Московский экономический журнал 7/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.154

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10488

Определение экономической эффективности строительства
транспортной автомобильной развязки

Determining the economic efficiency of construction road transport interchange

Гончарова Анастасия Владимировна, аспирант кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, г.Москва

Goncharova Anastasia V., post-graduate student of the Department of land use and cadastre of the STATE University of land management, Moscow

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы планирования строительства х транспортных автомобильных развязок на примере автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург. Площади отвода земель, необходимые для строительства путепровода и объездной автомобильной дороги, определены согласно поперечным профилям земляного полотна, продольному профилю, наличию водопропускных труб, примыканий и пересечений в одном уровне. все решения, принятые в данном проекте ориентированы на минимизацию испрашиваемых в постоянное пользование земель. Для определения экономической эффективности взяты следующие показатели: затраты, вкладываемые в дорогу до и после строительства новой транспортной развязки. Экономическим эффектом будет являться разность таких затрат, выраженная в миллионах рублей.

Summary. The article considers the issues of planning the construction of x transport interchanges on the example of the m-10 “Russia” highway Moscow-Tver – Veliky Novgorod – Saint Petersburg. The land allotment areas required for the construction of an overpass and bypass road are determined according to the cross-sections of the roadbed, the longitudinal profile, the presence of culverts, junctions and intersections at the same level. all decisions taken in this project are aimed at minimizing the land requested for permanent use. To determine the economic efficiency, the following indicators are taken: the costs invested in the road before and after the construction of a new transport interchange. The economic effect will be the difference in such costs, expressed in millions of rubles.

Ключевые слова или сочетания автомобильная развязка транспортная, строительство, эффект, эффективность.

Keywods – automobile interchange transport, construction, effect, efficiency.

Площади отвода земель, необходимые для строительства путепровода и объездной автомобильной дороги по объекту «реконструкция участков автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство транспортной развязки на 198 км автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург, Тверская область» определены согласно поперечным профилям земляного полотна, продольному профилю, наличию водопропускных труб и примыканий и пересечений в одном уровне.

Всего под развязку необходимо отвести:

  • в постоянное бессрочное пользование (постоянный отвод) – 41,685 га.

На территории калининского муниципального района полоса постоянного отвода затрагивает земельные участки, находящиеся:

  • в государственной неразграниченной собственности – 7,215 га:
  • в долевой собственности – 1,486 га:
  • в собственности Российской Федерации – 18,957 га (рисунок 1) [1].

Проектная полоса постоянного отвода автомобильной дороги проходит по землям следующих категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения – 1,486га;
  • земли промышленности, транспорта и иного специального назначения – 14,031 га;
  • земли лесного фонда – 18,957 га (рисунок 2).

Площади отвода земель, необходимые для строительства путепровода и объездной автомобильной дороги, определены согласно поперечным профилям земляного полотна, продольному профилю, наличию водопропускных труб, примыканий и пересечений в одном уровне [2].

Ширина проектной полосы отвода реконструируемой автодороги определена в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 717 от 2.10.2009 г. «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дороги (или) объектов дорожного сервиса» [3].

По Калининскому муниципальному району Тверской области необходимо отвести в постоянное бессрочное пользование (постоянный отвод) – 41,697 га.

В Калининском муниципальном районе Тверской области проектная полоса постоянного отвода проходит по земельным участкам, находящимся в государственной неразграниченной собственности, по земельным участкам, находящимся в долевой собственности, по земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.

Проектная полоса проходит по землям лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения [4].

Следует отметить, что все решения, принятые в данном проекте ориентированы на минимизацию испрашиваемых в постоянное пользование земель, что подтверждается следующими показателями:

  • заложение откосов насыпи принято наиболее возможным из условия обеспечения безопасного съезда транспортного средства в аварийной ситуации;
  • земляное полотно отсыпается из привозного грунта, без устройства притрассовых (боковых) резервов грунта.

После окончания реконструкции дороги срочная полоса приводится в состояние, пригодное для сельскохозяйственных работ, земли, оставшиеся после разборки существующей дороги, также подлежат рекультивации. Обоснованием необходимости изъятия земель служит экономическая составляющая, которая, несмотря на единовременные затраты на возмещение убытков собственникам, землевладельцам и землепользователям, рекультивацию и т. д., является экономически выгодным предприятием [5].

При принятии решений о начале дорожного строительства и проектировании объектов ключевыми факторами являются целесообразность и эффективность такого строительства.

Эффективность от строительства дорожных объектов может быть экономической, экологической, социальной и т. д.

Рассмотрим, насколько эффективной будет проектируемая транспортная развязка с экономической точки зрения.

Для определения экономической эффективности возьмем такие показатели, как различные затраты, вкладываемые в дорогу до и после строительства новой транспортной развязки. Экономическим эффектом в этом случае будет являться разность таких затрат, выраженная в миллионах рублей (все значения берем за один год эксплуатации).

Капитальные вложения в строительство транспортной развязки составляют 95,327 млн. руб. Сгруппируем все показатели в таблицу (таблица 1).

Составленная таблица демонстрирует, что затраты, связанные с автомобильной дорогой после строительства транспортной развязки уменьшатся по всем пунктам. Ожидаемый экономический эффект (Э) составит 18,907 млн. руб. Отобразим результат на гистограмме (рисунок 3) для большей наглядности.

Для дальнейшего определения экономической эффективности введем показатель, называемый общим коэффициентом эффективности (Кэ):

где Кэ – общий коэффициент эффективности;

Зэ1, Зэ2 – затраты на эксплуатацию автотранспортных средств соответственно по проектируемому и существующему вариантам;

Звр1, Звр2 – потери, связанные с затратами времени людей и грузов в пути следования соответственно по проектируемому и существующему вариантам;

П1, П2 – потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями соответственно по проектируемому и существующему вариантам;

Зр1, Зр2 – затраты на ремонт дороги соответственно по проектируемому и существующему вариантам.

Рассчитаем общий коэффициент экономической эффективности.

Коэффициент эффективности получился равным 1,287, что больше единицы. То есть строительство проектируемой транспортной развязки экономически эффективно.

Капитальные вложения  в строительство транспортной развязки составляют 95,327 млн. руб. Выгода (или экономический эффект), получаемая от строительства – 18,907 млн. руб. в год.

Если рассматривать эффективность с точки зрения окупаемости капитальных вложений в строительство, то транспортная развязка окупится через   

то есть через 5 лет после ее ввода в эксплуатацию.

Литература

  1. Официальный сайт администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район»: kalinin-adm.ru – (дата обращения 20.06.2020 г.).
  2. Варламов, А.А., Копысов А.М., Подболотова Л.П. Предоставление земельных участков для строительства объектов транспортной инфраструктуры в свете изменений земельного законодательства (статья). Транспортное строительство: №01/2015.:М., 2015, с.18-22.
  3. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» от 02.09.2009 №717 (ред. от 11.03.2011г.) [Электронный документ] // «КонсультантПлюс»
  4. Российская Федерация. Законы. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»  [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.12.2004г. №172-ФЗ (ред. от 07.06.2013г.)// «КонсультантПлюс»
  5. Российская Федерация. Законы. «Об экологической экспертизе»  [Электронный ресурс]: федеральный закон от 23.11.1995г. №174-ФЗ (ред. от 12.02.2015г.) // «КонсультантПлюс»
  6. Перечень муниципальных программ муниципального образования Тверской области «Калининский район»   на 2017-2019 годы: kalinin-adm.ru – (дата обращения 20.06.2020 г.)