Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 332.14 

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10068

КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ 

CADASTRAL WORKS IN RELATION TO NATIONAL PARKS AND STATE NATURE RESERVES

Гальченко Светлана Альбертовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землепользования и кадастров ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1464-9877

Антропов Дмитрий Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORHID: http://orcid.org/ 0000-0002-8834-7767,

Гвоздева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6240-4196

Фомина Анастасия Владимировна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORHID:https://orcid.org/0000-0003-2730-2116 

Galchenko S.A., s_galch@mail.ru

Antropov D.V., antropovzem@gmail.com

Gvozdeva O.V., gvozdeva_ov@bk.ru

Fomina A.V., gulina.anastasia2010@yandex.ru 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы необходимости проведения кадастровых работ в отношении национальных парков и государственных природных заповедников. Так на конец 2019 года в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о 56 особо охраняемых природных территориях федерального значения, что составляло всего 18 % от их общего количества. Отсутствие информации о земельных участках в едином государственном реестре недвижимости приводило к нарушению территориальной ценности ООПТ, природной среды, животного и растительного мира. Вместе с тем рассмотрен порядок проведения кадастровых работ в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения. Определены проблемы при выполнении данного вида работ. 

Summary. The article discusses the need for cadastral works in relation to national parks and state nature reserves. So at the end of 2019, the Unified State Register of Real Estate contained information about 56 specially protected natural territories of federal significance, which was only 18% of their total number. The lack of information about land plots in the unified state register of real estate led to a violation of the territorial value of protected areas, the natural environment, wildlife and flora. at the same time, the procedure for conducting cadastral works in relation to specially protected natural territories of federal significance is considered. problems are identified when performing this type of work.

Ключевые слова: национальные парки, государственные природные заповедники, особо охраняемые природные территории, кадастровые работы, уточнение границ земельных участков.

Keywords: national parks, state nature reserves, specially protected natural areas, cadastral works, clarification of land boundaries. 

Особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ), являются объектами общенационального достояния, которые охраняются и защищаются государством. Согласно нормам Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» ООПТ – участок земли, либо водной и воздушной поверхности где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, а также данные территории на основании решений органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Выделяют следующие виды ООПТ, указанные на рисунке 1 в зависимости от особенностей режима использования.

Согласно рисунку 1 государственные природные заповедники и национальные парки могут находится только в федеральной собственности, а государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады в соответствии с решениями уполномоченных органов могут находится либо в федеральной, либо в региональной собственности. Так же закон устанавливает возможность установления иных видов ООПТ регионального и местного значения.

По данным Росстата на 01.01.2020 в Российской Федерации 295 ООПТ Федерального значения, общая площадь 73 797 961,7 га из них 108 государственных природных заповедников, 63 национальных парка (таблица 1) [4].

На конец 2019 года в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о 56 особо охраняемых природных территориях федерального значения, что составляло всего 18 % от их общего количества.  

Отсутствие зарегистрированных границ, внесенных в ЕГРН может приводить к увеличению доли совершения противоправных действий, так, после учреждения заказника в Архангельской области вырубили 150 га леса, вместе с тем продолжаются попытки изъятия территорий ООПТ и их охранных зон.

Также по согласованию с Минприроды подведомственное ему ВНИИ «Экология» начало подготовку документов по изъятию из национального парка «Югыд ва» 50 000 га земель для добычи полезных ископаемых. Ещё до этого Правительство Коми направило в Минприроды документы об этом, включая проект постановления Правительства РФ. А в июле директор компании «Голд Минералс», уставный капитал которой размещён в кипрских офшорах, напрямую обратился к министру природных ресурсов и потребовал ускорить работу по «уточнению» границ национального парка (рисунок 1) [2].

Участившиеся случаи нарушения территориальной ценности ООПТ, природной среды, животного и растительного мира привело к тому, что Президент Российской Федерации, В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию 2019 поручил Министерству природы России совместно с Росреестром до 1 января 2022 года завершить внесение сведений о местоположении границ ООПТ федерального значения в Единый государственный реестр недвижимости. 

Для реализации данного послания была создана рабочая группа по внесению сведений о местоположении границ ООПТ федерального значения в реестр недвижимости. В состав рабочей группы вошли представители Минприроды, Росреестра, Кадастровой палаты, Рослесхоза, Росимущества и Информационно-аналитического центра поддержки заповедного дела.

С целью недопущения утраты федерального имущества подведомственными органами Минприроды РФ проводится государственная закупка работ по подготовке документация для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Особенностью проведение землеустроительных и кадастровых работ является то, что территории заповедников и национальных парков  большие и как правило ООПТ формировались в прошлых 70-90 гг. прошлого века и учредительная документация (кадастровый паспорт) зачастую содержит неполные данные. Так, например, в ряде случаев площадь на практике во многом расходится с указанной на бумаге.

Стоит рассмотреть несколько вариантов проведения кадастровых работ работ в отношении земель ООПТ. Первый вариант — это проведение кадастровых работ в отношении границ ООПТ, и вместе с тем параллельное проведение кадастровых работ в отношении всех земельных участков в составе ООПТ, а второй вариант- проведение кадастровых работ отдельных земельных участков в целью внесения в реестр недвижимости. Второй вариант наиболее часто применяется ввиду ограниченности выделенных денежных средств и высокой стоимости кадастровых работ, что приводило к расстановке приоритетов в проведении кадастровых работ. Так уполномоченные органы закупали кадастровые работы постепенно согласно имеющемуся реестру.  

При выполнении работ, связанных с подготовкой материалов для постановки на кадастровый учет отдельных земельных участков, а также внесение в реестр границ границы ООПТ происходят следующие этапы: предполевой сбор и анализ материалов об ООПТ, полевые наблюдения и их анализ, камеральные работы, порядок действий указаны на рисунке 2.

Необходимо провести работы для закрепления границ ООПТ. Затем кадастровые работы проводятся в отношении всех земельных участков на данной территории. В ходе работ по формированию ООПТ необходимо провести комплекс мероприятий по установлению на местности границ объекта ООПТ.

На начальном этапе изучается задание, выполненное заказчиком на основе проекта или сведений ЕГРН, в виде выписок. Межевание объекта состоит из пунктов, указанных на рисунке 3. В результате последнего этапа на выходе имеем, имеются границы ООПТ, комплект XML-документов.

Предполевой сбор и анализ материалов ООПТ представляет собой мониторинг имеющихся данных по редким животным, охранным животным и растениям, так-же на данном этапе производится предварительное определение и сопоставление границ ООПТ уставной документацией.

На этапе полевых обследований производятся натурные обследования территории с целью получения новых сведений, отражающих действительность. Определяются объекты особой охраны и окончательно формируются границы ООПТ

В ходе камеральных работ разрабатывается проект ООПТ паспорт и положения, где четко указываются границы в географической системе координат и местной системе координат. Одновременно записываются природные особенности территории, определяется перечень объектов особой охраны, уточненная площадь ООПТ, схема ООПТ и режим особой охраны.

После выполнения работ по установлению границ проводятся кадастровые работы в отношении земельных участков.

Стоимость работ в отношении территорий ООПТ составляет 1 000 000 рублей на 500 га исходя из анализа практики в сфере проведения кадастровых работ в отношение ООПТ. Реализация таких государственных контрактов занимает от 1 до 3 лет.

Второй вариант проведения кадастровых работ в отношение отдельных земельных участков.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выделяет финансирование администрации национального парка для проведения таких работ как уточнение границ земельных участков, формирование и постановку на кадастровый учёт земельных участков, из которых состоят ООПТ, осуществление межевания, закрепление на местности внешних границ, завершение регистрации объектов недвижимости, поставку на учет функциональных зон национальных парков.  Администрация в свою очередь подготавливает техническое задание на выполнение комплекса работ по внесению сведений в ЕГРН. Затем происходит закупка землеустроительных и кадастровых работ по средству торгов на заключение государственного контракта.

Закупка землеустроительных и кадастровых работ осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и размещается администрацией через Единую информационную схему в сфере закупок.

После заключения государственного контракта выполняются кадастровые работы в отношении земельных участков

Общая технологическая схема выполнения кадастровых работ приведена на рисунке 5.

После составления твердой сметы, составления технического задания и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ выполняется этап подготовительных работ.

Схема организации кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения земельного участка, представлена на рисунке 7.

Стоит сказать, что проведение землеустроительных и кадастровых работ затрудняется тем, что в составе, например, национального парка «Русский Север» имеются земельные участки покрытых лесом и являющихся по материалам Государственного лесного реестра землями лесного фонда, собственность Российской Федерации на которые зарегистрирована.

Планируемые работы по образованию земельных участков осуществляются в границах муниципальных образований (так например порядка 247 населенных пунктов входят в границы Национального парка «Русский Север»), а так же за их пределами, в том числе, планируется включение земельных участков – невостребованных земельных долей, а так же иных земель, сведения о которых не содержаться в Едином государственном реестре недвижимости, и земельных участках предоставленных после образования Национального парка.

Также на многих территориях при организации национальных парков и заповедников вошли земли колхозов, часть их которых представляла собой небольшие территории, заросшие древесно-кустарниковой растительностью, так называемые колхозные леса, часть из которых была оформлена, а часть осталась неразграниченного права пользования. Данные бесхозные территории внутри ООПТ создают проблемы ведение лесохозяйственной деятельности, выполнение противопожарных профилактических мероприятий и проведение мониторинга силами национальных парков и заповедников невозможно, в связи с тем, что данные участки не переданы национальному парку в постоянное (бессрочное) пользование. И во многих случаях работы землеустроительные и кадастровые не проводятся на данных земельных участках.  Например, в границах национального парка «Самарская Лука» произрастает примерно 3,6 тысяч гектаров лесов, ранее относившихся к лесам колхозов и совхозов (Ставропольский муниципальный район более 2800 га; Волжский муниципальный район более 800 га). Часть колхозных лесов была оформлена, часть осталась неразграниченного права пользования. Таким образом необходимо проведение кадастровых работ на более чем на 85 земельных участков площадью 1800 га, относящиеся к колхозным лесам. 

Также в границах национального парка «Самарская лука» вошли земли, расположенные вдоль берега Саратовского водохранилища на сегодняшний день на данной территории, остались земельные участки с произрастающими на них лесами, возрастом более 80 лет. Данные земельные участки не оформлены, относятся к собственности неразграниченного права пользования, то есть государственной освоенности. Кроме того, в границах указанных территорий имеются земельных участки, ранее используемые под разработки нефтяных месторождений, на которых происходят мероприятия по ликвидации последствий. Таким образом необходимо проведение кадастровых работ на более чем 20 земельных участков площадью 133,2 га, расположенных на побережье. 

Список литературы

  1. Антропов Д.В., Фомина А.В. Комплексные кадастровые работы в контексте кластерной политики в Российской Федерации// Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе VII Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2020. С. 9-13.
  2. Богданова О.В., Варламов А.А. Управление земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий (на материалах Тюменской области)//Чебоксары, 2020.
  3. Варламов А.А., Гальченко С.А.Реформирование землепользования в России на современном этапе//Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 3.
  4. Гальченко С.А. Социальная эффективность управления устойчивым землепользованием//В сборнике: Землеустроительное образование и наука: из XVIII в XXI век. Материалы Международного научно-практического форума, посвященного 240-летию со дня основания Государственного университета по землеустройству. 2019. С. 280-285.
  5. Заповедная система России-2019: радости и печали [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://greenpeace.ru/expert-opinions/2020/01/09/zapovednaja-sistema-rossii-2019-radosti-i-pechali/
  6. Сведения об особо охраняемых природных территориях 2019 /Доклад Росстат 2020