Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 332.2

Bezymyannyj-12

доктор экономических наук,

профессор, член-корреспондент РАН,

профессор кафедры землепользования и кадастров

Варламов Анатолий Александрович,

Varlamov Anatoly, kaf@zemcad.ru

аспирант кафедры землепользования и кадастров,

Зинатчина Гульнур Фларитовна,

Zinatchina Gulnurgul90zin@mail.ru

Государственный университет по землеустройству, г. Москва,

Предложения по повышению экономической эффективности управления земельными ресурсами (на примере городских округов республики башкортостан)

Suggestions to increase economic efficiency of land administration (for example, city districts of the republic of bashkortostan)

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы экономической эффективности управления земельными ресурсами. Выявлены факторы, оказывающие влияние на объем поступления земельных платежей в бюджет. Предложен план мероприятий («Дорожная карта») по повышению эффективности управления земельными ресурсами городских округов Республики Башкортостан. Показаны возможные объемы увеличения арендной платы за земельные участки, приведены показатели экономической эффективности управления на примере городских округов Республики Башкортостан.

Summary

In the article considered the questions of economic efficiency of land management. The factors identified influencing the amount of land payments to the budget. The proposed action plan («road map») for improving the efficiency of land administration of city districts of the Republic of Bashkortostan.Shows the possible volume increase of the rent for the land.The indicators leaded of economic efficiency of management on example of city districts of the Republic of Bashkortostan.

 

Ключевые слова: управление земельными ресурсами, экономическая эффективность, повышение экономической эффективности управления земельными ресурсами, земельные платежи, план мероприятий («Дорожная карта»).

Keywords:

Land management, economic efficiency, increase economic efficiency of land administration, land payments, the action plan («roadmap»).

Одним из основных показателей эффективности управления земельными ресурсами, в т.ч. и городских округов, выступают земельные платежи, поступаемые в бюджет [1]. Также показателями экономического эффекта управления земельными ресурсами на основе системы землепользований могут быть: цена земли, стоимость права аренды, суммарный земельный налог, размер земельного налога по категориям землепользования и земельного фонда, прогнозируемая стартовая цена права долгосрочной аренды земель и т.д. [2].

Для выявления факторов влияющих на размер земельных платежей были проведены корреляционно-регрессионные анализы.

На размер земельных платежей в целом по региону влияют следующие факторы (31 анализируемый фактор):

  • Сильная связь (0,7-0,9):

– размер земельных платежей по городским округам;

– количество сделок с земельными участками, ед.;

– количество населения региона, чел.;

– количество городского населения, чел.

2) Заметная связь (0,5-0,7):

– общая площадь земель населенных пунктов, га;

– количество предприятий и организаций в регионе, ед.;

– количество выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в регионе, ед.;

– количество выданных разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в городских округах региона, ед.

В свою очередь размер земельных платежей в городских округах (на примере земельного налога, 24 фактора) взаимосвязан с (наиболее сильная связь):

– среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по всем типовым видам разрешенного использования, облагаемых земельным налогом, руб/ кв.м.;

– тот же показатель по группам 1,3,4;

– количество населения, чел.;

– количество организаций, ед.;

– площадь земельных участков в частной собственности, га.

Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи поступления земельных платежей и состояния земельного рынка. Согласно статистическим данным и отчетам в городских округах Республики Башкортостан преобладают земли государственной и муниципальной собственности, которые не всегда обременены правами третьих лиц. Таким образом, у органов местного самоуправления имеется возможность в развитии земельного рынка, построении различных моделей земельных отношений и соответственно повышении экономической эффективности управления земельными ресурсами.

Для осуществления поэтапной работы в управлении земельными ресурсами и получения земельных платежей предложен План мероприятий («Дорожная карта») по повышению экономической эффективности управления земельными ресурсами городских округов Республики Башкортостан.

Мероприятия «Дорожной карты» выстроены с учетом объемов их финансирования и возможного дохода. Приоритетное положение занимают те действия, которые могут обеспечить быстрое поступление денежных средств в бюджет и не требуют значительных бюджетных затрат, которые в дальнейшем будут являться одним из источников финансирования более затратных мероприятий. Однако следует учитывать тот факт, что все мероприятия в управлении земельными ресурсами взаимосвязаны, информация, полученная на одном этапе, используется на другом, поэтому все мероприятия «Дорожной карты» подлежат выполнению. В обобщенном виде План мероприятий представлен в таблице 1.

Таблица 1 – План повышения («Дорожная карта») экономической эффективности управления земельными ресурсами в городах

Screenshot_1

Screenshot_2

Screenshot_3

В данном плане кроме мероприятий, направленных на экономическую эффективность, присутствуют также действия, имеющие в большей степени социальную и экологическую составляющие. Потому что управление земельными ресурсами должно соответствовать различным критериям эффективности. Кроме того, требует учета тот факт, что работа органов местного самоуправления кроме работ по формированию собственной доходной базы, направлена на решение различных задач, в т.ч. и социальных и экологических.

Реализуя предложенные мероприятия плана, исходя из минимальных ставок арендной платы за земельные участки [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11], возможно получить только арендную плату в размере ок. 5 000,00 млн. рублей (из возможных объемов соответствует минимальному).

Общий объем земельного налога, арендной платы, продажи права на заключение договоров аренды и собственности в городских округах Республики за 2016г.составил 3902,1 млн. рублей (Пзф) [12]. Бюджетами этих городских округов на 2018, 2019г. планируется поступление платежей 4 338 617,90 тыс. и 4 500 962,70 тыс. руб. соответственно.

С учетом поступления земельного налога в 2016г. в размере 1 152 млн. рублей, возможно получить арендную плату и земельный налог в размере 6 152 млн. рублей (Пзр) (соответствует минимальному возможному размеру земельных платежей).

Коэффициент эффективности системы управления земельными ресурсами (Эузр) может быть определен как отношение фактического значения земельных платежей (Пзф) к расчетному значению (Пзр) по формуле 1[1]:

Screenshot_4

В нашем случае он составит 0,6. Если будут вестись работы по повышению экономической эффективности управления, данный коэффициент будет равен 1, а оперируя различными способами предоставления участков возможно повысить этот показатель. На примере, земельного участка с видом разрешенного использования «Деловое управление» разница в арендной плате, рассчитанной по рыночной оценке и исходя из ставок арендной платы установленной органом местного самоуправления в процентах от кадастровой стоимости, составила 4,6 раза.

Таким образом, экономическая эффективность управления земельными ресурсами городских округов Республики Башкортостан имеет потенциал к повышению. Что может быть реализовано в т.ч. в случае выполнения предложенного плана мероприятий, включающего в себя различные мероприятия и действия по управлению землями городских округов.

Литература

  1. Варламов А.А. Земельный кадастр (в 6-ти томах). Том 2. Управление земельными ресурсами [Текст] : учеб.и учеб. пособия/ А.А. Варламов. –Москва :КолосС, 2004. –528 с.
  2. Варламов А.А. Экономика и экология землепользования. Часть II. Формирование и обоснование объектов системы землепользования [Текст] : учеб. и учеб. пособия/ А.А. Варламов.–Москва: ГУЗ, 2014. –254 с.
  3. Государственные (национальные) доклады о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан (2011-2016гг.) :[доклады Росреестра] / [Электронный ресурс]. – Режимы доступа: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/zemleustroystvo-i-monitoring-zemel-02/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-respublike-bashk.
  4. Об арендной плате за земельные участки [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 25 нояб. 2013г. № 3-27/333 // СПС «Консультант Плюс».
  5. Об арендной плате за землю в городском округе город Сибай Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Сибай Республики Башкортостан от 03 марта 2016г. № 659 // СПС «Консультант Плюс».
  6. Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : решение Совета ГО г. Уфа РБ от 03. 12.2007 № 30/7 // СПС «Консультант Плюс».
  7. Об определении размера арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Кумертау Республики Башкортостан от 27 мая 2015г. № 46-7 // СПС «Консультант Плюс».
  8. Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан от 29 янв. 2015г. № 392 // СПС «Консультант Плюс».
  9. Об установлении арендной платы за землю на 2016 год [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Агидель Республики Башкортостан от 25 марта 2016г. № 639 // СПС «Консультант Плюс».
  10. Об утверждении порядка и условий арендной платы за землю на 2017 год в городском округе город Нефтекамск Республики Башкортостан [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 15 марта 2017г. № 4-06/04 // СПС «Консультант Плюс».
  11. Об утверждении ставок арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, с 01.01.2017 [Электронный ресурс] : Решение Совета городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 20 дек. 2016г. № 4-7/4з // СПС «Консультант Плюс».
  12. Годовые отчеты об исполнении бюджета. Официальный сайт Управления федерального казначейства по Республике Башкортостан / [Электронный ресурс]. – Режимы доступа:http://ufa.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-subektov-rf-i-mestnye-byudzhety/godovoy-otchyet-ob-ispolnenii-byudzheta/.