Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК: 332.3

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ СТРАНЫ И ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

THE SYSTEM OF MANAGEMENT OF LAND FUND OF THE COUNTRY AND THE SEARCH FOR EFFECTIVE FORMS OF MANAGEMENT

Аннотация

B статье рассматривается существующая сегодня система управления земельным фондом страны, которая сопровождается серьезными диспропорциями и негативными явлениями в распределении и использовании земельных ресурсов, становлении рынка земли и его инфраструктуры, деградацией почв, существенным недопроизводством продукции в аграрном секторе, незаконным захватом и спекуляцией земельными участками.

Abstract

The article discusses the existing system of management of land Fund of the country, which is accompanied by serious distortions and negative phenomena in the distribution and use of land resources, the formation of a land market and its infrastructure, soil degradation, a significant underproduction of production in the agricultural sector, illegal occupation and land speculation.

Ключевые слова: земельный фонд, земельные ресурсы, земельно-ресурсный потенциал, государство, землепользование, земля, земельные отношения.

Key words: land Fund, land resources, land resource potential, the state, land, land, land relations.

Земля составляет основы жизни и деятельности человека, именно поэтому, регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Управление земельными ресурсами – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения. Это воздействие основано на познании объективных закономерностей в целях обеспечения рационального эффективного функционирования земельных ресурсов страны [4].

Существующая сегодня система управления земельным фондом страны в целом и субъектов Федерации в частности формировалась спонтанно без необходимого научного обоснования, на основе эмпирических поисков, методом проб и ошибок. Этот процесс сопровождается серьезными диспропорциями и негативными явлениями в распределении и использовании земельных ресурсов, становлении рынка земли и его инфраструктуры, изобилует выводом из оборота ощутимой части сельскохозяйственных земель, деградацией почв, существенным недопроизводством продукции в аграрном секторе, незаконным захватом и спекуляцией земельными участками.

К ‏ сожалению,   ‏на ‏  сегодняшний ‏день ‏  не ‏ㅤ урегулированным ‏ является ‏положение, когда ‏ приняты ‏ㅤ и ‏ㅤ введены ‏ㅤ в ‏ㅤ действие многочисленные ‏законодательные нормы ‏ в ‏ㅤ сфере ‏ㅤ землепользования, ‏ㅤ а ответственность ‏за ‏их ‏исполнение и ‏ㅤ реализацию ‏ㅤ не ‏ㅤ подкреплена ‏ㅤ соответствующими ‏конкретными ‏ㅤ и ‏ㅤ компетентными ‏ㅤ органами ‏ㅤ исполнительной ‏власти, ‏а ‏также ‏ реальными  механизмами. ‏ В ‏ первую ‏ очередьㅤэто ‏относится ‏ㅤ к ‏землям ‏ государственной  собственности,  которые ‏ составляют ‏1580 ‏ㅤ млн. ‏га ‏ или ‏ 92,4% ‏от общей площади страны ‏ и ‏ на ‏ㅤ сегодняшний практически ‏находятся ‏ вне ‏ сферы ‏ государственного ‏ управления, ‏ хотя ‏здесь ‏ речь идет о ‏стратегическом ‏ㅤ территориальном ‏ㅤ потенциале  страны. В  то ㅤже ‏время ‏имеют ‏место ‏ попытки ‏ㅤ легализации ‏ прав ‏ частной ‏ собственности ‏ㅤ на ‏незаконно ‏ㅤ присвоенные ‏ㅤ социально ‏ㅤ значимые ‏ㅤ земли, ‏ㅤ особенно ‏в ‏пригородных ‏ㅤ и ‏природоохранных ‏ㅤ зонах, ‏ㅤ а ‏ㅤ также ‏ㅤ относящиеся к ‏аграрной ‏ㅤ сфере ‏ㅤ [1].

С момента образования нового российского государства – Российской Федерации – земельный вопрос остро стоит на повестке дня. Признание прав собственности на землю после десятков лет их отсутствия породило множество злоупотреблений в области земельных отношений, что было вызвано в первую очередь неразберихой в органах власти и ощущением безнаказанности «земельных» чиновников. Проблема органов власти, контролирующих земельные отношения, актуальна и сегодня, поскольку у нас в стране они только начинают закрепляться.

Создание ‏ㅤ эффективной ‏ㅤ и ‏ㅤ динамичной ‏ㅤ системы ‏ㅤ управления ‏земельными ‏ㅤ ресурсами ‏ – ‏ главная ‏ㅤ современная ‏ㅤ стратегическая ‏задача. ‏Сохранившаяся ‏ㅤ с ‏ㅤ советских ‏ㅤ времен ‏ㅤ система, ‏ㅤ при ‏ㅤ которой ‏ㅤк ‏управлению ‏ㅤ землей ‏ㅤ имели ‏ㅤ отношение ‏ㅤ несколько ‏ㅤ министерств ‏и ‏ведомств, должна быть упразднена. В ‏большинстве ‏ стран мира ‏ㅤ существует, ‏как ‏правило, ‏ один ‏ правительственный ‏ㅤ орган, ‏ㅤ который ‏ㅤ несет ‏полную ‏ответственность ‏ㅤ за ‏ㅤ управление ‏ㅤ земельными ‏ㅤ ресурсами. ‏ㅤ Только ‏один орган управления может ‏ㅤ занимать ‏ㅤ нейтральную ‏ㅤ позицию ‏ㅤ и ‏беспристрастно, ‏и ‏ㅤ сбалансировано ‏ㅤ учитывать ‏ㅤ одновременно ‏интересы ‏государства ‏ㅤ и ‏ㅤ всех ‏ㅤ заинтересованных ‏ㅤ сторон. ‏Разделение ‏ㅤ и ‏распыление ‏ㅤ вопросов ‏ㅤ государственного ‏управления ‏земельными ‏ресурсами, ‏ㅤ ведения ‏ㅤ государственного ‏ㅤ земельного ‏кадастра, ‏землеустройства  и ‏ㅤ государственного ‏ㅤ контроля ‏ㅤ за ‏использованием ‏и ‏охраной ‏ㅤ земель ‏ㅤ между ‏ㅤ многими ‏министерствами ‏ㅤ и ‏ㅤ ведомствами ‏отрицательно сказывается на ‏использовании ‏ и ‏ охране ‏ земель страны, ‏влечет ‏за ‏ собой ‏неконтролируемую ‏ㅤ деградацию ‏ㅤ земель, ‏ㅤ тормозит ‏ㅤ переход ‏к ‏системе ‏ㅤ экологически ‏ㅤ безопасного ‏ㅤ землевладения ‏ㅤ и ‏землепользования, ‏ㅤ создает ‏ㅤ существенные ‏ㅤ трудности ‏ㅤ в ‏достижении ‏продовольственной ‏ㅤ безопасности ‏ㅤ страны.

Многообразие региональных особенностей ‏ России, ‏ㅤ неравномерность ‏социально-экономического ‏ㅤ развития ‏ㅤ ее ‏ㅤ территорий ‏ㅤ объективно ‏обусловливают ‏ㅤ необходимость ‏ㅤ смещения ‏ㅤ центра ‏ㅤ тяжести ‏земельных ‏ㅤ преобразований ‏ㅤ в ‏ㅤ регионы. ‏ㅤ Степень ‏ㅤ этого ‏смещения ‏будет ‏увеличиваться ‏по ‏ㅤмере ‏ㅤ развития ‏ㅤ федерализма ‏ㅤ и  ‏углубления процесса ‏разграничения ‏ полномочий ‏ по ‏ㅤ предметам ‏совместного ‏ㅤведения между ㅤ Федерацией ‏ и ‏ ее ‏ㅤ субъектами ‏ [2]. 

Учитывая  ‏ㅤ  постоянно ‏ㅤ     возрастающее ‏ㅤ    значение ‏ㅤ    земельно-ресурсного ‏ㅤ потенциала ‏ㅤ в ‏ㅤ жизни ‏ㅤ страны, ‏ㅤ когда ‏ㅤ сама ‏ㅤ земля, ‏территория ‏ㅤ государства ‏ㅤ составляет ‏ㅤ тот ‏ㅤ стратегический ‏ㅤ ресурс, ‏который ‏ㅤ по ‏ㅤ значимости ‏ㅤ превосходит ‏ㅤ все ‏ㅤ остальные ‏ㅤ ресурсы, ‏важнейшей ‏ㅤ задачей ‏ㅤ руководства ‏ㅤ страны ‏ㅤ является ‏ㅤ создание ‏адекватной ‏управляющей ‏ㅤ инфраструктуры ‏ㅤ в ‏ㅤ области ‏рационального ‏ использования ‏ и  охраны ‏земельных ‏ㅤ ресурсов ‏страны. ‏ Представляется, ‏что ‏такая ‏ㅤинфраструктура ‏ㅤ должна ‏ㅤ строиться ‏ㅤ системно ‏ㅤ на ‏следующей ‏концептуальной ‏ㅤоснове. ‏Деятельность ‏ㅤ по ‏ㅤ выработке ‏и ‏ㅤ реализации ‏ государственной ‏ㅤ земельной ‏ㅤ политики ‏ㅤ должна ‏быть ‏отделена ‏ㅤ от ‏деятельности ‏по ‏ управлению ‏ㅤ имуществом. ‏Рассмотрение ‏ㅤ земли ‏только ‏как ‏имущества, ‏ или ‏ㅤтолько ‏как ‏средства ‏ получения ‏ налогов, ‏ или ‏ㅤ как ‏средства ‏ㅤ производства, ‏или как объекта градостроительной деятельности, ‏ носит ‏узковедомственный ‏характерㅤ и ‏ㅤ чревато ‏ㅤ серьезными ‏ㅤ потерями ‏для ‏ㅤ развития ‏экономики ‏ㅤ страны. ‏ Выработка ‏земельной политики ‏должна ‏основываться ‏на ‏ объективных ‏ㅤ данных ‏о ‏ состоянии ‏использования ‏ㅤ земли ‏и ‏ недвижимого ‏имущества как объектов ‏прав, защищаемых ㅤ государством, ‏и ‏ как объектов налогообложения.  ‏

Что ‏ㅤ касается ‏ㅤ управления ‏ㅤ земельными ‏ㅤ ресурсами ‏ㅤ в ‏новых ‏условиях, ‏ то ‏ㅤ решающим ‏ㅤ моментом ‏ㅤ должна ‏ㅤ быть ‏ㅤ эффективность ‏хозяйственного ‏ㅤ управления. ‏ㅤПри ‏ этом ‏ управляющий ‏ орган ‏на ‏ㅤ любом ‏уровне ‏должен ‏руководствоваться, ‏ㅤнаряду ‏ㅤ с ‏ㅤ коммерческим ‏интересом, ‏территориальным ‏ㅤ и ‏ㅤ экологическим ‏ㅤ значением ‏ㅤ земли, ‏учитывая ‏не ‏только ‏ текущие, ‏ но ‏и ‏ будущие ‏нужды.

Что ‏ㅤ касается ‏ общегосударственных ‏ нужд, ‏требующих ‏ для ‏ㅤ своего удовлетворения ‏ㅤ использования ‏ㅤ региональной, ‏ㅤ муниципальной ‏ㅤ или ‏частной ‏ㅤ земельной ‏ㅤ собственности, ‏ㅤ то ‏ㅤ на ‏ㅤ этом ‏ㅤ пути ‏ㅤ не ‏должно ‏ㅤ быть препятствий. ‏ㅤ Возможные ‏ㅤ проблемы ‏ㅤ при ‏ㅤизъятии ‏земельных ‏ㅤ участков ‏ㅤ должны ‏ㅤ сводиться ‏ㅤ только ‏ㅤ к ‏ㅤ вопросам ‏компенсации. ‏ㅤ Владелец ‏ㅤ изымаемой ‏ㅤ земельной ‏ㅤ собственности ‏должен ‏ㅤ иметь ‏ право ‏ на ‏ㅤ компенсацию, ‏ㅤ соразмерную ‏ㅤ тем ‏доходам, ‏которые ‏ㅤ он ‏ㅤ получал ‏ㅤ от ‏ㅤ своей ‏ㅤ собственности ‏ㅤ прежде.  ‏ㅤ

Что касается федеральной собственности на землю, то исторически общепризнано, что правительство любого цивилизованного государства владеет подлежащими эксплуатации природными ресурсами прежде всего в целях развития национальной экономики. Задача извлечения из федеральной земельной собственности бюджетных доходов является вторичной и подчиненной [6]. В этом принципиальное отличие федеральной собственности на землю от муниципальной, и, особенно, частной. Коммерческие расчеты государства, связанные с эксплуатацией земельных ресурсов, которые находятся в его собственности, не являются самодовлеющими. Они подчинены народнохозяйственным интересам. Коль скоро интересы общества имеют приоритет, фискальные интересы государства должны отступать на второй план. В этой связи главная цель федерального земельного органа исполнительной власти заключается в организации эксплуатации земельных ресурсов в интересах всего общества. Необходим федеральный закон «Об эффективном использовании земельно-ресурсного потенциала в Российской Федерации».

Только один орган управления может занимать нейтральную позицию и беспристрастно и сбалансировано учитывать интересы государства и всех заинтересованных сторон. Поэтому система управления, при которой к земельной политике имеют отношение несколько министерств и ведомств, должна быть упразднена [5].

Новые формы управления земельными ресурсами должны в первую очередь стимулировать переход к инновационному пути развития землепользования. Экстенсивный путь развития хозяйствования на земле, характерный для последних десяти лет, когда государство фактически самоустранилось от проведения на практике активной земельной политики, привел к резкому падению эффективности использования земли, особенно в сельском и пригородном хозяйстве. Дальнейшее движение по такому пути уже недопустимо, так как это обстоятельство напрямую подрывает национальную безопасность страны. Тем более это недопустимо для страны, располагающей огромным земельным потенциалом на фоне общемирового дефицита земельных ресурсов в связи с невиданными ранее темпами прироста населения в мире [3].

Описанные механизмы земельных отношений дают возможность поднять сельское хозяйство, но это только возможность. Мало убрать барьеры перед его развитием, надо еще реализовать и механизм этого развития. Надо решить и следующую задачу: создать и запустить механизм землепользования

Литература

  1. Ахматова М.Х. Основные пути рационального использования земли и повышение ее эффективности. В сборнике: Инструменты современной научной деятельности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 88-91.
  2. Карашаева А.С. Понятие и содержание современного землеустройства. В сборнике: Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 220-222.
  3. Махотлова М.Ш., Степанова Э.Ю. Государственное управление в сфере землепользования. В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследованияМатериалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». Редакционная коллегия: Р.Р. Галлямов, А.А. Бельцер, Ю.А. Кузнецова, О.А. Подкопаев. 2017. С. 182-184.
  4. Максимчук О.В., Забазнова Я.А. Проблема инновационного развития в России. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития строительной отрасли. Материалы XXIII внутривузовской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. 2011. С. 5-7.
  5. Накова Л.В. Концепция равновесного природопользования.
    В сборнике:Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С.848-851.
  6. Шалов Т.Б., Шалова Ш.Т. Земельный фонд и управление развитие КБР
    В сборнике:Проблемы агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза.  Материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 177-183.