Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.37

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10209

Кадастровые проблемы и пути их решения

Cadastral problems and solutions

Смирнова Жанна Венедиктовна, кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Smirnova Zh.V., z.v.smirnova@mininuniver.ru

Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем кадастровых отношениях. Приведены примеры фондовых земельных ресурсов России. Рассмотрены проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Обусловлены пути решения поставленных проблем.

Summary. The article considers one of the urgent problems of cadastral relations. Examples of stock land resources of Russia are given. Problems that require an immediate solution are considered. The ways to solve the problems posed are determined.

Ключевые слова: кадастровые отношения, земельный кадастр, федеральные службы.

Keywords: cadastral relations, land cadastre, federal services.

Одна из самых главных проблем на сегодняшний день в сфере кадастровых отношений остается качественное обследование объектов недвижимости, составление правдивой информации в единой информационной системе недвижимости.  Россия — это огромная страна, которая обладает богатыми природными ресурсами, к которым также относятся земельные территории, около 1,7 млрд. га, требующие не только правильного использования, но и качественного, количественного    учета Рисунок 1.

До сих пор неизвестно общее количество неучтенных в государственном кадастре недвижимости (далее – также ГКН) земельных участков. Попытки Федеральной службы земельного кадастра России провести в 2001 году инвентаризацию сведений о ранее учтенных земельных участках для отражения их в государственном реестре кадастрового района и на дежурной кадастровой карте в виде чертежа земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков оказались безуспешными [6].

На сегодняшний день часто возникают кадастровые проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Рассмотрим на примере несколько проблем [9].

Проблема первая – картографо-геодезическое обеспечение. Кадастр, кадастровые работы — это то, чем в последние два с половиной десятилетия прямо или косвенно занимается каждый геодезист. Можно сказать, что на создание и развитие системы кадастра была направлена существенная часть мощностей картографо-геодезической отрасли страны.

Основой для создания и ведения кадастра является картографо-геодезическое обеспечение (Статья 6, № 221-ФЗ).

Стоимость создания кадастра, достоверность кадастровых данных зависит от состояния картографо-геодезического обеспечения кадастра. Очевидно, что чем хуже картографо-геодезическое обеспечение кадастра, тем дороже создание самой системы кадастра, тем менее достоверны такие данные как информация о местоположении и площади объекта недвижимости [7].

То, что картографическое и геодезическое обеспечение является неудовлетворительным, это ясно каждому кто связан с кадастровой деятельностью (кадастровому инженеру, геодезисту). Топографические материалы необходимых (базовых) масштабов фактически отсутствуют, населённые пункты ими не обеспечены (менее 40%).

Об отношении к картографо-геодезическому обеспечению говорит и расположение слова «картография» названии ведомства.

Кадастровая палата (например, ФГБУ КП по РТ) отказывает в постановке на кадастровый учет даже при незначительных пресечениях, которые не имеют никакого практического смысла как для картографии, так и для самого кадастра (несколько миллиметров, менее миллиметра). Причем, одной из причин таких «пересечений», как установлено кадастровыми инженерами опытным путём, является ошибка округления координат, которую генерирует сама система. Хотя, требования к точности определения координат поворотных точек границы конкретны и определены инструкциями [5].

Проблема вторая – большое число кадастровых инженеров. Доступ к квалификационному аттестату кадастрового инженера не ограничен жесткими профессиональными требованиями и компетенциями (Статья 29, п.2.2, № 221-ФЗ). Этот фактор стал причиной появления в России большого числа кадастровых инженеров (порядка 35 тыс.). Такое количество кадастровых инженеров чрезмерно. Из них, по данным мониторинга Минэкономразвития РФ реально, выполняют кадастровые работы 50%. Организации страхуются.

Чрезмерное количество кадастровых инженеров ведет:

  • во-первых, к снижению стоимости кадастровых работ;
  • во-вторых, к снижению качества кадастровых работ;
  • в-третьих, к увеличению теневого рынка кадастровых работ.

Если говорить о выгоде, то очевидно, что государство устраивает низкая стоимость кадастровых работ, поскольку кадастровые работы имеют и социальное значение. На этом выгода для государства заканчивается. Остальные два следствия явно невыгодны государству.

Так, простые расчеты показывают, что объём теневого рынка кадастровых работ в РФ составляет не менее 1 млрд.руб. Таким образом, государство не дополучает налоги. Строго говоря, при низких ценах государство, также, не добирает налоги [7] 

Проблема третья – регулирование кадастровой деятельности. Как это ни парадоксально, но для регулирования кадастровой деятельности государство дало кадастровому инженеру по сути все необходимое. Для этого имеется закон о кадастре (221-ФЗ), закон о саморегулируемых организациях (315-ФЗ) и ряд подзаконных актов [8].

Саморегулируемые организации (СРО) это механизм, посредством которого имеется законная возможность отстаивать свои профессиональные права и позиции. Государство, таким образом, передает кадастровому инженеру часть своих полномочий. При этом, государство должно быть уверено, что система сможет эффективно функционировать, обеспечивая:

  • качество работы кадастрового инженера и как следствие и качество сведений реестра недвижимого имущества;
  • гарантии прав и интересов потребителей кадастровых услуг.

Таким образом, государство осуществило проверку кадастровых инженеров на зрелость.

Проблема не в государстве, проблема в самих кадастровых инженерах – в их пассивной позиции. В настоящее время значительная часть кадастровых инженеров не видит необходимости в СРО. Нежелание и неумение использовать механизм СРО добровольно, скорее всего, приведёт к обязательному членству в СРО. При этом, выгода для государства вполне очевидна.

Таким образом, особенно важно решить вопросы, связанные с процессом формирования актуальных баз данных государственного кадастра недвижимости. Кроме того, в дальнейшем необходимо законодательное закрепление возможности внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости с описанием в трехмерном пространстве и перехода к единой геоцентрической открытой системе координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

Работы по проверке информации на предмет наличия кадастровой ошибки и ее исправлению должны быть проведены до истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета.

Кроме того, для повышения эффективности решаемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр) внутренних и межведомственных задач органы кадастрового учета в плановом режиме проводят верификацию и нормализацию кадастровых сведений.

Список литературы

  1. Abramova N.S., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Chaikina Z.V., Kaznacheeva S.N.  Formation of socio-economic culture of future engineers // В сборнике: Lecture Notes in Networks and Systems. Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 1041-1047.
  2. Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Gruzdeva M.L., Golubeva O.V., Kutepov M.M.  Social and economic efficiency and quality of providing services to the population in the form of service activities // В сборнике: Lecture Notes in Networks and Systems. Growth Poles of the Global Economy: Emergence, Changes and Future Perspectives. Plekhanov Russian University of Economics. Luxembourg, 2020. С. 1029-1039.  
  3. Груздева К.Е., Смирнова Ж.В., Черней О.Т.  Совершенствование системы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 18-24.
  4. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Тукенова Н.И.  Применение сервисов сети интернет при обучении технологии
    // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 8.
  5. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С.
  6. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24 июля 2007года № 221-ФЗ.
  7. О технических ошибках: письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21 апреля 2006 года № ВК/0556
  8. Об утверждении методики определения платы и предельных размеров платы за проведение кадастровых работ федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в целях выдачи межевого плана: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 января 2012 года № 14.
  9. Смирнова Ж.В.  Технологии муниципального управления Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2020.