Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 625.7/8.05 

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10179

ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТА ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ДОРОГИ Р-404 НА ТЕРРИТОРИИ ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

JUSTIFICATION AND SELECTION OF A LAND PLOT FOR THE PLACEMENT OF A ROADSIDE SERVICE OBJECT OF THE FEDERAL ROAD R-404 ON THE TERRITORY OF THE TOBOLSK DISTRICT OF THE TYUMEN REGION

Черезова Наталья Викторовна, доцент кафедры геодезии и кадастровой деятельности, канд.с/х наук, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Cherezova N.V., cherezovanv@tyuiu.ru

Аннотация. Необходимость в объектах придорожного сервиса обусловлена не только в удовлетворении потребностей непосредственных участников движения, но и в перспективе для капиталовложений в территории предпринимателями. Автор в статье рассмотрел и проанализировал данную проблему и предложил вариант размещения объекта на одной из федеральных трасс Тюменской области. В настоящее время отмечен недостаток объектов придорожного сервиса не только на территории Тюменской области, но и страны в целом. Решение выше обозначенной проблемы возможно путем увеличения количества остановочных комплексов на федеральных трассах Российской Федерации, с надлежащим уровнем обслуживания.

Summary. The need for roadside service facilities is due not only to meet the needs of direct traffic participants, but also in the future for investment in the territory by entrepreneurs. The author of the article considered and analyzed this problem and proposed the option of placing the object on one of the Federal highways of the Tyumen region. Currently, there is a lack of roadside service facilities not only in the Tyumen region, but also in the country as a whole. The solution to the above-mentioned problem is possible by increasing the number of stop complexes on Federal highways of the Russian Federation, with the appropriate level of service.

Ключевые слова: объекты придорожного сервиса, федеральные трассы, Тюменская область, дорожная инфраструктура, земельный участок, выбор и обоснование выбора земельного участка.

Keywords: roadside service objects, Federal highways, Tyumen region, road infrastructure, land plot, selection and justification of land plot selection.

Проблема развития дорожной инфраструктуры была актуальна во все времена для любого государства, заинтересованного в развитии собственной экономики. В связи с ежегодным увеличением интенсивности движения и ростом грузоподъемности автомобилей, автомобильные дороги приобретают все большее значение. Так промышленное производство, строительная индустрия, торговля, сельское хозяйство, производство отдыха и туризма в настоящее время не могут функционировать без широкого использования автомобильного транспорта. Бесспорно, что для развития данных сфер производства необходима развитая инфраструктура и дорожная сеть. Дороги и придорожный сервис являются обязательным условием успешного развития туризма региона, а развитие сети придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических, торговых и культурных связей между регионами Российской Федерации, важным фактором, влияющим на устойчивое развитие региональной экономики [9].

Современная автомобильная дорога представляет собой комплексное сооружение, основным назначением которого является обеспечение безопасного и удобного движения транспортных средств, а также своевременного и качественного обслуживания находящихся в пути водителей, пассажиров и автомобилей. Сегодня автотранспорт без сомнения является самым универсальным средством передвижения. Преимущества автомобильного транспорта: высокая маневренность, меньшая себестоимость перевозок, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров.

По данным на 2017 год Российская Федерация занимает пятое место в списке стран по длине сети автомобильных дорог,  длина составляет 1 396000 км. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения по России составляет 50,7 тыс. км. Общее количество объектов придорожного сервиса вдоль таких автомобильных дорог составляет 12000, из них около 11000 – в границах придорожной полосы и около 1000 в границах полос отвода.

Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием экономического роста РФ и улучшения качества жизни населения [3]. По данным Федеральной службы статистики на сегодняшний день автомобильные перевозки занимают третье место (6%) по грузообороту России. На первом месте находится трубопроводный транспорт- 50%, на втором месте железнодорожный – 41%. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития РФ.

Земли автомобильных дорог входят в состав земель транспорта и должны использоваться строго по целевому назначению. В связи с этим земельным законодательством устанавливается особый режим их использования.

В соответствии со статьей 90 Земельного Кодекса Российской Федерации для обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса; объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности; стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог [1,8].

В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Строительство или реконструкция автомобильных дорог федерального значения, формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, принятие решений об изъятии осуществляется Федеральным дорожным агентством.

Полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом осуществляет Федеральное дорожное агентство Росавтодор. Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных казенных учреждений, обеспечивающих осуществление функций оперативного управления.  В 2001 году Министерством транспорта Российской Федерации был принят документ, содержащий основные пути развития отрасли придорожного сервиса в России, а именно Постановление правительства Российской Федерации от 05.12.2001 No848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Согласно этому документу, земельные участки, находящиеся в границах полос отвода и придорожных  полос автомобильных дорог под размещение объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса (ОДС) предоставляются в аренду без проведения торгов, которые находятся в федеральной собственности или государственная собственность на которые, не разграничена. Объекты дорожного сервиса – это здания,  сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). ОДС должны размещаться в границах полосы отвода автомобильной дороги. К полосе отвода автомобильной дороги отнесены земельные участки, независимо от категории земель, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются объекты дорожного сервиса [4].

В пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения устанавливается особый режим использования земельных участков в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий содержания таких автомобильных дорог. В зависимости от класса и категории автомобильных дорог федерального значения, ширина каждой придорожной полосы устанавливается от границы полосы отвода таких автомобильных дорог в пределах от 50 до 150 м

Строительство и реконструкция объектов, в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения осуществляется при соблюдении следующих условий:

1) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия безопасности дорожного движения;

2) размещение объектов должно обеспечивать возможность выполнения работ по содержанию и ремонту такой автомобильной дороги и входящих в ее состав дорожных сооружений;

3) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги федерального значения.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 860 установлены требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования ОДС, размещаемыми в границах полос отвода. Постановлением установлен перечень минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса.  В таблице 1 наглядно представлено как с учетом класса и категории дороги, а так же вида ОДС, регламентируется максимальное расстояние между данными объектами.

Очередность оформления разрешительной документации на размещение объектов сервиса и инженерных коммуникаций в полосе отвода и придорожных полосах Автомобильных дорог общего пользования федерального значения:

1) согласование выбора земельного участка под размещение объекта;

2) согласование границы земельного участка с предоставлением акта согласования границ, геоданных в государственной системе координат и чертежа границ земельного участка с привязкой его к федеральной автомобильной дороге ;

3)получение технических условий для проектирования размещения объекта;

4) согласование проектной документации на размещение объекта с Федеральным казенным учреждением;

5) получение разрешения на строительство объекта сервиса, инженерных коммуникаций, переходно-скоростных полос, примыканий в полосе отвода федеральной автомобильной дороги;

6) строительство объекта в соответствии с проектной документацией и техническими условиями;

7) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта в полосе отвода федеральной автомобильной дороги.

Согласование осуществляется только после предварительного рассмотрения документа в Росавтодоре. Для направления документов в Росавтодор необходимо представить на согласование в четырех экземплярах технический план участка с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта, представленные заявителем в масштабе:

  • 1:500 при проектировании объектов придорожной инфраструктуры в пределах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
  • 1:1000 при размещении инженерных коммуникаций вдоль автомобильных дорог.

При получении положительного предварительного согласования Росавтодора, Федеральное казенное учреждение направляет задание на разработку рабочего проекта, при отрицательном ответе – отказ в размещении объекта.

Таким образом, объекты придорожного сервиса -это объекты с особым юридическим режимом недвижимости, управление которых подчинятся специальным правилам. В законодательстве уделяется значительное внимание регулированию правоотношений связанных с недвижимым имуществом.

Актуальность исследования развития системы придорожного сервиса в Тюменской области, подтверждается постоянной разработкой на ее территории перспективных инвестиционных проектов, таких как «Организация придорожного сервиса» на дорогах Тюменской области» и «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года». Это позволяет комплексно развивать дорожный сервис и соответственно повышать безопасность дорожного движения. Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Тюменской области составляет 19262 километра.

Объектом исследования является часть автомобильной дороги Тюмень –Ханты-Мансийск, проходящей в Тобольском муниципальном районе. Автомобильная дорога Тюмень –Ханты-Мансийск, имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации. Дорога связывает обширную территорию страны, являясь единственной федеральной дорогой, которая соединяет Тюменскую область с Ханты-Мансийским автономным округом. Протяженность ее составляет 930 километров. Дорога обеспечивает жизнедеятельность всех прилегающих городов и населенных пунктов и во многом определяет возможность развития региона.

Тобольский муниципальный район находится в Тюменской области и образован  12 ноября 1923 года в составе Тобольского округа Уральской области. Площадь Тобольского муниципального района составляет 1722,2тыс. га. Протяженность района с запада на восток –187 км, с юга на север тянется в 175 км. Район охватывает значительную часть южной тайги и граничит на западе со Свердловской областью, на севере с Ханты-Мансийским национальным округом, на востоке – с. Уватским и Вагайский районами, на юго-западе с Ярковским и Нижне-Тавдинским [4]. В состав Тобольского района входит 119 населенных пунктов, объединяя 22 сельских поселения. Численность населения Тобольского района на 1 января 2017 года составляет 21 282 человека. Крупными населенными пунктами района являются село Абалак, Байкалово, Бизино, поселок Прииртышский и Сетово.

Производственный комплекс Тобольского района представлен предприятиями пищевой промышленности, лесозаготовительными и изготовления строительных пиломатериалов, промысловое предприятие, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Ведущей отраслью сельского хозяйства района является животноводство мясомолочного  направления. Тобольский район интересен своей историей, богат природными ресурсами, красив природой. Для гостей Тобольского района разработаны туристические маршруты [5]:

1. Абалакский заказник

2. с. Верхние Аремзяны–родина Д.И. Менделеева

3. с. Карачино-форпост Ермака

4. Иоанно–Веденский монастырь

5. Церковь Спаса Преображения в с. Преображенка

16 мая 2005 года был разработан  Проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».  Проект предполагает создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительство ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры. Одной из основных целей проекта является совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры Российской Федерации [6,7].

Протяженность федеральной трассы Р-404 составляет 952 км, в том числе по Тобольскому району проходит 156 км. Однако, не смотря на важность существования данной трассы нельзя не отметить недостатки придорожной инфраструктуры региона, к ним относятся:

  • неравномерность размещения придорожных объектов вдоль автомобильных трасс;
  • узкий спектр предоставляемых сервисных услуг;
  • низкий уровень обслуживания.

Действующих ОДС на автодороге разных видов составляет 132 единицы со средним расстоянием между ними  20 км, с учетом того что существуют как перенасыщенные участки, на которых имеет место слишком частое примыкание к трассе, так и участки автомобильных дорог в недостаточной мере обеспеченные тем или иным видом ОДС, либо не обеспеченные вовсе.

Для выполнения проектирования был выбран участок  между 303 и 304 км федеральной дороги Р-404, который проходит по территории Тобольского муниципального района Тюменской области. Данный участок передан федеральным дорожным агентством «Росавтодор» в оперативное управление федеральному казенному учреждению «Уралуправтодор». В границах Тобольского района федеральная дорога начинается с 154 км и тянется по 310 км [2-4].

Для размещения объекта дорожного сервиса выбран участок дороги, проходящий на территории Надцынского сельского поселения с 300 по 311 километр федеральной автомобильной дороги, для которого единственным расположенным ОДС является автозаправочная станция.

Надцынское сельское поселение расположено в северной части Тобольского района в 66 км от районного центра. Площадь поселения составляет 264 км². Численность населения 821 человек.   К федеральной дороге примыкают местные автомобильные дороги с твердым покрытием, ведущие в восточном направлении в поселок Ингаир (1,5км), а в западном направлении – в поселки Надцы и Пенья (11км). Параллельно федеральной автомобильной дороге проходит Свердловская железная дорога. В поселке Ингаир расположена станция с одноименным названием – Ингаир. На данном участке автомобильной дороги отсутствуют остановочные пункты для пассажиров автобусного транспорта. На рисунке 1 показан 303км федеральной трассы, на территории Надцынского сельского поселения.

Для ознакомления с ландшафтом территории были использованы космические снимки Esri  с сайта Росреестра.  На рисунке 2 представлен космический снимок 303 км федеральной дороги  Р-404

Снимок позволяет выделить два участка с отчетливыми проредями лесного массива, о чем свидетельствуют светлые участки (травяной настил) среди темных участков густо проросших деревьев. При визуальном дешифрировании снимка четко видны макушки одиноко стоящих и стоящих малыми группами (4-7 стволов) деревьев. В таблице 2 представлена сравнительная характеристика земельных участков. Оценив возможности двух участков, был рассмотрен вариант размещения ОДС на территории второго земельного участка. Планируемая площадь земельного участка составит до 1 га, что позволит разместить участок в границах придорожной полосы [5-7].

Выбранный участок входит в придорожную полосу и будет примыкать к федеральной дороге Р – 404,относящейся ко второй категории и имеющей две полосы движения с усредненной интенсивностью движения 8662 проезжающих автомобилей в сутки.  Дорога имеет проезжую часть 7,5м, по обе стороны от проезжей части обочина шириной 3,75 м, проезжая часть и обочины составляют земляное полотно шириной 15 м. По обе стороны от земляного полотна выделена полоса отвода, равная 25 м в одну сторону. Придорожная полоса по 100м с каждой стороны после полосы отвода.

В целях решения проблем, связанных с размещением ОДС, Федеральным дорожным агентством разработана и одобрена поручением Министра транспорта Российской Федерации от 21.11.2013 NoМС-17/203 «Концепция развития объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения». Концепцией предложено создавать современные многофункциональные придорожные комплексы (МФК). Предполагается, что новые многофункциональные зоны обеспечат широкий набор сервисных услуг, безопасность и комфорт автомобилистов. Кроме того они могут стать опорными точками экономического развития расположенных рядом населенных пунктов. МФК это единый объект придорожного сервиса, обеспечивающий полный комплекс услуг, пользователям автодорог, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей, питанию, отдыху и прочие услуги.

ОДС следует размещать в придорожных полосах с уклоном не более 40%, не ближе 250м от железнодорожных переездов, не ближе 1км от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2 м. Въезд и выезд на территорию ОДС должен быть раздельным. Для предотвращения случаев дорожно транспортных происшествий въезды и выезды должны быть обустроены переходно-скоростными полосами, необходимые для выполнения маневра, не мешая другим участникам движения. Длину переходно-скоростных полос при обеспечении доступа к ОДС, радиусы кривых при сопряжении проезжих частей автомобильной дороги и  съезда/выезда на территорию принимают в соответствии с ГОСТ 33100 с учетом категории дороги.

Для автомобильной дороги второй категории длина полосы разгонаравна 140м, торможения 110м. Длина отгона полос разгона и торможения 80м.Ширина переходно-скоростных полос принимается равной ширинеосновных полос проезжей части.При размещении ОДС использовали линейный вид планировочного решения. Схема характеризуется размещением всей территории объекта в пределах придорожной полосы. В ней предусмотрен отдельный въезд и выезд с организацией одностороннего движения [8-10].

Удаление кромки покрытия на стоянке от края проезжей части основной дороги должно быть не менее 6 м (минимально допустимое удаление независимо от категории дороги составляет -2,7 м). Территорию объектов, расположенных согласно данной схеме, желательно отделять от основной дороги полосой зеленых насаждений либо островком безопасности шириной 6-20 м. При этом основное здание объекта сервиса должно быть расположено в наиболее удаленной поотношению к основной дороге части территории на расстоянии не менее 30 м от края проезжей части основной дороги. В случае расположения объектов сервиса (пунктов питания и торговли) на территории придорожных населенных пунктов это расстояние должно быть неменее

20 м. С учетом выше сказанных требований был создан проект размещения объекта придорожного сервиса в границах земельного участка № 2. представленный на рисунке  3. Предложенный комплекс включает: охраняемый паркинг, гостинцу на 30 человек с номерами двух уровней комфортности, кафе на 45 мест, два поста СТО и магазин продуктов питания с торговой площадью 50 м². Проект разработан в программе AutoCad.

Разработка проектабыла проведенас ориентацией на сервис высокого уровня качества для клиентов со средним и чуть выше среднего уровня достатка. Размещение ОДС на автомобильных дорогах второй категориинеобходимо по обе стороны движения транспортных средств. Поэтому в перспективном развитии комплекса предусматривается размещение АЗС и площадки отдыха. Так как одновременное размещение АЗС и пункта питания на ОДС не допускается, поэтому территорию АЗС предлагается расположить на правой стороне трассы при движении из Тобольска в Уват. Площадку отдыха с дополнительными парковочными местами и обустроенными беседками предлагается расположить в границах выбранного земельного участка на оставшейся неиспользованной территории.Требования к назначению,параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке следующие:

  • предельное количество этажей-3;
  • максимальный процент застройки в границах земельного участка -55%;
  • при размещении зданий на участке необходимо выдержать нормативные расстояния по противопожарным и инсоляционным требованиям.

Сложность данного проекта в комплексном характере. Необходимо одновременно выстроить 5 бизнесов с единой системой управления. Это потребует четкого распределения функций, стандартов обслуживания клиентов. Штат организации рассчитан на 20 человек, что создаст дополнительное место работы для местных жителей [11]. Обычно риски подобных проектов связаны с недостаточным потоком клиентов и их платежеспособностью. Однако в рассматриваемомрайоне на данном участке федеральной трассы 303км существуетдефицит качественногопридорожного сервиса.

Литература

1.Авилова Т.В., Ознобихина Л.А., Кряхтунов А.В. Анализ современного использования и состояния земель на примере Тюменской области / Московский экономический журнал. 2019. №10. С. 10.

2. Ермакова А.М. Рынок труда сельских территорий промышленно-аграрного региона: факторы и тенденции развития (на примере Тюменской области) / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уральский государственный экономический университет. Тюмень, 2008

3. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В., Ермаков Д.В. Кадровый потенциал сельскохозяйственного производства Тюменской области / Агропродовольственная политика России. 2012. № 8. С. 70-72.

4. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий как условие развития рынка труда / Аграрный вестник Урала. 2010. № 9 (75). С. 13-16.

5. Ермакова А.М. Кирилова О.В., Ознобихина Л.А. Оценка земель сельскохозяйственного назначения / Тюмень, 2019.

6. Ознобихина Л.А., Одинцева С.Е. Использование мониторинговых исследований (агрохимических) плодородия почв для обоснования перспектив развития ООО “Импульс” / в сборнике: Современные вопросы землеустройства, кадастра и мониторинга земель материалы региональной научно-практической конференции. 2016. С. 125-130.

7. Ознобихина Л.А., Кряхтунов А.В. Развитие транспортного каркаса на примере города Заводоуковска Тюменской области / Московский экономический журнал. 2019. №10. С. 9. 

8. https://science-education.ru/ru/article/view?id=19684стратегия развитии объектов придорожного сервиса.

9. https://ac.gov.ru/files/content/1372/23-12-13-konc-ods-pdf.pdf Концепция развития объектов дорожного сервиса в Российской Федерации.

10. Хабаров Д.А., Сизов А.П. Использование динамики баланса земель Российской Федерации для анализа их средоформирующих свойств // Изв. высш. учеб. завед. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2017. – № 3. – С. 57-61.

11. Пелымская, О.В. Территориальное планирование муниципального образования [Текст] / О.В. ПелымскаяЕ. Г. ЧерныхА. В. Кряхтунов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». – Тюмень: ТИУ, 2017. – 81 с.