Московский экономический журнал 6/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.812

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10361

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЬ

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR IMPROVING THE SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE QUALITY OF THE URBAN ENVIRONMENT, TAKING INTO ACCOUNT THE PROVISION OF THE POPULATION WITH GENERAL EDUCATIONAL FACILITIES IN THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY, THE CASE OF SEVASTOPOL

Саенко Ирина Александровна, доктор экономических наук, профессор кафедры Проектирования зданий и экспертизы недвижимости, Инженерно-строительный институт, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск

Дмитриева Наталья Олеговна, старший преподаватель кафедры Проектирования зданий и экспертизы недвижимости, Инженерно-строительный институт, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск

Короткова Светлана Андреевна, Инженерно-строительный институт, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск

Saenko I.A., saenko-irina@yandex.ru

Dmitrieva N.O., natali_shi@mail.ru

Korotkova S.A., svetlanna4443@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрен индекс качества городской среды города Севастополь и его динамика за три года и обозначены основные параметры по формированию комфортной городской среды г. Севастополь на основании Стандарта комплексного развития территорий с обоснованием строительства новых школ. Дана оценка численности постоянного населения Гагаринского района города Севастополя и проведено сравнение его застройки на соответствие типам городской среды. Обозначены базовые элементы территорий жилой и многофункциональной застройки и индикаторы социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих пространств. Предложен комплекс мер по повышению индекса качества городской среды с учетом положений Стандарта и доказана необходимость включения в методику оценки индекса качества городской среды индикатора обеспеченности общеобразовательными школами.

Summary. This paper considers the urban environment quality index of the city of Sevastopol and its dynamics over three years, and outlines the key parameters for the formation of a comfortable urban environment in Sevastopol on the basis of the Standard for the integrated development of territories with substantiation of the construction of new schools. We give an estimate of the resident population of the Gagarinsky district of the city of Sevastopol and analyze its development in terms of compliance with the types of the urban environment. The paper also indicates basic elements of residential and multifunctional buildings and indicators of social and leisure infrastructure and adjacent spaces. Our team proposes a set of measures to improve the urban environment quality index taking into account the provisions of the Standard, and proves the necessity to include the indicator of secondary schools provision in the methodology for assessing the quality index of the urban environment.

Ключевые слова: индикатор, индекс качества городской среды, стандарт комплексного развития территорий, целевые модели городской среды.

Keywords: indicator, urban environment quality index, standard of integrated development of territories, target models of urban environment.

В последние годы в Российской Федерации взят курс на повышение комфортности среды проживания и с 2019 г. утверждена Методика расчета показателя «Индекс качества городской среды» [1] как инструмент, позволяющий не только давать оценку состояния городской среды, но и как способ определения проблем развития городов. Для эффективного развития жилой среды городов разработан Стандарт комплексного развития территорий (далее Стандарт) [3], который на настоящий момент носит рекомендательный характер. В то же время в стране отмечается потребность в строительстве общеобразовательных учреждений, что особенно актуально для республики Крым. Цель данного исследования заключалась в изучении и сопоставлении положений Методики и Стандарта применительно к процессу комплексного развития территорий и обеспеченности населения общеобразовательными услугами, проведенного на примере г. Севастополь.

Методологической основой исследования является комплекс общенаучных методов таких как сравнение, комплексный подход и системный анализ, а также табличные и графические приемы визуализации данных.

Создание комфортной городской среды, которая способствует высокому качеству жизни населения, является неотъемлемой частью градостроительной и жилищной политики, но многие города сталкиваются с такими проблемами как:

  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • хаотичная застройка;
  • недоступность ряда услуг социального характера для населения;
  • недостаточный уровень безопасности и комфортности общественных зон.

Согласно Методике и порядку определения индекса качества городской среды г. Севастополю в 2020 году присвоено 179 баллов из 360, что характеризуется как неблагоприятная городская среда [2]. Тем не менее наблюдается положительная динамика данного показателя, так как в 2018 году он составлял 169 баллов, а в 2019 году – 172 балла. Рост показателя в 10 баллов незначительный, но он показывает, что постепенно проводится работа по улучшению качества городской среды. По результатам оценки в 2020 году наименее развитыми оказались следующие виды пространства: озелененные пространства и общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, по 27 и 21 баллу из 60 соответственно. Наиболее высокую оценку набрало жилье и прилегающие пространства (37 баллов из 60) (рисунок 1).

Для дальнейшего развития качества городской среды, необходима реализация мероприятий по комплексной застройке территорий.

Для высокого качества жизни населения и комфортной городской среды важным является сочетание всех необходимых параметров, а именно:

  • наличие комфортного и доступного жилья;
  • доступность объектов торговли и услуг;
  • доступность объектов образования;
  • комфортные условия для физического благополучия граждан;
  • гибкость и адаптивность городского пространства.

Достижение всех вышеперечисленных параметров объединяет в себе Стандарт комплексного развития территорий, область применения которого – это территории жилой и многофункциональной застройки. Согласно Стандарту, рассматривают три целевых модели городской среды: малоэтажная, среднеэтажная и центральная.

Помимо представленных выше целевых моделей, Стандартом также рассматриваются типы городской среды, т.е. территории сложившейся застройки с определенным набором функционально-планировочных и объемно-пространственных характеристик отличающиеся от целевых моделей Стандарта. Выделяется пять основных типов среды, которые встречаются в городах России (рисунок 2).

Гагаринский район г. Севастополя отличается разнообразием типов городской среды (рисунок 3). На территории района встречаются практически все типы городской среды, но особенно выраженными являются индивидуальная жилая среда, среднеэтажная и многоэтажная микрорайонная городская среда, что, в свою очередь, говорит о том, что на отдельных территориях района могут быть реализованы все целевые модели Стандарта.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю [6], Гагаринский муниципальный округ является самым населенным муниципальным образованием г. Севастополя с численностью населения на начало 2021 года 180 612 человек. И этот показатель постепенно растет, что отражено в таблице 1.

Так как территория Гагаринского района отличается значительным разнообразием по сложившимся типам городской среды, то выделим и рассмотрим только микрорайон Летчики, расположенный в западной части города на территории Гагаринского района. В микрорайоне преобладают многоэтажные многоквартирные дома советского и постсоветского периодов, а также активно ведется новое строительство многоэтажных домов. Микрорайон можно отнести к многоэтажной микрорайонной городской среде, что в значительной мере совпадает с параметрами среднеэтажной и центральной моделей Стандарта.

Чтобы оценить комплексность инфраструктуры микрорайона, рассмотрим некоторые из показателей многоэтажной микрорайонной городской среды и сравним их с рекомендуемыми параметрами целевых моделей. Результаты сравнения представлены в таблице 2.

Показатель по развитию объектов общественно-деловой инфраструктуры отвечает рекомендуемому. В среднем, доля помещений общественно-делового назначения составляет 25-35 % от общей площади зданий.

Рост плотности населения приводит к увеличению этажности жилой застройки. В районе расположено много жилых зданий этажностью от 9 этажей, при этом, Стандартом предполагается этажность рядовой застройки для центральной модели – не более 9 этажей.

Так как укрупненные размеры кварталов, высокая этажность и высокая плотность населения микрорайона несопоставима с параметрами среднеэтажной и центральной модели, необходимо постепенное развитие территории с увеличением функционального разнообразия предложенного для модели.

Изучив ключевые показатели микрорайона Летчики, можно сделать вывод о необходимости поэтапного преобразования его территорий в соответствии со среднеэтажной или центральной моделью Стандарта с целью дальнейшего повышения индекса качества городской среды и с применением следующих мер:

  1. Разукрупнение кварталом, за счет формирования внутриквартальных проездов в улицы;
  2. Заполнение разрывов в уличном фронте за счет создания объектов общественно-делового назначения и развитие застройки вдоль вновь образованных улиц;
  3. Создание четкого разграничения открытых пространств;
  4. Приспособление помещений первых этажей под размещение объектов общественно-делового назначения.

Одним из важных составляющих базовых элементов территорий жилой и многофункциональной застройки целевых моделей Стандарта (рисунок 4), а также в соответствии с принципами комплексного развития г. Севастополя, являются объекты образования.

В рамках Федеральной целевой программы “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года” запланирована реализация строительства 113 объектов образования [4], из них 27 в г. Севастополе, в том числе 11 объектов общего образования. Из них 2 школы в настоящий момент строятся в Гагаринском муниципальном округе (рисунок 5), что объясняется наиболее высокой плотностью населения в данном районе города.

Для повышения комфортности и эффективности использования территории, на которой расположены школы, а также прилегающей территории, в соответствии со Стандартом рационально придерживаться следующих мер:

  1. Размещение части функциональных зон за пределами участка школы на территории прилегающих парков или скверов (при условии его нахождения в зоне пешеходной доступности);
  2. Возможность использования школьных площадок для проведения досуга жителями близлежащей жилой застройки;
  3. Совместное использование хозяйственных площадок школой и жителями прилегающих жилых домов;
  4. Проектирование эксплуатируемой кровли школы для проведения занятий на открытом воздухе.

Соблюдение данных мер позволяет оптимизировать городскую среду, сделает использование земельных ресурсов более рациональным, а также предотвратит разрывы в застройке, что в свою очередь сделает городское пространство более комфортным для проживания и досуга.

В соответствии с индексом качества городской среды уровень развития социально-досуговой инфраструктуры в г. Севастополе 33 балла из 60. При детальном рассмотрении индикаторов (рисунок 6), определяющих количество баллов по данному пространству, было выявлено отсутствие отдельного индикатора, характеризующего наличие, разнообразие и обеспеченность такими объектами образования как школы.

Проведенное исследование показало, что строительство новых школ в жилых микрорайонах г. Севастополь является актуальным, что в соответствии с принципами Стандарта является одним из основных элементов развития городских территорий. Однако это напрямую не повлияет на изменение индекса качества городской среды, что свидетельствует о необходимости совершенствования методики в части учета в расчетах такого индикатора как обеспеченность населения общеобразовательными объектами.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 N 510-р (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320891/  (дата обращения: 15.06.2021).
  2. Индекс качества городской среды г. Севастополя // Индекс качества городской среды [Электронный ресурс]. URL: https://xn—-dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/cities/3925 (дата обращения: 15.06.2021).
  3. Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/18283/ (дата обращения: 15.06.2021).
  4. Федеральная целевая программа “Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года” // Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. URL: https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2021?fcp_code=4520000000 (дата обращения: 15.06.2021).
  5. Карта Гагаринского муниципального округа г. Севастополя // Яндекс. Карты. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/maps/959/sevastopol/geo/gagarinskiy_munitsipalny_okrug/1449330206/?ll=33.498709%2C44.564947&pt=33.464167%2C44.565212&source=entity_search&z=12.62 (дата обращения: 15.06.2021).
  6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым г. Севастополю [Электронный ресурс]. URL: https://crimea.gks.ru/folder/27485 (дата обращения: 15.06.2021).