Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 711.451

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10149

ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ В КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS FOR THE USE TERRITORIES IN THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION

Айнуллина Карина Наилевна, аспирант кафедры геодезии и кадастровой деятельности, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Кряхтунов Александр Викторович, заведующий кафедрой геодезии и кадастровой деятельности, канд.экон.наук, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Ainullina K.N., ajnullinakn@tyuiu.ru

Kryahtynov A.V., krjahtunovav@tyuiu.ru

Аннотация. В данной статье дается краткая характеристика типологии муниципальных образований, рассмотрен процесс урбанизации. Раскрывается понятие «зоны с особыми условиями использования территорий» и их влияние на развитие города.

Summary. This article gives a brief description of the typology of municipalities, the process of urbanization is considered. The concept of «zones with special conditions for the use of territories» is revealed, and how they affect the development of the city.

Ключевые слова: урбанизация, агломерация,устойчивое развитие территории, градостроительная документация, зоны с особыми условиями использования территории.

Keywords: urbanization, agglomeration, sustainable development of the territory, urban planning documentation, zones with special conditions for the use of the territory.

Конституция Российской Федерации отводит особую роль местному самоуправлению, согласно которой они не входят в систему органной государственной власти. Под этим подразумевается право органов местного самоуправления под свою ответственность и в интересах населения муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения, управлять муниципальной собственностью, другими словами: «вся власть в руках народа», таким образом местное самоуправление – это прямое проявление демократии в России. Законодательно их деятельность регламентируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон №131-ФЗ), уставом муниципального образования и другими нормативно-правовыми актами. Стоит отметить, что до 01.01.2025 года установлен переходный период, необходимый для приведения статусов и уставов муниципальных образований в соответствие с действующим законодательством.              

На сегодняшний день, согласно Федеральному закону №131-ФЗ на территории Российской Федерации существует следующие виды муниципальных образований:

1) муниципальный район – несколько поселений (городских либо сельских), объединенных общей территорией;

2) сельское поселение – поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты [7];

3) городское поселение;

4) городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями;

5) городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

6) внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением;

7)  внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

По состоянию на 1 января 2019 года на территории Российской Федерации насчитывается 21501 муниципальных образований, из них:

  • муниципальные районы – 1731;
  • городские округа – 611;
  • городские округа с внутригородским делением – 267;
  • внутригородские районы – 19;
  • внутригородская территория города федерального значения – 3;
  • городские поселения – 1490;
  • сельские поселения – 17380.

Несмотря на явное количественное преимущество сельских поселений, на сегодняшний день, весомое значение отдается городским поселениям, округам как одним из основополагающих элементов экономики [6].

Возникшая в России в конце XIX века промышленная революция привела к высокому оттоку населения из сельских населенных пунктов в города [4]. Если до этого роль сельских поселений была значимой, они выступали как центр сельскохозяйственного комплекса, то сейчас приоритет отдается промышленности (легкая, тяжелая), и его центром выступает город [5]. Из-за нехватки рабочих мест в сельских поселениях люди массово стремятся в город, как вариант трудоустройства. Данный процесс связывается с урбанизацией. В этом процессе были заложены географические, социальные, экономические предпосылки к улучшению качества жизнедеятельности и жизнеобитания.

В наше время термин «урбанизация» имеет более широкое понятие, включающее такую сложную структуру, как агломерация. Понятие «агломерация» подразумевает под собой группу пригородов, слившихся с главным городом или несколько слившихся мелких городов. Смысл агломерации прост: у крупного города, не вмещающего в свои границы жителей,  возникает необходимость переместить «центр тяжести» на соседние поселения. Основным критерием «соседа» является быстрая транспортная доступность к главному городу. Предпосылок к данному явлению множество, среди них: экологические, экономические, пространственные и социальные.

На сегодняшний день такой процесс наблюдается во всем мире, в том числе и в России. Наиболее крупная агломерация наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В теории, такая организация территории города и прилегающих мест способна его разгрузить, тем самым создав условия для более устойчивого развития. Само по себе территориальное устройство города предполагает баланс между экономическим интересом и созданием комфортной среды для населения. Устойчивое развитие не только должно удовлетворять потребности нынешнего населения, но условия проживания на данной территории  для будущего поколения [3].

Для планомерного устойчивого развития территории любого муниципального образования необходима разработанная градостроительная документация. К ним относят:

1. Документы территориального планирования. Само название говорит за себя, данный вид документации необходим для планирования территории  муниципального образования на перспективу. Само понятие «территориальное планирование» Градостроительный кодекс Российской Федерации трактует следующим образом: «Под территориальным планированием понимается планирование развития территории, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для реализации государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территории,  что определяется документами территориального планирования» [1]. Выделяют схемы территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района и генеральные планы городского округа, поселения, сельского поселения.    

2. Документы градостроительного зонирования. Такой вид документации направлен на деление территории внутри муниципального образования в зависимости от функционального назначения на зоны, где установлены градостроительные регламенты. Основной целью документа градостроительного зонирования является установление требований к использованию территории. Единственным представителем документации градостроительного зонирования является Правила землепользования и застройки (далее по тексту ПЗЗ). В отличие от документов территориального планирования, ПЗЗ более «приземлен», здесь нет задачи планирования территории на будущее, перед ним стоит другая задача – обеспечить устойчивость территории муниципального образования на данный период времени, при этом не вступая в противоречие со схемами территориального планирования и генеральным планам.          

3. Документация по планировке территории. Данный вид документации осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов) и установления границ земельных участков. стоит отметить, такой вид документации разработка необходима только в следующих случаях:

  • при изъятии участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением капитальных объектов федерального, регионального или местного значения;
  • при необходимости образования участков, если их образование осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; если возведение объекта капстроительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу;
  • если планируется работы по линейным объектам;
  • если планируется размещение объекта капстроительства не в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда;
  • при необходимости установления, изменения или отмены красных линий.  

По сути, документация по планировке территории необходима для принятия управленческих решений по конкретной территории муниципального образования.    

Каждый из видов градостроительной документации призван решить текущие пространственные задачи и спрогнозировать будущее территории любого типа муниципального образования.

Градостроительная документация предназначена для обеспечения социально-экономического развития территории на достаточно длительный период времени, преемственности в принятии управленческих решений в области градостроительного развития территории муниципального образования. Эта преемственность касается реализации полномочий федерального, регионального и муниципального уровня на территории. Эта документация всегда востребована органами, осуществляющими ее согласование по вопросам, определенным федеральным законодательством.

Процедуры принятия вновь градостроительной документации и внесения изменений в своей последовательности и обязательности ни чем не отличается, их проекты и окончательные варианты являются публичными, подвергаются общественным обсуждениям и публичным слушаниям за редким исключением.

Устойчивое развитие территории – это наилучший результат градостроительной деятельности во всех ее проявлениях: в градостроительном проектировании, градостроительном регулировании. Следует обратить внимание на комплексное развитие не только определенной административно-территориальной единицы, но и прилегающих территорий с их особенностями. Весьма актуальным становится этот вопрос с упразднением понятия «пригородная зона».

Комплексность подхода к градостроительном деятельности возможна в результате согласования взаимных интересов муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности в пределах подведомственных территорий и за их границами на основании совместно разработанной концепции развития определенной агломерации.

Из этого следует, для устойчивого развития территории муниципального образования достаточно проблематично разработать исчерпывающую и долгосрочную градостроительную документацию. Основная проблема заключается в учете интересов населения, соблюдении строгих норм и правил, а также сохранение стабильной экологической обстановки. Именно с этой целью вводят такое понятие как «градостроительные ограничения», под которым понимается ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном административно-территориальном образовании.

Они направлены на сохранение и поддержание нормальной среды жизнедеятельности населения муниципального образования.

Основу градостроительных ограничений составляют:

1) зоны с особым условием использования территории;

2) иные территории с установленными ограничениями.

Особую роль в устойчивом развитии территории играют зоны с особыми условиями территории. Именно с их помощью сохраняется баланс между интересами населения и экологической обстановкой муниципального образования.

Вступившие в силу в 2018 году изменения в земельное законодательство установили исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий:

1) зоны охраны объектов культурного наследия;

2) защитная зона объекта культурного наследия;

3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии);

4) охранная зона железных дорог;

5) придорожные полосы автомобильных дорог;

6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);

7) охранная зона линий и сооружений связи;

8) приаэродромная территория;

9) зона охраняемого объекта;

10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов;

11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы);

12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

13) водоохранная (рыбоохранная) зона;

14) прибрежная защитная полоса;

15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;

16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны;

17) зоны затопления и подтопления;

18) санитарно-защитная зона;

19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства;

20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети;

21) зона наблюдения;

22) зона безопасности с особым правовым режимом;

23) рыбоохранная зона озера Байкал;

24) рыбохозяйственная заповедная зона;

25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);

26) охранная зона гидроэнергетического объекта;

27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена;

28) охранная зона тепловых сетей.  

Из этого перечня зон, основную долю занимают охранные и санитарно-защитные зоны [9-12].

Охранные зоны устанавливаются в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации объектов инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, а также в целях возможности их повреждения [8]. К охранным зонам транспорта относят земельные участки, необходимые для обеспечения нормального функционирования транспорта, сохранности, прочности и устойчивости данных сооружений. Кроме того, с целью обеспечения безопасности взлета, посадки и других маневров воздушных судов в охранные зоны включаются приаэродромные территории и входящие в них полосы воздушных подходов.  

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в целях ограждения населения от неблагоприятного влияния промышленных, сельскохозяйственных предприятий, некоторых видов складов, коммунальных и транспортных сооружений. Они предназначены для обеспечения требуемых гигиенических норм, уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных коммуникаций. Помимо Земельного кодекса Российской Федерации данный вид зоны регулируются соответствующими санитарными нормами и правилами.

Введение и соблюдение зон с особым условием использования территории обеспечивает устойчивое функционирование территории муниципального образования. В первую очередь, ограничения вводятся для защиты окружающей среды и здоровья населения.  

Устойчивое развитие территории – это наилучший результат.

Из всего выше написанного следует, что данные зоны в сегодняшней концепции устройства муниципальных образований являются одним из факторов их развития. В особенности городским округам, поселениям необходим буфер, отдушина от производственного комплекса, который является основой муниципального образования.  

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. – Москва: Эксмо, 2020. – 320 с.

2. Земельный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. – Москва: Эксмо, 2020. – 192 с.

3.      Авилова Т.В., Ознобихина Л.А., Кряхтунов А.В. Анализ современного использования и состояния земель на примере Тюменской области // Московский экономический журнал. 2019. №10. С. 10.

4. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В. Стратегическое развитие сельских территорий как условие развития рынка труда / Аграрный вестник Урала . 2010. № 9 (75). С. 13-16. 

5. Ермакова А.М., Зубарева Ю.В., Ермаков Д.В. Государственная поддержка промышленных предприятий Тюменской области / Агропродовольственная политика России. 2013. № 4 (16). С. 15-16.

6. Ермакова А.М. Рынок труда сельских территорий промышленно-аграрного региона факторы и тенденции развития (на примере Тюменской области) / автореферат дис. …кандидата экономических наук / Ур. гос. эконом. ун-т. Тюмень, 2008.

7.      Ермакова А.М. Кирилова О.В., Ознобихина Л.А. Оценка земель сельскохозяйственного назначения / Тюмень, 2019.

8.      Ознобихина Л.А., Кряхтунов А.В.Развитие транспортного каркаса на примере города Заводоуковска Тюменской области / Московский экономический журнал. 2019. №10. С. 9. 

9.Хабаров Д.А., Сизов А.П. Использование динамики баланса земель Российской Федерации для анализа их средоформирующих свойств // Изв. высш. учеб. завед. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2017. – № 3. – С. 57-61.

10.Пелымская, О.В. Территориальное планирование муниципального образования [Текст] / О.В. ПелымскаяЕ. Г. ЧерныхА. В. Кряхтунов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет». – Тюмень: ТИУ, 2017. – 81 с. 

11. Воронин, А.В., Кравченко, Е.Г. Алгоритм разработки стратегии развития малоэтажного жилищного строительства (на примере Тюменской области). Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 9.

12. Кравченко, Е. Г. Проблемы паковочных мест в жилых микрорайонах города Тюмени [Текст] / Е. Г. КравченкоО. В. Пелымская // Актуальные проблемы строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2014. – С. 147-151