Московский экономический журнал 3/2020
DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10171
ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – МЕХАНИЗМЫ
РАЗВИТИЯ
LAND
AND PROPERTY RELATIONS -DEVELOPMENT MECHANISMS
Колесников Михаил
Михайлович, д.э.н., профессор кафедры экономической
теории и менеджмента, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»
Kolesnikov Mikhail
Mikhailovich
Аннотация. В
статье произведен анализ земельно-имущественных отношений. Выработан единый
алгоритм, направленный на улучшение механизмов развития.
Summary. In the
article the analysis of land and property relations. A single algorithm has
been developed to improve the development mechanisms.
Ключевые слова: земельно-имущественные
отношения, управление недвижимостью, инвестиционный
потенциал территории.
Keywords: land and property relations, real estate management, investment potential of the territory.
Являясь объектом всеобщих интересов и фактором воспроизводственного процесса, земельно-имущественный комплекс (далее – ЗИК) и его отдельные объекты становятся базовым элементом общественных и земельно-имущественных отношений. Поэтому современные подходы к формированию и
использованию ЗИК должны быть основаны на системе земельно-имущественных отношений, которая позволит (при обеспечении высокого уровня условий жизни, развитии предпринимательской и иной деятельности) получить максимум поступления финансовых средств в федеральный региональный и местный бюджеты.
Земельно-имущественные отношения непосредственно затрагивают интересы страны, регионов, муниципальных образований, всех хозяйствующих субъектов и граждан. В этой ситуации объективной необходимостью является решение вопросов, связанных с теорией и методологией формирования
эффективных информационных и экономических механизмов в системе управления земельно-имущественным комплексом на различных территориальных уровнях, а также разработка практических рекомендаций, направленных на обеспечение эффективного функционирования земельно-имущественных комплексов и их отдельных элементов [3].
Система управления ре Комплексами на всех территориальных уровнях должна базироваться на принципиально новых экономических, организационных и информационных подходах, ре обеспечивающих эффективное регулирование земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью. Особое значение при этом должен иметь системный анализ формирования ЗИК, а процессы его функционирования должны быть прозрачными, эффективными с учетом развития социально-экономических возможностей и рынка недвижимости территориальных образований.
В современных условиях развития крупного города именно эта «связка» является основным объектом инвестиций, как база реализации инвестиционных проектов. С этой точки зрения земельно-имущественный комплекс — стратегический ресурс развития города. При этом не особенно важно, какова форма собственности на землю и иную недвижимость, являющиеся объектами инвестиций; та или иная форма собственности лишь определяет необходимость реализации того или иного комплекса мер воздействия на соответствующий инвестиционный процесс.
В этих ре условиях система эффективного управления земельно-имущественным комплексом должна быть направлена прежде всего на реализацию инвестиционного потенциала территории [2].
Важнейшим средством достижения этой цели являются инвестиции, а главная задача выглядит как организация эффективного управления, способного обеспечить ускоренную реализацию инвестиционного потенциала территории.
Концепция эффективного привлечения инвестиций предусматривает необходимость интегрального подхода к решению поставленной задачи. Фактически это означает реализацию «блокового» подхода. При этом каждый блок является в известной степени самостоятельным, но вместе с остальными «работает» на создание единого механизма привлечения инвестиций (с учетом имеющихся сегодня проблем).
Задачи по эффективному привлечению инвестиций можно условно разделить на несколько групп:
- «Управленческие», связанные с четкой реализацией на территории функций органов власти и управления.
- «Практические», связанные с организацией взаимодействия органов управления и «девелоперов» — коммерческих организаций на территории, обеспечивающих реализацию инвестиций.
- «Технические», общий знаменатель которых — необходимость формирования политики ре городских властей по отношению к оформлению границ земельных участков в зонах территориального девелопмента.
- «Зональные», связанные с выводом промышленных предприятий из центральной части города и изменением функционального назначения больших участков территорий.
- «Законотворческие», определяемые необходимостью четкого законодательного обеспечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс.
Становится объективной необходимостью: выделение видов, групп и классификации земельно-имущественных комплексов по иерархии управления и функциональному назначению, составу и значению объектов недвижимости; обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей земельно-имущественные отношения; формирование и совершенствование учётно-информационной системы сведений о земельных участках и объектах капитального строительства в составе земельно-имущественного комплекса, а также его экономической оценки; создание территориальной информационной системы управления земельно-имущественным комплексом разных территориальных уровней на основе сведений государственных мониторинга
земель и кадастра недвижимости [1].
Чтобы экономика нашей страны активно развивалась необходимо повышать эффективность использования земельных ресурсов в составе земельно-имущественного комплекса, как основного природного ресурса и фактора воспроизводственного процесса. Земельно-имущественный комплекс на современном этапе развития является базовым элементом ре общественных и земельно-имущественных отношений, и при правильном его формировании и
использовании достигается высокий уровень жизни, развитие
предпринимательской и другой деятельности, умножение доходности в бюджетах всех уровней от налоговых и иных поступлений при использовании ЗИК.
Земельно-имущественные отношения затрагивают как интересы всей страны в целом, так и интересы регионов и муниципалитетов, а также хозяйствующих субъектов и граждан. Поэтому одной из главных задач на современном этапе развития страны является создание адекватно
функционирующей системы управления ЗИК, от эффективности управления которой, зависит предпринимательский климат и инвестиционная активность в регионах и на местах [6].
Эффективное управление ЗИК всегда должно осуществляться по
следующим направлениям:
- сведения реестра недвижимости и реестра прав должны быть достоверны для достижения гарантии правового существования ЗИК;
- необходим анализ эффективности землепользования для эффективного использования ЗИК;
- необходимо прогнозирование использования земельных ресурсов с учетом оптимизации взаимодействия объектов ЗИК:
- необходимо оптимизировать налоговые и арендные платежи за землю на основе выбора правового режима функционирования ЗИК и его элементов и при обязательной оценке его инвестиционной привлекательности.
В настоящее время, проведя анализ экономической литературы, можно сделать вывод, что до сих пор в стране отсутствует единая обоснованная система показателей анализа эффективности функционирования земельно-имущественного комплекса на всех административных уровнях и сам выбор
показателей эффективности использования ЗИК неоднозначен [3] .
Система управления ЗИК на всех административно-территориальных уровнях должна базироваться на принципиально новых подходах (экономических, организационных, информационных), которые бы
обеспечивали эффективное регулирование земельно-имущественных отношений и управление недвижимостью. Следовательно, особое значение должно уделяться системному анализу формирования земельно-имущественного комплекса, и все его функциональные процессы должны быть прозрачными и эффективными. Здесь может также помочь зарубежный опыт
системы управления ЗИК и регулирования земельно-имущественных отношений.
Вместе с тем актуально сформулировать как эффективное использование земли и иной недвижимости, способное обеспечить прорыв в решении социально-экономических задач
Библиографический список
- Агроэкология / В.А. Черников [и др.]; под ред. В.А. Черникова, А.И. Черекеса. – М.: Колос, 2000. – 536 с.
- Балацкий О.Ф. Экономика и организация охраняемых природных территорий/ О.Ф. Балацкий, Ю.В. Планосовский, А.В. Чумис. – М.: Агропромиздат, 1989. – 235 с.
- Варламов А.А. Теория и методы ведения государственного мониторинга земель как информационной основы государственного кадастра недвижимости [Текст]: Монография/Под ред. А.А. Варламова; Государственный ун-т по землеустройству. – М., 2009. – 290 с.
- Варламов А.А. Экология землепользования и охрана природных ресурсов /А.А. Варламов, А.В. Хабаров. – М.: Колос, 1999. – 159 с.
- Вергунов А.П. Ландшафтное проектирование/А.П. Вергунов, С.С. Ожегов. – М.: Высш. шк., 1991. – 154 с.
- Вершинин В.В., Воробьев А.В., Демидова М.М. Практикум (научно-методические рекомендации) по составлению землеустроительной документации /В.В. Вершинин, А.В. Воробьев, М.М. Демидова . – Волгоград: Станица-2, 2004. – 256 с.
- Волков С.Н. Землеустройство/С.Н. Волков. – М.: Колос, 2001.- Т.1. – 496с.