских территорий, обращая внимание на факт их неоднородности. Главным результатом устойчивой системы управления сельскими территориями, по мнению авторов, можно отметить показатель конкурентоспособности сельских территорий. Кроме этого, авторы рассмотрели проблемы в разрезе блоков, характеризующих разные стороны развития территорий. Учитывая выделенные проблемы, авторы обобщили направления, которые позволят повысить устойчивость сельских территорий Липецкой области. 

Abstract. In the article, the authors examined the issues of a sustainable management system for rural areas. According to the authors, in order to form a sustainable system, it is necessary to monitor the socio-economic structure of rural areas in order to identify existing problems in the development of the territory, and to make a number of management decisions aimed at improving the quality of life of the population. The authors identified groups of municipalities with the aim of typologizing them according to the levels of prospects for sustainable development of rural areas, drawing attention to the fact of their heterogeneity. The main result of a sustainable rural management system, according to the authors, is the indicator of the competitiveness of rural areas. In addition, the authors considered the problems in the context of blocks that characterize different aspects of the development of territories. Taking into account the highlighted problems, the authors summarized the directions that will improve the sustainability of rural areas in the Lipetsk region.

Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, типологизации, оценочные показатели, инвестиционная привлекательность, ранг, радикальный показатель, конкурентоспособность

Keywords: rural areas, sustainable development, typology, estimated indicators, investment attractiveness, rank, radical indicator, competitiveness

Для устойчивой системы управления сельскими территориями необходимо осуществлять контроль за их социально-экономической структурой с целью выявления существующих проблем в развитии территории, и принятия ряда управленческих решений, направленных на повышение качества жизни населения. Проблема устойчивости развития экономического и социального сектора сельских территорий требует ряда последовательных действий, представляющих собой взаимосвязанную систему определенных задач [4].

Входящие в состав Липецкой области муниципальные образования неоднородны по своим признакам, а именно по группам демографических и институциональных функций, функций качества жизни сельского населения Липецкой области, социальных функций и дающих сведения об уровне жизни населения сельских территорий, экологических
и производственных функций, рассмотренных в предыдущих работах автора. Данные функции тесно взаимосвязаны между собой, что было подтверждено многочисленными работами и исследованиями. Такой факт позволяет подтвердить утверждение, что устойчивость сельских территорий представляет собой триединую комплексную систему экологических, социальных и экономических спектров развития, в том числе по экономической устойчивости и уровням развития муниципалитетов. Выводы позволяют выдвинуть основания для формирования и создания механизма экономико-статистического моделирования, позволяющего оценить конкурентоспособность
и привлекательность конкретной сельской территории [5]. Поэтому считаем целесообразным выделить группы муниципальных образований с целью их типологизации по уровням перспектив устойчивого развития сельских территорий, обращая внимание на факт их неоднородности.

Выделение групп будем осуществлять на основе трех блоков, характеризующиеся оценочными показателями (рисунок 1).

Муниципальные образования, входящие в состав Липецкой области
и выступающие объектами исследования для группировки их по социально-экономическим показателям, представлены в таблице 1.

Наиболее ключевые показатели, характеризующие выделенные нами блоки для анализа положения организационно-экономического потенциала сельских территорий Липецкой области, по-нашему мнению, представлены в таблице 2.

Количественные показатели по рассматриваемым блокам таблицы 2 для расчета индекса привлекательности и конкурентоспособности муниципальных образований Липецкой области были заимствованы с сайта Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (далее – Липецкстат) [3,6,7].

Основным и простым в использовании методом упорядочивания разного рода количественных показателей принято считать метод ранжирования данных по убыванию или возрастанию признака
в рассматриваемой совокупности баз данных. В нашем случае, для характеристики оценки конкретного муниципального образования будем использовать ранжирование по убыванию.

Проведенное ранжирование данных показало, что Грязинский и Липецкий районы являются самыми густонаселенными района Липецкой области с преобладающим показателем среднегодовой численности постоянного населения, Данковский район – самый менее населенный. Средняя заработная плата стабильна на территории всех муниципальных образований, но достигает своего максимального значения в Грязинском районе, минимального – в Воловском районе, также на территории данного муниципального образования выделяемая площадь, приходящая на одного жителя, минимальна.

Показатель площади предоставляемых земельных участков колеблется от 0,5 до 23,5 га, связано это с постоянной численностью
и плотностью населения территорий. Объем инвестиций в основной капитал также распределен неравномерно, Елецкий район превышает в 50 раз по данному показателю по отношению к Воловскому району [2].

Объем отгруженных товаров промышленного производства достигает своего предела в рассматриваемой совокупности в Лебедянском районе,
что связано с успешным функционированием ряда промышленных предприятий на территории муниципального образования, таких как Лемаз, ОАО «Лебедянский», ООО «Лебедянь Молоко», Лебедянский сахарный завод, Лебедянский консервный завод и другие.

Профицит местного бюджета в расчете на одного человека составляет
2,04 тыс. руб./чел в поселке Лев-Толстовский, данный показатель наибольший в рассматриваемой модели. Существенный дефицит бюджета представлен в Долгоруковском районе и составляет 1,95 тыс. руб./чел, такой показатель связан с большим количеством утвержденных на территории муниципального образования проектов и программ развития сельских территорий, требующих значительных вложений на реализацию запланированных мероприятий, кроме этого на территории Долгоруковского района в 2020 году было большое количество лесных пожаров, для восстановления текущей ситуации органы местного самоуправления выделили большое количество средств для устранения последствий. Все эти и многие другие факторы отразились
на экономической составляющей района.

Что касается экологической составляющей, то количество выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников максимально на территории Липецкого района, что объяснимо близостью района к областному центру – городу Липецку, где сконцентрированы основные объемы промышленных предприятий. Однако показатель по улавливаемым веществам также достигает своего наибольшего значения в Липецком районе, что говорит
о взаимокомпенсации выброшенных и обезвреженных загрязняющих веществ, с использованием современных сооружений для очистки воздуха от негативных веществ.

На основании проранжированных данных составим комплексную матрицу для выявления рангов развития сельских территорий Липецкой области по экономическим, социальным и экологическим аспектам, что позволит нам охарактеризовать текущую ситуацию муниципальных образований по ранее названных аспектам (рисунок 2).

На основании выделенных рангов составим таблицу 3 по количеству попаданий сельских территорий в тройку лидеров. Первая группа будет представлена территориями, которые занимали лидирующие позиции семь и более раз, вторая группа – от пяти до семи раз, третья группа – от трех до пяти, четвертая группа – от одного до трех, и пятая группа – количество попаданий отсутствует.

Таким образом, после группировки сельских территорий Липецкой области по количеству попаданий в лидирующие позиции по разным видам количественных и качественных факторов, целесообразно выделить три ключевые группы районов и классифицировать их как «благополучные», «средние» и «отстающие» соответственно в своем социально-экономическом и финансовом положение.

Группировка территорий по трем ключевым группам представлена в таблице 4.

Проанализировав таблицу 4, можно прийти к выводу, что количество районов «отстающих» в своем развитии является преобладающем большинством среди всех муниципальных образований Липецкой области. Основная задача, выдвигаемая настоящей работой, заключается
в предложении разного рода мер, направленных на улучшение качества жизни населения сельских территорий.

Для итога проведенной группировки сельских территорий Липецкой области и определения их состояния организационно-экономического потенциала, считаем необходимым, определить показатель привлекательности и конкурентоспособности территорий Липецкой области, представляющий собой числовое значение на основе индивидуальных индексов по каждому муниципальному образованию.

Радикальный показатель конкурентоспособности сельских территорий Липецкой области (РПКстЛО) по каждому муниципальному образованию
в отдельности был рассчитан в соответствии с формулами, представленными на рисунке 3, и количественными данными Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области (далее – Липецкстат) [6,7]. Результаты вычисления представлены в таблице 4.

На основании таблицы 4, можно сделать вывод, что наибольший радикальный показатель конкурентоспособности сельских территорий Липецкой области имеет Липецкий район (0,767), а самый низкий – Долгоруковский район (0,448).

Проведенный анализ типологизации районов Липецкой области по уровню их устойчивого развития позволил выделить группы сельских территорий, показатель конкурентоспособности которых является минимальной величиной, что дает предпосылки к разработке рекомендаций для улучшения качества жизни сельского населения, путем формирования соответствующей социальной и производственной инфраструктуры.

Анализ количественных данных сельских территорий по всем ключевым показателям и вычисленный их радикальный показатель конкурентоспособности дает нам возможность говорит о неэффективном управлении устойчивым развитием сельских территорий Липецкой области. Рассматривать имеющиеся проблемы необходимо в разрезе блоков, характеризующих разные стороны развития территорий.

Острая и насущная проблема, которая имеет место быть во всех муниципальных образованиях Липецкой области – это снижение рождаемости местного населения, увеличение смертности и низкий естественный прирост (социальный блок). Среднегодовая численность постоянного населения в среднем с 2017 по 2020 год уменьшилась во всех регионах на 3,6%. Например, естественный прирост в Краснинском районе – отрицательная величина, коэффициент уменьшился на 10 человек, что означает увеличение умерших по отношению к числу родившихся.

Все 18 муниципальных образований, за исключением Грязинского
и Липецкого района, характеризуются отрицательным показателем миграции. И только в названных районах показатель за период 2017-2020 год вырос на 2,1% 3,2% соответственно. Большую массу выбывших из регионов составляют граждане в возрасте 19-32 лет. В Данковском районе в 2020 году более 23% населения в возрасте 20-30 лет выбыло,
а прибывших составило всего 12%. Воловский район характеризуется 36% и 24% соответственно. В первую очередь это связано с отсутствием на селе необходимых рабочих мест для молодежи, возможности для самореализации и создания семей.

Кроме этого, имеет место быть проблема площади жилых помещений, приходящиеся на одного жителя. Так, например, в Лебедянском районе показатель по сравнению с 2019 был уменьшен на 0,05 м2, в Становлянском районе – на 0,09 м2. В Краснинском районе показатель составил 0,9 м2 по состоянию на 2020 год, что меньше по сравнению с 2018 годом на 0,15 м2.

Проблемы социального блока в первую очередь требуют комплексного решения, поскольку для местного населения необходимо создать все благоприятные условия, в которых допустимо будет трудиться и проживать. В связи с этим, анализируя вышеперечисленные проблемы рассматриваемого блока считаем необходимым:

1) обеспечить местное населения комфортабельным жильем, особенно многодетных семей, молодых специалистов, работающих на селе, пенсионеров, ветеранов и тружеников тыла. Для чего необходимо разработать инструментарий выделения бюджетных средств нуждающимся на строительство нового жилья в рамках программ поддержки и развития, а также предоставления льгот и субсидий на строительство без применения заемных средств. Например,
на территории Данковского района был введен в эксплуатацию жилищный комплекс «Южный», многоквартирные дома были предоставлены особым категориям граждан по льготным ассигнованиям, в результате чего большая часть населения региона улучшило свои жилищные условия за счет соответствующих программ поддержки населения;

2) привлечь молодых специалистов для их дальнейшего трудоустройства на селе, путем предоставления необходимых средств
в качестве подъемной силы таким специалистам, готовым трудится на малой земле. Обеспечить достойный размер оплаты труда с целью закрепления за специалистом рабочего места [1];

3) создать или совершенствовать созданную социальную инфраструктуру сельских территорий: строительство новых детских садов для младшего населения в возрасте 1-6 лет, фельдшерско-акушерских пунктов с современным оборудованием и новых поликлиник, и больниц, строительство учебных и профессиональных заведений с возможностью открытия и функционирования классов для одаренных детей. Кроме этого, особое внимание необходимо уделить спорту, для этого необходимо строить новые спортивные оздоровительные комплексы, включающие в себя все направления спорта, а также стадионы и оборудованные по современным стандартам спортивные площадки;

4) создать достаточное количество рабочих мест, развивая разные виды деятельности на селе, как сельскохозяйственное производство, так
и другие возможные варианты трудоустройства. Считаем с этой целью необходимым заключать целевые договоры на обучения предприятиям муниципальных образований с высшими учебными заведениями области для дальнейшей стажировки и последующего трудоустройства молодежи. Кроме этого, осуществлять бесплатный процесс профессиональной переподготовки работников в рамках выделения средств из бюджетов разных уровней;

5) развивать и совершенствовать инженерную инфраструктуру. Для этого необходимо обеспечить строительство новых автомагистральных путей и сельских дорог для связи населенных пунктов с областными центрами, модифицировать тепловые и электрические сети, усовершенствовать средства связи путем подключения сельских территорий к глобальным сетям.

Рассматривая экономический блок, стоит затронуть проблему объема инвестиций в основной капитал сельских территорий. Например, в Данковском районе объем инвестиций 2020 года снизился на 2,3% по сравнению с 2019 годом, в Краснинском районе данный показатель уменьшился на 1,4% соответственно, в Долгоруковском районе – на 1,7%. Основная причина такого снижения объема инвестиций заключается в нестабильной ситуации бюджетной системы муниципальных образований.

Еще одна насущная проблема экономического блока – это доля прибыльных сельскохозяйственных организаций. Основные формы хозяйствования сельских территорий, как правило, такие как, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, во многом характеризуют работу развития села в области сельского хозяйства. Большая часть муниципальных образований Липецкой области по рассматриваемому показателю достигает 100%, однако, пять регионов области едва дотягивают до 60%. Для развития сельского хозяйства на селе в первую очередь необходимо привлекать инвесторов с целью использования потенциала села для нужд сельскохозяйственного производства. Целесообразно было бы выделять дотации и субсидии фермерам, готовым трудится в сельском хозяйстве. Местным органам власти нужно создавать и разрабатывать соответствующие программы, направленные на развитие инвестиционного сельского потенциала, для дальнейшего определения перспектив работы в рассматриваемой сфере.

Зачастую фермерам бывает довольно тяжело подготовить и утвердить соответствующий пакет документов на разрешение заниматься сельскохозяйственным производством на территории села. Органам власти муниципальных образований необходимо оказывать содействие и помощь начинающим предпринимателям, для ускорения данного процесса. Считаем необходимым утвердить так называемые инвестиционные карты регионов, где будут размещены особые привлекательные места для занятия сельским хозяйством, исходя из почвенных, климатических и геоботанических условий. Кроме этого, на картах должны быть представлены благоприятные виды деятельности в области сельского хозяйства, которые уже успешно функционируют на территории региона, и будут, приносит доход потенциальным предпринимателем. В результате, все перечисленные направления будут служить непосильной помощью начинающим работодателям на селе, что послужит для них возможностью скорейшей реализацией развития отраслей сельского хозяйства на территории сельских поселений.

Говоря о проблемах экономического блока, нельзя не сказать о состоянии бюджета муниципальных образований. Ровно половина муниципальных образований Липецкой области находятся в стадии дефицита бюджетной системы, что говорит о недостаточных вложениях и поступлениях финансовых средств в структуру бюджета территорий. В соответствии с действующим налоговым законодательством, местными налогами, то есть теми средствами, которые поступают исключительно в муниципальные образования, являются земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Таким образом, первоочередная цель муниципальных образований заключается в том, чтобы граждане узаконивали свои постройки и признавали их объектами недвижимости путем объектов постановки на государственный кадастровый учет. С этой целью местные органы власти совместно с представителями соответствующих служб и ведомств проводят инвентаризацию местных земельных участков на предмет их использования в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Кроме этого, происходит осмотр вновь построенных объектов с целью выявления нарушений в строительстве и незаконному подводу коммуникаций к возведенным постройкам, минуя процедура кадастрового учета. Подобные мероприятия позволяют сформировать необходимую налогооблагаемую базу и увидеть реальную картинку пополнения местной казны.

Предоставление муниципальных земель в аренду – еще одна возможность улучшения финансовой устойчивости муниципального образования. Зачастую на территории регионов имеется большое количество неиспользуемых земель, находящихся в муниципальной собственности. Представление таких земель в аренду служит потенциалом для создания мощной финансовой базы, кроме этого, стимулирует граждан к дачному и иному строительству, что дает возможность использовать большие территории земель по их назначению и предотвратить на них развитии негативных процессов, например, таких как захламление.

Экологический блок, как и остальные блоки устойчивого развития территории, имеет свои проблемы. Количество загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, увеличилось в разы. Так, например,
в Тербунском районе данный показатель в 2020 году вырос на 1,9% по сравнению с 2019 годом. Данковский и Долгоруковский район увеличили показатель в среднем на 1,7%. В Грязинском и Липецком районе в связи со своим местоположением, характеризующимся близостью к областному центру, количество загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, увеличилось на 3,6% и 4,1% соответственно.

Для решения проблем экологического блока администрациям муниципальных образований необходимо разработать и утвердить экологические паспорта территорий, для создания общей картины экологической устойчивости местности. Данные виды регламентирующих документов послужат необходимой базой данных о загрязняющих веществах разных видов источников на территориях села.

Особое внимание следует уделить программам природоохранных мероприятий сельских территорий, направленных на защиту окружающей природной среды, включая действия по учету и уничтожению свалок отходов. Кроме этого, необходимо организовывать комплексную работу по вопросам реализации систем удаления и обращения твердых отходов, на сельских территориях [4].

Учитывая выделенные проблемы экономического, экологического и социального блоков, обобщим направления, которые позволят повысить устойчивость сельских территорий Липецкой области (рисунок 4).

Все проводимые направления обязательно должны быть нацелены на устойчивую бюджетную составляющую конкретного муниципального образования, нести в себе эффективность проводимых мероприятий и улучшать социальную и экологическую единицу жизни местного населения.

По результатам выполненной работы был сделан вывод о важности развития сельских территорий как части регионального социально-экономического развития. Предложенные направления блоков по повышению уровня устойчивости развития сельских территорий Липецкой области позволят обеспечить население достойным уровнем жизни, что даст возможность муниципальным образованиям улучшить занимающие позиции в рейтинге комплексного и устойчивого развития сельских территорий. Несомненно, это повысит инвестиционную привлекательность региона и всей области в целом за счет выхода социального, экономического и экологического аспектов жизни местного населения на новый уровень устойчивого развития, в свете выполнения условий реализации организационно-экономического механизма развития сельских территории.

Список источников

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года от 02 февраля 2015 г. №151-р: по состоянию на 13.01.2017 г.  / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

2 Постановление администрации Липецкой области о внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 28 октября 2013 года № 485 “Об утверждении государственной программы Липецкой области “Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области” от 26 ноября 2019 г. №497: по состоянию на 23.11.2018 г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

3 Закон Липецкой области о наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения от 02 июля 2004 г. №114-ОЗ: по состоянию на 07.08.2017 г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

4 Варламов, А.А., Гальченко, С.А., Гвоздева, О.В., Чуксин, И.В. Процесс цифровизации сельского хозяйства на базе концептуально новой системы умного землепользования // Международный сельскохозяйственный журнал, 2020, том 63, № 5 (377), с. 69-72.

5 О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2019 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020, вып. 6. – 224 с.

6 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., – 2020. – 1243 с.

7 Статистические и аналитические данные официального сайта Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lipstat.gks.ru/ (дата обращения 09.05.2021 г.).

References

1 Rasporyazhenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ob utverzhdenii Strategii ustojchivogo razvitiya sel`skix territorij Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda ot 02 fevralya 2015 g. №151-r: po sostoyaniyu na 13.01.2017 g.  / [E`lektronny`j resurs]. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy` «Konsul`tant Plyus».

2 Postanovlenie administracii Lipeczkoj oblasti o vnesenii izmenenij v postanovlenie administracii Lipeczkoj oblasti ot 28 oktyabrya 2013 goda № 485 “Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy` Lipeczkoj oblasti “Razvitie sel`skogo xozyajstva i regulirovanie ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya Lipeczkoj oblasti” ot 26 noyabrya 2019 g. №497: po sostoyaniyu na 23.11.2018 g. / [E`lektronny`j resurs]. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy` «Konsul`tant Plyus».

3 Zakon Lipeczkoj oblasti o nadelenii municipal`ny`x obrazovanij v Lipeczkoj oblasti statusom gorodskogo okruga, municipal`nogo rajona, gorodskogo i sel`skogo poseleniya ot 02 iyulya 2004 g. №114-OZ: po sostoyaniyu na 07.08.2017 g. / [E`lektronny`j resurs]. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy` «Konsul`tant Plyus».

4 Varlamov, A.A., Gal`chenko, S.A., Gvozdeva, O.V., Chuksin, I.V. Process cifrovizacii sel`skogo xozyajstva na baze konceptual`no novoj sistemy` umnogo zemlepol`zovaniya // Mezhdunarodny`j sel`skoxozyajstvenny`j zhurnal, 2020, tom 63, № 5 (377), s. 69-72.

5 O sostoyanii sel`skix territorij v Rossijskoj Federacii v 2019 godu. Ezhegodny`j doklad po rezul`tatam monitoringa: nauch. izd. – M.: FGBNU «Rosinformagrotex», 2020, vy`p. 6. – 224 s.

6 Regiony` Rossii. Social`no-e`konomicheskie pokazateli. 2020: R32 Stat. sb. / Rosstat. – M., – 2020. – 1243 s.

7 Statisticheskie i analiticheskie danny`e oficial`nogo sajta Territorial`nogo organa Federal`noj sluzhby` gosudarstvennoj statistiki po Lipeczkoj oblasti [E`lektronny`j resurs]. Rezhim dostupa: https://lipstat.gks.ru/ (data obrashheniya 09.05.2021 g.).

Для цитирования: Гвоздева О.В., Чуксин И.В., Ганичева А.О., Ганичев В.А. Механизм управления устойчивым развитием сельских территорий Липецкой области в разрезе их типологизации: проблемы и перспективы развития // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-64/

© Гвоздева О.В., Чуксин И.В., Ганичева А.О., Ганичев В.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.