http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 5/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 5/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 349.415

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_318

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

OFFERS FOR THE PROTECTION OF AGRICULTURAL LAND

Новиков Алексей Витальевич, к.э.н., доцент кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: 9080485@live.ru

Хабарова Ирина Андреевна, к.т.н., доцент кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: irakhabarova@yandex.ru

Novikov Alexey V., candidate of economic sciences, associate professor of the Department of urban cadastre, State University of Land Management, E-mail: 9080485@live.ru

Khabarova Irina A., candidate of technical sciences, associate professor of the Department of urban cadastre, State University of Land Management, E-mail: irakhabarova@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализированы актуальные проблемы современного земельного законодательства в области охраны земель сельскохозяйственного назначения. Отмечается, что необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и правовых актах субъектов РФ, однако в ЗК РФ не определены конкретные меры экономического стимулирования в части охраны и использования земель. При этом использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в том числе и в сельском хозяйстве. Также авторами даны соответствующие предложения по охране земель данной категории. При этом отмечается, что вопрос правового регулирования таких земель является актуальным в связи с тем, что в современных условиях именно рациональное использование земель данной категории играет первостепенную роль в вопросе обеспечения продовольственной безопасности России. Более того, от рационального использования земли зависит количество, качество получаемой продукции и итоговые результаты работы хозяйствующих субъектов. Также авторами рассмотрен и проанализирован ряд нормативно-правовых документов, направленных на соблюдение требований в области охраны окружающей среды и в т.ч. земель сельскохозяйственного назначения. Также отмечается, что существующая система административных штрафов требует доработки, более того законодательно должны быть закреплены конкретные меры экономического стимулирования в части охраны и использования земель. В связи с этим необходимо более детально разработать научно-методическое обеспечение оценки состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения с учетом действующего законодательства.

Abstract. In the article, the authors considered and analyzed the actual problems of modern land legislation in the field of protection of agricultural land. The authors note that the need to protect land is enshrined in the Constitution of the Russian Federation, the Land Code of the Russian Federation, land legislation and legal acts of the constituent entities of the Russian Federation, however, the Land Code of the Russian Federation does not define specific measures of economic incentives in terms of the protection and use of land. At the same time, it was noted that the use of land should be carried out in ways that ensure the preservation of ecological systems, the ability of land to be a natural main means of production, including in agriculture. The authors also made relevant proposals for the protection of lands of this category. At the same time, it is noted that the issue of legal regulation of such lands is relevant due to the fact that in modern conditions it is the rational use of lands of this category that plays a paramount role in ensuring the food security of Russia. Moreover, the quantity and quality of the products obtained and the final results of the work of economic entities depend on the rational use of land. Also, the authors reviewed and analyzed a number of legal documents aimed at compliance with the requirements in the field of environmental protection, incl. agricultural lands. It is also noted that the existing system of administrative fines needs to be improved, moreover, specific measures of economic incentives regarding the protection and use of land should be legally fixed. In this regard, it is necessary to develop in more detail scientific and methodological support for assessing the condition and use of agricultural land, taking into account the current legislation.

Ключевые слова: земельное право, земли сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы, охрана земель, экономическое стимулирование, административные правонарушения, использование земель

Keywords: land law, agricultural land, land resources, land protection, economic incentives, administrative offenses, land use

В настоящее время в сельском хозяйстве земельные ресурсы (далее – ЗР) рассматриваются в качестве основного средства производства, т.к. они являются основой производственной деятельности и важнейшим условием существования человечества. Причем от рационального использования земли (далее – РИЗ) зависит количество и качество получаемой продукции, а также итоговые финансовые результаты работы хозяйствующих субъектов. Также необходимо отметить, на сегодняшний день значимой проблемой при проведении мониторинга земель с.-х. назначения является несвоевременное выявление неиспользуемых или нерационально используемых земель, в том числе из-за неэффективного применения данных дистанционного зондирования Земли.

Более того, разработкой предложений по охране земель сельскохозяйственного назначения (далее – с.-х. назначения) занимался ряд отечественных и зарубежных исследователей. Среди них Мазиков В.М., Лабутина И.А., Кузьмичев Ф.П., Горшкова И.И., Богатырева Н.А., Сизов А.П., Рухович Д.И., Клюшин П.В., Vermote E.F., Justice C.O., Kaufman Y. J., Huete A. R. и др. 

Рассматривая и проводя комплексный анализ современных условий ведения сельскохозяйственных работ, следует отметить, что РИЗ с.-х. назначения занимает основную роль в вопросе, направленном на обеспечение решения продовольственной безопасности России. При этом в данное время актуальным остается именно вопрос правового регулирования земель данной категории. Более того целесообразно и усиление ряда экономических методов, связанных с имущественными интересами участников земельных отношений (далее – ЗО). [1-3]

Все вышеперечисленное необходимо, чтобы землепользователи имели достаточно ясное понимание, какого поведения им необходимо придерживаться и это должно создавать заинтересованность в следовании действующему закону.

Далее необходимо отметить то, что необходимость охраны земель (далее – ОЗ) была закреплена в Конституции Российской Федерации (далее – РФ), Земельном Кодексе РФ (далее – ЗК РФ), земельном законодательстве и др. Например, в ст. 12 ЗК РФ отмечено, что земля в РФ охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Также отметим, что на 1 января 2019 г. площадь земельного фонда РФ в соответствии с официальными данными Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии составила 1 712,5 млн. га, из них земли с.-х. назначения занимали 382,5 млн га (22,3%), а в 2021 г. земли с.-х. назначения составили 380, 8 млн. га (22, 2%). Также отметим, что в последние годы на территории РФ наблюдается тенденция по сокращению полезных площадей земель из-за их неиспользования, нерационального использования или неэффективного использования подобных земель. Более того, поскольку меняется площадь пахотных угодий, можно отметить, что в мире приблизительно 33% площадей подвержены деградации как в сильной, так и средней степени. В связи с этим каждый год в результате эрозии в глобальном масштабе теряется порядка 75 млрд. т почв.

При этом целесообразно добавить, что ОЗ осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их региональных и зональных особенностей.  При этом цели ОЗ подразделяются на превентивные (в свою очередь они  направлены на предотвращение таких процессов, как деградация, нарушение земель); восстановительные, которые обеспечивают улучшение и восстановление земель, подвергшихся вышеперечисленным негативным процессам); побудительные, цель которых направлена на  стимулирование использования земель способами, которые направлены на обеспечение сохранения экологических систем и др. Также не следует забывать о том, что ОЗ состоит из системы правовых, экономических и иных мероприятий, направленных на РИЗ и защиту от вредных воздействий и др. Здесь же необходимо отметить, что одним из основных моментов  является предотвращение их необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота. Также сделаем акцент на принципе целевого характера использования земель, реализуемом в нормах права с помощью определения правового режима той или иной категории земель благодаря закреплению обязанности всех субъектов использовать земельные участки в соответствии с основным целевым назначением не зависимо от их правового статуса. [4, 5]

Также отметим, что ЗК РФ устанавливает прямой запрет на внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и иное в случае их несоответствий предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. В п. 4 ст. 13 ЗК РФ закреплена норма, которая не относится к сельскохозяйственным организациям, но имеет прямое отношение к ИЗР, особенно земель с.-х. назначения. Так, при осуществлении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, которые связаны с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г, № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также в ст. 42 устанавливает, что при проведении эксплуатации объектов с.-х. назначения должен быть соблюден ряд требований требования в области охраны окружающей среды, также должны быть проведены мероприятия по ОЗ, почв и др. от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (рис.1).

В п. 8 ст. 13 3К РФ отмечается возможное экономическое стимулирование охраны и ИЗР землепользователями, арендаторами и др.  (в части сохранения плодородия почв и защите земель от тех или иных негативных процессов) в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

При этом экономическое стимулирование достигается методами как позитивной, так и негативной мотивации, которые могут быть определены как меры заинтересованности и меры ответственности [1, 6].

Более того отметим, что существующая и применяемая система административных штрафов требует существенной доработки, поскольку:

  • необходима существенная доработка всего перечня нарушений для последующего возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности;
  • сегодня многочисленные нормативные акты, по сути, только описывают различные виды нарушений и степень ответственности, необходима конкретизация;
  • размер возможных штрафов на сегодняшний день, зачастую, не направлен на выполнение тех или иных стимулирующей функции (например, величина штрафа не зависит от причиненной вины нарушителя и никак не связана с размерами его дохода);
  • и др.

Целесообразно добавить, что в ЗК РФ не указываются конкретные меры экономического стимулирования (в части охраны и ИЗР). Тем самым, по сути, наблюдается отказ от содержаний раздел IX охрана земель ст. 105 и 106 ЗК РСФСР 1991 г., которые закрепляли основные меры экономического стимулирования.

В заключении необходимо отметить, что один из основных принципов современного российского земельного права – принцип целевого характера ИЗР.

При этом отметим, что на сегодняшний день недостаточно разработаны методы позитивной мотивации, при этом больший акцент уделяется мерам экономической ответственности, в рамках которых происходит установление штрафных санкции за ИЗР не по назначению, которое приводит к снижению почвенного плодородия, нарушению земельного законодательства и др.

Также необходимо дополнение системы показателей эффективности ИЗР с.-х. назначения с учетом форм хозяйствования, путем включения ряда специализированных показателей для малых форм хозяйствования (рис. 2). Применение новых показателей позволит более объективно оценить эффективность ИЗР. Также необходима систематизация факторов, которые непосредственно оказывают влияние на эффективность ИЗР с.-х. назначения. Так, сегодня выделяется две основные группы факторов: внутренние и внешние. Группа внешних факторов дополняется факторами, которые характеризуют информационное обеспечение регулирования земельных отношений и РИЗ и др., а группа внутренних факторов – инвестиционную привлекательность организации, что позволит проводить комплексную оценку эффективности ИЗР с.-х. назначения. На основе исследования тенденций развития сельскохозяйственных организаций устанавливается, что наибольшую степень влияния на эффективное ИЗР с.-х. назначения оказывают размер хозяйства, величина заработной платы и др. (рис. 3).

Таким образом отметим, что в ряде субъектов все еще остро стоит проблема РИЗ. Однако, выше-обозначенная проблема (как и оценка и анализ экологических рисков для улучшения эколого-экономической ситуации) не может быть эффективно решена без разработки соответствующей научной стратегии, направленной на непрерывное внедрение современных инновационных разработок, направленных на оценку состояния и ИЗР. Также отметим, что разработка рационального и эффективного использования ЗР направлена на обеспечение основы земельного налогообложения, уменьшение количества земельных споров, развитие земельного рынка, обеспечение поддержки природоохранной деятельности, получение необходимых статистических данных и др.

Также необходимо отметить, что в РФ наблюдается расширение использования цифровых пространственных данных в Программах устойчивого развития территорий, в т.ч. сельскохозяйственных. При этом объем геопространственных данных также быстро растет; причем геоданные и цифровая картография на их основе являются частью управленческой деятельности, которая позволяет соответствующим органам своевременно представить необходимые данные по регионам с привязкой к местоположению. Более того, относительно недавно на портале проектов нормативных правовых актов разместили проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Национальная система пространственных данных». Предполагалось, что госпрограмма заработает с начала 2022 года и будет действовать до 2030 года.  Документ предполагает цифровизацию всех пространственных данных в РФ: о земле и недвижимости, геопространственных данных, сведений о правах и о кадастровой оценке. Однако в госпрограмме указывается на разрозненность информации о земле и объектах недвижимости, несогласованность форматов и недостаточное количество механизмов интеграции данных.

Таким образом отметим, что разрабатываемые положения должны быть направлены на совершенствование экономической оценки, повышение эффективности ИЗР с.-х. назначения с учетом норм земельного права.

Список источников

  1. Ионова З.З. Правовая охрана земель // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 17-18.
  2. Спиренков В.А. Земельный надзор – эффективность в современных условиях // Вестник Росреестра. 2013. № 4. С. 42 – 46.
  3. Богатырева Н.А. К вопросу о рациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения: теоретические и правовые аспекты // Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 4 А. С. 168-181.
  4. Боголюбов С.А. Аграрное, земельное и другие комплексно-правовые образования в системе права / С. А. Боголюбов, В. П. Мозолин // Аграрное и земельное право. 2014. № 2 (110). С. 4-16.
  5. Попова О.В. История правового регулирования земельных отношений в России / О. В. Попова // Аграрное и земельное право. 2014. № 3 (111). С. 14-19.
  6. Францифоров Ю.В. Экологические преступления: уголовно-правовой и процессуальный аспекты // Legal Concept. 2017. Vol.16. No.2. 17-26.

References

  1. Ionova Z.Z. Legal protection of land // Young scientist. 2016. No. 6. Pp. 17-18 [in Russian].
  2. Spirenkov V.A. Land supervision – efficiency in modern conditions // Bulletin of Rosreestr. 2013. No. 4. Pp. 42 – 46 [in Russian].
  3. Bogatyreva N.A. To the question of the rational use of agricultural land: theoretical and legal aspects // Issues of Russian and international law. 2017. Volume 7. No. 4 A. Pp. 168-181 [in Russian].
  4. Bogolyubov S.A. Agrarian, land and other complex legal formations in the system of law / S. A. Bogolyubov, V. P. Mozolin // Agrarian and land law. 2014. No. 2 (110). Pp. 4-16 [in Russian].
  5. Popova O.V. History of legal regulation of land relations in Russia / O. V. Popova // Agrarian and land law. 2014. No. 3 (111). Pp. 14-19 [in Russian].
  6. Franciforov Yu.V. Environmental crimes: criminal-legal and procedural aspects // Legal Concept. 2017. Vol.16. No.2. Pp.17-26 [in Russian].

Для цитирования: Новиков А.В., Хабарова И.А. Предложения по охране земель сельскохозяйственного назначения // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-54/

© Новиков А.В., Хабарова И.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.