Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК: 332.3

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

 аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

STATE REGULATION OF LAND RELATIONS

Аннотация

В статье рассматриваются земельные отношения, которые  немыслимы без государственного их регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, без создания эффективного земельного законодательства, а также анализируются проблемы развития земельных отношений в аграрном секторе как совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей, как ограниченного природного ресурса, как всеобщего труда и средства производства.

Abstract

The article examines land relations, which are unthinkable without state regulation, without the development and implementation of measures conducive to the development of effective forms of land ownership and land management, without the establishment of effective land legislation, as well as analyzes the problems of development of land relations in the agrarian sector, as a set of relations arising between subjects of land law regarding the possession use and disposition of land as a limited natural resource, as universal labor and means of production.

Ключевые слова: рынок земли, земельное законодательство, земельный оборот, правовые нормы, земельные отношения.

Key words: land market, land law, land turnover, legal regulations of land relations.

Рыночная экономика, частная земельная собственность, новые формы хозяйствования выдвинули ряд проблем по созданию нашей, российской, модели землепользования и землевладения. В новых условиях прямые методы регулирования земельных отношений оказались малоэффективными.

Формирование рынка земли, как объективно необходимого элемента рыночной экономики, невозможно и без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса и эффективного развития сельскохозяйственного производства в стране [1].

Рост числа собственников, владельцев и пользователей земельных участков стимулировал земельный оборот, расширение сферы и изменение характера управления земельными ресурсами. Эти процессы во многом складывались самопроизвольно и часто опережали законодательную базу. При этом уделялось мало внимания охране земли, прежде всего ответственности землепользователей за ее использование. Контроль со стороны государства надо признать крайне неэффективным. Органы государственного контроля, ежегодно проводя проверки соблюдения требований земельного законодательства, выявляют из них две трети нарушений.

Сегодня ‏ㅤ внесены ‏ㅤ существенные ‏ㅤ коррективы ‏ в ‏ содержание и ‏‏методику ‏ㅤ государственного регулирования земельных отношений, составляющего ‏ основу ‏ целостной ‏ модели ‏ российского ‏ㅤземлеустройства. Сформирована ‏система  правовых ‏механизмов ‏ㅤ воздействия ‏ㅤ на ‏земельные ‏отношения, ‏закрепленных рядом законодательных ‏актов. Кроме Земельного ‏кодекса Российской ‏ Федерации ‏ㅤ к ‏ действующим ‏ㅤ федеральным ‏законам ‏относятся ‏ㅤ федеральные ‏законы: ‏ㅤ «Об ‏ㅤ обороте ‏ㅤ земель ‏сельскохозяйственного ‏ㅤназначения» ‏от ‏ 27 ‏ июля ‏ 2002 ‏года ‏ №101-ФЗ; ‏ «О ‏ землеустройстве» от ‏ㅤ 18 ‏ㅤ июня ‏2001 ‏ㅤ года ‏ㅤ №78-ФЗ ‏ㅤ и ‏ㅤ другие. ‏В ‏дальнейшем ‏ эти ‏ законы ‏были доработаны, ‏а ‏ также ‏ дополнены ‏большим ‏количеством ‏подзаконных ‏ㅤ нормативно – ‏правовых ‏ㅤ актов. ‏ㅤ На ‏уровне ‏субъектов ‏ Российской ‏ㅤ Федерации ‏ㅤ действуют ‏ㅤ множество ‏земельных ‏законов, ‏ㅤ принятых ‏ㅤ в ‏ㅤ развитие ‏ㅤ федерального ‏законодательства ‏ㅤ и ‏преимущественно ‏ регулирующих ‏ㅤ отдельные ‏аспекты ‏ㅤ оборота ‏ㅤ земель ‏сельскохозяйственного ‏ㅤ назначения.

Однако ‏ㅤ многообразие ‏ㅤ  законов ‏ㅤ  неизбежно ‏ㅤ  приводит ‏ㅤ  к ‏пересечению  и ‏ дублированию соответствующих правил ‏ и ‏норм, ‏толкованию ‏их ‏ㅤ группами, ‏ обладающими ‏ㅤ властью, ‏ в ‏собственных ‏ㅤ интересах ‏ㅤ не ‏зависимо ‏ от ‏ того, как это ‏отразится ‏на ‏ общем ‏ㅤ состоянии ‏ㅤ экономики ‏аграрного ‏ㅤ сектора. ‏    Начинают ‏ действовать ‏лишь ‏ те ‏законы, ‏ㅤ которые ‏в ‏большей ‏степени  отвечают ‏ интересам ‏ господствующих ‏социальных ‏ групп  [2].

Устанавливая ‏ㅤ правовые ‏ㅤ нормы ‏ㅤ земельного ‏ㅤ законодательства, ‏государство ‏ㅤ в ‏ㅤ той ‏ㅤ или ‏ㅤ иной ‏ㅤ степени ‏ㅤ стимулирует ‏ㅤ или ‏ограничивает ‏ㅤ деятельность ‏ㅤ в ‏ㅤ сфере ‏ㅤ землепользования. ‏ㅤ При ‏этом ‏оно ‏ㅤ предоставляет ‏ㅤ защиту ‏ㅤ прав ‏ㅤ собственности ‏ㅤ на ‏ㅤ землю ‏контрактных ‏ прав в  сфере ‏ㅤ землепользования ‏ㅤ и ‏ㅤ в ‏ㅤ то ‏ㅤ же время ‏обеспечивает ‏набор общественных ‏благ  и ‏ услуг, ‏а ‏так  же доход ‏ для ‏ себя [4].

Содержание ‏правовой  нормы ‏ и принятие ‏ экономических ‏решений ‏тесно ‏взаимосвязаны. ‏ㅤ Установленные ‏ㅤ земельным ‏законодательством ‏права ‏собственности ‏ на ‏ㅤ землю ‏ㅤ влияют ‏ㅤ на ‏ㅤ экономический ‏ㅤ выбор через ‏создаваемые ‏ㅤ стимулы. ‏ㅤ Правовые ‏ㅤ нормы, ‏ㅤ закрепляющие ‏стимулы ‏эффективного ㅤ распределения ‏ㅤ и ‏ㅤ использования ‏ㅤ земли, ‏вызывают ‏у ‏экономических ‏ㅤ субъектов ‏ㅤ побудительные ‏ㅤ мотивы ‏к ‏ㅤ эффективной ‏хозяйственной ‏ деятельности, ‏но отдельные ‏формальные ‏ограничения ‏ㅤ в ‏законах ‏о земле ‏ в ‏совокупности ‏снижают ‏заинтересованность ‏ㅤсубъектов ‏земельных ‏ㅤ отношений ‏ㅤв ‏экономической ‏ㅤ деятельности. В ‏целом нормы ‏земельного ‏законодательства ‏ㅤ не ‏ㅤ всегда ‏ㅤ являются ‏ㅤ эффективным ‏ㅤи ‏могут ‏порождать ‏ㅤ неопределенность ‏ㅤ в ‏ㅤ системе ‏ землепользования.ㅤ  ‏

Отнесение ‏ㅤ земель ‏ㅤ к ‏ㅤ той ‏ㅤ или ‏ㅤ иной ‏ㅤ категории, ‏разрешение ‏ㅤ их ‏ㅤ использования ‏ㅤ регулируются ‏ㅤ законодательными ‏актами ‏ㅤ и ‏ㅤ правовыми ‏ㅤ нормами. ‏ㅤ Любые ‏ㅤ изменения, ‏ㅤ связанные ‏с ‏ㅤ переводом ‏ㅤ земель ‏ㅤ в ‏ㅤ другие ‏ㅤ категории, ‏ㅤ вправе ‏осуществлять ‏только ‏ㅤ органы ‏ㅤ исполнительной ‏ㅤ власти ‏ㅤ субъектов ‏ㅤ Российской ‏Федерации. ‏ㅤ С ‏ㅤ одной ‏ㅤ стороны, ‏ㅤ такие ‏ㅤ формальные ‏ограничения, ‏необходимы ‏ㅤ для ‏ㅤ охраны ‏ㅤ земель ‏ㅤ особо ‏ㅤ ценных ‏ㅤ категорий, ‏ㅤа с ‏ㅤ другой ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ очередной ‏ㅤ способ ‏ㅤ не ‏ㅤ легального ‏обогащения ‏чиновников ‏ㅤ и ‏ㅤ заинтересованных ‏ㅤ лиц. ‏ㅤ В ‏результате ‏ㅤ возникают ‏неэффективные ‏с ‏ точки ‏ㅤ зрения ‏ㅤ общего ‏ㅤ блага ‏ㅤ права ‏собственности ‏на ‏ㅤ землю.

‏Для ‏   того ‏ чтобы ‏  сохранялось   аграрное ‏землепользование, ‏и ‏ㅤ   земля ‏не ‏ выбывала ‏из сельскохозяйственного оборота, многие зарубежные ‏ㅤстраны ‏применяют ‏ㅤ механизм ‏ㅤ льготного ‏налогообложения ‏ㅤ земель ‏сельскохозяйственного ‏ㅤ назначения. ‏ При этом ㅤ практика ‏ㅤ применения механизма льготного ‏налогообложения включает  и ‏ㅤ полное ‏освобождение ‏ сельскохозяйственных ‏товаропроизводителей ‏ㅤ от ‏земельного ‏ㅤ налога. ‏Такая ‏ㅤ практика ‏является ‏ㅤ наглядным ‏примером для ‏ㅤ наших ‏законодателей.

Аренда ‏ㅤ земельных ‏ㅤ участков ‏ㅤ – ‏ㅤ это ‏ㅤ еще ‏ㅤ один ‏ㅤ из ‏ㅤвидов ‏земельных ‏ㅤ отношений, ‏ㅤ для ‏ㅤ расширения ‏ㅤ площади ‏ㅤвозделываемых ‏угодий ‏ㅤ сельскохозяйственные ‏ㅤ предприятия ‏ㅤ могут ‏ㅤ заключать ‏договора ‏ аренды с ‏ собственниками ‏ㅤ земли. ‏ㅤ Эти ‏ㅤ отношения так ‏ㅤ же ‏регулируются ‏ㅤ законодательно, ‏ㅤ установлено ‏ㅤ преимущественное ‏право ‏арендатора ‏ㅤ на ‏ㅤ заключение ‏ㅤ нового ‏ㅤ арендного ‏ㅤ договора ‏ㅤ и ‏ㅤ в случае ‏ㅤ продажи ‏ㅤ земельного ‏ㅤ участка, ‏ㅤ находящегося ‏ㅤ в ‏государственной ‏ㅤ или ‏ㅤ муниципальной ‏ㅤ собственности, ‏ㅤ на ‏ㅤ его ‏покупку. ‏ㅤ Права ‏ㅤ арендатора ‏ㅤ защищены ‏ㅤ на  ‏ㅤпериод ‏ㅤ проведения полевых ‏ㅤ сельскохозяйственных ‏ㅤ работ, ‏ㅤ в ‏ㅤ этот ‏ㅤ период ‏арендный ‏договор ‏ㅤ не ‏ㅤ может ‏ㅤ быть ‏ㅤ расторгнут, ‏ㅤ что ‏ㅤ увеличивает ‏мотивацию ‏ㅤ землепользователей ‏ㅤ к ‏ㅤ аренде ‏ㅤ земельных ‏ㅤ участков. ‏ㅤ      Кроме ‏ㅤ того, ‏ㅤ Земельным ‏ㅤ кодексом ‏ㅤ Российской ‏ㅤ Федерации, за ‏ㅤ арендодателем ‏закреплена ‏ㅤ обязанность ‏ㅤ информировать арендатора о ‏ㅤ существующих ‏ㅤ негативных ‏ㅤ факторах ‏ㅤ на ‏ㅤ сдаваемом ‏ㅤ в ‏аренду ‏земельном ‏ㅤ участке. ‏ Это ‏ㅤ позволяет ‏ㅤ снизить ‏ㅤ отрицательное ‏влияние ‏информационной ‏ㅤ асимметрии ‏ㅤ на ‏ㅤ оборот ‏ㅤ земли.

Землепользование   является   одним     из ‏      основных ‏инструментов ‏государственной ‏ㅤ политики ‏ㅤ по ‏ㅤ использованию ‏земельных ‏ㅤ ресурсов ‏в ‏ㅤ сельском ‏ㅤ хозяйстве. ‏ㅤ Его ‏ㅤ влияние ‏ㅤ на ‏ㅤ аграрный ‏ㅤ сектор ‏выражается ‏ㅤ в ‏ㅤ применении ‏ㅤ такого ‏ㅤ организационно-экономического механизма, ‏ㅤ который ‏ㅤ позволяет ‏ㅤ образовать ‏ㅤ и ‏ㅤ сохранить ‏относительно ‏ㅤ жизнеспособные ‏ㅤ и ‏ㅤ рентабельные ‏ㅤ хозяйства ‏сельхозтоваропроизводителей [6].  Поэтому ‏ㅤ стратегически ‏ㅤ при ‏решении ‏проблем ‏ㅤ земельных отношений ‏в ‏ многоукладной ‏ㅤ экономике, ‏ㅤ которая ‏достигнута ‏ в ‏ стране, ‏ акцент ‏ㅤ следует ‏ㅤ перенести ‏ㅤ из ‏ㅤ области ‏ㅤ прав ‏собственности ‏на ‏ㅤ землю ‏ в ‏ сферу ‏ устойчивого ‏землепользования ‏ и  прав ‏сельскохозяйственных товаропроизводителей на ‏ результаты ‏использования ‏земельных ‏ㅤ ресурсов ‏ㅤ как ‏ㅤ объекта ‏ㅤ хозяйствования ‏ㅤ [3].

Официальные ограничения прав на землю, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вводятся в целях сохранения окружающей среды и получения общего блага. Право собственности специфицируется государством таким образом, чтобы максимизировать свои монопольные доходы с земельных активов. Право повышать земельные налоги играет огромную роль в экономике страны. Очень высокие налоги на землю могут привести к фактической и экономической экспроприации земельной собственности у формального собственника. Данная ситуация может спровоцировать оппортунистические действия экономических субъектов [5].

Реализация общественных интересов в базовом земельном законодательстве происходит, в основном, путем введения норм, касающихся разрешенного использования и зонирования территорий, охраны земель и других. Например, в Земельном кодексе Российской Федерации закреплены нормы о бережном и рациональном использовании земли, как природного компонента и недвижимого имущества. При этом охрана земли обуславливает значительные трансакционные издержки, требует инвестиций, обеспечить которые собственникам и пользователям земли бывает не под силу. Оставляя за собой определенные прерогативы в сфере управления земельными ресурсами, государство могло бы закрепить законодательно положения о покрытии части затрат, связанных с охраной земли. В противном случае нормы, касающиеся охраны земли, играют в системе землепользования лишь декларативную роль.

Таким образом, правовые нормы земельного законодательства создают для экономических субъектов стимулы для рационального распределения и использования земли, а также основу для продуктивного землепользования. Один базовый закон не может в полной мере обеспечить регулирование земельных отношений и реально повысить эффективность использования земельных ресурсов. Поэтому в дополнение к Земельному кодексу принимаются другие законы, регламентирующие отношения экономических субъектов в процессе распределения, использования и охраны земельных ресурсов страны.

Земельные отношения немыслимы без государственного их регулирования, без разработки и реализации мероприятий, способствующих развитию эффективных форм земельной собственности и хозяйствования на земле, без создания эффективного земельного законодательства.

Литература

  1. Вараксина И.В. Земельные отношения как предмет конституционно-правового регулирования. Российский юридический журнал. 2009.№6. С. 228-231.
  2. Дамдын О.С. Государственное регулирование земельных отношений // Молодой ученый. 2011. №5. Т.1.  С. 175-177.
  3. Дубяга А.П., Зубкова Л.В. Земельные отношения в современной России: сильные и слабые стороны. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012. №2-3. С. 226-229.
  4. Жуков М.А. Актуальные проблемы регулирования земельных отношений. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004.№3. С. 112-116.
  5. Махотлова М.Ш. Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений. Московский экономический журнал. 2016.№1. С.10.
  6. Петков В.П. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. 2012.№1. С.371-373.