Московский экономический журнал 5/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.623

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-15006

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ  ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА ПРИ  ИХ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ

CLASSIFICATION OF THE INFRASTRUCTURE OF THE LANDS OF THE FOREST FUND WITH THEIR CADASTRAL ASSESSMENT

Ковязин Василий Федорович, доктор биологических наук, профессор кафедры Инженерной геодезии, Санкт-Петербургский горный университет, г.Санкт-Петербург

Романчиков Алексей Юрьевич, кандидат технических наук,  ассистент кафедры Инженерной геодезии, Санкт-Петербургский горный университет, г.Санкт-Петербург

Киценко Анастасия Анатольевна, аспирант кафедры Инженерной геодезии, Санкт-Петербургский горный университет, г.Санкт-Петербург

Kovyazin V.F., vfkedr@mail.ru

Romanchikov A.Y., romanchicov@inbox.ru

Kitcenko A.A., kna1994@bk.ru

Аннотация: Инфраструктура  земель лесного фонда играет важную роль при кадастровой их оценке.  Однако, на сегодняшний день,  в существующих методиках кадастровой оценки земель лесного фонда не учитывается  инфраструктура, которая  необходима для использования, охраны, защиты, воспроизводства лесных ресурсов и для функционирования минерально-сырьевого комплекса. Лесные земли могут быть переданы в аренду, поэтому рациональное управление такими территориями играет ключевую роль в экономике Российской Федерации. Наличие инфраструктуры позволяет повысить  арендную плату  за пользование  землями  лесного фонда. Одним из показателей рационального и эффективного управления земельными ресурсами является их кадастровая оценка. Совершенствование процедуры кадастровой оценки лесных является одним из приоритетных направлений государственной политики России. В настоящее время отсутствует  классификации объектов  инфраструктуры, особенно той, которую  можно  использовать  при кадастровой оценке лесных земель.

Summary: The infrastructure of forest lands plays an important role in cadastral valuation. However, today, the existing methods of cadastral valuation of forest land do not take into account the infrastructure that is necessary for the use, protection, reproduction of forest resources and for the functioning of the mineral resource complex. Forest land can be leased, so the sound management of such territories plays a key role in the economy of the Russian Federation. The presence of infrastructure allows to increase the rent for the use of forest land. One of the indicators of rational and effective land management is their cadastral valuation. Improving the cadastral valuation of forestry is one of the priorities of the state policy of Russia. Currently, there is no classification of infrastructure facilities, especially one that can be used in cadastral valuation of forest lands.

Ключевые слова: земли лесного фонда, кадастровая стоимость, кадастровая оценка, объекты  инфраструктуры.

Keywords: forest land, cadastral value, cadastral valuation, infrastructure facilities.

Введение. Впервые учет инфраструктуры при кадастровой оценке лесных земель  предложил О.А. Анцукевич [1]. В его работе представлена таблица коэффициентов перевода стоимости деловой древесины при различной удаленности лесного участка от  лесных дорог. Стоимость лесных земель повышается при использовании соответствующего коэффициент, рассчитанного в зависимости от расстояния лесного участка, покрытого древесной  растительностью,  до основных транспортных маршрутов. Ученым проводился учет  только  удаленности лесного участка от лесовозных дорог, но лесная инфраструктура образует развитую сеть дорог, благодаря которой сокращается расстояние перевозки   продукции, осуществляется проход и подъезд к земельным участкам, покрытых лесом. На этих же землях часто располагаются гидротехнические сооружения, нефтегазовые предприятия,  предприятия минерально-сырьевого комплекса.  Соответственно, кадастровая стоимость  земельных участков с развитой инфраструктурой перечисленных отраслей народного хозяйства должна быть  выше, чем  земли глухих таежных  лесов. Одной из задач кадастровой оценки является определение платы за использование лесных  земель  для различных целей. В настоящее время  ни один руководящий документ не предлагает учитывать инфраструктуру  земель лесного фонда, что, по-видимому, связано с  отсутствием разработанной классификации объектов, расположенных на лесных землях в сельской местности Российской Федерации.  

Леса по целевому назначению подразделяются, согласно Лесному Кодексу РФ [2] на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Такое деление  лесов по их целевому назначению также создано для   правовой охраны земель лесного фонда. Земли каждой категории различаются  не только степенью освоенности  лесов, но и инфраструктурой.

Методология и результаты исследований

По  распоряжению Правительства Российской Федерации № 849-р от 27.05.2013 г. [3] сформирован перечень объектов  инфраструктуры для различных категорий  лесов: защитных, эксплуатационных, резервных. Классификация  объектов лесной инфраструктуры приведена  авторами в  другой статье. В данной работе  остановимся лишь на классификации  инфраструктуры, не связанной с лесохозяйственной и лесозаготовительной  деятельностью на землях лесного фонда (рис.1).

Гидротехническая группа инфраструктуры включает: дамба обвалованная земляная, шлюзы,  речные пассажирские причалы. Дренажные канавы, магистральные каналы, предупреждающие знаки для обозначения границ охранных зон  и границ прибрежных защитных полос водных гидроэнергетических объектов.   Элементы гидрологической  системы: переходы, плотины, перепады и  быстротоки, шахтные колодцы. Это рыбопропускные и водопропускные сооружения, системы управления гидротехническим сооружением: водохранилище с плотинами, насосная станция; пирс; причал, маяк, водопровод; водоподъемное сооружение. 

К рекреационной  группе инфраструктуры следует отнести объекты: канатная дорога, комплекс физкультурных и спортивных сооружений,  теннисный корт, крытый бассейн, каток с искусственным льдом, легкоатлетический манеж, физкультурно-оздоровительный комплекс, кемпинг, велотрек, спортивные площадки, стадион и его трибуна, поле для футбола и гольфа. Эллинг для хранения катеров и лодок, стрельбище для стендовой стрельбы, поле для стрельбы из лука. В эту группу отнесены  элементы благоустройства лесного участка: пешеходная садово-парковая дорожка, скамейка, урна, наземная туалетная кабина, фонари, беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли и  попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны.

К объектам транспортно-логистической группы  инфраструктуры отнесены: автомобильная и железная дороги, стоянка автотранспорта, тоннели, мосты, эстакады, пути подкрановые и  подъездные (железнодорожные либо автомобильные).

К объектам хозяйственной группы инфраструктуры отнесены:  базы механизации по обслуживанию и ремонту строительных машин и механизмов, по ремонту труб,  производственного обслуживания, управления производственно-техническим  обеспечением и комплектацией.  Вертолетная площадка, гараж, административно-бытовое здание, здания диспетчерской службы,  для охраны, для размещения противопожарной техники и инвентаря, производственно-технологического транспорта и спецтехники.  Трансформаторная подстанция, линии электропередач всех классов напряжения, сооружения вахтового поселка. Склады горюче-смазочных материалов, запасных частей и  готовой продукции, котельная, погрузочно-разгрузочная площадка.

К объектам нефтегазовой группы относят такие объекты, как базы бурения промысловые, базы бурильных труб, базы насосно-компрессорных труб, газопроводы различного назначения, каналы, траншеи, шурфы, пункты центрального сбора и подготовки нефти, газа и воды, а также другие объекты необходимые для освоения месторождения и добычи нефти и газа.

К объектам геологоразведочной группы инфраструктуры следует отнести: базу обустройства месторождения минералов и разведочных площадей, карьер, предприятие по добыче и обогащению природных руд, содержащих серу, бор, мышьяк и барий. Социально-бытовое обустройства месторождения, предприятия угольной, сланцевой, торфяной и золотодобывающей промышленности, площадка размещения, накопления и обезвреживания отходов. А также пруды отстойники и  предприятие по добыче и обогащению фосфорной руды. 

Перечень объектов лесной инфраструктуры определяется Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1283-р от 17.06.2012г.[4] К транспортно-логистической группе лесной инфраструктуры отнесены следующие объекты: лесные дороги и проезды, мосты и переезды. [2].

Главная задача группы защитных объектов лесной инфраструктуры состоит в максимизации лесозащитной эффективности при наименьших затратах средств на их строительство и минимизации потерь ценных лесных земель. К таким объектам относятся: противопожарные разрывы,  минерализованные  полосы, площадки для забора воды, вышки-ретрансляторы для обеспечения ведомственной радио- и телефонной связи лесной охраны; площадки для разворота пожарной техники, пожарный наблюдательный пункт, пожарный водоем.  Посадочная площадка для вертолетов, устройство для отбора воды на пожарные нужды,  щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, опорный пункт службы охраны со вспомогательными сооружениями.  Здание пожарно-химической станции, гараж для патрульной и лесопожарной техники, пирс для служебного водного транспорта. [2].

            Часть объектов лесной инфраструктуры относятся, согласно нашей классификации, (рис.1.) к хозяйственной инфраструктуре, которая включает следующие объекты: просеки; дорожные тропы, лесные склады, квартальные просеки, квартальные столбы. Наличие таких объектов лесной инфраструктуры необходимо для нормального функционирования лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности на  землях лесного фонда.

К рекреационной группе инфраструктуры лесных земель: относятся экскурсионные экологические тропы с элементами благоустройства, смотровые площадки и вышки, обустроенные туристские стоянки, места для разведения костра и отдыха; аншлаги, колодцы, шлагбаумы, информационные щиты,  навесы и  иные объекты обеспечения рекреационного использования [2].

Такие объекты наиболее часто создаются в рекреационных лесах,   а главная их задача  обеспечение отдыха городскому населению.  Наличие рекреационной инфраструктуры на землях лесного фона является важным фактором для их оценки. Рекреационная лесная инфраструктура создает преимущества для социально-экономического развития  сельских территорий. Для предпринимательской деятельности такие объекты создают благоприятную среду для туристов,  отдыхающих и возможность для развития бизнеса в сельской местности.

Наличие различных видов лесной инфраструктуры на землях лесного фонда в соответствии с целевым  назначением  лесов представлены в таблице 1.

В таблице 2 представлено наличие инфраструктуры земель для повышения производительности лесов, рекреационного использования и минерально-сырьевого комплекса в соответствии с видами лесов и целями их использования.

Выводы

  1. Кадастровая оценка лесных земель является одним из приоритетных направлений государственной земельной политики.
  2. На основе кадастровой стоимости лесного участка определяется размер арендной платы за пользование лесными землями и величина налога.
  3. Для получения точной величины кадастровой стоимости лесного участка необходимо производить учет всех факторов, влияющие на итоговое значение кадастровой стоимости, в том числе необходимо производить учет инфраструктуры на землях лесного фонда.
  4. Для удобства кадастровой оценки лесных земель с учетом инфраструктуры земель лесного фонда в статье представлена классификация инфраструктуры и возможное наличие  соответствующих объектов инфраструктуры на землях лесного фонда.
  5. Неразвитость лесной инфраструктуры сельских территорий  и арендуемых лесных территорий, оказывает негативное влияние на условия работы и места проживания сельского населения регионов. Как показывает практика, невозможность освоения некоторых лесов, в том числе эксплуатационных, связана со слаборазвитой дорожно-транспортной инфраструктурой лесного хозяйства.
  6. Лесная инфраструктура влияет на темы  технологического роста и обновления продукции. В соответствии с мировыми стандартами темпы технологического обновления в российском лесопромышленном комплексе в несколько раз меньше, что конкурентоспособности отечественных лесных товаров [6].
  7. Для повышения притока инвестиций необходимо повысить развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, передаваемых в аренду для освоения лесов. Обеспечить учет лесных автомобильных дорог и включение их в единый государственный реестр автомобильных дорог.
  8. Провести кадастровые работы в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда, вовлекаемых в хозяйственный оборот, для постановки  их на кадастровый учет и проведения кадастровой оценки.

Литература

  1. Ковязин В.Ф., Романчиков А.Ю. Проблема кадастровой оценки лесных земель с учетом инфраструктуры лесного фонда // Записки Горного института.2018.№229.С.98-104.
  2. Лесной кодекс Российской Федерации ” от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006 г. № 50. Ст. 5278 с изм. и допол. в ред. от 01.01.2019.
  3. Распоряжение Правительства РФ “Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов” от 27.05.2013 № 849-р // Собрание законодательства РФ. 03.06.2013 г. № 22.  Ст. 2849 с изм. и допол. в ред. от 07.03.2019.
  4. Распоряжение Правительства РФ “Об утверждении Переченя объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов” от 17.07.2012 № 1283-р // Собрание законодательства РФ. 2017 г. № 1.  Ст. 235 с изм. и допол. в ред. от 12.09.2017.
  5. Круглый стол по проблемам лесных отношений “Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений: проблемы, задачи, перспективы”, Иркутск, 26 июня 2017 года [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.komitet31.km.duma.gov.ru/upload/site49/document_news/006/419/781/doklad_dlya_sayta_1.pdf  (дата обращения 07.03.2019 г.).
  6. Добровольский А.А. Некоторые особенности нормативно-правовых документов, регламентирующих проектирование на лесных участках // Лесной журнал. 2018. №4. С. 40-48.