Московский экономический журнал 3/2017

image_pdfimage_print

УДК 332.3 

Bezymyannyj-12

Махотлова Маратина Шагировна,

кандидат биологических наук, старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный

аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.SH.  m.mahotlova@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

STATE POLICY IN THE SPHERE OF LAND RELATIONS

Аннотация

В статье рассматривается Российская земля как главное достояние и богатство нашего народа, а также единство ее основных свойств (как ничем не заменимый природный ресурс; как важнейший геополитический плацдарм; как главное средство производства; как основная кладовая недр и пространственно-операционный базис; как объект недвижимого имущества и как экономический фактор развития общественного производства). Анализируются сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования земельных отношений, формирование и реализация модели долгосрочного развития экономики страны, базирующейся на повышении эффективности использования земельно-ресурсного потенциала.

Abstract

 The article discusses the Russian land as the main asset of our people and the unity of its basic properties (as irreplaceable natural resource; as an essential geopolitical bridgehead; as the main means of production; as the main storehouse of mineral resources and spatial and operational basis; as the immovable property and as an economic factor in the development of social production). Analyses of a combination of state and market mechanisms of regulation of land relations, the formation and implementation of the model for long-term development of the economy based on improved utilization of land resources.

Ключевые слова: земельные отношения, государственная земельная, политика, земельный рынок, земельный вопрос, земельная реформа.

Key words: land tenure, government land policy, land market, land issue, land reform.

Земля – главное национальное достояние и богатство нашего народа. Земельные просторы России всегда привлекали завоевателей. Отстаивая свое жизненное пространство на различных этапах истории, Россия в расширении своих границ и объединении земель преуспела больше других стран мира [3]. Однако политические и социально-экономические факторы, обострившиеся в 80-90-х годах XX века, привели к распаду советской империи и формированию нового российского государства в современных границах.

К началу XXI века наше государство обладает колоссальными земельными ресурсами. Территория страны состоит из 1709,8 млн. га земли и 420 млн. га континентального шельфа. Россия занимает 12,9% суши земного шара, удельный вес пашни России составляет 9,5% от всех распаханных земель в мире, площадь под лесами равна почти 21% от мировых лесопокрытых территорий. Наша страна располагает 55% самых плодородных черноземных почв мира [5]. В связи с этим источники развития и процветания нашего государства в XXI веке, Россия должна искать, прежде всего, в сфере землепользования. Российская земля – это главное достояние нашего народа, важнейший геополитический и экономический фактор развития общественного производства (рис.1.).

Screenshot_1

Рисунок 1. Земельный фонд

Как земельное богатство использовалось за последние 25 лет? В начале 90-х годов прошлого века низкая эффективность экономического развития бывшего Советского Союза связывалась реформаторами с исключительной государственной собственностью на землю, которая, как считалось, не способствовала повышению деловой активности и интересам населения к развитию производства, эффективному использованию земель и их охране. В этой связи за 25 лет произошло практически полное перераспределение земельной собственности. В настоящее время в России более 110 млн. собственников недвижимости, включая 43 млн. собственников 55,6 млн. ед. земельных участков, которые имеют только в аграрном секторе 130 млн. га земли, что больше чем пахотные земли всей Европы. В настоящее время действует 267 тыс. крестьянских хозяйств на площади 20,6 млн. га, в ходе реорганизации 25 тыс. колхозов и совхозов земельные доли в собственность получили 11,9 млн. человек на площади 117,6 млн. га. В ведение органов местного самоуправления передано 36,4 млн. га для 153,3 тыс. сельских населенных пунктов, что создало основу для развития муниципальных образований. Более 7,3 млн. человек получили 0,81 млн. га земель для индивидуального жилищного строительства; площадь земель, находящихся в личном пользовании граждан, а это личные подсобные хозяйства, служебные наделы, участки для садоводства, огородничества и животноводства, возросла с 1990 по 2016 гг. с 4,2 до 26,2 млн. га. Сформирован фонд перераспределения земель на площади 46,6 млн. га (в том числе 11,7 млн. га сельскохозяйственных угодий) в целях удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в земельных участках для различных видов деятельности. Введено платное землепользование. Сбор всех видов земельных платежей в 2016 г. превысил 49,7 млрд. руб. (в 1999 г. – 18 млрд. руб.). Продолжается разграничение государственной собственности на землю. В Российской Федерации сформировался земельный рынок. Так в среднем за 2011-2016 годы с учетом действующих договоров аренды государственных и муниципальных земель в обороте находилось 4,5 млн. земельных участков общей площадью 115,8 млн. га. Создается государственный кадастр недвижимости. Однако, передел земель не улучшил экономическую ситуацию, связанную с использованием земель и их охраной. Из сельскохозяйственного оборота выбыло 40,5 млн. га сельскохозяйственных угодий и 24,8 млн. га пашни. За 1996-2016 годы из 9,7 млн. перераспределенных в сельскохозяйственном секторе земельных участков 1,5 млн. ед. (15,5%) были переведены в другие категории земельного фонда или изменили вид разрешенного использования, что нанесло существенный ущерб отрасли сельского хозяйства. По оценкам экспертов примерно 70% сельскохозяйственных организаций и не менее 50% граждан, имеющих в собственности земельные участки, не могут реализовать свои земельные права ввиду отсутствия документов по их регистрации и межеванию. По этой же причине практически не действует земельная ипотека, что затрудняет привлечение инвестиций на село.

Продолжается ускоренная деградация почв. Так за последние 25 лет площадь сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями процессов деградации увеличилась на 23,2 млн. га. Опустыниванию подвержено почти 100 млн. га земель.  Сократились площади мелиорируемых земель. Обострилась проблема с земельными долями, большая часть которых в пригородах скуплена и не предназначена для сельскохозяйственного производства [1]. Из 153 тыс. сельских населенных пунктов 88% за последние 15 лет перестали развиваться и начали деградировать. Например, плотность населения в северных и приравненных к ним территориях, а это 70% общей площади России, составляет в среднем один человек на квадратный километр. На остальных территориях – в 26 раз выше. За последние 50 лет сельское население страны сократилось на 76,9%, а оно определяет во многом обжитость большинства районов России. По этой же причине земля не только перестает обрабатываться, но и продолжает опустошаться, притягивая, как магнит, теневой капитал. По расчетам ученых Государственного университета по землеустройству потери сельского хозяйства вследствие ухудшения условий землепользования в 2016 году по отношению к 1990 году в пересчете на зерновой эквивалент, для экономики страны составили 193,3 млн. т или 927,9 млрд. руб. Это привело к снижению кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на 6,96 трлн. руб. или на 32,8%. В результате этого было недополучено ежегодных земельных платежей на сумму 20,9 млрд. руб., а земельно-ресурсный потенциал сельскохозяйственных территорий уменьшился на 42%. Поэтому наведение порядка в землепользовании и введение в действие механизма повышения его эффективности – первоочередная государственная задача.  

Что делать? Для повышения эффективности сельскохозяйственного землепользования необходимо незамедлительно осуществить следующие меры:

  • сформулировать и осуществить четкую земельную и переселенческую политику;
  • построить и наладить систему государственного управления земельными ресурсами;
  • создать систему государственного регулирования проведения землеустройства;
  • сделать земельно-ресурсный потенциал основным звеном подъема экономики страны.

В земельной политике надо изменить идеологию, ориентируясь на следующие приоритеты.

  1. Землю надо рассматривать в единстве ее основных свойств (как ничем не заменимый природный ресурс; как важнейший геополитический плацдарм; как главное средство производства; как основная кладовая недр и пространственно-операционный базис; как объект недвижимого имущества). Нельзя абсолютизировать товарные (имущественные) свойства земли и ориентировать на них экономику. Также как и нельзя отказываться от учета этих свойств [4].
  2. Необходимо разумно сочетать государственные и рыночные механизмы регулирования земельных отношений, делая главную ставку на создание системы государственного управления земельными ресурсами и второстепенную -­ на контролируемый и регулируемый земельный оборот.
  3. При установлении направлений развития землепользования и землеустройства не следует насаждать строго определенные формы собственности и хозяйствования на земле. Они должны, исходя из объективных экономических законов, сами доказать право на существование. При этом не надо забывать исторически оправдавших себя преимуществ крупного производства перед мелким и крупных форм землепользования перед парцеллярными.
  4. Для старта в восстановлении экономики и обеспечении ее эффективного функционирования в дальнейшем нужно вовлечь в нее земельно-ресурсный потенциал, но не проедая или продавая его, а делая двигателем развития производительных сил и производственных отношений, организуя его рациональное использование и охрану.
  5. Земельную политику надо строить, исходя из обоснованного сочетания государственных (общественных), коллективных и личных интересов в использовании земли, ориентируясь на глобальные процессы, происходящие в природопользовании и мировом сообществе, направленные на поддержку их устойчивого развития и экологическую защиту.

Для формулировки концепции земельной политики государства в самое ближайшее время Правительству Российской Федерации необходимо разработать, всенародно обсудить и принять «Основные направления земельной политики государства на перспективу» (10-15 лет) и осуществлять их в интересах всего народа (табл.1.).

Таблица 1. Механизм регулирования земельных отношений

Screenshot_2

В настоящее время, когда необходимо сохранить огромную территорию России, стержнем переселенческой политики должна стать «колонизация» и обустройство заброшенных, в первую очередь, приграничных земель [2]. Для этого потребуется:

  • провести разумную переселенческую политику и расселить по территории порядка 20-30 млн. внутренних переселенцев;
  • создать условия для возвращения на родину хотя бы части из 25 млн. человек русскоязычного населения, проживающего в ближнем зарубежье, и их поселения на Российских территориях;
  • привлечь на поселение в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, число которых составляет 1 млн. человек, а также военнослужащих, увольняемых в запас, стимулировать привлечение на село молодежи;
  • осуществить комплекс неотложных мер по устойчивому социально-экономическому развитию села, улучшению качества жизни сельских тружеников, ликвидации сельской безработицы.

В системе государственного управления земельными ресурсами главная роль должна отводиться земельной службе, которая проводит земельную политику и состоит из специалистов – профессионалов – землеустроителей.

Даже в условиях исключительной государственной собственности на землю, относительной стабильности земельных отношений Советская страна за 70-летний период своего существования признала важность землеустроительной службы.

В 1990-1991 гг. земельная реформа в России была начата с переустройства землеустроительной службы. На базе существующих землеустроительных органов был образован Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (1990 г.), в конце 1991 г. он был преобразован в Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве РФ и т.д. Всего с 1990 по 2016 гг. землеустроительная служба меняла свой статус, функции и структуру 14 раз!!! В настоящее время функция землеустройства возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящуюся в ведении Минэкономразвития России.

Одной из основных задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации при формировании земельной политики в АПК страны будет являться решение вопросов землеустройства и налаживание взаимодействия с различными организациями, работающими в этой сфере.

Таким образом, государство начинает понимать, что государственное регулирование проведения землеустройства является важнейшим фактором организации рационального использования земель и их охраны. Государственное регулирование проведения землеустройства позволит обеспечить:

  • формирование и реализацию модели долгосрочного развития экономики страны, базирующейся на повышении эффективности использования земельно-ресурсного потенциала;
  • существенное увеличение доходов от использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • усиление роли государства в планировании и организации рационального использования земель и их охраны, а также в регулировании устойчивого воспроизводства плодородия почв и ресурсов в сельской местности, включая создание эффективной системы земельного контроля;
  • создание социально-справедливых и экономически выгодных условий перераспределения и использования земельной собственности, в том числе формирование земельных участков сельскохозяйственного назначения из земель, находящихся в коллективно-долевой и общей совместной собственности и в фонде перераспределения;
  • повышение эффективности в сфере оборота земель.

Таким образом, разрешение земельного вопроса государством и обществом послужит важным условием и фактором развития экономики нашего государства.

Литература

  1. Вараксина И.В. Земельные отношения как предмет конституционно-правового регулирования. Российский юридический журнал. 2009.№ 6. С. 228-231.
  2. Дамдын О. С. Государственное регулирование земельных отношений // Молодой ученый. 2011. №5. Т.1.  С. 175-177.
  3. Дубяга А.П., Зубкова Л.В. Земельные отношения в современной России: сильные и слабые стороны. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии. 2012.№ 2-3. С. 226-229.
  4. Жуков М.А. Актуальные проблемы регулирования земельных отношений. Вестник Оренбургского государственного университета. 2004.№ 3. С. 112-116.
  5. Махотлова М.Ш. Земельный строй РФ – совокупность земельных отношений Московский экономический журнал. 2016.№ 1. С.10.
  6. Петков В.П. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Вестник Инжэкона. Серия: Экономика. 2012.№ 1. С. 371-373.