Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

УДК 630.6

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10095 

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ КАК ГЛАВНОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ 

THE NEED TO IMPLEMENT DIGITAL TECHNOLOGIES IN FORESTRY IN RUSSIA AS THE MAIN MECHANISM FOR SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT

Гальченко Светлана Альбертовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1464-9877

Бородина Ольга Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://eos.guz.ru/system/tutorportfolio/tutor/?id=FF7407BB-3F7D-87E3-5045-14F85EAFE4DE

Рассказова Анна Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5127-0946

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (105064 Россия, г. Москва, ул. Казакова, д. 15), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9788-2692 

Galchenko S.A., s_galch@mail.ru

Borodina O.B., olga2700@mail.ru

Rasskazova А.А., annar78@mail.ru

Chuksin I.V., chuksin-99@mail.ru  

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы необходимости внедрения в сферу лесоуправления и организации ведения лесного хозяйства новых современных информационных оперативных систем планирования и использования лесных ресурсов.  Авторами подчеркивается важность создания информационного массива, который облегчит производственный контроль для лесопользователей и обеспечит приток информации из других ресурсных подсистем и смежных отраслей, данных мониторинга. Особое внимание авторы уделяют оцифровки инфраструктуры отрасли лесного хозяйства на базе созданных цифровых платформ как ключевого связующего звена информационных систем и существующих цифровых сервисов. Авторы приходят к выводу, что механизм создания современных практических основ цифровых дистанционных технологий развития лесного комплекса России возможен только при полной информатизации лесного хозяйства с использованием новейших информационных комплексов в рассматриваемой сфере.

Summary. The article discusses the need to introduce new modern information operational systems for planning and using forest resources in the field of forest management and organization of forestry. The authors emphasize the importance of creating an information array that will facilitate production control for forest users and ensure the flow of information from other resource subsystems and related industries, monitoring data. The authors pay special attention to the digitization of the infrastructure of the forestry industry on the basis of the created digital platforms as a key link between information systems and existing digital services. The authors come to the conclusion that the mechanism for creating modern practical foundations of digital remote technologies for the development of the forestry complex in Russia is possible only with the complete informatization of forestry using the latest information systems in the area under consideration. 

Ключевые слова: лесное хозяйство, информация, информационное обеспечение, цифровые технологии, лесоуправления, цифровая платформа.

Keywords: forestry, information, information support, digital technologies, forest management, digital platform. 

Лесная промышленность Российской Федерации является одной из наиболее перспективных отраслей российского промышленного комплекса. Отрасль лесного хозяйства занимает существенное место в экономике страны и обеспечивает ее динамичное и комплексное развитие на мировой арене [13].

По массовым оценкам экспертов доля Российской Федерации по запасам лесных ресурсов составляет около четверти всех запасов мира [13]. Федеральная служба государственной статистики (далее – Росстат) по состоянию на 2019 год приводит количественные сведения площади земель лесного фонда в общей сложности 1146,2 млн. га, что составляет около 46,4% территории страны [14].

Учитывая масштабы земель лесного фонда, стоит отметить, что для производственного и государственного контроля за такими землями необходима достоверная пространственно ориентированная информация о них. В настоящее время в лесной отрасли Российской Федерации можно наблюдать отсутствие внедрения в сферу лесоуправления и организации ведения хозяйства новых современных информационных оперативных систем планирования и использования лесных ресурсов. И как следствие, вопросы комплексного развития лесных территорий не решаются в полной мере, современная парадигма устойчивого управления лесами находится в стадии своей разработки из-за отсутствия информационного учета лесов и необходимых принципов организации их информационного обеспечения [10].

На сегодняшний день в связи с реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», вопросы процесса инвентаризации и мониторинга лесов, хранения больших данных информации в облачных системных носителях стали актуальными в связи с цифровыми технологиями в разных областях деятельности российских секторов экономики [4]. Лесному хозяйству страны необходим пакет современного программного оборудования и нормативно-правового регулирования в области цифровизации отрасли на базе существенной модернизации и трансформации имеющихся технологий в вопросах управления лесами.

Основная задача лесной отрасли на ближайшее время – создание единой цифровой платформы управления процессами лесного хозяйства для технологического мощного старта в рассматриваемой отрасли, применение робототехники, беспилотных летательных аппаратов и искусственного интеллекта, привлечение высококвалифицированных специалистов для формирования информационного пространства.

Для достижения устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также для повышения конкурентоспособности лесной промышленности в социально-экономическом развитие России была разработана Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия…), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2018 г. № 1989-р [3]. Пункт 8 Стратегии… направлен на информатизацию лесного хозяйства путем создания федеральной государственной информационной системы «Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства» [3]. К сожалению, конкретизация развития такой системы на базе ведомственного учреждения или привлечения специализированных служб к разработки такой системы в Стратегии… отсутствует. Основные задачи и цели ее внедрения прописаны поверхностно, а результаты, в первую очередь, направлены на достоверность и оперативность предоставления информации для принятия управленческих решений без описания конкретных методов и средств для сбора такой информации, и ее дальнейшей идентификации. Таким образом, существующий нормативно-правовой документ не решает вопросов цифровизации лесной отрасли, а лишь опосредованно затрагивает необходимость ее внедрения в лесной комплекс.

Вместе с тем, в практике управленческой и лесопользовательской деятельности цифровизация уже активно «входит» в лесную отрасль. Действительно, сложившаяся в лесном хозяйстве ситуация в сфере использования информационно-компьютерных технологий создает предпосылки для повсеместного и скорого внедрения на производственных объектах современных геоинформационных систем и программ. Можно выделить ряд стратегических документов, которые каждый по своему трактует необходимость государственной инновационной политики в области цифровизации лесного хозяйства и конкретизирует мероприятия для достижения поставленных целей (рисунок 2) [2,3,4,5,6,7].

По мнению специалистов, стратегии, программы развития и прогнозы дают лишь промежуточные результаты оценки главных положений вопроса создания и внедрения цифровых новейших технологий в единую систему государственного управления лесами, делая особый акцент на защиту и воспроизводство лесных ресурсов страны с позиций нормативно-регламентирующей базы [10,11,12].

Кроме этого, взаимоувязка между конкретной терминологией «лесная отрасль» и «цифровизация лесов» отсутствует, термины лишь синонимизироваются похожими словами, но вместе не используются ни в одном из вышеназванных нормативных документах. Стоит отметить, что процесс перевода лесных ресурсов в «цифру» не актуализирован, а в некоторых случаях и вовсе исключен в  имеющихся на сегодняшний день нормативных актах. Таким образом, необходим синтез ключевых положений каждого правового документа в области лесного хозяйства с целью создания единой основы для применения и внедрения цифровых технологий в лесную отрасль Российской Федерации.

15 декабря 2020 года Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении был принят законопроект № 1054506-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с оборотом древесины», основной целью которого служит процесс перевода лесного комплекса страны в так называемую «цифру», которая создаст базу для формирования единой цифровой основы.

На основании законопроекта Единой федеральной системой, отвечающей за полную прозрачность лесного комплекса, будет выступать Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (далее – ФГИС ЛК). Данный систематизированный ресурс позволит провести процесс усовершенствования и обновления комплексного контроля за оборотом древесины, путем пресечения нелегальной лесозаготовки и предоставления достоверных сведений об учете количества и качества лесных ресурсов.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее – ЛесЕГАИС). Именно она станет начальной базой формирования ФГИС ЛК. ЛесЕГАИС как автоматизированная информационная система, которая функционирует на сегодняшний день, включает управленческие функции контроля за лесным фондом и его участниками. Но стоит сказать, что существующие механизмы системы ЛесЕГАИС не усовершенствованы. По данным Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз), объем выявляемых незаконных рубок составил менее 1% объема промышленной заготовки древесины: в 2019 году легально заготовлено 219,15 млн. кубометров, а незаконно — 1,2 млн. кубометров [15]. Действующая система ЛесЕГАИС не дает возможности полной цифровой трансформации делянок и лесовозов через Глобальную навигационную спутниковую систему (далее – ГЛОНАСС), а недоработка системы не позволяет все имеющиеся склады лесных ресурсов официально подключить к ЛесЕГАИС для полного контроля оборота древесины.

Разработанная на базе ЛесЕГАИС «дорожная карта» дает предпосылки для цифровизации отрасли лесного хозяйства совместно с системой ФГИС ЛК. Именно механизмы регулирования «дорожной карты» позволяют последовательно перейти от бумажных учетных документов в электронные ресурсы учета для оптимизации всего свода полученных данных в ЛесЕГАИС и далее в ФГИС ЛК. Основные задачи «дорожной карты» по времени их запланированной реализации  представлены на рисунке 2.

В результате периода 2021–2023 года намечено внедрение и интеграция компонентов единой цифровой платформы и ее синхронизация с существующими нормативно-правовыми актами на базе разрабатываемого проекта «Цифровое лесное хозяйство». Крайняя необходимость создания проекта связана с отсутствием необходимой  лесоустроительной информации и данных учета лесного фонда для принятия обоснованных управленческих решений. Формирование свода достоверных систематизированных сведений о лесных земельных участков является важной составляющей базой проекта «Цифровое лесное хозяйство».

Задачи его создания и потребность скорейшего внедрения в лесной комплекс обусловлены рядом назревших проблем в лесной отрасли, связанных со скорейшей автоматизацией единых баз информации с внешними системами в области лесной промышленности (рисунок 3).

Проект «Цифровое лесное хозяйство» должен выступать связующим звеном информационных систем и существующих цифровых сервисов, объединять и задействовать ряд служб и учреждений в области охраны и защиты лесов России и воспроизводства лесных ресурсов.

Участники цифровой платформы «Цифровое лесное хозяйство» для создания ряда технологий, использующихся в качестве методологической основы цифровизации лесного комплекса, основными целями ставят достижение максимального перевода первичных баз данных информации о каждом лесном участке, их границах, слияние и деление лесных массивов в электронный вид (рисунок 4).

Полной цифровизации любой практической отрасли, в том числе и лесного хозяйства, представляется возможным достичь через процесс удовлетворения растущих информационных потребностей [9].

Таким образом, считаем необходимым осуществить ряд мероприятий, связанных с цифровой инфраструктурой отрасли лесного хозяйства (рисунок 5).

В результате оцифровки инфраструктуры отрасли лесного хозяйства появится возможность создания информационного массива, который облегчит производственный контроль для лесопользователей.  Образованная единая информационная система на базе платформы «Цифровое лесное хозяйство» обеспечит приток информации из других ресурсных подсистем и смежных отраслей, информации от арендаторов лесного фонда, данных мониторинга, что позволит организовать четкий механизм межведомственного информационного взаимодействия между пользователями системы к базам информации.

Уделяя особое внимание вопросам внедрения новейших технологий в лесной комплекс Российской Федерации с целью повышения достоверности информации и скорости обработки полученных данных о лесных ресурсах, не стоит забывать о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данная ключевая задача является фундаментальной и базисной при рациональном планировании проведения лесоустроительных работ. В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ) одним из главных принципов лесного законодательства является сохранение биологического разнообразия лесов с учетом улучшения их качества и сохранения природных биотопов [1].  Для реализации составляющих задач необходимо соблюдать природоохранные нормы и правила, которые должны быть закреплены на законодательном уровне в виде нормативных документов лесного планирования и проектирования.

Вопросы охраны, защиты и воспроизводства лесов регламентируются лесохозяйственными регламентами совместно с проектами освоения лесов и закреплены в статье 87 ЛК РФ. Документы и материалы лесоустройства, количественные и качественные данные государственного лесного реестра, информация научно-исследовательских институтов, данные о проведенных исследованиях – все это служит фундаментальной основой лесохозяйственного регламента [8]. Технологическая схема реализации мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации представлена на рисунке 6.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что информатизация и цифровизация лесного хозяйства возможна и осуществима при тесном взаимодействии всех хозяйствующих субъектов на основе существующих нормативно-правовых актов и концепций развития лесного комплекса, которые в обязательном порядке должны быть подкреплены вновь созданными информационными комплексами. Именно информационная система ФГИС ЛК, которая будет выступать в ближайшее время как основной механизм первоначального этапа цифровизации лесного хозяйства, и как информационный массив систематизированных сведений о лесных ресурсах, должна «заработать» на всех уровнях лесной промышленности, от отдельно взятого самостоятельного лесничества до федерального уровня для поддержания деятельности всех групп лиц в сфере лесных отношений. Полученные базы данных информации в результате функционирования системы будут служить дальнейшем действием к процессу инвентаризации лесных ресурсов на базе цифровых методов и комплексных решений, что позволить сделать шаг к созданию современных практических основ цифровых дистанционных технологий развития лесного комплекса России.

Литература

  1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочной – правовой системы «Консультант Плюс» / (дата обращения 19.01.2021)
  2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 15.01.2021).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2018 г. № 1989-р (ред. от 28.02.2019) «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307428 / (дата обращения 15.01.2021).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р «Об утверждении Программы “Цифровая экономика Российской Федерации”» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756 / (дата обращения 15.01.2021).
  5. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157978 / (дата обращения 11.01.2021).
  6. Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, Рим, 2012 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fao.org/3/i3020r/i3020r00.pdf (дата обращения 11.01.2021).
  7. Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения 11.01.2021).
  8. Бородина О.Б. Анализ состояния лесных ресурсов в Российской Федерации / Современные проблемы землепользования и кадастров. Материалы III международной межвузовской научно-практической конференции. 14 декабря 2018 г. / М.: ГУЗ – 2019. – 416 с.
  9. Варламов А.А., Гальченко С.А., Гвоздева О.В., Чуксин И.В., Процесс цифровизации сельского хозяйства на базе концептуально новой системы умного землепользования (научная статья) [Электронный ресурс] // Международный сельскохозяйственный журнал, 2020, том 63, № 5 (377), с. 69-72 (№1346 в перечне ВАК)
  10. Писаренко А., Страхов В. Неотложные задачи управления лесным хозяйством России // Лесное хозяйство. – 2014. – № 21. – С. 2–6.
  11. Швиденко А. З., Щепащенко Д. Г., Кракснер Ф., Онучин А. А. Переход к устойчивому управлению лесами России: теоретико-методические предпосылки // Сибирский лесной журнал. – 2017. – № 6. – С. 3–25.
  12. Писаренко А., Страхов В. О модернизации управления лесами России // Лесная газета. – 2016. – № 88.
  13. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году. Государственный доклад. — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2020. — 1000 с.
  14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gks.ru / (дата обращения 08.01.2021).
  15. Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rosleshoz.gov.ru / (дата обращения 10.01.2021).