Московский экономический журнал 4/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 332.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_4_233

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА И ПРОБЛЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

THE TECHNOLOGY OF THE PROCESS AND THE PROBLEMS OF ESTABLISHING THE BOUNDARIES OF ADJACENT TERRITORIES: THE EXPERIENCE OF THE SVERDLOVSK REGION

Мезенина Ольга Борисовна, д.э.н., заведующая кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: mob.61@mail.ru

Бекетов Алексей Дмитриевич, магистрант кафедры Землеустройство и кадастры, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: alexeybeketov96@mail.ru

Кузьмина Маргарита Викторовна, к. э. н., доцент, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: margo-v66@mail.ru

Mezenina Olga Borisovna, Doctor of Economics, Head of the Department of Land Management and Cadastre, Ural State Forestry University, E-mail: mob.61@mail.ru

Beketov Alexey Dmitrievich, Master’s student of the Department of Land Management and Cadastre, Ural State Forestry University, E-mail: alexeybeketov96@mail.ru

Kuzmina Margarita Viktorovna, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, of the Department of Land Management and Cadastre, Ural State Forestry University, E-mail: margo-v66@mail.ru

Аннотация. Продолжаем разговор о работе с прилегающими территориями, который мы начали в статье предыдущего номера. В данной статье мы кратко представим результаты процесса установления прилегающих территорий по этапам на примере пилотного объекта. Все работы, связанные с построениями и созданием плана границ прилегающих территорий  выполнялись при помощи программного продукта MapInfo Professional 10.5 с использованием инструмента – буферная зона. По проведенному анализу  процесса установления прилегающих территорий можно сделать вывод, что эффективная работа установления зависит от исходных данных, которые представляют собой тематические сведения ЕГРН. Применимо к границам прилегающих территорий, на законодательном уровне необходимо рассмотреть возможность внесения сведений о прилегающих территориях сразу в ЕГРН, рассмотреть признание прилегающих территорий одним из видов ЗОУИТ.

Abstract. We continue the conversation about working with adjacent areas that we started in the article in the previous issue. In this article we will briefly present the results of the process of establishing adjacent territories on the example of the pilot object. All works connected with constructions and creation of a plan of borders of adjacent territories were carried out by means of software product MapInfo Professional 10.5 with use of the tool – buffer zone. According to the conducted analysis of the process of fixing the adjacent territories it can be concluded that the effective work of fixing depends on the initial data, which are thematic information of the Unified State Register of Natural Territories. Applicable to the boundaries of adjacent territories, at the legislative level it is necessary to consider the possibility of entering information about adjacent territories immediately in the unified state register of real estate, to consider the recognition of adjacent territories as one of the types of zones with special conditions of use of territories.

Ключевые слова: процесс установления прилегающих территорий; картографическая основа; ЕГРН; программное обеспечение MapInfo Professional

Keywords: the process of establishing adjacent territories; cartographic basis; unified state register of real estate; MapInfo Professional software

Процесс установления прилегающих территорий по этапам очень схож с процессом подготовки документа – Описания местоположения границ объекта землеустройства или зоны с особыми условиями использования территории. Он состоит из основных этапов: сбор исходных данных, выполнение построений и оформление плана границ, составление XML-схемы, утверждение планов границ Думой муниципального образования, внесение сведений о прилегающих территориях в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД).

Первый и один из важных этапов включает в себя сбор исходных данных. Его важность в данном случае заключается в том, что от качества и точности исходных данных, зависит точность определения границ и площади прилегающей территории.

Исходные данные подразделяются на несколько составляющих:

  • Сведения ЕГРН и Государственного фонда данных полученных при проведении землеустройства (далее – ГФДЗ). Сведениями ЕГРН являются кадастровые планы территории (далее – КПТ) и в отдельных случаях выписки из ЕГРН, в которых помимо объектов недвижимости отражены сведения о зонах с особыми условиями использования территории и о границах населенных пунктов. Сведениями ГФДЗ является планово-картографический материал в масштабе 1:2000 или 1:500 на территории населенных пунктов.
  • Документы территориального планирования и градостроительного зонирования территории муниципального образования. На примере Артинского городского округа такими документами являлись Генеральный план Артинского ГО; Правила землепользования и застройки Артинского ГО; карты градостроительного зонирования территории; проекты планировки территории, в том числе о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях [1].
  • Документы муниципального образования. К таким документам в данном случае относились: Правила благоустройства территории Артинского ГО, Устав Артинского ГО, адресные планы населенных пунктов, расположенных в муниципальном образовании, Положение об особо охраняемой природной территории, а также материалы проведенной топографической съемки местности с применением беспилотных летательных аппаратов [1].

Важный акцент этапа получения исходных данных сделан на точности, используемой при подготовке документов, для наиболее корректного определения границ прилегающих территорий. В данной работе с особыми требованиями к точности была подготовлена картографическая основа, запрошенная в ГФДЗ. При этом картографическая основа, содержащаяся в ГФДЗ, была выполнена не на все населенные пункты, расположенные в Артинском ГО, в связи с чем, Администрация городского округа в рамках муниципального контракта заказывала работу, в подрядной организации, на создание картографической основы по результатам аэрофотосъемочных работ.

На примере села Сажино коротко рассмотрим процесс подготовки цифровых ортофотопланов. Для выполнения аэрофотосъемочных работ были использованы беспилотные летательные аппараты: Phantom 4 Pro и ZALA 421-16 EM. Phantom 4 Pro – лёгкий многоцелевой беспилотный летательный аппарат, разработанный в 2016 году китайской частной компанией «DJI». Максимальная высота полета над уровнем моря 6000 метров. Обработка материалов аэрофотосъемки производится в программе Agisoft Metashape Professional. При производстве работ была использована МСК-66, зона 1, в которой осуществляется ведение ЕГРН индивидуально для каждого района работ с точностью не ниже ± 10 см. Снимки пространственно привязаны с помощью системы GPS/ГЛОНАСС и получены с перекрытием до 60%. Полученные цифровые изображения преобразуются в ортофотоплан с высоким качеством без искажений. Полученный ортофотоплан является пространственно привязанным (файл формата – GeoTIFF) и готов для использования в служебных целях.

Путем простой проверки наложения сведений ЕГРН на подготовленную картографическую основу точность выполненных работ была подтверждена.

Этап выполнения построений включал в себя изучение местности, анализ имеющихся реестровых ошибок в ЕГРН, в части неверного определения местоположения границ земельных участков, изучение Правил благоустройства территории Артинского ГО. При изучении Правил благоустройства территории Артинского ГО было выявлено что отсутствуют четки размеры построений, минимальные и максимальные площади прилегающих территорий, в связи с чем с представителями администрации было проведено совместное протоколированное совещание, на котором были определены размеры построений.

В ситуации, когда в правилах благоустройства муниципального образования не были закреплены четкие размеры построений, было принято решение: осуществлять построения от земельных участков с видами разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, для садоводства, для личного подсобного хозяйства не менее 2-х метров от объекта, а для остальных видов разрешенного использования присутствующих в населенных пунктах Артинского ГО не менее 10 метров.

При этом необходимо было учитывать обязательные нюансы которые отражены в Законе Свердловской области от 14 ноября 2018 г. N 140-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере благоустройства территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и в Правилах благоустройства территории Артинского ГО утвержденных Решением Думы Артинского ГО от 27 сентября 2018 г. N 51.

Обязательными требованиями, установленными согласно Закона Свердловской области от 14 ноября 2018 г. N 140-ОЗ являются:

1) в отношении каждого объекта недвижимости устанавливаются границы только одной прилегающей территории;

2) пересечение границ прилегающих территорий не допускается;

4) внутренняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границе объекта недвижимости, в отношении которого определяются границы прилегающей территории;

5) внешняя часть границ прилегающей территории устанавливается по границам земельных участков, образованных на территориях общего пользования, или по границам, закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения [2].

Обязательными требованиями, установленными Решение Думы Артинского городского округа Свердловской области от 27 сентября 2018 г.  N 51 «О Правилах благоустройства территории Артинского городского округа», Решением Думы Артинского городского округа Свердловской области от 17 декабря 2020 г. N 72 О внесении изменений в Решение Думы Артинского городского округа Свердловской области от 27 сентября 2018 г.  N 51 являются:

  • Границы прилегающей территории не определяются в отношении многоквартирного дома, земельный участок под которым не образован или образован по границам такого дома;
  • Минимальная площадь прилегающей территории составляет 3 м2, максимальная площадь составляет 34000 м2 [3].

Кроме всего вышеперечисленного при построениях были учтены береговые полосы отвода водных объектов, которые были установлены в ЕГРН либо взяты из правил землепользования и застройки; полосы отвода железных дорог; полосы отвода автомобильных дорог. Размер полосы отвода автомобильной дороги определялся исходя из категории автодороги. Принадлежность дороги и ее категорию определять приходилось при помощи интерактивных карт Единого государственного реестра автомобильных дорог (далее – ЕГРАД) и Реестра автомобильных дорог Свердловской области. В реестре ЕГРАД содержатся сведения о региональных трассах федерального значения, применимо к населенным пунктам Артинского ГО такие дороги отсутствовали. Поэтому был использован реестр автомобильных дорог Свердловской области, который размещен на сайте Управления автомобильных дорог Свердловской области.

Как было сказано ранее, при построении границ прилегающих территорий учитывалась полоса отвода автомобильных дорог муниципального значения. Если в ЕГРН существовали сведения о земельном участке, являющимся полосой отвода автодороги, то такой земельный участок приравнивался к полосе отвода и наложения прилегающих территорий на него было недопустимо. В случаях, когда в ЕГРН отсутствовал земельный участок под полосу отвода автодороги, большое внимание уделялось наличию в сведениях ЕГРН автодороги как самостоятельного объекта недвижимости, в такой ситуации полоса отвода образовывалась путем построения в программном обеспечении MapInfo буферной зоны, размер которой зависел от категории дороги. Всего существует 5 категорий автодорог, для 1-3 категории автодорог муниципального значения ширина полосы отвода составляет 25 метров, а для 4-5 категорий 15 метров. В некоторых случаях складывалась ситуация, когда в ЕГРН не содержались сведения ни о земельном участке – полосе отвода автодороги, ни о объекте капитального строительства – автодороге. В таком случае приходилось использовать сведения реестра ЕГРАД и сведения цифровых ортофотопланов, с использованием программного обеспечения MapInfo при помощи инструмента полилиния выполняется построение оси автодороги, местоположение которой определялось путем оцифровки определенной территории. Относительно образованной оси автодороги путем построений создавалась полоса отвода размер которой зависел от категории. Таким образом, при выполнении построений границ прилегающих территорий были учтены все возможные варианты учета полос отвода в отношении автодорог муниципального значения.

Далее на конкретном примере фрагмента построений плана границ рассмотрим выполненные построения (рис. 1). Все работы, связанные с построениями и созданием плана границ прилегающих территорий  выполнялись при помощи программного продукта MapInfo Professional 10.5 с использованием инструмента – буферная зона.

На представленном фрагменте рабочего процесса построений границ прилегающих территорий, зеленым цветом обозначены земельные участки границы, которых установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, фиолетовым цветом обозначены земельные участки границы, которых не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, красным цветом обозначены проектируемые границы прилегающих территорий. В данном фрагменте отображена автодорога с полосой отвода, в связи с тем, что администрацией Артинского ГО было принято решение выполнять построения не менее чем на 2 метра от объектов, в отношении которых подлежит установление прилегающих территорий, то это расстояние было увеличено до места стыковки с полосой отвода автодороги.

Также из фрагмента построений видно, что внутренняя часть границы прилегающих территорий не совпадает с границами фиолетовых линий земельных участков границы, которых не установлены в соответствии с действующим законодательством, в таком случае было принято решение осуществлять построения по фактической границе пользования если ее возможно отождествить по картографической основе. Там, где определить границы фактического пользования было невозможно построения выполнялись только в отношении фасадной части землепользования.

В случае, если границы образуемой прилегающей территории попадали в границы прибрежной защитной полосы водного объекта, то они подлежали редактированию в соответствии с прибрежной защитной полосой. Построения и установление прилегающих территорий не проводилось в отношении земельных участков которые были образованы под наземные элементы линейных объектов, например, по опорами ЛЭП.

Все построения оформлялись в единый план границ с учетом всех вышеописанных особенностей, на планах границ отображались границы образуемых прилегающих территорий, с указанием условного номера; границы кадастрового квартала; граница населенного пункта; полоса отвода автодороги; прибрежная защитная полоса водного объекта; границы объектов недвижимости сведения, о которых содержатся в ЕГРН. Допускалось и то, что границы прилегающей территории могли состоять из нескольких обособленных контуров. Стоит отметить, что все построения выполнялись строго в границах одного кадастрового квартала, но при этом также в границах населенного пункта.

Следующим этапом является составление XML – схемы. XML – схема достаточно проста и имеет минимальное наполнение сведений. На фрагменте, отображенном на рисунке 2 видно, что XML – схема в отношении образуемой прилегающей территории состоит из 5 реквизитов [4, 5].

Следующий этап – утверждение планов границ Думой муниципального образования. Все работы по проектированию границ прилегающих территорий выполнялись в рамках муниципального контракта, в котором администрация Артинского ГО являлась заказчиком.

После того как все работы по проектированию были выполнены, исполнитель предоставляет заказчику планы границ прилегающих территорий в электронном виде и на бумажном носителе. На основании представленных данных администрация городского округа выносит решение «О публичных слушаниях, общественных обсуждениях по вопросам градостроительной и землеустроительной деятельности на территории Артинского городского округа» [1, 2, 3, 6].

В ходе проведения публичных слушаний собственники объектов недвижимости вправе оспорить отображенные на планах границ прилегающие территории, их конфигурацию и площадь. В случае достижения взаимного согласия по таким вопросам, это закрепляется в протоколе о публичных слушаниях, общественных обсуждениях и подлежит корректировке со стороны исполнителя работ.

Заключительным этапом является внесение сведений о прилегающих территориях в Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Утвержденные муниципальным образованием схемы границ прилегающих территорий, не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения, направляются в уполномоченный исполнительный орган власти Свердловской области в сфере градостроительной деятельности. Таким органом власти на территории Свердловской области является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, уполномоченное осуществлять ведение Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности [5].

По проведенному анализу  процесса установления прилегающих территорий можно сделать вывод, что эффективная работа установления зависит от исходных данных, которые представляют собой тематические сведения ЕГРН.

Применимо к прилегающим территориям, после проведения комплексных кадастровых работ все земельные участки являются уточненными, а значит устанавливать прилегающие территории можно от таких границ земельных участков, при этом точность такого определения территории будет соответствовать точности, границ земельного участка. Установление прилегающих территорий в кадастровых кварталах, в которых проведены комплексные кадастровые работы является целесообразной, тогда возникает необходимость предусмотреть образование таких территорий одновременно [7].

Следующей проблемой, с которой сталкивались кадастровые инженеры при выполнении работ по установлению прилегающих территорий, являются реестровые ошибки в местоположении объектов недвижимости. Возникали ситуации, когда земельный участок являлся уточненным, то есть его границы установлены в соответствии с действующим законодательством, но при этом накладывая такие границы на планово-картографический материал было видно, что границы такого участка не соответствуют фактическим границам пользования на местности. В таких случаях сложно сделать вывод как правильно устанавливать прилегающую территорию к такому земельному участку, либо руководствоваться установленными границами, либо устанавливать прилегающую территорию по границам фактического землепользования в противоречие законодательству. Исправление реестровой ошибки в местоположении земельного участка не предусмотрено договором на установление прилегающих территорий, поэтому на территории Артинского ГО выбор был сделан в пользу границ фактического землепользования.

Следующей проблемой является несоответствие местоположения границ декларированного земельного участка его адресной части. Например, декларированный земельный участок имеет местоположение: Свердловская область, Артинский ГО, с. Сажино, ул. Ленина, д. 3, при этом фактически расположен на другом месте. В таких случаях приходилось пользоваться адресным планом населенного пункта, с целью определения фактического местоположения. В связи с тем, что границы такого земельного участка были не установлены, то установление границ прилегающей территории происходило при помощи оцифровки имеющегося планово-картографического материала.

Считаем, что существует необходимость интеграции данных ИСОГД и ЕГРН в один государственный реестр. Получается, что два реестра содержат в себе одинаковые сведения об одном и том же имуществе, нормах градостроительного регулирования территории. В связи с этим возникает вопрос необходимости внесения таких сведений в несколько различных государственных реестров.

Применимо к границам прилегающих территорий, на законодательном уровне необходимо рассмотреть возможность внесения сведений о прилегающих территориях сразу в ЕГРН, рассмотреть признание прилегающих территорий одним из видов ЗОУИТ. Это необходимо, чтобы собственник объекта недвижимости смог в одном государственном реестре узнать сразу всю необходимую информацию о своем имуществе. Из разбора технологии подготовки XML – схемы, можно сделать вывод, что все такие сведения возможно вносить в ЕГРН.

При описании процесса установления прилегающих территорий в Артинском ГО, было выявлено, что в Правилах благоустройства территории отсутствую четкие правила по установлению таких территорий. Решением Думы Артинского городского округа Свердловской области от 27 сентября 2018 г. № 51 лишь закреплены минимальные и максимальные площади образуемых прилегающих территорий. Областным законом Свердловской области от 14.11.2018, № 140-ОЗ, установлены общие правила установления прилегающих территорий, и лишь одно исключение, когда прилегающая территория не устанавливается, в отношении многоквартирного дома земельный участок под которым не образован или образован по его границе [1, 2, 3].  Правила благоустройства территории Артинского ГО не содержат в себе информацию и правила содержания прилегающей территории и комплексах мер по соблюдению особого правового режима.

Стоит отметить, что Артинский ГО был одним из пилотных муниципалитетов Свердловской области в 2020 году, который проводил работы по установлению прилегающих территорий, до этого такие сведения были внесены лишь в Невьянском и Камышловском городских округах.

На протяжении 2021 года проводились работы по внесению сведений о границах прилегающих территорий в ИСОГД на территории города Нижний Тагил. Стоит отметить, что согласно опыта других муниципалитетов правилами благоустройства территории города Нижний Тагил предусмотрены конкретные меры и правила по содержанию таких территорий.

При изучении правил благоустройства территории Артинского ГО, а также других муниципалитетов было выявлено, что ограничения по установлению границ прилегающих территорий практически отсутствуют. Существует одно ограничение по образованию прилегающих территорий, которое подразумевает отсутствие необходимости установлении такой территории в отношении многоквартирного дома, земельный участок под которым не образован или образован по его границам. Однако, на практике складываются следующие ситуации, когда земельными участками являются: полоса отвода ж/д или автодороги, земельные участки под опорами ЛЭП.

Итак, необходимость в образовании прилегающих территорий в отношении таких участков,  на наш взгляд, также отсутствует, в связи с тем, что земельные участки образованные под наземные элементы линейного объекта имеют охранную зону, которая подразумевает все те мероприятия, которые закреплены в Правилах благоустройства территории, а также земельные участки, образованные под линейные объекты – дороги также включают в себя полосу отвода такой дороги, ряд мероприятий по содержанию такой территории. Содержание территории автодорог является обязанностью муниципалитета, а содержание территории охранной зоны возложено на собственника объекта, в отношении которого такая зона установлена.

Список источников

  1. Официальный сайт администрации Артинского городского округа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://arti.midural.ru.
  2. Свердловская область. Законы. О регулировании отдельных отношений в сфере благоустройства территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области [Электронный ресурс]: Областной закон от 14.11.2018, № 140-ОЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Решение Думы Артинского городского округа Свердловской области от 27 сентября 2018 г. № 51 “О Правилах благоустройства территории Артинского городского округа” // https://arti.midural.ru/uploads/document/967/postanovlenie-ot-18yanv19-33.pdf.
  4. Свердловская область. Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области [Электронный ресурс]: Приказ 14.03.2019, № 178-П «Об утверждении требований к подготовке схемы границ прилегающих территорий и формы схемы границ прилегающей территории на территории Свердловской области» // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Официальный сайт Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minstroy.midural.ru.
  6. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2004, № 190-ФЗ // Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестр. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru.

References

  1. The official site of the administration of Artinskiy urban district. [Electronic resource]. – Access mode: https://arti.midural.ru.
  2. Sverdlovsk region. Laws. On regulation of certain relations in the sphere of improvement of the territory of municipal formations located on the territory of the Sverdlovsk region [Electronic resource]: Regional law from 14.11.2018, No. 140-OZ // Information and legal system “Consultant Plus”.
  3. Decision of the Duma of Artinsky urban district of Sverdlovsk region from September 27, 2018 № 51 “On the Rules of beautification of the territory of Artinsky urban district” // https://arti.midural.ru/uploads/document/967/postanovlenie-ot-18yanv19-33.pdf.
  4. Sverdlovsk region. Ministry of Construction and Infrastructure Development of the Sverdlovsk region [Electronic resource]: Order 14.03.2019, № 178-P “On approval of the requirements for the preparation of the scheme of boundaries of adjacent territories and the form of the scheme of boundaries of adjacent territory in the Sverdlovsk region” // Information and Legal System “Consultant Plus”.
  5. Official site of the Ministry of Construction and Infrastructure Development of the Sverdlovsk region. [Electronic resource]. – Access mode: https://minstroy.midural.ru.
  6. Russian Federation. Laws. Urban Building Code of the Russian Federation [Electronic resource]: Federal law of 29.12.2004, № 190-FZ // Information-legal system “Consultant Plus”.
  7. The official site of the Federal service of the state registration, cadastre and cartography – Rosreestr. [Electronic resource]. – Mode of access: https://rosreestr.gov.ru.

Для цитирования: Мезенина О.Б., Бекетов А.Д., Кузьмина М.В. Технология процесса и проблемы установления границ прилегающих территорий: опыт Свердловской области // Московский экономический журнал. 2022. № 4. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-4-2022-35/

© Мезенина О.Б., Бекетов А.Д., Кузьмина М.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 4.