Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 625.741

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_264

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА И МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН В ПОЛОСЕ ОТВОДА ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

STATE REGULATION, THE MAIN PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM WHEN PLACING ROAD SERVICE FACILITIES AND MULTIFUNCTIONAL ZONES IN THE RIGHT-OF-WAY OF FEDERAL HIGHWAYS

Иванов Николай Иванович, д.э.н., заведующий кафедрой экономической теории и менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» , E-mail: nickibut@yandex.ru

Кашин Андрей Львович, аспирант (соискатель) кафедры экономической теории и менеджмента, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: kashin.andrei@mail.ru

Ivanov Nikolay Ivanovich, Doctor of Economics, Head of the Department of Economic Theory and Management of the State University of Land Management , E-mail: nickibut@yandex.ru

Kashin Andrey Lvovich, Postgraduate student (applicant) of the Department of Economic Theory and Management, State University of Land Management, E-mail: kashin.andrei@mail.ru

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены, вопросы государственного регулирования размещения объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон, основные проблемы при их размещении и пути их решения.

Abstract. This article will consider the issues of state regulation of the placement of road service facilities and multifunctional zones, the main problems in their placement and ways to solve them.

Ключевые слова: объекты дорожного сервиса, многофункциональные зоны, автомобильные дороги общего пользования федерального значения, Росавтодор

Keywords: road service facilities, multifunctional zones, public highways of federal significance, Rosavtodor

Объекты дорожного сервиса (ОДС) – здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Многофункциональные зоны (МФЗ) – это зоны комплексного обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, обеспечивающие предоставление полного пакета услуг включая, места для стоянки транспорта, автозаправочную станцию, туалеты, зону отдыха, пункты общественного питания, магазин, мотель и/или кемпинг, станцию технического обслуживания.

В настоящее время государственное регулирование  вопросов строительства и эксплуатации ОДС минимально.

Создание МФЗ носит «заявительный характер» и никак не поощряется на государственном уровне. Все расходы по созданию и содержанию ОДС, включая подъезды к нему несет его владелец.

В 2016 году Росавтодором была разработана и утверждена генеральная схема развития ОДС и МФЗ вдоль федеральных автомобильных дорог. Данная схема содержала: классификацию ОДС и МФЗ; типовые проектные решения по размещению объектов ОДС и МФЗ; отражала более 12 тысяч существующих ОДС вдоль федеральных автомобильных дорог; также схемой предлагалось более тысячи перспективных локаций под размещение ОДС и МФЗ вдоль федеральных автомобильных дорог. Но к сожалению в 2021 году генеральная схема была отменена, что является огромным упущением. [3]

Поэтому в настоящее время существует ряд проблем размещения ОДС:

  • В настоящее время развитие сети ОДС неравномерно;
  • Количество ОДС на федеральных автомобильных дорогах недостаточно;
  • Процедура выделения земельных участков для размещения ОДС сложна и занимает значительное количество времени;
  • Владелец ОДС несет большие затраты на обустройство примыкания к автодороге;
  • Существует неопределенность правового статуса примыканий к ОДС и переходно-скоростных полос;
  • Владелец ОДС вынужден нести дополнительные затраты при капитальном ремонте или реконструкции автодороги;
  • Невозможность владельца автодороги влиять на качество и объем услуг, оказываемых на ОДС;
  • При вводе в эксплуатацию новых автомобильных дорог не учитывается необходимость в ОДС.

Оценивая проблемы возникающие при размещении ОДС, имеется необходимость создания нового подхода к государственному регулированию ОДС.

Пользователи автодорог должны гарантировано получать необходимый объем услуг соответствующего качества на всем протяжении сети автодорог, для этого владелец автодороги должен иметь необходимые рычаги управления развитием сети ОДС и следить за качеством оказываемых услуг.

Для владельцев ОДС необходимо обеспечить прозрачную процедуру создания объекта и правила его эксплуатации (принцип «одного окна»). Также с целью обеспечения приоритета норм безопасности дорожного движения, владелец должен обеспечивать минимизацию количества примыканий к ОДС.

Рассмотрим предложения Минтранса РФ по нормативному регулированию размещения ОДС. Новые создаваемые ОДС приоритетно должны иметь формат МФЗ. Следовательно, владелец автодорог обязан обеспечить создание «опорной сети» МФЗ на всем их протяжении. Также владелец дороги будет иметь возможность самостоятельно определять места размещения ОДС и МФЗ в полосе отвода дороги.

Необходимо обеспечить проведение конкурсов и торгов по итогам которых инвестор получает право на создание в полосе отвода дороги ОДС или МФЗ. В случае, если выбранная локация для размещения ОДС или МФЗ имеет низкую инвестиционную привлекательность, то владелец автодороги может самостоятельно строить примыкания, проводить коммуникации или полностью создавать ОДС на бюджетные денежные средства.

И последнее, для администрирования вопросов создания новых ОДС необходимо создать специализированную организацию («единый оператор»), которая будет отвечать за все вопросы связанные с МФЗ и ОДС.

Подведомственная Росавтодору организация ФГБУ «Росдортехнология» с 2014 года занимается инспектированием федеральных казенных учреждений (ФКУ), подведомственных Росавтодору, по вопросам размещения объектов дорожного сервиса, площадок отдыха, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций, примыканий, пересечений вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

ФГБУ «Росдортехнология» выделило основные нарушения, выявленные при проведении инспектирования.

Не принимаются достаточные меры в отношении отдельных собственников объекты дорожного сервиса, которых размещены с нарушением нормативных правовых актов и нормативных технических документов, а именно не подаются заявления в надзорные и судебные органы.

Не заключаются договора на присоединение объектов дорожного сервиса к федеральной автомобильной дороге со всеми владельцами объектов дорожного сервиса.

Вносимая ФКУ информация в прикладную систему «Управление госимуществом и земельными ресурсами» автоматизированной системы управления Росавтодора некорректна и нуждается в актуализации.

Не осуществляется мониторинг соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, при строительстве и реконструкции в границах придорожных полос федеральных автомобильных дорог объектов дорожного сервиса.

Подводя итог статьи можно отметить, что регулирование  вопросов строительства и эксплуатации ОДС минимально. Требуется решение ряда проблем при размещении ОДС и МФЗ. Но стоит отметить, что Минтрас РФ заинтересован в решении этих проблем и на постоянной основе готовит предложения по улучшению процесса строительства, обслуживания и размещения МФЗ и ОДС.

Список источников

  1. «Земельный кодекс РФ» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  3. Приказ Федерального дорожного агентства от 12.12.2016 (утратил силу) Об утверждении положения о генеральной схеме размещения объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения // Справочная правовая система «Консультант плюс»
  4. Лизунов Александр Викторович, Борщенко Ярослав Анатольевич Актуальные проблемы размещения объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах // Известия ТулГУ. Технические науки. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razmescheniya-obektov-dorozhnogo-servisa-na-avtomobilnyh-dorogah

References

  1. «Zemel`ny`j kodeks RF» ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 16.02.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) [E`lektronny`j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul`tant plyus»
  2. Federal`ny`j zakon ot 08.11.2007 N 257-FZ (red. ot 15.04.2022) «Ob avtomobil`ny`x dorogax i o dorozhnoj deyatel`nosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii» [E`lektronny`j resurs] // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul`tant plyus»
  3. Prikaz Federal`nogo dorozhnogo agentstva ot 12.12.2016 (utratil silu) Ob utverzhdenii polozheniya o general`noj sxeme razmeshheniya ob“ektov dorozhnogo servisa i mnogofunkcional`ny`x zon dorozhnogo servisa vdol` avtomobil`ny`x dorog obshhego pol`zovaniya federal`nogo znacheniya // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul`tant plyus»
  4. Lizunov Aleksandr Viktorovich, Borshhenko Yaroslav Anatol`evich Aktual`ny`e problemy` razmeshheniya ob“ektov dorozhnogo servisa na avtomobil`ny`x dorogax // Izvestiya TulGU. Texnicheskie nauki. 2015. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razmescheniya-obektov-dorozhnogo-servisa-na-avtomobilnyh-dorogah

Для цитирования: Иванов Н.И., Кашин А.Л. Государственное регулирование, основные проблемы и пути их решения при размещении объектов дорожного сервиса и многофункциональных зон в полосе отвода федеральных автомобильных дорог // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-66/

© Иванов Н.И., Кашин А.Л., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.