Московский экономический журнал 3/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 352.91-048.38(571.12-25)

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_162

НЕОБХОДИМОСТЬ ВОЗРОЖДЕНИЮ ИНСТИТУТА СИСТЕМЫ МЕЛИОРАЦИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ТЮМЕНЬ

THE NEED TO REVIVE THE INSTITUTE OF LAND RECLAMATION SYSTEM OF THE TYUMEN CITY DISTRICT

Черезова Наталья Викторовна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности института сервиса и отраслевого управления Тюменского индустриального университета (ТИУ), 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 38

CherezovaN.V., Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Geodesy and Cadastral Activity of the Institute of Service and Industry Management of Tyumen Industrial University (TIU), 38 volodarskystr., tyumen, 625000, Russia 

Аннотация. Город Тюмень – активно развивающийся город, характеризующийся одними из наивысших в стране показателями по инвестициям в производственную и непроизводственную сферы, темпам жилищного строительства и развития социальной инфраструктуры. Стремление построить как можно больше и в короткие сроки привело к созданию вокруг города временных поселков, превратившихся в постоянное место жительства для тысяч людей (пос. Андреевский, Энтузиастов, ДОК «Красный Октябрь»). Многие из этих районов расположены в пойме р. Туры и подвержены риску постоянного затопления паводковыми водами.

Abstract. The city of Tyumen is an actively developing city, characterized by one of the highest indicators in the country in terms of investments in the production and non-production spheres, the pace of housing construction and the development of social infrastructure. The desire to build as much as possible and in a short time led to the creation of temporary settlements around the city, which turned into a permanent place of residence for thousands of people (Andreevsky village, Enthusiasts, Red October DOCK). Many of these areas are located in the floodplain of the Tura River and are at risk of constant flooding by flood waters.

Ключевые слова: садово-огородные общества, градостроительная документация, мелиорация, садово-огородные товарищества, водопонижение, переувлажнение, система мелиорации, институт мелиорации

Keywords: horticultural societies, urban planning documentation, land reclamation, horticultural partnerships, water reduction, waterlogging, reclamation system, institute of Land Reclamation

Сегодня город Тюмень – важнейший промышленный и транспортный узел, крупный культурный, научный и образовательный центр. Административное значение и функция города Тюмень в региональной системе расселения усиливается в процессе восстановления Тюменской области в качестве единого субъекта РФ.

Пойма реки Туры интенсивно застраивается. На левом берегу реки на намывных песках возникли три жилых микрорайона. На затопляемой пойменной части долины в 60-70-е годы были построены химико-фармакологический завод, фанерокомбинат, овчинно-меховая фабрика и частный жилой сектор. Все это не могло не сказаться на гидрологическом режиме Туры, а ограничение русла реки дамбами, предотвращающими затопление жилых домов, привело к еще большему подъему паводковых вод и, как следствие, к увеличению затрат на противопаводковые мероприятия.

Кроме того, при строительстве многоэтажных зданий в основном использовались свайные фундаменты, что вызвало уплотнение грунтов до глубины заложения свай [1]. При отсутствии централизованной ливневой канализации нарушение структуры и ухудшение фильтрационных свойств грунтов явилось одной из причин подтопления городских территорий [2]. Высокий уровень грунтовых вод, существующие подтопления и промывной водный режим способствуют процессам заболачивания. Комплекс Тарманских болот – одна из территорий такого происхождения на территории города.Тарманский болотный массив протянулся вдоль реки Туры с запада на восток на 136 км. По-местному его называют Тарманские болота или просто Тарманы. Они начинаются в Свердловской области, проходят по севернойокраине Тюменского района на протяжении 80 км и уходят в пределы Ярковского и Нижнетавдинского районов. Ширина болотного массива в разных местах от 7 до 40 км, а общая площадь 124 тысяч га.

В настоящее время на территории Тюменской области действует всего одно предприятие, занимающееся мелиорациями – «Тюменгипроводхоз». Родоначальником ОАО «Тюменгипроводхоз» стала Тюменская проектно-изыскательская экспедиция №10 института «Ленгипроводхоз», созданная приказом Госземводхоза РСФР №236 от 15 июня 1965 года в целях обеспечения проектно-сметной документацией мелиоративного и водохозяйственного строительства колхозах и совхозах Тюменской области.

В 1967 году экспедиция была преобразована в Тюменское отделение института «Ленгипроводхоз», а в 1973-м ее передали в состав института «Гипроводхоз» Минводхоза СССР.

Приказом Минводхоза СССР №329 от 28 сентября 1973 года с 1 января 1974 года на базе Тюменского отделения «Гипроводхоза» создали самостоятельный Тюменский государственный проектно-изыскательский институт по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства – «Тюменгипроводхоз».

В связи с развертыванием проектно-изыскательских работ по переброске части стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан в начале 80-х годов в сентябре 1982 года институт преобразовали в Тюменский проектно-изыскательский филиал в составе головного института «Союзгипроводхоз» (г. Москва).

21 июля 1987 года вышло постановление Госстроя СССР «О создании Тюменского проектно-изыскательского института по проектированию объектов мелиоративного и водохозяйственного строительства – «Тюменгипроводхоз» Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР», СССР», и с августа 1987 года институт вновь восстановил свой прежний статус. Мелиоративный фонд области в пределах сельскохозяйственной зоны представлен низинными болотами, в большинстве своем заболоченными, заросшими лесом и кустарником; земли избыточно увлажненные. В пределах северной части территории болота большей частью верхового и переходного типов, а на водоразделах нередко встречаются зоны вечной мерзлоты, что осложняет освоение земель для с/х производства.

Основные задачи института в то время заключались в разработке проектно-сметной документации:

  • на объекты мелиоративного и водохозяйственного строительства;
  • проведение культур-технических работ на землях, не требующих осушения;
  • обводнение пастбищ в колхозах и совхозах;
  • строительство производственных баз, различных других производственных объектов, объектов жилья и соцкультбыта для организации Минводстроя СССР, базирующихся на территории Тюменской области.

Определенный объем работ выполнялся по составлению схем развития хозяйств, паспортизации рек, озер, водохозяйственных балансов рек, составлению Государственного водного паспорта [3].

Заказчиками на выполнение проектно-изыскательских работ являлись: дирекция «Тюменьводстрой», объединение «Тюменьводстрой», областное управление мелиорации, а также облагропром. С 80-х годов в роли заказчиков стали выступать предприятия Миннефтегазстроя, Миннефтепрома, Мингазпрома и Мингео СССР, а также другие ведомства, создающие свои совхозы, подсобные и тепличные хозяйства. В связи с этим наметилась устойчивая тенденция продвижения мелиоративного строительства и с/х производства в северные районы автономных округов, где ускоренными темпами шло освоение нефтегазовых месторождений, возникали города и рабочие поселки, прокладывались транспортные магистрали и ЛЭП. За счет миграции из других регионов страны на севере области росла численность населения

Коллектив института ежегодно обеспечивал проектами все стройки по мелиорации и водному хозяйству, из года в год наращивая объемы проектно-изыскательских работ и добиваясь все более высоких технико-экономических показателей.

В январе 1989 года был утвержден устав института «Тюменгипроводхоз» Всесоюзного объединения «Союзводпроект» Минводхоза СССР.

По состоянию на 1990 год на территории области числилось 12,52 тысячи гектаров орошаемых земель. За период с 1967 по 1992 года было построено и сдано в эксплуатацию более 120 осушительных систем на площади 92,4 тысячи гектаров. Строительство мелиоративных систем велось по проектной документации, разработанной институтом «Тюменгипроводхоз». Кроме проектирования осушительных и оросительных систем выполнялись проекты по разработке торфяных полей, производству культур-технических работ, строительству насосных станций, гидротехнических сооружений, объектов промышленного и гражданского назначения. На балансе в области числилось 62 плотины с гидротехническими сооружениями, которые также строились по проектам института. Специалисты «Тюменгипроводхоз» занимались определением расчетного ущерба от затопления и подтопления, выявляли объекты жилой застройки и промышленные предприятия с нарушенной системой естественного сброса воды.

По всем хозяйствам южных районов Тюменской области был составлен кадастр и выполнена техническая характеристика существующих и проектируемых водохранилищ, где учитывалось: источник питания, вид регулирования, площадь водосбора, объем стока, характеристика водоема, объем водопотребления, площадь орошения [4].

Ежегодно повышая уровень профессиональных знаний по системе учебы, организуемой по программе Всесоюзного института повышения квалификации, ведущие специалисты уже были способны решать сложные инженерные проблемы отрасли не только в СССР, но и за рубежом.

В конце 80-х годов отмечалось улучшение материально-технической базы производства и социально-бытовых условий работников.

Перед коллективом института в конце 80-х годов была поставлена задача составить схему противопаводковых мероприятий по всем населенным пунктам Тюменской области – уроки наводнений не прошли бесследно. «Тюменгипроводхоз эту работу начал, но так и не завершил в связи с началом перестройки в стране. Коллектив, оставшийся после масштабных сокращений, продолжал работу над поставленной задачей, но в 1994 году работы были приостановлены.

В настоящее время институт имеет ряд основных направлений деятельности, в частности:

  • выполняет проектно-изыскательские работы для обоснования строительства промышленно-гражданских объектов, гидротехнических и мелиоративных сооружений, автомобильных дорог, инженерных сетей, коммуникаций;
  • составляет проекты, генеральные планы объектов застройки, котельных и тепловых пунктов, плотин, насосных станций и очистных сооружений, объектов сельского хозяйства, ирригационных и мелиоративных систем, систем отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и канализации, теплоснабжения и электроснабжения, ливневой канализации, дренажных систем и водоохранных зон;
  • осуществляет топографо-геодезические, инженерно-геологические, гидрогеологические, гидрологические, экологические изыскания, межевание земель, проводит кадастровые работы.

В связи с повышением качества выполняемых работ и уменьшением сроков проектирования в институте ведется активная работа по техническому перевооружению структурных подразделений организации. Предприятие оснащено всем необходимым для выполнения проектно-изыскательских работ: современным измерительным оборудованием, компьютерной и множительной техникой. В процессе проектирования применяются специализированные программы: Maplnfo, AutoCAD, Microstation; гидротехнический комплекс Mouse и другие. За 40 лет работы в организации накоплен большой архив проектно-изыскательских материалов.

С помощью Тюменгипроводхоза проведена реконструкция улиц районных центров Яр-Сале, Красноселькупа, Мужей и Аксарки. По проектам специалистов института реконструировано около 70% дорог Салехарда.

Из-за незавершенных работ по составлению схемы противопаводковых мероприятий, во время разлива реки Туры в весенний сезон страдают прилегающие микрорайоны. Такое явление наблюдалось как в 70-х годах, так и в настоящее время  Поскольку начатая работа по противопаводковым системам была заморожена, но проблема за это время никак не решилась, необходимо продолжить ее. В последнее время на территории ценных с/х земель, входящих в границы городского округа, остро встала проблема подтопления и заболачивания. На сегодняшний день на территории городского округа город Тюмень существуют 164 СНТ: 4 в Восточном административном округе, 41 в Калининском, 13 в Ленинском и 106 в Центральном (рисунок 2).

Территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан занимают значительные по площади пространства в основном в северной части населенного пункта без развитой системы транспортных связей и отсутствием инженерной инфраструктуры, что препятствует преобразованию таких территорий в жилые зоны [5].

Основная проблема этих территорий относится к особенностям почвенно-климатических условий Тюменской области. Это негативные процессы заболачивания и подтопления земель.

Входящие в границы населенных пунктов СНТ существуют и действуют на основании разработанной и утвержденной градостроительной документации. Городские земли подлежат регулированию документами территориального планирования муниципального образования. Таким документом является генеральный план. Основной целью документа является определение места размещения объектов местного значения, установление параметров и границ функциональных зон и границы населенного пункта. В пояснительной записке к Генеральному плану приведены сведения о планах и программах по социально-экономическому развитию города, среди которых в области инженерной подготовки числится схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования городской округ город Тюмень [6].

Для размещения территорий СНТ на генеральном плане установлена зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ. Она предназначена для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны [7].

Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ установлена на существующие территории, отведенные под садоводство и огородничество. Как правило, под организацию новых территорий под зону садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений используется зона сельскохозяйственных угодий, малопригодных для ведения сельскохозяйственного производства [8]. Фрагмент генерального плана с границами территории СНТ «Большое Царево» представлен на рисунке 3

Территория объекта исследования СНТ Большое Царево относится к комплексу Тарманских болот. Уровень залегания грунтовых вод составляет 0,6 – 1 м. Торф низинного типа с малым содержанием углерода и водорода, но с большим преобладанием кремнезема и фосфора. Питают его атмосферные осадки и грунтовые воды. Средняя глубина торфяной залежи 2 м, но есть котловины, где торф залегаетслоем до 7 метров. Он состоит в основном из остатков различных видов осоки и мхов, древесная растительность встречается в нем редко. Проводя анализ условий, можно сделать вывод, что без принятия каких-либо мер по водопонижению использование территории невозможно. Ранее, в 1987 году там были проведены осушительные работы (рисунок 4).

Проложены сети открытых каналов, которые закреплялись от осыпания лесополосами. Имеется также и закрытый дренаж. В связи с прекращением деятельности института мелиорации обслуживание системы водопонижения прекратилось. Мелиоративные устройства со временем стали заброшенными и пришли в непригодное состояние, что привело к вторичному подтоплению территории. Стали подниматься грунтовые воды. Многие предоставленные участки стали не пригодны для использования и заброшены собственниками.

Мелиоративные каналы стали зарастать, их берега обваливались, строительство транспортных коммуникаций велось без учета имеющейся осушительной сети, что привело к их перекрытию [9].

В 2005 году в связи с изменением статуса города Тюмени на городской округ, расширяются границы города и все мелиорированные земли становятся городскими. Отсюда возникала необходимость их использования и повторного осушения. Принимается решение об образовании новых сообществ и товариществ, но проблема подтопления и заболачивания в них никак не решается, однако земли часто предоставляются по социальным программам.

По проекту планировки для территории СНТ предусматривается дорожная сеть, сеть ЛЭП. Для этого необходимо сначала провести вертикальную планировку территории и проложить систему водопонижения. В последующем такие земли не будут подвержены подтоплению, что создаст условия для устойчивого развития территории и благоприятного ее использования. На фрагменте утвержденного 13.01.2014 г. проекта планировки Березняковскогопланировочного района (рисунок 6) видно, что улицы в дачных сообществах имеют ширину проезжей части не более 5 м, что делает невозможным и не рациональным использование системы открытых каналов. Поэтому сеть закрытых каналов является наиболее удачным решением для осушения территории СНТ.

Исходя из анализа территории для проектирования была выбрана закрытая система дренажа, учитывающая небольшую ширину улиц дачных сообществ. Закрытый дренаж устраивается с применением труб (дрен) различных конструкций и материалов. Современные технологии делают пластиковый дренаж одной из лучших и доступных систем водоотведения.

Среди преимуществ пластика:

  • прочность;
  • устойчивость к агрессивной среде;
  • легкость в монтаже;
  • продолжительный срок службы (50 лет);
  • дешевизна в сравнении с другими материалами;

Нагорную канаву рассчитывают на отвод воды со всей вышерасположенной водосборной площади. Она вскрывает и отводит грунтовые воды. Эти канавы всегда делают открытыми и без валика с нагорной стороны. Канал прокладывается по периметру осушаемой территории. Водопонизительные скважины, оборудованные погружными насосами, надлежит применять в тех случаях, когда понижение уровня подземных вод может быть достигнуто только принудительной откачкой воды. Самотечную систему водопонижения применить в данном случае невозможно, поскольку отметка у водного источника (оз. Большое Царево) совпадает с отметкой территории, а у прибрежных зон она больше, в следствие чего вода бы побежала обратно на осушаемые территории [10].

Вдоль улиц следует пустить сеть закрытых дренажных каналов, каждый из которых имеет выход к магистральному каналу. Он сбрасывает воду в подготовленный водоем в непосредственной близости к водному источнику, в который в последующем будет осуществляться переброс воды насосной станцией. Схема уклада закрытого дренажа представлена на рисунке 6.

Помимо самой системы дренажа необходимо предусмотреть сопряжения и соединения на дренажной системе. К таким устройствам относятся смотровые колодцы и устья дрен. Смотровые колодцы устраиваются для наблюдения за дренажной сетью, очистки от ила и регулирования уровня воды в сети. Устья дрен обеспечивают выход дрен-осушителей в открытые каналы (магистральный канал).

Вся вода сбрасывается в водоприемник. К ним предъявляют следующие требования:

  • не затапливать осушаемые земли летне-осенними паводками;
  • иметь пропускную способность и емкость, позволяющую одновременно отводить или принимать избыточные воды с осушаемой территории;
  • иметь прочные берега.

После сбора воды в водоем насосная станция перекачивает воду в водный источник. Состав, компоновку и конструкцию сооружений насосной станции [11].

Проводя анализ смежных территорий, можно сделать вывод, что система водопонижения должна быть комплексно разработана на всю землю, подверженную подтоплению. Это позволит вовлечь в использование большие массивы земель, пригодных для садоводства и огородничества и регулировать негативный процесс подтопления. Кроме этого, комплексное осушение территории благоприятно скажется и на землях города Тюмени [12].

На любой территории, попавшей под влияние подтопления можно отрегулировать водный режим путем строительства осушительной сети. Для того, что система была эффективна и способствовала устойчивому развитию города, необходимо разрабатывать ее на все земли, подверженные негативному процессу. Поскольку в этом затронуты интересы города, финансирование должно проводиться из бюджетных средств города.

Чтобы избежать порчи осушительной системы, как это было ранее, ее нужно закрепить документацией и на местности. Дальнейшее строительство частной собственности или же объектов местного значения будет проводиться с учетом мелиоративных объектов без их повреждения. Постановка на учет каналов отдельно будет с большими финансовыми затратами, поэтому после разработки комплексной системы осушения она должна ставиться на учет как единый недвижимый комплекс, что позволит учесть все элементы осушения одновременно без больших финансовых потерь для местного бюджета и собственников.Следует провести анализ территории ГО города Тюмень и на основе полученных данных о территориях, подверженных негативным процессам, разработать комплексную инженерную подготовку города, включающую систему мелиорации. После разработки осушительная система должна быть поставлена на учет, войти в градостроительную документацию и быть обозначена на местности. Именно такими действиями наладится регулирование негативных процессов на территории ГО города Тюмень. Многие мелиорированные земли войдут в оборот и станут пригодны для использования в деятельности человека. Этим вопросом должен заниматься ОАО «Тюменьгипроводхоз»

Список источников

  1. Зубарева, Ю. В. Сценарное прогнозирование как инструмент разработки стратегии развития АПК Тюменской области / Ю. В. Зубарева, А. М. Ермакова // Аграрный вестник Урала. – 2013. – № 9(115). – С. 88-90.
  2. Ермакова, А. М. Прогноз и сценарии развития рынка жилья в городе Тюмени / А. М. Ермакова // Московский экономический журнал. – 2019. – № 10. – С. 41. – DOI 10.24411/2413-046X-2019-10041.
  3. Ермакова, А. М. Особенности формирования инвестиционных площадок в Тюменском муниципальном районе / А. М. Ермакова, Т. С. Нуруллина // Московский экономический журнал. – 2019. – № 10. – С. 49. – DOI 10.24411/2413-046X-2019-10058.
  4. Ermakova, A.M. The current state and potential of territory development on the example of a municipal district / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. – 2021. – Vol. 64. – No. 1. – p. 20. – DOI 10.24411/2588-0209-2021-10289.
  5. Ermakova, A. M. Sustainable development of rural areas of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug / A. M. Ermakova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Smolensk, 25 января 2021 года. – Smolensk, 2021. – P. 042026. – DOI 10.1088/1755-1315/723/4/042026.
  6. Ermakova, A. Engineering development of the territory – As a factor of investment attractiveness of the region / A. Ermakova // E3S Web of Conferences : 22, Voronezh, 08–10 декабря 2020 года. – Voronezh, 2021. – DOI 10.1051/e3sconf/202124410015.
  7. Ознобихина, Л. А. Тенденции и перспективы развития туристических услуг на примере городского округа / Л. А. Ознобихина // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10176.
  8. Ознобихина, Л. А. Порядок и особенности отвода земельных участков для реконструкции газопровода высокого давления / Л. А. Ознобихина // Московский экономический журнал. – 2020. – № 3. – С. 4. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10148.
  9. Ознобихина, Л. А. Особенности предоставления земельных участков для строительства объектов капитального строительства на межселенных территориях / Л. А. Ознобихина // International Agricultural Journal. – 2021. – Т. 64. – № 1. – С. 23. – DOI 10.24411/2588-0209-2021-10292.
  10. Ознобихина, Л. А. Внедрение инвестиционного проекта – как тактики формирования развития территории / Л. А. Ознобихина // Московский экономический журнал. – 2021. – № 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10179.
  11. Oznobihina, L. The basis for placing a roadside service object in a municipal area / L. Oznobihina // E3S Web of Conferences : 22, Voronezh, 08–10 декабря 2020 года. – Voronezh, 2021. – DOI 10.1051/e3sconf/202124410014
  12. Пирунова, Е. В. Инвестиционная привлекательность Оренбургской области / Е. В. Пирунова, Л. А. Ознобихина // Современные проблемы земельно-имущественных отношений, урбанизации территории и формирования комфортной городской среды : Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Тюмень, 08–09 октября 2020 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. – С. 316-323.

References

  1. Zubareva, Y. V. Scenario forecasting as a tool for developing a strategy for the development of agriculture in the Tyumen region / Y. V. Zubareva, A.M. Ermakova // Agrarian Bulletin of the Urals. – 2013. – № 9(115). – Pp. 88-90.
  2. Ermakova, A.M. Forecast and scenarios of housing market development in the city of Tyumen / A.M. Ermakova // Moscow Economic Journal. – 2019. – No. 10. – p. 41. – DOI 10.24411/2413-046X-2019-10041.
  3. Ermakova, A.M. Features of the formation of investment sites in the Tyumen municipal district / A.M. Ermakova, T. S. Nurullina // Moscow Economic Journal. – 2019. – No. 10. – p. 49– – DOI 10.24411/2413-046X-2019-10058.
  4. Ermakova, A.M. The current state and potential of territory development on the example of a municipal district / A.M. Ermakova // International Agricultural Journal. – 2021. – Vol. 64. – No. 1. – p. 20. – DOI 10.24411/2588-0209-2021-10289.
  5. Ermakova, A. M. Sustainable development of rural areas of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug / A. M. Ermakova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Smolensk, January 25, 2021. – Smolensk, 2021. – P. 042026. – DOI 10.1088/1755-1315/723/4/042026.
  6. Ermakova, A. Engineering development of the territory – As a factor of investment attractiveness of the region / A. Ermakova // E3S Web of Conferences : 22, Voronezh, December 08-10, 2020. – Voronezh, 2021. – DOI 10.1051/e3sconf/202124410015.
  7. 7. Oznobikhina, L. A. Trends and prospects for the development of tourist services on the example of an urban district / L. A. Oznobikhina // Moscow Economic Journal. – 2021. – No. 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10176.
  8. Oznobikhina, L.A. The procedure and features of land allocation for the reconstruction of a high-pressure gas pipeline / L.A. Oznobikhina // Moscow Economic Journal. – 2020. – No. 3. – P. 4. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10148.
  9. Oznobikhina, L.A. Features of granting land plots for the construction of capital construction facilities in inter-settlement territories / L.A. Oznobikhina // International Agricultural Journal. – 2021. – V. 64. – No. 1. – P. 23. – DOI 10.24411/2588-0209-2021-10292.
  10. Oznobikhina, L. A. Implementation of an investment project as a tactic for shaping the development of a territory / L. A. Oznobikhina // Moscow Economic Journal. – 2021. – No. 3. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10179.
  11. Oznobihina, L. The basis for placing a roadside service object in a municipal area / L. Oznobihina // E3S Web of Conferences : 22, Voronezh, December 08–10, 2020. – Voronezh, 2021. – DOI 10.1051/e3sconf/202124410014
  12. Pirunova, E. V. Investment attractiveness of the Orenburg region / E. V. Pirunova, L. A. Oznobikhina // Modern problems of land and property relations, urbanization of the territory and the formation of a comfortable urban environment: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. In 2 volumes, Tyumen, October 08–09, 2020. – Tyumen: Tyumen Industrial University, 2021. – P. 316-323.

Для цитирования: Черезова Н.В. Необходимость возрождению института системы мелиораций городского округа города Тюмень // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-30/

© Черезова Н.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 3.